Открытое занятие
материал
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» |
Методическая разработка открытого урока
МДК.01.02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
по теме: «Потери нефтепродуктов и способы их снижения».
Специальность 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Преподавателя
спец. дисциплин
Ковалёв В.А.
г. Рославль
В представленной методической разработке изложена методика проведения комбинированного урока с применением элементов личностно-ориентированной, информационной, проблемной, игровой, проектной технологий с чередованием активных методов обучения, таких как объяснительно-иллюстративного, исследовательского, элементов метода опережающего обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 | |
1 | Основная часть: | |
| 5 | |
| 7 | |
| 9 | |
2 | Заключение | 11 |
3 | Приложения | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка урока представляет собой проект учебного занятия с использованием элементов различных педагогических технологий. Тема учебного занятия соответствует тематическому плану МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, предназначенная для обучения студентов по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Данный урок выбран для разработки более совершенной методики проведения учебных занятий, поскольку очень часто используется шаблонное структурирование урока с использованием традиционных технологий и объяснительно-иллюстрационных методов обучения, не позволяющих полностью реализовать цели урока, и не способствующих активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
При разработке урока в целях повышения эффективности и результативности учебного процесса предлагается использовать активные методы обучения, различные приемы, а так же виды деятельности обучающихся. Среди многообразия существующих педагогических приемов и методов при проведении уроке используются: репродуктивный диалог, беседа, метод опережающего обучения – метод проектов, игровой метод, исследовательский метод.
В ходе урока деятельность обучающихся включает в себя активную работу в малых группах, проведение взаимоконтроля, анализа и самоанализа- рефлексии. Большое внимание уделено домашней самостоятельной работе, как одному из элементов при сообщении новых знаний на уроке – методу опережающего обучения, проектной технологии, способствующей развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умении ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления.
Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о высокой эффективности урока.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 10
по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Тема: Потери нефтепродуктов и способы их снижения
Тип урока: Комбинированный урок
Форма организации занятия: коллективно-групповая
Цели:
Дидактическая: Изучить основные виды, источники, причины возникновения и методы снижения потерь нефтепродуктов на основных стадиях их использования в автомобильном транспорте.
Развивающая: Развивать умение самостоятельно работать, проявлять творческие качества личности, профессиональный интерес.
Воспитательная: Воспитывать готовность сотрудничать и работать в команде, дисциплинированность, внимательность, чувство ответственности за порученное дело.
Деятельностная: Умение ставить цель и планировать свою деятельность, структурировать информацию, сравнивать, обобщать, анализировать.
Межпредметные связи: Физика, химия, Материаловедение, Математика, МДК.01.01, МДК 01.02,МДК.02.01, МДК.03.01, Экология, Охрана природы.
Обеспечение занятий
Наглядные пособия: Мультимедийная презентация, информационный монопроект «Средства и пути сокращения потерь нефтепродуктов».
Дидактический материал: Методический бюллетень к уроку, выборка из ГОСТов.
Методическое обеспечение: рабочая программа учебной дисциплины дисциплины, календарно-тематический план дисциплины, учебно-методическая карта занятия № 10, методические рекомендации «Пути экономии топлива и смазочных материалов»
Технические средства обучения: ПК, мультимедийная установка.
Литература:
Основная: Г.П. Лышко Нефтепродукты и технические жидкости, А.В. Кузнецов Топливо и смазочные материалы.
Дополнительная:
- www.studmed.ru - учебникФ.Ф. Абузова Борьба с потерями нефти и нефтепродуктов при их транспортировке, хранении, заправке;
- http://www.svarchik/borba.htm - средства сокращения потерь нефтепродуктов на АЗС;
- www.tec.ru - схемы мероприятий по сокращению потерь;
- www.revolution - статья «Методы и средства снижения потерь нефти и нефтепродуктов».
