Классный час "МОЕ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ - ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ!"
классный час по теме

Цветкова Татьяна Николаевна

 

Разговор  о человеке, который оставил о себе добрую и вечную память, прославил Нижегородский край.

Это – Иван Кулибин 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mekhanik.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

"МОЕ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ - ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ!"

Преподаватель

Сегодня мы поговорим о человеке, который оставил о себе добрую и вечную память, прославил Нижегородский край.

Это – Иван Кулибин – русский-механик – самоучка. Он не имел никакого специального образования, а строил такие вещи, которыми восхищались лучшие учёные мира. За свою долгую жизнь он создал много – удивительно-сложных гениальных и нужных людям и российскому государству механизмов и сооружений. Его имя давно уже стало нарицательным для мастеров-самоучек, и просто для всех любителей возиться с техникой – бесконечно перебирать что-то, усовершенствовать, собирать из двух автомобилей один, изобретать и строить что-то в домашних условиях.

Рассказывают, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов увидев однажды знаменитого механика, поспешил ему навстречу через заполненный гостями зал. Остановившись в нескольких шагах от Кулибина, он отвесил ему низкий поклон и сказал:

-        Вашей милости!

Затем сделал еще один шаг и снова поклонился в пояс и произнес:

-        Вашей чести!

И, наконец, подойдя совсем близко, поклонился в пояс и произнес:

-        Вашей премудрости мое почтение!

Вот так почитали лучшие люди того времени своего одаренного соотечественника!

Жизнь Кулибина — это прекрасный пример богатства России на самородные таланты. Читаешь его жизнеописания и думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек!

Чтец 1.

За стеной звонко щёлкают костяшки. Это отец подсчитывает барыши. День у него сегодня удачный: расторговал почти все запасы муки. Щелк-щелк… Костяшки стучат, Ванюшке спать мешают.

У него-то сегодня день не задался. И на молитве мысли куда-то рассеялись, даже от отца подзатыльник получил. Потом соседский петух клюнул в ногу. Но это вообще-то ерунда, заживёт!

Сильнее болело что-то в душе. Странная эта штука — душа. Вроде и не видать её. А так иной раз заноет, что хоть под лавку лезь. Вот и сегодня заныла, когда увидел он эту девушку - бурлачку.

Чтец 2.

Бурлаков он видел и раньше. Часто с мальчишками из их села Подновье Нижегородской губернии бегали они на Волгу, смотрели, как тянут по реке гружёные баржи. Смуглые от весеннего солнца мужики переступали с ноги на ногу, мерно раскачивались из стороны в сторону. Надувались жилы и хрустели мужицкие суставы, врезались в тела петли бечевы, когда сдвигали они баржу после поднятия якоря.

Женскую бурлацкую артель Ванюшка встретил впервые. Жилистые, висящие вдоль тела руки, заляпанные грязью юбки, простоволосые головы.

 Та девушка, бледная, русая, попробовала ему улыбнуться, заметив, как мальчишка уставился на неё во все глаза. Только улыбка вышла измученная и ненастоящая. После такой впору заплакать…

Чтец 1. …Думы отступают, и сон берёт своё. И во сне видится Ванюшке огромный деревянный корабль, который без бурлаков и парусов величественно идёт против течения, вверх по Волге. И приводит его в движение невидимый механизм, который построил не кто иной, как он сам!

Чтец 3.

С детских лет Ваня помогал отцу торговать, частенько сидел в лавке, но это занятие было неинтересным, скучным и утомительным, и он поминутно поглядывал на соседнюю колокольню Строгановской церкви с огромным циферблатом. А на досуге любил придумывать и мастерить  разные затейливые штучки: фигурки из дерева, флюгера, шестеренки, причудливые кораблики. Как-то летом он устроил систему шлюзов на пути воды стекающей из родника с горы, а внизу оврага поставил плотину. Позже образовался пруд, в котором расплодилась рыба.

 Всё село приходило смотреть на его выдумки. Отец ухмылялся, одобрял. Даже разрешил устроить в комнате мастерскую: осваивай токарное, слесарное, столярное дело! Только чтоб в мастерской был порядок! Потому как порядок всякому делу помогает, а беспорядок мешает.

Чтец 4.

Мальчик подрастал, но увлечение его редкими необыкновенными предметами не проходило.

Иван уяснил для себя, что путь в науку не легок, нужно знать математику, физику, химию и еще очень много, чтобы строить машины и изобретать. Он стал искать и изучать математические книги, читал Ломоносова, газеты, где помещались известия об изобретениях и открытиях. А с сочинением Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочинённое для  употребления российского юношества» и вообще не расставался.

