«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»
статья
Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.
Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезным экзаменатором, и случается так, что выпускник, показавший в период обучения хорошие результаты, оказывается без работы, не сумев адаптироваться к новым условиям, сориентироваться в потоке информации и требований, применить полученные знания в практической деятельности. Одной из причин является отсутствие достаточной гибкости мышления, способности самостоятельно находить в конкретной ситуации правильные решения, применять свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сестрорецкий лицей имени С.И.Мосина»
Статья
«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»
мастер производственного обучения
Максимов Николай Сергеевич
2018
Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.
Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезным экзаменатором, и случается так, что выпускник, показавший в период обучения хорошие результаты, оказывается без работы, не сумев адаптироваться к новым условиям, сориентироваться в потоке информации и требований, применить полученные знания в практической деятельности. Одной из причин является отсутствие достаточной гибкости мышления, способности самостоятельно находить в конкретной ситуации правильные решения, применять свои творческие способности.
Развитие индивидуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения, в которых обучающийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний, а не изучает «предмет ради предмета», когда он востребован и оценен. Только тогда формируется его интеллектуально - познавательная активность, уверенность в своих силах.
Для решения задачи на уроках учебной практики я стараюсь создать особый микроклимат, взаимопонимание, взаимоуважение и доброжелательные отношения с обучающимися. Использую принципы индивидуального подхода, объективной оценки их профессиональной деятельности с помощью разнообразных форм и методов активизации их познавательной деятельности.
Считаю более оптимальным сочетание индивидуальной и коллективной формы работы на учебной практике.
При подготовке к учебной практике выбираю пути сочетания различных форм, методов и средств обучения.
Например:
Методы активизации учебной деятельности:
- использование проблемных и поисковых ситуаций;
- коллективный метод поиска решений;
- дидактическая игра (непосредственная связь с действительностью).
По уровню познавательной деятельности:
- использую элементы игры, работу в группах;
- провожу викторины, уроки-практикумы, наглядно-иллюстрированные (с использованием плакатов, макетов, ОНП в цветовой гамме);
- практические, самостоятельные работы, тесты.
По источнику информации - словесный (актуализация опорных знаний); метод проверки умений и навыков (фронтальный и индивидуальный опрос), наглядно-демонстративный.
На занятии я вовлекаю обучающихся в трудовую деятельность, с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения и применения ими знаний в любой ситуации, провожу конкурсы профессионального мастерства.
Мною разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства по профессии «Автомеханик».
Методические рекомендации содержат следующие разделы:
- пояснительная записка;
- введение;
- общие положения;
- цели и задачи;
- участники конкурса;
- организация и проведение конкурса;
- подведение итогов и награждение победителей.
В разделе «Общие положения» предусматривается:
порядок проведения конкурсов профессионального мастерства, содержание (ход) конкурсов, требования, предъявляемые к участникам (теоретическая и практическая подготовка, творческая активность, владение профессиональными терминами и определениями, умение на практике применять полученные знания, умения, навыки.
В разделе «Цели и задачи конкурса» обозначена основная цель проведения конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства - повышение качества профессиональной подготовки молодых рабочих;
задачи конкурса, одна из которых - формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы.
В разделе «Организация и проведение конкурса» дается описание содержания и порядка проведения конкурсов.
Конкурсные задания состоят из трех этапов: 1.2- отборочные, 3 этап — финальный.
На 1 этапе предусматривается решение теоретических задач (тесты, кроссворды, ответы на поставленные вопросы).
- этап - практический. Здесь предлагается учащимся выполнение практических заданий (ремонт тормозного механизма).
По итогам отборочных туров (1 и 2) для участия в 3 (заключительном) этапе конкурса членами жюри отбираются 6 человек, набравшие наибольшее количество баллов.
- этап - практический с повышенным уровнем сложности. На данном этапе участникам предлагается самостоятельное выполнение тех или иных технологических операций.
Специфика практических заданий определяется профессиональной направленностью. Задания включают обязательный материал по отработке и закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках учебной практики (уроках производственного обучения).
Мы часто говорим «профессионал». И сразу возникает уважение к тому, о ком это сказано. Это словно высшая оценка независимо от того, кто он: автомеханик, столяр, сварщик, менеджер,... На профессионалах держится мир.
Проведение конкурсов - это традиция, которой Лицей следует из года в год. Конкурсы, олимпиады профессионального мастерства проводятся с целью повышения качества профессионального образования и выявления творческих и талантливых обучающихся.
На конкурсах (олимпиадах) профессионального мастерства обучающиеся учатся приобретать знания, учатся работать, учатся жить вместе (формировать в себе устойчивую систему эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, сознавать себя членом общества).
Организацией и проведением конкурсов мастера производственного обучения хотят подчеркнуть важность главного требования к работнику в любой сфере: он должен чувствовать ответственность за свое дело и уметь делать свою работу наилучшим образом.
Современному производству нужны специалисты инициативные, способные внести новые идеи.
Считаю, что методические рекомендации будут интересны и
полезны как мастерам производственного обучения, так и преподавателям специальных дисциплин, которые решают основные задачи профессионального образования, в том числе формирование профессиональных компетенций обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-346753-1416495644.jpg)
Педсовет «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного и теоретического обучения».
Педагогический процесс в учебных заведениях НПО призван обеспечить процесс развития компетентного специалиста, «владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-714505-1476459521.jpg)
Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...