Порядок проведения занятия
Ориентировочное время | Содержание элемента занятия | Формы и методы обучения |
2/ | Организационный момент Приветствие, фиксация отсутствующих (внешняя, внутренняя (психологическая) готовность студентов к уроку). | Организационная проверка готовности группы |
10/ | Проверка домашнего задания Игра «Разминка» | Игровой метод Комментирование ответов |
3/ | Вступительное слово преподавателя «Индукция» (ассоциативный фоторяд) Сообщение темы, целей, задач Планирование предстоящей деятельности |
Репродуктивный диалог; форма -беседа Видеометод |
4/ 5/ 5/ 5/ 2/ | Сообщение новых знаний
Информационный монопроект «Пути сокращения потерь нефтепродуктов» (Презентация проектов)
Рецензирование | Объяснительно-иллюстрационный метод /беседа/
Метод опережающего обучения Реферативное исследование Исследовательский метод |
5/ | Закрепление нового материала | Тестирование |
2/ | Задание на дом Основная: Л1. стр. 111-116 Л2. стр. 179-187 | Самостоятельная работа /методический бюллетень/ |
2/ | Подведение итогов и результатов урока Заключительное слово преподавателя Анализ и самоанализ деятельности /РЕФЛЕКСИЯ/ | Анализ деятельности студентов Анкетирование |
Преподаватель _______________В.А.Ковалёв
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Время | Содержание деятельности | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Форма и методы контроля качества | |
преподавателя | студентов | |||||
1. Организационный момент | 2/ | Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Проверка отсутствующих. Проверка внешнего вида студентов, готовности к учебному занятию. Организация внимания. | Приветствие преподавателя. Готовность к занятию (наличие тетрадей для лекций, методического бюллетеня, канцелярские принадлежности). | Визуально. Письменный доклад ответственного за посещаемость в группе. | Рапортичка | Организация внимания, включение всех студентов в деловой ритм. Готовность группы к восприятию нового материала |
2. Проверка домашнего задания | 10/ | Использует прием дидактической игры позволяющий определить уровень выполнения домашнего задания большинством студентов. Студенты задают вопросы по теме предыдущего урока, способствуя развитию познавательной и мыслительной деятельности. При опросе преподаватель активизирует внимание группы путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, их продолжения. | Работают в группах самостоятельно продумывают и задают вопросы командам и дают краткие ответы, предварительно обдумывая вопрос. | Технология активных методов обучения Дидактическая игра | Методический раздаточный материал | Активизация мышления игровым методом с чередованием индивидуальной и групповой работы студентов с выявлением и устранением в ходе проверки обнаруженных пробелов знаний |
3. Сообщение темы урока, постановка целей и планирование предстоящей деятельности | 3/ | Предлагает обсудить в группах продумать ассоциации связанные с демонстрацией фото ряда, побуждает к формированию темы урока, создает эмоциональный настрой. Доводит до студентов тему занятия, его цели, демонстрируя их на экране. Обращает внимание на междисциплинарные связи, которые составят основу общих представлений при изучении нового материала. Определяет профессиональную значимость данной темы в овладении профессией, планирует предстоящую деятельность. Назначает группу экспертов, которые, работая в подгруппах, определят степень индивидуальной подготовленности студентов к занятию, с фиксацией в рейтинговой таблице результатов по каждому элементу урока. Преподаватель ориентирует студентов на предстоящее изучение нового материала. | Студенты внимательно просматривают фото ряд, осмысливают, обсуждают свои ассоциации. По мере готовности докладывают результаты своей работы, планируют предстоящую деятельность, знакомятся с раздаточным материалом. Записывают в методическом бюллетене тему и знакомятся с планом урока. | «Индукция» - (элемент Пед мастерской) Видео метод Репродуктивный диалог Беседа | персональный компьютер, мультимедийный проектор методическое обеспечение | Вопросно-ответная деятельность |
4. Сообщение новых знаний | 4/ | Преподаватель объясняет новый материал с применением мультимедийной презентации, организует подводящий диалог к проектной деятельности. | Студенты слушают преподавателя, в процессе объяснения идет усвоение и осмысление знаний. Во время беседы студенты отвечают на вопросы предыдущих тем, чередующиеся с незнакомыми им вопросами, связывают их вместе и таким образом приобретают новые знания, расширяя и углубляя их. Работают с методическим бюллетенем. | Объяснительно- иллюстрационный метод /беседа/. | П.К., мультимедийный проектор, методический раздаточный материал, информационный бюллетень | Фронтальный опрос |
