Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения на легковом автомобиле
электронный образовательный ресурс

План конспект урока: "Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения на легковом автомобиле"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения на легковом автомобиле.

Цель занятия: отработать навыки вождения по маршрутам с большой интенсивностью движения, соблюдая Правила дорожного движения.

Задачи упражнения:

1. Вождение по центральным улицам с двух, трехполосным движением.

Проезд Т-образного, У-образного и Х-образного перекрестков прямо, с поворотами направо, налево.

2. Вождение по улицам с поворотами направо, налево и разворот для движения в обратном направлении.

3. Вождение по дорогам с твердым покрытием на предельной скорости, допускаемой Правилами дорожного движения.

Межпредметные связи:ПДД; Устройство автомобиля.

Место: маршрут по выбору инструктора.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Организационная часть:

Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из гаража.

Вводный инструктаж: 

Целевая установка: проверка готовности учащегося к занятию; сообщение цели и содержания занятия; сообщение маршрута.

Актуализация знаний и опыта учащихся: Проверка отдельных положений Правил дорожного движения, уточнение их понимания и смысл; дорожные знаки - их значение и действия.

Основная часть:

Порядок отработки и рекомендации:

- Объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать технику движения на улице с двух-, трехполосным движением и отработать задачу;

- объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

- Объяснить по маршрутной карте и показать технику движения через Т-образный, У-образный, Х-образный перекрестки прямо, с поворотами налево, направо и отработать задачу;

- объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

- Отработать с обучаемым вождение по улицам с поворотами направо, налево и разворотами для движения в обратном направлении;

- объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

- Отработать движение на автомобиле по улицам с многополосным движением на повышенных скоростях.

- Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех или большинства задач упражнения.

Ошибками считать каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации:

В зависимости от местных условий (наличия указанных улиц и перекрестков и их расположения) количество задач может быть уменьшено. Например, можно объединить 1-ю и 2-ю задачи. Однако во всех случаях должен соблюдаться переход от простых элементов и задач к более сложным, что должно быть учтено при составлении маршрутной карты. Поскольку упражнение отрабатывается на улицах с интенсивным движением транспорта, инструктор должен быть предельно внимательным к дорожной обстановке и соблюдению мер безопасности и требовать того же от обучаемого.

Вводный инструктаж по теме проводят по схеме.

- сообщение название и задач изучаемой темы, количество времени на ее изучение.

- краткое ознакомление учащегося с содержанием темы.

- сообщение об учебно – производственных работах, которые учащийся должен выполнить при изучении темы: демонстрация выполнение упражнений.

Вводный инструктаж по материалу урока – это структурный элемент урока, характеризующий его структурное построение.

Вводный инструктаж включает три элемента: целевую установку, актуализацию знаний и опыта учащегося, создание ориентировочной основы действий учащегося.

Методические требования к организации и руководству.

- выносить на индивидуальное обсуждение только тот материал, по которому у учащегося имеются предварительные знания и умения.

- сочетать беседу с другими методами обучение; объяснением, показов приемов, демонстрация наглядных пособий.

- умело руководить ходом беседы, постоянно активизировать учащихся, регулировать их выказывание, вовлекать в беседу всех учащихся, учитывать их сильные и слабые стороны.

Вводный инструктаж.

- опрос к учащемуся по ходу выполнение задания, объяснение и показ приемов по заданию.

- ответы на вопросы учащегося.

- обсуждение различных вариантов выполнение учебно – производственных заданий.

- опрос учащегося с целью проверки качества усвоение материала вводного инструктажа.

Текущий инструктаж учащегося в процессе работы.

- ответы по вопросам учащегося в ходе выполнение учебно - производственных заданий.

- контроль применяемых учащимся приемов и способов.

- подведение учащегося к осознанию ошибок, затруднений, их причин, определение способов устранение и предупреждение.

- совместный текущий и итоговый анализ выполнение заданий.

Заключительный инструктаж.

- индивидуальный разбор учебных и производственных итогов урока.

- побуждение учащегося к самоанализу и самооценки выполненных заданий.

- анализ недостатков и достижений в работе учащегося на уроке.

          Движение автомобиля на повышенной скорости характеризуется большими нагрузками на агрегаты и механизмы машины и сопровождается сильным и физическим и моральным напряжением водителя. Высокая скорость неизбежно связана с определенным риском. Нерасчетливая быстрая езда или слабая выучка водителя могут привести к очень тяжелым последствиям. Автомобиль на большой скорости обладает огромной кинетической энергией, которая по мере увеличения скорости возрастает в квадрате и в случае наезда автомобиля на препятствие или столкновения с другим транспортом превращается в разрушительную силу. В квадратной зависимости от скорости находится также тормозной путь. Все это курсанты должны знать. Поэтому приступать к отработке данной задачи можно лишь тогда; когда с ними будут изучены «Основные элементы теории движения автомобиля» предмета «Основы безопасности движения» и когда курсанты знают соответствующие положения Правил дорожного движения. Соответственно и все обучение движению на повышенных скоростях должно исходить из главного требования — безопасности движения; сохранения целостности и работоспособности автомобиля, сохранения груза.

