Урок-экскурсия на тему "Моя профессия"
учебно-методический материал
Методическая разработка открытого внеклассного урока направлена на ознакомление студентов первых курсов с основными этапами обучения по выбранной ими профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriatie_exkursia_1.docx | 48.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» В Г. РТИЩЕВО
(ФИЛИАЛ СамГУПС В Г. РТИЩЕВО)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАСНОГО УРОКА -ЭКСКУРСИИ
«МОЯ ПРОФЕССИЯ»
для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Ртищево, 2019
Одобрено на заседании цикловой комиссии специальности 23.02.01 протокол № ________ от «___»______________ 20__ г. Председатель ЦК _____________Т.Л.Дрожжина | Утверждаю Зам. директора по УР ____________________Н.А.Петухова «____»________________ 20___г. |
Автор: Мельник Анастасия Валерьевна преподаватель филиала СамГУПС в г.Ртищево
Рецензент: Т.Л.Дрожжина, преподаватель филиала Сам ГУПС в г.Ртищево
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Введение | ……………………………………………………….4 |
План открытого внеклассного урока | ………………………………………………………..5 |
Ход урока | …………………………………………………………6 |
Список используемой литературы | ………………………………………………………… 13 |
Заключение | ………………………………………………………….14 |
Введение
Методическая разработка открытого внеклассного урока направлена на ознакомление студентов первых курсов с основными этапами обучения по выбранной ими профессии.
В ходе проведения урока, студенты первого курса должны освоить навыки работы по выбранной ими специальности. Данный урок позволит расширить кругозор студентов, поможет получить новые знания и развить у студентов интерес к выбранной профессии, а также еще раз подчеркнет важность соблюдения всех требований учебного процесса, выполнение которых позволит добиться поставленных целей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Специальность: | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) |
Курс, группа | 1 курс группы Д-11 |
Дата проведения: | 9 декабря 2019г |
Тема мероприятия: | «Моя профессии» |
Цели занятия: | |
дидактическая: | Получить знания о специальности. |
развивающая : | Стимулировать познавательную деятельность студентов, расширить кругозор. |
воспитательная: | Воспитать ответственное отношение к порученному делу, привить интерес к выбранной профессии Сформировать убеждение в необходимости знаний по специальности и правильного их использования при прохождении практики и дальнейшей работе. |
Вид мероприятия: | Экскурсия |
Методы проведения: | Информационно-развивающий |
Продолжительность мероприятия | 45 минут |
Место проведения мероприятия: | Аудитория №102 «Управление движение» |
Учебное оборудование (оснащение) Мероприятия | Мультимедиа проектор Викторина |
Ход урока
- Организационный этап (2минуты)
Постановка цели проведения урока.
- Основной этап (43минут)
Железнодорожное сообщение обеспечивает связь между городами и странами. Многие пассажиры давно оценили удобство такого вида транспорта. Однако далеко не всем известно, что бесперебойную работу поездов, которые занимаются доставкой людей и грузов, обеспечивает довольно внушительное количество сотрудников.
2.1 История развития профессии железнодорожника началась несколько десятилетий назад и не теряет свою актуальность до сих пор. Давайте узнаем ее основные особенности.
Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая 1 считают, основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. В последствии она была продолжена и до Павловска. Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просто царской прихотью, она стала точкой опоры для всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железной дороги родилась данная профессия.
Выбор профессии –путь к успеху!
А теперь окунемся в мир профессий железнодорожника таких как:
-Дежурный по станции,
-Поездной диспетчер,
-Сигналист,
- Приемосдатчик груза и багажа,
- Составитель поездов,
- Оператор поста ЭЦ.
2.2 Дежурный по станции — это ответственный работник службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.
Обязанности дежурного по станции:
Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонам. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжение о приеме, пропуске и отправлении поездов, и производстве маневров на путях. Начальник станции и выше стоящее руководство могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.
В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации и связи. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.
Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнения графика и плана формирования, качества использования вверенных ему ресурсов.
Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать:
1 Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации;
2 Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; 3 Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации.
Учебный полигон нашего техникума. В данном кабинете обучаемся навыкам работы дежурного по станции. Здесь расположены макеты пульта табло дежурного по станции, где студенты отправляют и принимают поезда, набирают и отменяют маршруты, переводят стрелки.
2.3 Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов.
Поездной диспетчер обязан:
- Максимально использовать все имеющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения времени обработки поездов на станциях, эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности;
- Контролировать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования;
- Своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомотивов
Видеоролик (работа поездного диспетчера)
2.4 Составитель поездов — сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы. Составитель поездов может быть, как руководителем маневровых передвижений поездов, так и исполнителем этих работ.
Основными обязанностями составителя поездов является:
-Своевременное ограждение вагонов поезда тормозными башмаками;
-Обеспечение сохранности и безопасности составов;
-Отцепка и прицепка вагонов;
-Работы по переводу нецентрализованных стрелок;
-Работы при изменении состава поездов- руководство маневров локомотива
2.5Сигналист- работник, осуществляющий закрепление составов и отдельных вагонов тормозными башмаками, производит уборку и установку сбрасывающего башмака, отвечает за сохранность тормозных башмаков.
