Формирование профессиональной направленности через решение заданий с производственным содержанием на уроках химии
материал на тему
Вработе представлены примеры использования задач с производственным содержанием на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_naprvl_na_sayt.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной направленности через решение заданий с производственным содержанием на уроках химии
Волкова Ольга Викторовна – преподаватель химии
ГПОУ Прокопьевский строительный техникум
Переход к рыночной экономике, усиление интеграционных процессов в системе образования обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа. Рынок рабочей силы требует от выпускника профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения на языке «компетенций», на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.
Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по дисциплинам естественно - математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями, они выступают в качестве квалификационного требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО.
Профессиональная направленность обучения даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания студентов на возможности применять знания по математике, химии, физике и другим дисциплинам при изучении конкретной профессии или специальности, есть сущность концепции профессиональной направленности.
Возрастающее значение химии в подготовке специалистов определяется тем, что в ходе трудовой деятельности современные рабочие постоянно сталкиваются со сложными физико-химическими процессами и со свойствами веществ при различных способах их обработки.
Повышение уровня преподавания химии определяется не только общими тенденциями усиления фундаментальной подготовки студентов, но и необходимостью решать конкретные производственные задачи.
В учебные заведения среднего профессионального образования приходят студенты с низкими знаниями по химии, но у многих из них интересы в определенной степени уже сформированы: они направлены на избранную профессию. Поэтому одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса химии, является его практическая и профессиональная значимость.
Изучение химии в образовательных учреждениях строительного профиля тесно связано с профессиональными дисциплинами: материаловедение, слесарное дело, электротехника, сварочное производство и междисциплинарными курсами. На уроках материаловедения студенты получают общие сведения о строительных материалах, их свойствах, составе, способах производства и применении, коротко знакомятся с химической природой данных веществ. Чаще всего студентам дают формулу, приводят описание пигментов, наполнителей, связующих или вспомогательных материалов, характеризуют антикоррозийные, щелоче- или кислотоупорные свойства материалов, но не объясняют, почему тот или иной пигмент обладает данными свойствами. Кроме того, у студентов нет соответствующей подготовки по химии, чтобы они могли достаточно свободно ориентироваться в этих теоретических вопросах.
При отборе учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся задачи: ознакомить студентов с основными достижениями химической науки в создании строительных материалов и применением их на производстве; активизировать познавательную деятельность обучающихся, убедить их в том, что знания, получаемые на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.
Строителям в практической деятельности пригодятся методы определения различных катионов и анионов, содержащихся в растворе, приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества и т.д. Они изучают значение растворов в природе, быту и на производстве, значение окислительно-восстановительных реакций, процессов гидролиза.
Приведу примеры взаимосвязи химии и материаловедения:
- Говоря о солях угольной кислоты, можно конкретными примерами проиллюстрировать широкое применение солей угольной кислоты в качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью грунтовок, шпаклевок, паст, известковых красочных растворов, клеевых составов. Мрамор, имеющий микрокристаллическую структуру, обладает высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется и полируется. Он бывает разных цветов, часто с узорчатым рисунком и различными прожилками на поверхности. Применяется в строительстве для отделки станций метро, внутренних помещений зданий, в сантехнике.
- Известняк используется в промышленности строительных материалов для производства негашеной извести и цемента. Плотные известняки используют в строительных работах для получения облицовочных плит и каменной крошки.
- Изучение соединений кремния нужно увязать с использованием в строительном деле песка, глины, асбеста, применением в столярном деле кварца и карборунда. Рассматривается процесс получения натриевого и калиевого растворимого стекла.Обучающиесядолжны знать, что в малярных работах применяют в основном калиевое стекло, так как при использовании натриевого стекла на окрашенной поверхности появляются белые налеты. Жидкое калиевое стекло применяют в качестве связующего материала в силикатных красках, которыми окрашивают фасады и поверхности внутри помещений. Выпускается специальная силикатная огнезащитная краска, которая представляет собой смесь жидкого стекла с наполнителем, пигментом и техническим глицерином.
