Статья - Профстандарт для водителей легкового автомобиля.
статья
Термин «профессиональный стандарт» относительно новое понятие, появившиеся в России на федеральном уровне только в 2013 г. Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФСТАНДАРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ.
Термин «профессиональный стандарт» относительно новое понятие, появившиеся в России на федеральном уровне только в 2013 г. Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным.
По состоянию на июнь 2016 года было принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных профессий. К числу затронутых отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которой были введены обязательные профстандарты в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.
Что это за термин? В чем его цель? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.
Рассмотрим термин «профстандарт». Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, статья 195.1 «Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.» То есть сам термин означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, навыков и физического состояния водителя. Цель профстандарта устранить неясности в обязанностях, и установить единые требования к водителю легкого автомобиля.
Говоря в статье о легковом автомобиле, следует понимать, что согласно действующему Российскому законодательству легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям: его масса не превышает 3500 кг; число пассажиров не превышает 8 человек. Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.
Давайте рассмотрим, что же должен включать в себя профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля.
Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Таких как :
- Общие сведения, в эту часть включено официальное наименование и описания вида деятельности, для которого разработан стандарт.
- Функциональная карта, этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:
- •управление автомобилем;
- •его техническое обслуживание;
- •перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.
Так же этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.
3.Характеристика обобщенных функций. Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.
Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях.
4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта
В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество
5. Ответственность за несоблюдение
Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности.
Таким образом, мы рассмотрели: понятийный аппарат вопроса профессионального стандарта для водителя легкового автомобиля и его функциональную составляющую. Мы выявили, что применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Следует помнить, что для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять.
Литература:
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 195.1
Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Симметрия в легковом автомобиле
Исследовательская работа "Симметрия в легковом автомобиле" для первой научно-практической конференции учащихся "В мире науки" по теме "Наш симметричный мир"...
Организация обучения практическому вождению легкового автомобиля
Автор Деревянко, Игорь ВалентиновичЗаглавие Организация обучения практическому вождению легкового автомобиля /Дата п...
Методическая разработка урока: "Автоматическая коробка передач легкового автомобиля"
В разработке излагается материал по устройству АКПП, принципу работы и обслуживанию. Подробно рассматривается работа планетраного механизма. Изучение материала, расчитанно на 4 часа....
Тесты по устройству легковых автомобилей
Тесты по устройству легковых автомобилей...
Мастер класс Типы кузовов легкового автомобиля
Мастер класс Типы кузовов легкового автомобиля...
Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения Вопросы теории движения легкового автомобиля"
Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э...
Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Требования техники безопасности при эксплуатации легкового автомобиля
При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан...