Статья - Профстандарт для водителей легкового автомобиля.
статья

Термин «профессиональный стандарт» относительно новое понятие, появившиеся в России на федеральном уровне только в 2013 г. Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФСТАНДАРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ.

Термин «профессиональный стандарт» относительно новое понятие, появившиеся в России на федеральном уровне только в 2013 г. Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным.

По состоянию на июнь 2016 года было принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных профессий.  К числу затронутых отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которой были введены обязательные профстандарты в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Что это за термин? В чем его цель?  На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Рассмотрим термин «профстандарт». Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, статья 195.1 «Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.»  То есть сам термин означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, навыков и физического состояния водителя. Цель профстандарта устранить неясности в обязанностях, и установить единые требования к водителю легкого автомобиля.

Говоря в статье о легковом автомобиле, следует понимать, что согласно действующему Российскому законодательству легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям: его масса не превышает 3500 кг; число пассажиров не превышает 8 человек. Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль.   Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Давайте рассмотрим, что же должен включать в себя профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля.

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году.  Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Таких как :

  1. Общие сведения, в эту часть включено официальное наименование и описания вида деятельности, для которого разработан стандарт.  
  2. Функциональная карта, этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:
  • •управление автомобилем;
  • •его техническое обслуживание;
  • •перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

Так же этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3.Характеристика обобщенных функций. Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.  

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество

5. Ответственность за несоблюдение

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности.

Таким образом, мы рассмотрели: понятийный аппарат вопроса профессионального стандарта для водителя легкового автомобиля и его функциональную составляющую. Мы выявили, что применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Следует помнить, что для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять.

Литература:

Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.1

Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Симметрия в легковом автомобиле

Исследовательская работа "Симметрия в легковом автомобиле" для первой научно-практической конференции учащихся "В мире науки" по теме "Наш симметричный мир"...

Организация обучения практическому вождению легкового автомобиля

Автор    Деревянко, Игорь ВалентиновичЗаглавие            Организация обучения практическому вождению легкового автомобиля /Дата п...

Методическая разработка урока: "Автоматическая коробка передач легкового автомобиля"

В разработке излагается материал по устройству АКПП, принципу работы и обслуживанию. Подробно рассматривается работа планетраного механизма. Изучение материала, расчитанно на 4 часа....

Тесты по устройству легковых автомобилей

Тесты по устройству легковых автомобилей...

Мастер класс Типы кузовов легкового автомобиля

Мастер класс Типы кузовов легкового автомобиля...

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения Вопросы теории движения легкового автомобиля"

Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Требования техники безопасности при эксплуатации легкового автомобиля

При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан...