Урок-экскурсия на тему "Моя профессия"
учебно-методический материал

Мельник Анастасия Валерьевна

Методическая разработка открытого внеклассного урока направлена на ознакомление студентов первых курсов с основными этапами обучения по выбранной ими профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriatie_exkursia_1.docx48.31 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» В Г. РТИЩЕВО

(ФИЛИАЛ СамГУПС В Г. РТИЩЕВО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАСНОГО УРОКА -ЭКСКУРСИИ

«МОЯ ПРОФЕССИЯ»

для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Ртищево, 2019

Одобрено

на заседании цикловой комиссии специальности 23.02.01

 протокол № ________

 от «___»______________ 20__ г. Председатель ЦК    _____________Т.Л.Дрожжина                                    

Утверждаю

Зам. директора по УР

____________________Н.А.Петухова

 «____»________________ 20___г.

                                               

Автор: Мельник Анастасия Валерьевна преподаватель филиала СамГУПС в г.Ртищево

Рецензент:                           Т.Л.Дрожжина, преподаватель филиала                                      Сам ГУПС  в  г.Ртищево

СОДЕРЖАНИЕ

   стр

Введение

……………………………………………………….4

План открытого внеклассного урока

………………………………………………………..5

Ход урока

…………………………………………………………6

Список используемой литературы

………………………………………………………… 13

Заключение

………………………………………………………….14

Введение

Методическая разработка открытого внеклассного урока направлена на ознакомление студентов первых курсов с основными этапами обучения по выбранной ими профессии.

 В ходе проведения урока, студенты первого курса должны освоить навыки работы по выбранной ими специальности. Данный урок позволит расширить кругозор студентов, поможет получить новые знания и развить у студентов интерес к выбранной профессии, а также еще раз подчеркнет важность соблюдения всех требований учебного процесса, выполнение которых позволит добиться поставленных целей.  

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Специальность:

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Курс, группа

1 курс группы Д-11

Дата проведения:

9 декабря 2019г

Тема мероприятия:

«Моя  профессии»

Цели занятия:

дидактическая:

Получить знания о специальности.

развивающая :

Стимулировать познавательную деятельность студентов, расширить кругозор.

воспитательная:

Воспитать ответственное отношение к порученному делу, привить интерес к выбранной профессии

Сформировать убеждение в необходимости знаний по специальности и правильного их использования при прохождении практики и дальнейшей работе.

Вид мероприятия:

Экскурсия

Методы проведения:

Информационно-развивающий

Продолжительность мероприятия

45 минут

Место проведения мероприятия:

Аудитория №102 «Управление движение»

Учебное оборудование (оснащение)

Мероприятия                                    

Мультимедиа проектор

Викторина

Ход урока

  1. Организационный этап (2минуты)

Постановка цели проведения урока.

  1. Основной этап (43минут)

     Железнодорожное сообщение обеспечивает связь между городами и странами. Многие пассажиры давно оценили удобство такого вида транспорта. Однако далеко не всем известно, что бесперебойную работу поездов, которые занимаются доставкой людей и грузов, обеспечивает довольно внушительное количество сотрудников.

     2.1 История развития профессии железнодорожника началась несколько десятилетий назад и не теряет свою актуальность до сих пор. Давайте узнаем ее основные особенности.

       Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая 1 считают, основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. В последствии она была продолжена и до Павловска.  Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просто царской прихотью, она стала точкой опоры для всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железной дороги родилась данная профессия.

    Выбор профессии –путь к успеху!

А теперь окунемся в мир профессий железнодорожника таких как:

-Дежурный по станции,

-Поездной диспетчер,

 -Сигналист,

- Приемосдатчик груза и багажа,

- Составитель поездов,

- Оператор поста ЭЦ.

        2.2 Дежурный по станции — это ответственный работник службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

Обязанности дежурного по станции:

Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонам. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжение о приеме, пропуске и отправлении поездов, и производстве маневров на путях. Начальник станции и выше стоящее руководство могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

        В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации и связи. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

        Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнения графика и плана формирования, качества использования вверенных ему ресурсов.

        Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать:

1 Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации;

2 Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; 3 Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации.

  Учебный полигон нашего техникума.  В данном кабинете обучаемся навыкам работы дежурного по станции. Здесь расположены макеты пульта табло дежурного по станции, где студенты отправляют и принимают поезда, набирают и отменяют маршруты, переводят стрелки.

2.3 Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станцияммашинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов.

Поездной диспетчер обязан:

  • Максимально использовать все имеющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения времени обработки поездов на станциях, эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности;
  • Контролировать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования;
  • Своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомотивов

Видеоролик (работа поездного диспетчера)

2.4 Составитель поездов — сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы. Составитель поездов может быть, как руководителем маневровых передвижений поездов, так и исполнителем этих работ.

Основными обязанностями составителя поездов является:

 -Своевременное ограждение вагонов поезда тормозными башмаками;

-Обеспечение сохранности и безопасности составов;

-Отцепка и прицепка вагонов;

-Работы по переводу нецентрализованных стрелок;

-Работы при изменении состава поездов- руководство маневров локомотива

2.5Сигналист- работник, осуществляющий закрепление составов и отдельных вагонов тормозными башмаками, производит уборку и установку сбрасывающего башмака, отвечает за сохранность тормозных башмаков.

         В обязанности сигналиста входит:

-Знать расположение и назначение путей парка, их профиль, вместимость каждого пути и нормы закрепления на них вагонов и составов;

- Работать в тесном взаимодействии с ДСП, точно и своевременно выполнять его команды;

- Обеспечивать хранение тормозных башмаков, следить за их исправностью, производить своевременную замену неисправных тормозных башмаков на исправные с составлением актов установленного образца, своевременно извещать ДСП об их неисправностях.

Видеоролик (работа сигналиста)

2.6 Приемосдатчик груза и багажа принимает непосредственное участие во взаимоотношениях с пассажирами, отправителями и получателями груза и багажа на стадии выполнения грузовых и коммерческих операций на начальном и конечном этапах перевозочного процесса. От четкого и правильного выполнения приемосдатчиком обязанностей зависит успех обеспечения своевременной и сохранной доставки груза, и багажа. Приемосдатчик выполняет операции по приему к перевозке, погрузке, выгрузке, хранению и выдаче груза и багажа на станции.

              В обязанности приемосдатчика груза и багажа входит:

-Прием грузов, проверка документов, осмотр контейнера с грузом, проверка пломб на контейнере, сверка данных контейнера с документами;

- Ежедневная проверка пломб на грузовых контейнерах;

- Контроль правил безопасности по перевозке грузов (проверка допустимого веса контейнера и размера грузовых платформ, проверка исправности каждой платформы для груза, контроль надежности креплений);

-Оформление сопроводительных документов;

-Отправка грузов.

         2.7Оператор поста централизации переводит централизованные стрелки и управляет сигналами с пульта поста управления.

В зависимости от разряда оператор поста централизации может выполнять простые или более сложные работы:

  • Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления.
  • Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы.
  • Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки.
  • Обеспечение безопасности движения.

  

         В заключении хочу сказать:

Выбирая профессию железнодорожника вы должны быть готовы, ни смотря ни на какие трудности, выполнять работу качественно. Ведь безопасность пассажиров напрямую зависит от вас и от личностных качеств. Сотрудники всех подразделений железной дороги должны быть ответственными, внимательными и аккуратными.

 Профессий на земле, конечно, много, 
Числу их нет начала и конца. 
А наша жизнь – железная дорога 
И с нею – наши думы и сердца.
Когда беда нависла над страной, 
Летят по рельсам поезда, как стрелы. 
Дорога призывает самых смелых 
И самых замечательных людей.
Дорога, словно город, вырастает, 
С годами ей и крепнуть и цвести. 
Везде, где встречаем вагоны мы,
Где путь безупречен и строг
Работают люди толковые

Российских железных дорог.

Подведение итогов урока (10минуты)

Проводится викторина

1Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.

а) Иван VI;

б) Пётр I;

в) Николай I;

г) Александр II.

2Чем железнодорожники стопорят вагоны?
а) Башмаками;

б) Сапогами;
в) Пятками;

г) Каблуками.

3Что входит в обязанности ДСП?

а) Прием – отправление поездов;

б) Оформление сопроводительных документов;

в) Маневровые работы;

г) Закрепление составов.

Кто отвечает за оформление сопроводительных документов?

а) ДСП;

б) Поездной диспетчер;

в) Приемосдатчик груза и багажа;

г) Сигналист.

Сколько основных инструкций должен знать железнодорожник?

а) 3;

б) 2;

в) 4;

г) 1.

В каком году была основана железная дорога?

а) 1890г;

б) 1892г;

в) 1837г;

г) 1980г.

Список используемой литературы:

Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014г №376

  1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/890541

  3.https://pikabu.ru/story/sut_professii_sostavitel_poezdov_5099765

4.https://fb.ru/article/464248/professiya-signalist-na-jeleznoy-doroge-obyazannosti-i-doljnostnyie-instruktsii

Конец формы

Заключение

Данная методическая разработка открытого внеклассного урока может использоваться для студентов специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Студенты первого курса прослушав урок-экскурсии, узнают много нового о выбранной профессии.

Данный урок позволил расширить кругозор студентов, помог получить новые знания и развить у студентов интерес к выбранной профессии, а также еще раз подчеркнет важность соблюдения всех требований учебного процесса, выполнение которых позволит добиться поставленных целей.  

 

Рецензия

на методическую разработку внеклассного урока - экскурсии

«Моя профессия»

 преподавателя Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г.Ртищево (филиал СамГУПС в г.Ртищево) Мельник А.В.

Методическая разработка открытого внеклассного урока направлена на ознакомление студентов первых курсов с основными этапами обучения по выбранной ими профессии.

В мероприятии принимают участие студенты первого курса.Мероприятие помогает развить у студентов интерес к выбранной специальности, а также еще раз подчеркнет важность соблюдения всех требований учебного процесса, выполнение которых позволит добиться поставленных целей.     

Рецензент

Т.Л.Дрожжина, преподаватель филиала СамГУПС в г. Ртищево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению отчета "Урок - экскурсия"

Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605....

Урок- экскурсия "ЛЕРМОНТОВ М. Ю. В ТАМАНИ"

Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает  творчество Лермонтова...

Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов

Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....

Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА НА ТЕМУ: «Урок – экскурсия на строительный объект 80 – квартирный жилой дом» в г. Рыльске (часть 1)

Экскурсия   является  нетрадиционной  формой обучения. Она может  проводиться  как  вместо уроков   теоретического  обучения, так и  вместо уроко...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА НА ТЕМУ: «Урок – экскурсия на строительный объект 80 – квартирный жилой дом» в г. Рыльске (часть 2)

Экскурсия   является  нетрадиционной  формой обучения. Она может  проводиться  как  вместо уроков   теоретического  обучения, так и  вместо уроко...

Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией"

Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией" для студентов 1 курса специальности 29.02.09. Печатное дело...