В обязанности сигналиста входит:
-Знать расположение и назначение путей парка, их профиль, вместимость каждого пути и нормы закрепления на них вагонов и составов;
- Работать в тесном взаимодействии с ДСП, точно и своевременно выполнять его команды;
- Обеспечивать хранение тормозных башмаков, следить за их исправностью, производить своевременную замену неисправных тормозных башмаков на исправные с составлением актов установленного образца, своевременно извещать ДСП об их неисправностях.
Видеоролик (работа сигналиста)
2.6 Приемосдатчик груза и багажа принимает непосредственное участие во взаимоотношениях с пассажирами, отправителями и получателями груза и багажа на стадии выполнения грузовых и коммерческих операций на начальном и конечном этапах перевозочного процесса. От четкого и правильного выполнения приемосдатчиком обязанностей зависит успех обеспечения своевременной и сохранной доставки груза, и багажа. Приемосдатчик выполняет операции по приему к перевозке, погрузке, выгрузке, хранению и выдаче груза и багажа на станции.
В обязанности приемосдатчика груза и багажа входит:
-Прием грузов, проверка документов, осмотр контейнера с грузом, проверка пломб на контейнере, сверка данных контейнера с документами;
- Ежедневная проверка пломб на грузовых контейнерах;
- Контроль правил безопасности по перевозке грузов (проверка допустимого веса контейнера и размера грузовых платформ, проверка исправности каждой платформы для груза, контроль надежности креплений);
-Оформление сопроводительных документов;
-Отправка грузов.
2.7Оператор поста централизации переводит централизованные стрелки и управляет сигналами с пульта поста управления.
В зависимости от разряда оператор поста централизации может выполнять простые или более сложные работы:
- Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления.
- Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы.
- Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки.
- Обеспечение безопасности движения.
В заключении хочу сказать:
Выбирая профессию железнодорожника вы должны быть готовы, ни смотря ни на какие трудности, выполнять работу качественно. Ведь безопасность пассажиров напрямую зависит от вас и от личностных качеств. Сотрудники всех подразделений железной дороги должны быть ответственными, внимательными и аккуратными.
Профессий на земле, конечно, много,
Числу их нет начала и конца.
А наша жизнь – железная дорога
И с нею – наши думы и сердца.
Когда беда нависла над страной,
Летят по рельсам поезда, как стрелы.
Дорога призывает самых смелых
И самых замечательных людей.
Дорога, словно город, вырастает,
С годами ей и крепнуть и цвести.
Везде, где встречаем вагоны мы,
Где путь безупречен и строг
Работают люди толковые
Российских железных дорог.
Подведение итогов урока (10минуты)
Проводится викторина
1Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.
а) Иван VI;
б) Пётр I;
в) Николай I;
г) Александр II.
2Чем железнодорожники стопорят вагоны?
а) Башмаками;
б) Сапогами;
в) Пятками;
г) Каблуками.
3Что входит в обязанности ДСП?
а) Прием – отправление поездов;
б) Оформление сопроводительных документов;
в) Маневровые работы;
г) Закрепление составов.
Кто отвечает за оформление сопроводительных документов?
а) ДСП;
б) Поездной диспетчер;
в) Приемосдатчик груза и багажа;
г) Сигналист.
Сколько основных инструкций должен знать железнодорожник?
а) 3;
б) 2;
в) 4;
г) 1.
В каком году была основана железная дорога?
а) 1890г;
б) 1892г;
в) 1837г;
г) 1980г.
Список используемой литературы:
Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014г №376
3.https://pikabu.ru/story/sut_professii_sostavitel_poezdov_5099765
4.https://fb.ru/article/464248/professiya-signalist-na-jeleznoy-doroge-obyazannosti-i-doljnostnyie-instruktsii
Конец формы
Заключение
Данная методическая разработка открытого внеклассного урока может использоваться для студентов специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Студенты первого курса прослушав урок-экскурсии, узнают много нового о выбранной профессии.
Данный урок позволил расширить кругозор студентов, помог получить новые знания и развить у студентов интерес к выбранной профессии, а также еще раз подчеркнет важность соблюдения всех требований учебного процесса, выполнение которых позволит добиться поставленных целей.
Рецензия
на методическую разработку внеклассного урока - экскурсии
«Моя профессия»
преподавателя Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г.Ртищево (филиал СамГУПС в г.Ртищево) Мельник А.В.
Методическая разработка открытого внеклассного урока направлена на ознакомление студентов первых курсов с основными этапами обучения по выбранной ими профессии.
В мероприятии принимают участие студенты первого курса.Мероприятие помогает развить у студентов интерес к выбранной специальности, а также еще раз подчеркнет важность соблюдения всех требований учебного процесса, выполнение которых позволит добиться поставленных целей.
Рецензент | Т.Л.Дрожжина, преподаватель филиала СамГУПС в г. Ртищево |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по выполнению отчета "Урок - экскурсия"
Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605....
Урок- экскурсия "ЛЕРМОНТОВ М. Ю. В ТАМАНИ"
Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает творчество Лермонтова...
Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов
Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....
Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"
В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА НА ТЕМУ: «Урок – экскурсия на строительный объект 80 – квартирный жилой дом» в г. Рыльске (часть 1)
Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА НА ТЕМУ: «Урок – экскурсия на строительный объект 80 – квартирный жилой дом» в г. Рыльске (часть 2)
Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко...
Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией"
Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией" для студентов 1 курса специальности 29.02.09. Печатное дело...