Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. Техническая механика
специальность 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
Группа ОМ-1701
г. Южно-Сахалинск, 2018 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 22 апреля 2014 г. №386 и зарегистрированным в Минюсте России 29 мая 2014 г. № 32500 по специальности среднего профессионального образования 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.
Рассмотрено на заседании ПЦК ТД
Протокол № 9 от 03.05.2018 г.
ППЦК __________ О.С. Скрыпченкова
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 6 от 06.06.2018 г.
Председатель МС ________ С.А. Блохина
Составитель: Зубова Н.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. «Техническая механика»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Техническая механика является общепрофессиональной и входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять основные расчеты по технической механике;
- выбирать материалы, детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теоретической механики, сопротивления материалов, деталей машин;
- основные положения и аксиомы статики, кинематики, динамики и деталей машин;
- элементы конструкций механизмов и машин;
- характеристики механизмов и машин.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 270 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 180 часов; самостоятельной работы обучающегося — 90 часов.
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика, по семестрам:
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОП 02. Техническая механика | ||||||||
| 96 | 84 | 180 | ||||||
В том числе: | Занятий на уроках | - | - | 86 | 70 | - | - | 156 | |
Лабораторных работ | - | - | - | - | |||||
Практических занятий | - | - | 10 | 14 | - | - | 24 | ||
| - | - | 48 | 42 | - | - | 90 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | Э | Э |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Техническая механика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: лабораторные работы | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
в том числе: проработка конспекта занятий; подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам; решение задач и упражнений по образцу; подготовка рефератов; расчетно-графическая работа | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. «Техническая механика»
Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, | Объем | Уровень | ||||
разделов и тем | самостоятельная работа обучающихся | часов | освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
2 курс, 3 семестр | |||||||
теор-86ч, п/р-10ч,с/р-48ч | |||||||
Введение | Содержание учебного материала: Содержание теоретической механики, ее роль и значение в научно-техническом прогрессе. Материя и движение. Механическое движение. Равновесие. Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика | 4 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
Раздел 1. Теоретическая механика | 74 | ||||||
Тема 1.1. Статика | Содержание учебного материала: Основные понятия и аксиомы статики. Материальная точка, абсолютно твердое тело. Сила, система сил, эквивалентные системы сил, уравновешенная система сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Плоская система сходящихся сил. Система сходящихся сил. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия. Проекция силы на ось, правило знаков. Проекция силы на две взаимно перпендикулярные оси. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в аналитической форме. Пара сил и момент силы относительно точки. Пара сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары, плечо пары. Обозначение момента пары, правило знаков момента, размерность. Момент силы относительно точки. Свойства пар. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия пар на плоскости. Плоская система произвольно расположенных сил. Равновесие плоской системы произвольно расположенных сил. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы произвольно расположенных сил к данному центру. Главный вектор и главный момент системы сил. Свойства главного вектора и главного момента. Равнодействующая плоской системы произвольных сил. Теорема Вариньона. Различные случаи приведения системы. Равновесие системы. Три вида уравнений равновесия. Балочные системы. Классификация нагрузок; сосредоточенная сила, сосредоточенный момент, распределенная нагрузка. Виды опор. Решение задач на определение опорных реакций. Трение Понятие о трении. Трение скольжения. Трение качения. Трения покоя. Пространственные системы сил. Разложение силы по трем осям координат. Пространственная система сходящихся сил, ее равновесие. Момент силы относительно оси. Пространственная система произвольно расположенных сил, ее равновесие. Центр тяжести Равнодействующая двух параллельных сил. Центр двух параллельных сил. Равнодействующая системы параллельных сил. Центр системы параллельных сил. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела. Центр тяжести объема, площади, линии. Центр тяжести простых геометрических фигур. Методы нахождения центра тяжести. Центр тяжести сортамента прокатной стали. Определение положения центра тяжести плоской фигуры и фигуры, составленной из стандартных профилей проката | 48 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 32 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | 6 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, подготовка к практическим занятиям. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Определение равнодействующей плоской сходящейся системы сил», «Определение опорных реакций в балочных системах», «Определение центра тяжести плоских сечений» | 10 | ||||||