          Цель движения на повышенных скоростях — получить на заданном маршруте наибольшую среднюю скорость, так как именно она обеспечивает необходимый эффект. В то же время средняя скорость является суммирующей и слагается из скоростей движения на отдельных' участках маршрута. Представим себе, что автомобиль начинает движение в точке А и движется с наибольшей скоростью в точку Б. На маршруте имеются препятствия (мост и канава), движение через которые возможно со скоростью 5 км/ч, между ними дорога ровная и позволяет развивать максимальную скорость. Рассмотрим движение двух автомобилей одной марки, одинаково загруженных и одинаковых по техническому состоянию. Одним из них управляет водитель, имеющий навыки быстрой езды, другим — малоопытный водитель. Оба получают задачу — проехать маршрут  как   можно быстрее.

Другой начинает движение с разгона, на ровных участках скорость доводят до максимальной, перед препятствиями снижают ее до 5 км/ч, преодолев препятствие, стремятся вновь набрать наивысшую скорость.

       Из графика видно, что на ровных участках дороги они двигались с одинаковой максимальной скоростью, тем не .менее первый прибыл в точку Б раньше. Все решило умение, первого большее время двигаться на максимальной скорости" за счет более энергичного и умелого разгона и торможения. А режим движения автомобилей состоит в основном из разгонов и торможений.

       Отсюда следует главный вывод — средняя скорость движения на дорогах, имеющих препятствия, лимитируется умением водителя преодолевать их, максимально возможно сохранять высокую скорость перед препятствием, за наименьшее время разгонять затем автомобиль вновь до максимальной скорости. Естественно, что при . наличии встречного и попутного транспорта немалую роль играет умение водителя ориентироваться в дорожной обстановке, умение соразмерять скорость движения, по которому разгону;  энергичному     торможению;    наиболее   рациональному преодолению дорожных препятствий.

Мастер вначале объясняет технику разгона и практически показывает это на автомобиле. После этого курсанты сами разгоняют машину с места до максимально допустимой скорости. Наиболее характерная ошибка здесь — неправильный выбор момента для перехода с низшей передачи на высшую. Чаще всего курсанты не используют все возможности двигателя для разгона и спешат перейти на следующую передачу, когда машина еще идет с заметным нарастанием скорости. В других случаях, наоборот, они слишком долго задерживаются на пониженной передаче, хотя машина разгона уже не получает. Здесь важно научить водителя правильно определять момент перехода на высшую передачу, не отрываясь от наблюдения за дорогой. Это приходит к ним со временем. Пока же у учащихся нет таких навыков, на первых порах им целесообразно подсказывать момент переключения.

         Переход на высшую передачу для получения интенсивного разгона на сухой ровной дороге с твердым покрытием рекомендуется проводить при достижении на данной передаче скоростей, указанных в табл. 30. При движении на подъем или по дороге с повышенным сопротивлением качению скорость разгона должна быть больше, на спусках — меньше.

        Для получения быстрого разгона переключение передач проводится значительно быстрее обычного, на незагруженном грузовом автомобиле разгон рекомендуется начинать со второй передачи.

Для проверки навыков в разгоне учащиеся выполняют контрольные заезды, которые заключаются в том, чтобы участок дороги длиной 200—300 м пройти с места за наименьшее время.

При обучении энергичному торможению учащимся необходимо напомнить, что наиболее эффективно комбинированное торможение двигателем и рабочим тормозом. Здесь водитель пользуется тормозом, не выключая передачи и сцепления. Это к тому же и наиболее безопасный способ торможения, вероятность заноса машины в этом случае наименьшая.

После показа мастером приемов торможения учащиеся самостоятельно выполняют торможение до полной остановки со скорости 30—40, а затем и 50—60 км/ч. Здесь важно обратить внимание учащихся на то, что при слишком резком торможении сильно возрастают напряжения в агрегатах автомобиля, что ускоряет их износ. Особенно сильно изнашиваются шины. Поэтому от учащихся необходимо требовать энергичного, но не доходящего до юза, торможения.

При торможении совершенствуется умение учащихся останавливать машину точно в указанном месте. Для этого где-то на площадке обозначают две линии, расстояние между которыми принимают на 3—5 м более тормозного пути машины при заданной скорости. Первая линия означает начало торможения, вторая — место остановки. Учащимся задается скорость подъезда к первой линии и предлагается остановить машину у второй.

В последующем условия обучения меняются и учащимся предлагается не останавливаться на второй линии, а пройти ее на резко уменьшенной заданной скорости. Затем учащимся ставят задачу — погасить скорость движения, не пользуясь тормозами, а лишь переключением передач в нисходящем порядке (естественно, что в этом случае расстояние между линиями увеличивается). Наконец, заключительной является задача остановки автомобиля в заданном месте с различных скоростей движения без обозначения линии начала торможения. Учащиеся сами должны определить момент начала торможения.

Обычные ошибки учащихся: тормозят с выключенным сцеплением, неправильно рассчитывают интенсивность торможения, перед самой остановкой не выключают передачу и глушат двигатель. Ошибки устраняют только путем многократного повторения отрабатываемых приемов.

Обучение правильному и быстрому преодолению дорожных препятствий лучше проводить на дороге, где препятствия, требующие значительного снижения скорости, отстоят друг от друга на 500—800 м, а поверхность дороги между ними относительно ровная. Это заставит учащихся постоянно маневрировать скоростью и совершенствовать навыки в быстром разгоне и торможении автомобиля. На выбранном участке дороги делают несколько заездов. При первом главное внимание уделяют правильному преодолению препятствий, в последующих задают более высокую скорость движения.

Начинать тренировку учащихся следует на одном из препятствий, хорошо видимом издалека или специально обозначенном вехой. Подъезжая к нему, учащийся самостоятельно определяет расстояние, с которого необходимо начинать торможение. Сделав этот расчет, он продолжает движение без снижения скорости до мысленно намеченного места начала торможения. Затем интенсивным торможением он замедляет скорость и преодолевает препятствие. Как только задние колеса выйдут из препятствия, сразу же начинается разгон машины. При наличии впереди идущей машины рекомендуется провести машину учащегося за ней и понаблюдать, как он преодолевает препятствие. По характеру ее движения учащийся должен быстро решить, на какой скорости он сам будет его преодолевать.

Мастер также напоминает учащемуся о перераспределении веса автомобиля при торможении, в результате чего перегружается передняя ось, а также при поворотах, когда усиленную нагрузку испытывают колеса с внешней стороны поворота. Отсюда и практические выводы: торможение заканчивать до того, как передние колеса наедут на препятствие, а на поворотах неровности дороги лучше проезжать колесами, находящимися с внутренней стороны поворота. Затем мастер выводит учащегося на сильно выбитую дорогу, характерные небольшой, но постоянной тряской машины. Обычно на таких дорогах учащиеся снижают скорость. Однако по ним при необходимости можно ехать и быстро (и толчков становится меньше). Поэтому каждый учащийся должен проехать по такому участку на повышенной скорости. В заключение учащиеся водят автомобили на повышенных скоростях по песчаной или снежной дороге, а также на дорогах с подъемами и спусками, где используются и закрепляются навыки вождения машин в сложных условиях.

Задача всегда усложняется наличием встречного и попутного транспорта на дорогах. Здесь главное внимание уделяют обеспечению безопасности движения, и особенно при обгоне.

Заключительный инструктаж. Отмечаю положительные стороны обучающегося в выполнении упражнений.

Разбираем допущенные ошибки при выполнении задания, обсуждаем и разбираем.

Отвечаю на вопросы учащегося, возникшие во время движения по маршрутам.

Оцениваю учащегося и ставлю ему оценку.

Мастер п/о                                                                         Наплёков С.М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Симметрия в легковом автомобиле

Исследовательская работа "Симметрия в легковом автомобиле" для первой научно-практической конференции учащихся "В мире науки" по теме "Наш симметричный мир"...

Организация обучения практическому вождению легкового автомобиля

Автор    Деревянко, Игорь ВалентиновичЗаглавие            Организация обучения практическому вождению легкового автомобиля /Дата п...

Методическая разработка урока: "Автоматическая коробка передач легкового автомобиля"

В разработке излагается материал по устройству АКПП, принципу работы и обслуживанию. Подробно рассматривается работа планетраного механизма. Изучение материала, расчитанно на 4 часа....

Тесты по устройству легковых автомобилей

Тесты по устройству легковых автомобилей...

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения Вопросы теории движения легкового автомобиля"

Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Требования техники безопасности при эксплуатации легкового автомобиля

При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан...

Методическая разработка практического занятия по теме : "Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения"

Методическая разработка в помощь инсрукторам практического вождения кат. "В"; "С"...