15/ 2/ | Преподаватель предлагает защитить информационный монопроект выполненный в подгруппах. Преподаватель предлагает экспертам зачитать рецензию на проекты. | Студенты внимательно слушают, записывают информацию, просматривают презентацию анализируя фрагменты слайдов. | Самостоятельная работа студентов Метод опережающего обучения Реферативное исследование . | П.К., мультимедийный проектор, информационный проект, интегральные средства обучения сеть Интернет, учебники, журналы. | Анализ Рецензирование информации | |
5. Закрепление нового материала | 5/ | Преподаватель раздает студентам тесты, предлагает обдумать вопросы, выбрать правильный ответ, записать в бланке номер ответа. Предлагает студентам сдать свои ответы экспертам которые проверив работы фиксируют баллы в рейтинговой таблице и подводят итоги, заполняя итоговую таблицу рейтинга. | Студенты обдумывают тесты, выбирают правильные варианты ответов, записывают их в бланк. | Тестирование | Тесты | Тесты |
6. Задание на дом | 2/ | Преподаватель дает комментарий к выполнению домашнего задания. | Студенты слушают, и фиксируют задание в методическом бюллетене. | Самостоятельная работа | Интегральные средства обучения сеть Интернет, учебники, журналы | Заполнение схем методического бюллетеня |
7. Подведение итогов и результатов урока. | 2/ | Преподаватель проводит анализ деятельности студентов. Выступает с заключительным словом. Подводит итоги. Предлагает инициировать и интенсифицировать рефлексию студентов по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и одногруппниками | Эксперты проводят анализ и оценку деятельности студентов. Осуществляют взаимоконтроль и оценку деятельности других. Внимательно слушают преподавателя, осмысливают сказанное. Рефлексируют | Рейтинг Прием- повествовательное изложение / рассказ/ Рефлексия | Анкета Таблица рейтинга | Экспертиза деятельности |
Заключение.
В результате выполнения работы было осуществлено проектирование учебного занятия по теме «Потери нефтепродуктов и способы их снижения», результатом разработки которого было привитие интереса к изучаемому предмету, к выбранной специальности, активизация деятельность обучающихся, развитие их творческого потенциала самостоятельности, повышения уровня профессиональной подготовки.
Содержание методической разработки соответствует теме и цели урока. Рекомендуемые элементы технологий, методы, методические приемы обосновываются педагогическим опытом.
Методическая разработка ориентирует организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения, большой выбор которых увеличивает шансы на успешное обучение и овладение учебной дисциплиной.
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«_____» _______________ 20_____г.
Урок № _____
Тема: _____________________________________________________________
План урока:
- Источники и причины возникновения потерь нефтепродуктов. Классификация потерь.
- Пути сокращения потерь нефтепродуктов:
- обзор и анализ средств сокращения нефтепродуктов;
- мероприятия по экономии ГСМ при эксплуатации автомобильного транспорта.
Попричинам возникновения | По характеру возникновения |
_______________________________ ___________________________________
_______________________________ ___________________________________
_______________________________ ___________________________________
_____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
«Пути сокращения потерь
нефтепродуктов»
Рославль.
«Обзор и анализ средств сокращения потерь нефтепродуктов
от испарения»
Нами разработан информационный проект на тему: «Обзор и анализ средств сокращения потерь нефтепродуктов от испарения»
Актуальность темы в том, что ущерб, наносимый потерями нефтепродуктов на этапах слив, хранение, заправка состоит не только в уменьшении топливных ресурсов, ухудшении их качества и стоимости теряемых продуктов, но и в негативном воздействии на атмосферный воздух, а так же окружающую природную среду в целом. Поэтому на данном развитии общества, при постоянном росте сельскохозяйственного производства и парка автомобильных средств, борьба с потерями нефтепродуктов является одним из актуальных направлений.
Проанализировав допустимые потери при перемещении нефтепродуктов от производителя к потребителю мы выяснили, что основная доля потерь (до 75 %) происходит от испарения топлива вследствие так называемых «больших и малых дыханиях» резервуаров. Решение проблемы в уменьшении объема выброса паров углеводородов в атмосферу может быть достигнуто следующими представленными в нашем проекте путями:
Традиционные технологии:
- Окраска резервуаров-очень эффективный способ уменьшения потерь бензина от «малых дыханий» -испарение топлива и его нагрев всегда меньше, если резервуар окрашен в светлые тона и находится в тени. На данных диаграммах показана отражательная способность в % поверхности резервуаров окрашенные в различные цвета, и соответствующее сокращение потерь в зависимости от окраски.
