Лекция: "Мотор-компрессор" группа 111
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Лекция: “Мотор-компрессоры. Назначение и устройство двигателей компрессоров: остов, якорь, щетки. Схема соединения обмоток. Типы двигателей.”
Электродвигатель постоянного тока П11М (рис. 1) предназначен для привода вспомогательного компрессора подъема токоприемника в случае отсутствия сжатого воздуха в пневматической системе электровоза.
Технические данные
Мощность номинальная ......... 0,5 кВт
Напряжение номинальное......... 50 В
Ток номинальный ........... 14,8 А
Режим работы ............. кратковременный
Частота вращения якоря (номинальная) .... 2800 об/мин
Класс изоляции............. В
Масса ................ 18 кг
Конструкция. Исполнение двигателя П11М защищенное, горизонтальное, на лапах, с малым фланцем со стороны свободного конца вала, на двух щитовых подшипниках качения, с одним свободным концом вала. Станина стальная, сварная. В станине смонтированы два главных полюса и один добавочный. Сердечники главных и добавочного полюса набраны из листов электротехнической стали толщиной 2 мм. Сердечник якоря набран из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Обмотка якоря всыпная, закреплена в пазах клиньями.
Рис. 1 Продольный разрез электродвигателя П11М:
1 - винт; 2, 7, 11, 17, 18, 20 - крышки; 3, 19 - подшипники; 4- болт; 5 - траверса; 6, 16 - щиты подшипниковые; 8 - щеточный палец; 9 - щеткодержатель; 10 - щетка; 12 - катушка полюсная; 13 - якорь; 14 -'сердечник полюсный; 15 - станина
Якорь и полюсные катушки пропитаны лаком МЛ-92 и покрыты эмалью ПКЭ-22. Якорь балансируется динамически грузами в двух плоскостях. Дисбаланс со стороны коллектора - не более 34,5 г-мм, со стороны вентилятора - не более 45,7 г-мм. Коллектор выполнен на прессмассе АГ-4В. На валу со стороны, противоположной коллектору, расположен вентилятор.
Силуминовые подшипниковые щиты армированы стальными кольцами для установки подшипников. Со стороны коллектора установлен шарикоподшипник 6-302, а со стороны свободного конца вала - 6-304. В электродвигателе предусмотрена возможность пополнения смазки подшипниковых узлов без их разборки.
Рис. 2. Соединение обмоток (а) н панель выводов электродвигателяП1М для правого (б) и левого (в) вращений
Таблица 1
Значения параметров обмоток | |||
Параметры | якоря | главных | добавочного |
полюсов | полюса | ||
Число: | 14 | ||
- | - | ||
- | 2 | 1 | |
витков в секции (катушке) .... | 15 | 850 | 70 |
1 | - | - | |
Шаг по пазам.......... | 1-8 | - | - |
Число элементарных проводников в пазу | 30 | - | - |
Марка; диаметр провода, мм ... . | ПЭТВ; 1,08 | ПЭТВ; 0,55 | ПСД; 1,68 |
Сопротивление, Ом, в холодном состоя- | |||
0,32 | 30 | 0,094 | |
Межламельная изоляция, мм .... | 0,7 | - | |
Число коллекторных пластин .... | - | ||
Шаг по коллектору........ | 1-2 | - | |
Последовательное |
Траверса силуминовая поворотная, на ней при помощи изолированных пальцев закреплены две пары щеткодержателей. В окна щеткодержателей вставлены четыре щетки марки ЭГ-4 размером 8 X х 10 х 25 мм. Нажатиещетки на коллектор 1,2-1,6 Н (120-160 гс). Положение щеток на коллекторе можно изменять поворотом траверсы и установкой прокладок между изолирующими шайбами и щеткодержателями.
Выводная панель изготовлена из прессматериала марки К-21-22, коробка выводов имеет шесть выводных болтов и контактные перемыч-ки. Установка последних в соответствии с выбранной схемой обеспечивает необходимое направление вращения якоря двигателя.
Обмоточные данные двигателя П11М приведены в табл. 1, а схема соединения обмоток - на рис. 2.