Вопросы подготовки студентов к олимпиадам профмастерства
статья на тему

Уласик Марина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов колледжа к участию в олимпиадах профессионального мастерства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уласик Марина Геннадьевна

ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

                                           

Вопросы подготовки студентов к олимпиадам профмастерства

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель – «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально- экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося».

Кроме того, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. отметил, что «профессиональное образование должно быть настроено на будущее страны, на перспективы развития экономики. И поэтому молодые люди должны быть готовы стать первыми, стать успешными в профессии».

Современный рынок труда  требует выпускника не только теоретически образованного, но и имеющего профессиональные умения и навыки. Следовательно, на первый план выходит проблема профессионального становления личности будущего специалиста.  

Олимпиады профессионального мастерства являются эффективным механизмом этого становления.

 «Как только у человека проходит  стремление к новым знаниям, он перестает быть человеком», - так говорил великий норвежский исследователь Арктики,  лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год  Фри́тьоф Нансен.

Участие в олимпиадах позволяет обучающимся развить знания и умения, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, что в свою очередь, дает возможность продемонстрировать высокий результат в олимпиадах профессионального мастерства.

Олимпиады профессионального мастерства по каждому профильному направлению проводятся ежегодно в три этапа:

I этап – начальный – проводится в январе – феврале текущего года на уровне профессиональных образовательных организаций при условии реализации в них одной или нескольких программ подготовки специалистов среднего звена укрупненной группы специальностей, внесенной в перечень профильных направлений Всероссийской олимпиады;

II этап – региональный – проводится в марте – апреле на уровне субъекта Российской Федерации;

III этап – всероссийский – проводится в мае – июне текущего календарного года.

ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына» принимает активное участие во всех этапах олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта», показывая при этом неизменно высокий результат.

Преподаватели предметной цикловой комиссии экономики и перевозок начинают предварительную подготовку и отбор участников олимпиады еще со второго курса обучения. Они проводят предметные олимпиады, профессиональные конкурсы, семинары, деловые игры, тестирование, позволяющие выявить профессиональные знания и навыки обучающихся. Главным при проведении этих мероприятий является приобщение как можно большего числа обучающихся к познавательной деятельности, к закреплению профессиональных навыков. Кроме того, на этом этапе преподаватели имеют возможность выявить не только наиболее подготовленных, но и стрессоустойчивых и работоспособных обучающихся.  Вполне очевидно, что участие в олимпиаде связано с сильным физическим и эмоциональным напряжением.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим результативность участия в олимпиадах, является системность подготовки. Она повышает эффективность подготовки, позволяет более уверенно чувствовать и вести себя во время соревнования, развивает умение мобилизовать себя в решающий момент.

Применение такой методики позволило добиться следующих результатов:

Таблица 1

Результаты участия обучающихся

ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж им. Е.Г.Трубицына»

в олимпиадах профессионального мастерства

Год проведения

Уровень проведения

Результат участия

2013г.

Межрегиональная олимпиада профессионального мастерства обучающихся учреждений СПО по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»

II место

2015г.

Региональная олимпиада профессионального мастерства обучающихся учреждений СПО по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

I и II места

2016г.

Межрегиональная олимпиада профессионального мастерства обучающихся учреждений СПО по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»

II место

2016г.

Всероссийский этап  олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

I место

2017г.

Региональный этап  олимпиаде профессионального мастерства обучающихся учреждений СПО по укрупненной группе специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

I, II, III места

2017г.

Всероссийский этап олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

номинация «Лучший по специальности» 23.02.01«Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»

Успешное участие в олимпиадах повышает самооценку обучающихся, мотивирует их на дальнейшее самосовершенствование.

Олимпиады профессионального мастерства проводятся  с целью:

  • повышения качества обучения учащихся,
  • выявления уровня их мастерства,
  • пропаганды среди молодежи рабочих профессий. 

Олимпиада профессионального мастерства позволяет выявить наиболее  талантливых студентов, оценить качество и уровень их подготовки, обеспечение соответствия их квалификации требованиям работодателей, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности, реализации творческого потенциала, что имеет сегодня ключевое значение для развития экономики.  Участие в олимпиадах и других профессиональных конкурсах  позволяет студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, проявить креативность, смелость, творческие способности. Кроме того, проведение олимпиад  позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями 2016-2017гг.)
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.
  3. Распоряжение «О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования» № 349-р от 3 марта 2015г.
  4. Доклад Министра образования на заседании Правительства РФ от 12 февраля 2015года
  5. Идиатуллина Э.Д.Олимпиадное и конкурсное движение как инструмент управления качеством подготовки специалистов //Материалы VII международного конгресса-выставки «global education — образование без границ-2013»,26–27 ноября 2013 г., г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В.Ф. ШАТАЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Уже много лет я являюсь организатором подготовки и проведения олимпиады колледжа по сопротивлению материалов. Олимпиада регулярно поводится для студентов второго курса следующих специальностей: «Техно...

Олимпиада профмастерства по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства В ГБПОУ УИЭТ

КОНКУРСНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Олимпиады профессионального мастерства по специальности среднего профессионального образования 35.02.07  Механизация сельского хозяйства В ГБП...

Регион. этап Всероссийские олимпиады профмастерства, 2020 г

Регион. этап Всероссийские олимпиады профмастерства, 2020 г...

Региональные олимпиады профмастерства

Региональные олимпиады профмастерства...

Региональные этапы Всерос. олимпиады профмастерства

Региональные этапы Всерос. олимпиады профмастерства...

Регион. этап Всерос. олимпиады профмастерства

Регион. этап Всерос. олимпиады профмастерства...