- Герметизация и уровень заполнения резервуара – заполнять рекомендуется нижним наливом «под уровень», а не падающей струей способствующей разбрызгиванию и испарению топлива, особое внимание уделить герметичности всех соединений, уплотнений и контролю давления который осуществляется по Vобразному манометру или дистанционно приборами КИПа. На диаграмме представлены потери в % за год зависящие от степени заполнения резервуара, они достаточно значительны, поэтому необходимо применять последовательное опорожнение резервуаров, полностью израсходовав топливо из одного, переходить к отпуску из другого.
- Водяное орошение –используется в южных районах страны, снижает температуру газового пространства в емкости, блокирует выброс паров нефтепродуктов через дыхательные клапана.
- Размещение резервуаров – сейчас все чаше наблюдается подземное размещение резервуаров, в которых практически отсутствуют суточные колебания температур, тем самым снижаются потери в 2…3 раза по сравнению с надземным размещением.
Наряду с традиционными технологиями в нашей стране постепенно внедряются более современные технологии.
сокращение газового пространства (понтоны, плавающие крыши, микрополые шарики из пластмасс, защитные эмульсии)
Доля резервуаров с плавающими крышами и понтонами за рубежом превышает 60 % от общего числа резервуаров. В нашей стране составляет около 20 %, однако эти средства сокращения потерь являются одними из самых распространенных, так как до сих пор велико число резервуаров, не имеющих никаких средств сокращения потерь от испарений.
В конструкции понтона использованыкоррозионно-стойкие алюминиевые сплавы. Детали устанавливаются через люк. Каракас понтона образуют балки с прикрепленными к ним поплавками, обеспечивающими плавучесть не менее чем двойной собственный вес. Каркас понтона покрыт настилом из алюминиевых сплавов. Понтон оборудуется необходимыми узлами (кожухи направляющих, уровнемеры). Конструкция понтона позволяет строить понтон на стационарной опоре, на плавающих стойках и на стойках переменной высоты.
Еще одна современная технология это размещение микрополых шариков на поверхности нефтепродукта. Микрополые шарики изготавливают из фенольных и карбомидных смол размером 5-130 мкм. Внутри они заполнены азотом. Плотность микрошариков 60-140 кг/м3. Шарики в резервуар могут вводиться через верхний люк или совместно с нефтепродуктом путем подключения к приемной трубе специальной линии. Толщина слоя микрошариков должна быть тем больше, чем больше оборачиваемость резервуара. Обычно она достигает 15-50 мм.Потери сокращаются для бензина в 2 раза.
В перспективе поводятся исследования вопроса о создании устойчивых защитных эмульсий из поверхностно-активных веществ, которые растекаясь по поверхности нефтепродукта, образуют устойчивые пленки. Исследования показали, что такими свойствами обладают фторсодержащие вещества, обладающие большим коэффициентом растекания. Снижение упругости паров под пленкой в четыре раза ведет к сокращению потерь от испарения до 75%..
Одним из наиболее перспективных направлений развития средств предотвращения потерь от испарения является система улавливания углеводородных паров с применением компрессионных систем с использованием резервуаров газгольдеров.
В проекте представлены две технологии:
- использование резервуаров стакан в стакане, с размещением мягких резервуаров внутри
- с расположением резервуаров газгольдеров вблизи резервуаров.
Представлена технология при размещении мягких резервуаров вне емкости для хранения.
При повышении температуры возрастает давление над свободной поверхностью в резервуаре, через дыхательный клапан по трубопроводам паровоздушная смесь поступает в мягкие резервуары. Достигая максимального объема в них включается компрессор, который передает эту смесь в сборник конденсата. Где паровоздушная смесь охлаждается и в жидком состоянии с помощью насоса перекачивается под уровень в резервуар для хранения. Данная технология позволяет сократить потери на 98%.
Мероприятия по экономии ГСМ при эксплуатации»
Нами разработан информационный проект на тему: «Мероприятия по экономии ГСМ при эксплуатации автомобильного транспорта»
Актуальность темы в том, что цены на топливо продолжают расти, и остаются основной статьей расходов для автотранспортных предприятий. Внедрение комплекса мероприятий по использованию топлива и планирование автотранспортных работ, позволяет снизить расходы ТСМ и значительно повысит эффективность производства на предприятии.
В нашем проекте представлены основные мероприятия обеспечивающие режим экономии, сохранность и недопущение перерасхода горюче - смазочных материалов в АТП.
Прежде всего, необходимо организовать контроль качества используемых ТСМ, а так же рекомендуется использовать ТСМ только по назначению.