Тема 1.2. Кинематика | Содержание учебного материала Основные понятия кинематики Основные понятия кинематики. Средняя скорость и скорость в данный момент. Среднее ускорение и ускорение в данный момент. Ускорение в прямолинейном и криволинейном движении. Различные случаи движения тела в зависимости от ускорения. Равномерное и равнопеременное движение: формулы и кинематические графики. Простейшие движения твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. Различные виды вращательного движения. Сложное движение точки и твердого тела Понятие о сложном движении точки. Разложение плоскопараллельного движения на поступательное и вращательное. Мгновенный центр скоростей, его свойства | 11 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 8 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Решение задач и упражнений по образцу по теме «Сложное движение точки» | 3 | ||||||
Тема 1.3. Динамика | Содержание учебного материала Основные понятия и аксиомы динамики Предмет динамики. Две основные задачи динамики. Масса материальной точки и единицы ее измерения. Зависимость между массой и силой тяжести. Аксиомы динамики: принцип инерции, основной закон динамики, закон независимости действия сил, закон равенства действия и противодействия. Движение материальной точки Свободная и несвободная материальные точки. Понятие о силе инерции. Сила инерции при прямолинейном движении. Принцип Даламбера: метод кинетостатики. Работа и мощность Работа постоянной силы при прямолинейном движении. Работа равнодействующей силы. Понятие о работе переменной силы на криволинейном пути. Работа силы тяжести. Мощность. КПД, работа и мощность при вращательном движении Общие теоремы динамики Теорема об изменении количества движения. Теорема об изменении кинетической энергии. Основы динамики материальных точек. Уравнения поступательного и вращательного движений твердого тела | 15 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 10 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
| 2 | ||||||
30.Общие теоремы динамики. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Аксиомы динамики», «Движение материальной точки», «Уравнения поступательного и вращательного движений твердого тела» | 5 | ||||||
Раздел 2. Сопротивле- | 101 | ||||||
ние материалов | |||||||
Тема 2.1. Основные положения | Содержание учебного материала | 10 | 3 | ||||
Основные понятия и определения Предварительные понятия о расчетах на прочность, жесткость и устойчивость. Деформации упругие и пластические. Классификация нагрузок: силы поверхностные и объемные, статические и динамические. Основные расчетные элементы конструкций: брус, пластина, оболочка, массив. Внутренние силовые факторы Основные гипотезы и допущения. Основные виды деформаций. Метод сечений. Напряжение: полное, нормальное, касательное | |||||||
Тематика теоретических занятий: | 6 | ||||||
31.Основные понятия и определения | 2 | ||||||
32.Классификация нагрузок. Основные расчеты. | 2 | ||||||
33.Внутренние силовые факторы. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Подготовка презентации или сообщения по теме «Основные виды деформаций» | 4 | ||||||
Тема 2.2. Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 29 | 3 | ||||
Напряжения и деформации при растяжении и сжатии Продольные силы, их эпюры. Нормальные напряжения в поперечных сечениях, их эпюры. Продольные и поперечные деформации при растяжении и сжатии. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Статические испытания Испытания материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Диаграммы растяжения и сжатия пластических и хрупких материалов. Механические характеристики. Расчет на прочность при растяжении и сжатии Напряжения предельные, расчетные, допускаемые. Коэффициент запаса прочности. Условие прочности, расчеты на прочность, расчет допустимой нагрузки (три типа задач на прочность). Влияние собственного веса бруса. Практические расчеты на срез и смятие Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, расчетные формулы, условие прочности. Примеры расчетов | |||||||
Тематика теоретических занятий: | 14 | ||||||
34.Растяжение и сжатие. Напряжения и деформации. | 2 | ||||||
3.5.Решение задач на растяжение и сжатие. Построение эпюр. | 2 | ||||||
36.Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. | 2 | ||||||
37.Испытания на сжатие пластичных и хрупких материалов. | 2 | ||||||
38.Статические испытания. Диаграммы растяжения и сжатия. | 2 | ||||||
39.Расчет на прочность при растяжении и сжатии. | 2 | ||||||
40.Практические расчеты на смятие. Срез, условие прочности. Смятие, расчетные формулы, условие прочности. Примеры расчетов | 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | 4 | ||||||
41.Практическая работа №4. Расчет на прочность при растяжении и сжатии. | 2 | ||||||
42 .Практическая работа №5. Практические расчеты на смятие | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, подготовка к лабораторным работам и практическому занятию. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет на прочность при растяжении и сжатии», «Расчеты на срез и смятие». Подготовка реферата на тему «Статически неопределимые системы» | 11 | ||||||