- Важнейшим строительным материалом является цемент. В курсе материаловедения изучению цементов и бетонов отводится большое место. Поэтому на уроках химии по теме «Строительные материалы» рассматривается химический состав цемента, его основные компоненты, объясняются свойства цемента, на которых основано его применение в строительстве. Рассматривается сущность «схватывания» и твердения цементов. Цемент широко применяется для изготовления монтажного бетона в строительстве гидротехнических сооружений, дорожных и аэродромных покрытий. Следует указать, что быстротвердеющий цемент предназначен для изготовления железобетонных конструкций. Учащиеся должны знать, что цемент, бетон и железобетон составляют основу строительной индустрии.
Богатый материал для будущих строителей дает изучение соединений кальция. Кальций оксид является главной составной частью извести, которая в строительстве встречается в различных видах: негашеная комовая известь; молотая негашеная известь (на ее основе готовят специальные растворы); известь-пушонка (тонкий порошок, полученный в результате гашения извести-кипелки без избытка воды); известь молотая карбонатная – продукт совместного помола негашеной извести и карбоната кальция; известковое тесто – продукт, полученный при гашении извести с избытком воды.
На уроках химии подробно рассматривается процесс гашения извести и «схватывания» ее, записываются уравнения реакций.
Из соединений кальция к воздушным вяжущим материалам относится и гипс. При изучении этого вещества необходимо остановиться на получении алебастра (строительного гипса) и процессе твердения при взаимодействии с водой. Широко применяются в строительстве мел, известняк, мрамор. На уроках химии подробно рассматриваются свойства, на которых основано их применение.
На уроках химии нужно рассказать обучающимся, что на производстве они будут часто встречаться с реакциями ионного обмена для приготовления паст, грунтовок, определять примеси в пигментах. Повторяя реакции ионного обмена, полезно разобрать с ними следующие вопросы:
- В каком состоянии находится кальций гидроксид в штукатурном растворе? в грунтовочных составах? в шпаклевке?
- Как определить гидроксид-ионы в гашеной извести?
При составлении задач на определение относительной молекулярной массы можно использовать вещества, входящие в состав строительных материалов: алебастр – кристаллогидрат сульфата кальция CaSO4·H2O, гашеная известь – Сa(OH)2, силикат натрия, входящий в состав оконного стекла – Na2SiO3 и т.д.
Взаимосвязь химии и электротехники прослеживается при изучении тем «Электролитическая диссоциация», «Физические свойства металлов», «Электрохимический ряд напряжения металлов», где рассматриваются понятия об электролитах, о диссоциации кислот, солей и щелочей, электропроводность металлов, химическая активность. На уроках рассматриваются растворы серной кислоты и едкого калия, которые используются в аккумуляторах.
Практические и лабораторные работы так же могут содержать задания на распознавание строительных материалов (мела, негашеной и гашеной извести, алебастра, гипса, соды и ряда других); на сравнение свойств металлов; на приготовление растворов, используемых в промышленности.
Формирование профессиональной направленности можно осуществлять различными методами и на различных этапах урока. При этом сегодня я показала, что задания могут быть разнообразные: вопросы, расчетные задачи, практические и лабораторные работы. Но при этом необходимо учитывать, что задания должны составляться совместно с преподавателями профессиональной подготовки и мастерами производственного обучения. Профессиональный характер может быть заложен в тексте задачи или выражен с помощью рисунка, чертежа, схемы, инструмента и т.п.
Таким образом, преподаватель должен убедить студентов в полезности приобретения знаний химии для овладения будущей профессией.
Анализ показал, что применение задач с профессиональной направленностью повысил интерес к дисциплине химия.
© ГПОУ Прокопьевский строительный техникум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»
Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...
«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»
Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...
Отчет по экспериментальной работе на тему "Разработка технологий формирования профессиональных компетенций через интерактивное учебное пособие"
Представленная разработка является отчетом преподавателя - участника экспериментальной площадки и содержит в себе рекомендации по созданию интерактивного учебного пособия в редакторе электронных курсо...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики
В методической разработке рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики....
Формирование профессиональной направленности обучающихся СПО
В связи с политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждают...
Формирование профессиональной направленности обучающихся СПО.
Компетентностный подход направлен на формирование и развитие компетенций: базовых, профессиональных и специальных. В процессе обучения необходимо развивать эти компетенции, т.к. выпускник ...
Презентация "Формирование профессионального интереса к профессии в процессе производственного обучения"
Воспитать у молодого человека любовь к профессии – значит привить ему любовь к труду, сознательную трудовую дисциплину, с тем, чтобы труд для него стал осознанной необходимостью, общественным и ...