Особое внимание нужно уделять контролю технического состояния машин, своевременно производить техническое обслуживание и ремонт техники, так как большинство неисправностей наблюдаемых при работе машин, вызывает падение мощности, а значит перерасход топлива.
Уменьшить расход топлива позволяет так же внедрение средств подогрева и облегчение пуска в зимнее время, если существует возможность переоборудования техники, то рационально перевести часть автопарка на экономичные и экологические виды топлива ( газ, биогаз, малосернистые топлива). Так применение малосернистых топлив (с содержанием серы до 0,5 %) повышает ресурс дизельных двигателей на 20–30 %, а использование топлива с содержанием серы до 1 % приводит к дополнительным затратам на ТО, ремонт и запчасти примерно равным 10 % стоимости израсходованного топлива.
Существенным источником экономии топлива является и организация труда в хозяйстве. Необходимо систематическое повышение квалификация механизаторов, моральное и материальное стимулирование за экономию топлива, внедрение передовых технологий и опыта работы.
Немного забегая вперед мы рассмотрели вопросы об организации машинотракторного парка и выделили следующие мероприятия:
Рациональная организация грузоперевозок значительно снижает расход топлива в АТП.
Выполнение рассмотренных нами в проектах мероприятий позволит добиться высокой технической готовности автопарка и приведет к экономному расходованию топливо и смазочных материалов в АТП.
ВАРИАНТ 1
№ вопроса | Формулировка вопроса | Варианты ответов |
1. | Потери нефтепродуктов при хранении в резервуарах будут меньшими при окраске резервуаров в следующий цвет: |
|
2. | К причинам количественных потерь нефтепродукта относят: |
|
3. | Малое дыхание происходит из-за: |
|
4. | Какая основная неисправность резервуаров для хранения топлива является доминирующей в вопросе потерь нефтепродуктов? |
|
5. | Какой период хранения предусмотрен для сохранения эксплуатационных свойств масел? |
|
ВАРИАНТ 2
№ вопроса | Формулировка вопроса | Варианты ответов |
1. | Наибольшие потери бензина в результате испарения будут в резервуарезаполненном на, %: |
|
2. | Потеря легких фракций бензина при хранении влияет на его следующие эксплуатационные свойства: |
тормозные |
3. | Причины возникновения смешанных потерь: |
|
4. | Какие виды топливо и смазочных материаловпретерпевают наименьшие потери? |
|
5. | Применение дизельного топлива с содержанием серы до 1% приводит к ……. |
|
ВАРИАНТ 3
№ вопроса | Формулировка вопроса | Варианты ответов |
1. | При понижении температуры окружающего воздуха объем бензина в резервуаре: |
|
2. | Применение комбинированного агрегата при выполнении сельскохозяйственных операций приводит к ……….. |
|
3. | Какой период хранения предусмотрен для сохранения эксплуатационных свойств топлива? |
|
4. | Наиболее эффективный способ предотвращения потерь нефтепродуктов от испарения это… |
|
5. | К причинам качественных потерь нефтепродуктов относятся: |
|
ВАРИАНТ 4
№ вопроса | Формулировка вопроса | Варианты ответов |
1. | Какие потери невозможно полностью предотвратить: |
|
2. | Большое дыхание происходит из-за: |
при сливе резервуаров |
3. | Как называются потери топлива, зависящие от свойств топлива и внешних факторов (температура, атмосферное давление и т.д.)? |
|
4. | Какие виды топливо и смазочных материаловпретерпевают наибольшие потери? |
|
5. | Наименьшие температурные перепады достигаются в резервуарах размещенных: |
|
ВЕДОМОСТЬ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Группа 1
№ п-п | Ф.И.О. студента | Домашняя работа | Участие в объяснении материала | Защита проекта | Закрепление материала | Итог урока |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Группа 2
№ п-п | Ф.И.О. студента | Домашняя работа | Участие в объяснении материала | Защита проекта | Закрепление материала | Итог урока |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Группа 3
№ п-п | Ф.И.О. студента | Домашняя работа | Участие в объяснении материала | Защита проекта | Закрепление материала | Итог урока |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе
Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (4 открытое занятие)
4 открыте занятие - игра "Психологическая баталия"...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (3 открытое занятие)
3 открытое занятие - викторина "Психология - это интересно!"...
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (2 открытое занятие)
2 открытое занятие - "Я и мое здоровье"...
2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий (1 открытое занятие)
1 открытое занятие - круглый стол "Азбука здоровья"...