Тема 2.3. Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала: | 8 | 2 | ||||
Статический момент площади сечения. Осевой, полярный и центробежный моменты инерции. Главные оси и главные центральные моменты инерции. Моменты инерции простейших сечений: прямоугольника, круга, кольца. Определение главных центральных моментов инерции составных сечений, имеющих ось симметрии | |||||||
Тематика теоретических занятий: | 4 | ||||||
43.Геометрические характеристики плоских сечений. | 2 | ||||||
44.Моменты инерции. Определение главных моментов инерции. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Расчетно-графическая работа «Геометрические характеристики плоских сечений» | 4 | ||||||
Тема 2.4. Кручение | Содержание учебного материала Чистый сдвиг Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов Кручение бруса круглого поперечного сечения Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость при кручении Рациональное расположение колес на валу. Выбор рационального сечения вала при кручении | 14 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 8 | ||||||
45.Кручение. Чистый сдвиг. | 2 | ||||||
46.Кручение бруса круглого поперечного сечения. | 2 | ||||||
47.Расчеты на прочность и жесткость при кручении | 2 | ||||||
48.Рациональное расположение колес на валу. | 2 | ||||||
2 курс, 4 семестр | |||||||
теор-70ч, п/р-14ч | |||||||
Тематика практических занятий: | 2 | ||||||
49.Практическая работа №6. Расчет на прочность и жесткость при кручении. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: | 4 | ||||||
Проработка конспекта занятий, подготовка к практическим занятиям. Решение задач и упражнений по образцу по теме «Расчет на прочность и жесткость при кручении» | |||||||
Тема 2.5. Изгиб | Содержание учебного материала Основные понятия и определения Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов Нормальные напряжения при изгибе. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. Расчеты на прочность при изгибе Рациональные формы поперечных сечений балок из пластичных и хрупких материалов. Понятие о касательных напряжениях при изгибе | 14 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 6 | ||||||
50.Изгиб. Основные понятия и определения. | 2 | ||||||
51.Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. | 2 | ||||||
52.Расчет на прочность при изгибе. | 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | 2 | ||||||
53.Практическая работа №6. Расчет на прочность при изгибе. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, подготовка к практическому занятию и контрольной работе. Решение задач и упражнений по образцу по теме «Расчет на прочность при изгибе» | 6 | ||||||
Тема 2.6. Сложное сопротивление | Содержание учебного материала Напряженное состояние в точке упругого тела. Главные напряжения. Виды напряженных состояний. Упрощенное плоское напряженное состояние. Назначение гипотез прочности. Эквивалентное напряжение | 6 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
54.Сложное сопротивление. Главные напряжения. Эквивалентное напряжение. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Подготовка сообщения по теме «Эквивалентное напряжение» | 4 | ||||||
Тема 2.7. Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала Понятие об устойчивых и неустойчивых формах равновесия. Критическая сила. Формула Эйлера при различных случаях опорных закреплений. Критическое напряжение. Гибкость. Пределы применимости формулы Эйлера. Формула Ясинского. График критических напряжений в зависимости от гибкости | 10 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
55.Устойчивость сжатых стержней. Формула Эйлера. | 2 | ||||||
56.Критическое напряжение. Формула Ясинского. | 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | |||||||
57.Практическая работа №7. Расчет на устойчивость сжатых стержней | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, подготовка к практическим занятиям | 4 | ||||||
Тема 2.8. Сопротивление усталости | Содержание учебного материала Циклы напряжений. Усталостное напряжение, его причины и характер. Кривая усталости, предел выносливости. Факторы, влияющие на величину предела выносливости. Коэффициент запаса выносливости | 4 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
58.Усталостное напряжение, предел выносливости. | 2 | ||||||
59.Факторы, влияющие на величину предела выносливости. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Подготовка реферата на тему «Испытания на выносливость» | 2 | ||||||
Тема 2.9. Прочность при динамических нагрузках | Содержание учебного материала Понятие о динамических нагрузках. Силы инерции при расчете на прочность. Понятие о колебаниях сооружений | 8 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | |||||||
60..Понятие о динамических нагрузках. | 2 | ||||||
61. Силы инерции при расчете на прочность. Колебания. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Подготовка реферата на тему «Приближенный расчет на действие ударной нагрузки» | 2 | ||||||
Раздел 3. Детали машин | 91 | ||||||
Тема 3.1. Общие сведения о передачах | Содержание учебного материала Основные положения Цель и задачи раздела «Детали машин». Механизм и машина. Классификация машин. Детали и узлы, их классификация. Классификация элементов конструкций, расчетные схемы. Требования, предъявляемые к машинам и деталям. Критерии работоспособности деталей машин. Контактная прочность деталей машин. Проектные и проверочные расчеты. Вращательное движение, его роль в механизмах и машинах. Назначение передач. Классификация передач по принципу действия и принципу передачи движения от ведущего звена к ведомому. Основные кинематические и силовые соотношения в передачах. Фрикционные передачи Фрикционные передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки фрикционных передач, область их применения. Материалы катков. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. Цилиндрическая фрикционная передача. Понятие о вариаторах. Расчет на прочность фрикционных передач. Зубчатые передачи Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация зубчатых передач, достоинства и недостатки, область применения. Основы теории зубчатого зацепления, краткие сведения. Основные сведения об изготовлении зубчатых колес. Понятие о коррегировании. Точность зубчатых передач. Материалы зубчатых колес. Виды разрушения зубьев. Цилиндрическая прямозубая передача Основные геометрические соотношения, силы в зацеплении. Расчет на контактную прочность и изгиб. Передача «винт-гайка» Винтовая передача; достоинства и недостатки, область применения. Разновидности винтов передачи. Материалы винта и гайки. Расчет винта на износостойкость, проверка винта на прочность и устойчивость. Червячные передачи Общие сведения о червячных передачах. Достоинства и недостатки, область применения, классификация червячных передач. Нарезание червяков и червячных колес. Основные геометрические соотношения в червячной передаче. Расчет червячных передач. Силы в зацеплении. Материалы червячной пары. Виды разрушения зубьев червячных колес. Расчет на прочность. Ременные передачи Общие сведения о ременных передачах. Классификация, достоинства и недостатки, область применения. Основные геометрические соотношения ременных передач. Расчет ременных передач. Силы и напряжения ременных передач. Силы и напряжения в ветвях ремня. Детали ременных передач: типы ремней, шкивы, натяжные устройства. Общие сведения о зубчато-ременных передачах. Цепные передачи Общие сведения о цепных передачах, достоинства и недостатки, область применения. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства; смазка цепи. Основные геометрические соотношения в цепных передачах. Силы в ветвях цепи. Особенности расчета цепных передач | 44 | 3 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 26 | ||||||
62.Детали машин. Основные положения. | 2 | ||||||
63.Критерии работоспособности деталей машин. | 2 | ||||||
64.Назначение передач. Вращательное движение в механизмах и машинах. | 2 | ||||||
65.Классификация передач по принципу действия. | 2 | ||||||
66.Основные кинематические и силовые соотношения в передачах. | 2 | ||||||
67.Фрикционные передачи. Назначение и классификация. | 2 | ||||||
68.Понятие о вариаторах. Расчет на прочность фрикционных передач. | 2 | ||||||
69. Зубчатые передачи. Общие сведения. Классификация передач. | 2 | ||||||
70..Цилиндрическая прямозубая передача. Расчет на прочность | 2 | ||||||
71.Передача винт-гайка. | 2 | ||||||
72. Червячные передачи. Материалы. Расчет на прочность. | 2 | ||||||
73.Ременные передачи. Классификация. Область применения. Расчёт передач. | 2 | ||||||
74.. Цепные передачи. Особенности расчета. | 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | 4 | ||||||
75.. Практическая работа №8. Геометрия зубчатых колёс | 2 | ||||||
76.. Практическая работа №9. Расчёт передач: косозубой цилиндрической зубчатой, «винт-гайка», клиноременной, цепной передачи. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Подготовка рефератов на темы: «Современные направления в развитии машиностроения. Надежность машин», «Тепловой расчет червячной передачи», «Увеличение мощности и работоспособности ременных передач. Зубчатые ремни. Ременные вариаторы». Подготовка презентации «Классификация зубчатых передач» | 14 | ||||||
Тема 3.2. Общие сведения о плоских механизмах | Содержание учебного материала: Понятие о теории машин и механизмов. Звено, кинематическая пара, кинематическая цепь. Основные плоские механизмы с низшими парами и высшими парами. Понятие о промышленных роботах, их назначении и применении | 9 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 6 | ||||||
77.Понятие о теории машин и механизмов. Звено, кинематическая пара, кинематическая цепь. | 2 | ||||||
78.Основные плоские механизмы с низшими парами и высшими парами | 2 | ||||||
79.Понятие о промышленных роботах, их назначении и применении | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий. Подготовка реферата на тему «Кривошипно-ползунные и кулисные механизмы (Мальтийский крест)» | 3 | ||||||
Тема 3.3. Валы и оси | Содержание учебного материала Понятие о валах и осях. Конструктивные элементы валов и осей. Материалы валов и осей. Выбор расчетных схем. Расчет валов и осей на прочность и жесткость | 12 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 4 | ||||||
80.Понятие о валах и осях. Материалы, конструктивные элементы. | 2 | ||||||
81..Расчет валов и осей на прочность и жесткость. | 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | 2 | ||||||
82.Практическая работа №10. Расчёт вала на прочность по эквивалентным напряжениям. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, подготовка к практическим занятиям. Подготовка реферата на тему «Конструктивные и технологические способы повышения выносливости валов» | 6 | ||||||
Тема 3.4. Подшипники | Содержание учебного материала Опоры валов и осей. Подшипники скольжения. Конструкции, достоинства и недостатки, область применения. Материалы и смазка подшипников скольжения. Расчет подшипников скольжения на износостойкость в режиме несовершенной смазки. Элементарные сведения о работе подшипников в условиях жидкостной смазки. Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения | 14 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 6 | ||||||
83.. Опоры валов и осей. Подшипники скольжения. Расчёт подшипников скольжения. | 2 | ||||||
84.Подшипники качения. Классификация, основные типы, обозначения. | 2 | ||||||
85.Подшипники качения. Подбор подшипников качения | 2 | ||||||
Тематика практических занятий: | |||||||
86-87. Практическая работа №11 Подбор подшипников качения. | 4 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, подготовка к практическим занятиям. Подготовка реферата на тему «Краткие сведения о конструировании подшипниковых узлов» | 4 | ||||||
Тема 3.5. Соединение деталей машин | Содержание учебного материала Муфты Муфты, их назначение и краткая классификация. Основные типы глухих, жестких, упругих, сцепных, самоуправляемых муфт. Краткие сведения о выборе и расчете муфт. Разъемные соединения Конструктивные формы резьбовых соединений: болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует; болтовое соединение нагружено поперечной силой; болт затянут, внешняя нагрузка раскрывает стук детали. Шпоночные соединения, их достоинства и недостатки. Разновидность шпоночных соединений. Расчет шпоночных соединений. Шлицевые соединения, их достоинства и недостатки. Разновидность шлицевых соединений. Расчет шлицевых соединений. Неразъемные соединения Общие сведения о сварных соединениях, их достоинства, недостатки. Основные типы и элементы сварных соединений. Расчет сварных соединений. Заклепочные соединения, классификация, типы заклепок, расчет | 14 | 2 | ||||
Тематика теоретических занятий: | 6 | ||||||
88. Муфты. Их назначение. Основные типы. | 2 | ||||||
89. Разъёмные соединения. Конструктивные формы резьбовых соединений | 2 | ||||||
90. Шпоночные соединения. Расчет шпоночных соединений. | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий. Подготовка рефератов на темы: «Муфты, используемые для компенсации несоосных валов и для передачи больших мощностей», «Клеевые соединения, достоинства, недостатки, расчет», «Соединения с натягом, общие сведения о них, расчет на прочность соединений с натягом» | 6 | ||||||
Всего | 270 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Учебно-методическая документация:
- - учебно-методический комплекс
- - методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- - контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины
Технические средства обучения:
- проектор
- экран
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Эрдеди, А. А. Техническая механика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Эрдеди, Н. А. Эрдеди. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2017. - 528 с.
Дополнительная литература:
- Вереина, Л. И. Техническая механика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. - 13-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2017. - 224 с.
- Олофинская, В. П. Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и текстовых заданий : учебное пособие / В. П. Олофинская. - 3-е изд., испр. - Москва : ФОРУМ, 2014. - 352 с. - (Профессиональное образование).
- Опарин, И. С. Основы технической механики : учебник для нач. проф. образования / И. С. Опарин. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2013. - 144 с.
Интернет-ресурсы:
- Техническая механика. Форма доступа: http://technical-mechanics.narod.ru
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине ОП.02. Техническая механика.
Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемой учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Техническая механика
4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика, включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, подготовки сообщений, решения задач.
В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
К рабочей программе УД Основы философии разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.
Промежуточная аттестация (экзамен) осуществляется в форме устного опроса по билетам.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
результатов обучения | |
умения: выполнять основные расчеты по | экспертное наблюдение и оценка выполнения и защиты практических |
технической механике; | занятий |
выбирать материалы, детали и узлы на | |
основе анализа их свойств для конкретного применения | |
знания: | экспертное наблюдение и оценка |
основ теоретической механики, | контрольных работ, практических занятий, |
сопротивления материалов, деталей машин; | решенных задач, презентаций или рефератов, сообщений |
основных положений и аксиом статики, кинематики, динамики и деталей | |
машин; | |
элементов конструкций механизмов и | |
машин; характеристики механизмов и машин |
- Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
ОП.02. Техническая механика
- Основные понятия и аксиомы статики. Связи и реакции связей.
- Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил.
- Характеристики условий равновесия плоской системы сходящихся сил.
- Пара сил и момент силы относительно точки.
- Приведение к точке плоской системы произвольно расположенных сил.
- Пространственная система сил. Приведение системы сил к точке.
- Понятие трения. Классификация трения. Приведение системы сил к точке.
- Определение координат центра тяжести плоских фигур.
- Основные понятия кинематики, траектория, путь, скорость, движение, ускорение точки.
- Кинематика точки. Анализ видов и кинематических параметров движений. Кинематические графики.
- Поступательное движение твердого тела. Основные характеристики.
- Вращательное движение твердого тела.
- Плоскопараллельное движение твердого тела. Мгновенный центр скоростей.
- Метод разложения сложного движения на поступательное и вращательное.
- Основные понятия и аксиомы динамики.
- Движение материальной точки. Сила инерции. Принцип кинетостатики.
- Понятие о работе. Работа силы тяжести.
- Понятие о механической мощности. Коэффициент полезного действия.
- Теорема об изменении количества движения.
- Теорема об изменении кинетической энергии.
- Основы динамики системы материальных точек.
- Моменты инерции некоторых тел. Основное уравнение динамики вращающегося тела.
- Основные гипотезы и допущения о свойствах материалов и характере деформаций.
- Классификация нагрузок и элементов конструкции.
- Растяжение и сжатие. Построение эпюры продольных сил.
- Напряжение при растяжении и сжатии.
- Предельные и допускаемые напряжения.
- Понятие о деформации смятия, деформации сдвига (среза). Содержание расчётов на прочность при смятии, при сдвиге (срезе).
- Понятие о статическом моменте площади сечения, центробежном моменте инерции, осевом моменте инерции, полярном моменте инерции.
- Изгиб. Основные определения. Внутренние силовые факторы при изгибе.
- Деформация и нормальные напряжения при чистом изгибе. Касательные напряжения. Формула Журавского.
- Понятия о линейных и угловых перемещениях при изгибе.
- Деформация при кручении. Внутренние силовые факторы. Гипотезы при кручении.
- Напряжения при кручении. Закон Гука при сдвиге. Максимальные напряжения при кручении.
- Расчёты на прочность и жёсткость при кручении.
- Понятие о сложном деформированном состоянии. Напряжённое состояние в точке.
- Расчёт круглого бруса на изгиб с кручением.
- Расчет бруса круглого поперечного сечения при сочетании основных деформаций.
- Особенности расчёта валов. Формулы для расчёта эквивалентных напряжений.
- Понятие об устойчивом и неустойчивом равновесии сжатых стержней. Способы определения критической силы. Расчёт по формуле Эйлера.
- Критическое напряжение сжатия. Пределы применимости формулы Эйлера.
- Порядок выполнения расчёта на устойчивость сжатых стержней. Расчёт по формуле Ясинского.
- Основные понятия деталей машин. Требования к деталям машин. Конструкционные материалы.
- Общие сведения о сварных соединениях. Типы и элементы сварных соединений.
- Паяные и клееные соединения, их достоинства , недостатки и применение в машиностроении. Расчёт на прочность.
- Резьбовые, шпоночные и шлицевые соединения. Область применения. Основные расчёты соединений.
- Классификация и основные характеристики передач. Фрикционные передачи и их применение в машиностроении.
- Вариаторы. Виды вариаторов и их назначение.
- Зубчатые передачи. Классификация, достоинства и недостатки. Применение.
- Передача винт-гайка. Достоинства и недостатки. Применение.
- Червячная передача. Классификация, достоинства, недостатки. Применение.
- Редукторы. Их назначение и классификация.
- Механические муфты. Назначение и классификация.
- Устройство наиболее применяемых механических муфт.
- Валы и оси. Их назначение, конструкция и материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02. Техническая механика
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС)по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. О2 «Техническая механика» за 2014
Рабочая программаучебной дисциплины ОП. О2 «Техническая механика»для специальности:23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений (35.01.13)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измирений разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорож-ных машин и оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.02 Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.07 – «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Место дисциплины в структуре основной образовательной профессиональной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин:ПМ 01- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...