Чтение распаляло его воображение, усиливало жажду знаний.

Чтец 1.

Вскоре в Иванову мастерскую стали тащить со всей округи механизмы: от сломанных жерновов до заводских машин. Казалось бы, где там разобраться подростку. А Иван разбирался. Отладит, отдаст хозяину — пользуйся. Но вот деньги за свою работу брать почему-то стеснялся. Чаще работал за спасибо.  — Мастер-то мастер, а не торговец! — задумывался отец.

Счастье для него — копаться в железках и деревяшках. Но что ж, у каждого своё призвание Божье!

Чтец 2.

 Был у Ивана Петровича (так уважительно всё чаще называли юношу) особенный интерес — часы. Развиться этому интересу в серьёзное дело помог случай.

Как человек грамотный и честный он был послан в Москву поверенным по судебным делам, и, будучи в столице, юный Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым. Тот — щедрая душа — научил его многим часовым премудростям и продал ему по дешёвке испорченную резальную машинку. Иван её починил и с тех пор стал сам делать деревянные часы с кукушкою.  

По городу прошел слух, что Кулибин научился «хитрому ремеслу», доступному только иностранцам.

Чтец 3.

В двадцать лет открыл он собственную часовую мастерскую и перешел на ремонт карманных часов.  После починки дорогостоящих часов губернатора Аршеневского о чудо - механике узнал весь Нижний Новгород и вся губерния. Губернатор и городская знать расхваливали мастера везде и всюду. Только разбогатеть на этом деле не удавалось. Простым людям часы тогда были в диковинку, а те, кто имел это диво, в ремонт обращались редко: вещи в то время делались на совесть и почти не ломались.

А Иван и не ставил себе задачу стать богачом. Ему просто нравилось, когда тикали, били, куковали или  наигрывали какую-нибудь мелодию эти качающиеся, крутящиеся шестерёнки. Подолгу смотрел на них, уносясь мыслями далеко-далеко.

Чтец 4.

Кулибин был человеком увлекающимся. В свободное от работы время настойчиво изучал науки, стал искусным чертежником. И вот однажды родилась у него задумка: смастерить часы не хуже германских и швейцарских, чтобы было не стыдно самой царице подарить! Смелая идея, но почему бы и нет?

 Раз Бог дал талант — пускай служит во славу Отечества!

Преподаватель

Спасибо, ребята! О дальнейшей жизни и деятельности Кулибина нам расскажет небольшой видео сюжет.

Просмотр фильма «Курьезных дел мастер»

Чтец 4.

Ничто не пропадает бесследно. Идеи русского изобретателя нашли своё применение спустя годы, десятилетия и даже века.

Его знаменитые часы — подарок императрице — и поныне хранятся в музее «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, удивляя и восхищая и простых людей, и специалистов. Часы русского гения, намного опередившего своё время  и до конца не понятым современниками

А в основу строительства уникального китайского стадиона, «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в начале XIX века нижегородским самоучкой Иваном Кулибиным, мечтавшим всю жизнь не о личной корысти, а о славе Отечества.

Преподаватель

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Можно ли Ивана Кулибина признают выдающейся личностью?
  2. Какими качествами обладал этот человек?

Преподаватель

Осознавая заслуги Ивана Кулибина  понимаешь насколько велика роль личности в развитии человечества в целом. Пусть и сегодня механик Кулибин будет примером для нас. Мы, нынешнее поколение должны стремиться сохранять и преумножать духовные ценности.

 Можно ли стать изобретателем сегодня? А почему бы и нет? Главное, чтобы душа к этому делу лежала, руки, как говорят, росли из правильного места, и трудолюбием Бог не обидел. Думаю, в каждом из нас есть частичка от Кулибина – главное ее вовремя разглядеть и развить…

"МОЕ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ - ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ!"

Преподаватель

(Слайд 1) Сегодня мы поговорим о человеке, который оставил о себе добрую и вечную память, прославил Нижегородский край.

Это – Иван Кулибин – русский-механик – самоучка. Он не имел никакого специального образования, а строил такие вещи, которыми восхищались лучшие учёные мира. За свою долгую жизнь он создал много – удивительно-сложных гениальных и нужных людям и российскому государству механизмов и сооружений. Его имя давно уже стало нарицательным для мастеров-самоучек, и просто для всех любителей возиться с техникой – бесконечно перебирать что-то, усовершенствовать, собирать из двух автомобилей один, изобретать и строить что-то в домашних условиях.

(Слайд 2) Рассказывают, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов увидев однажды знаменитого механика, поспешил ему навстречу через заполненный гостями зал. Остановившись в нескольких шагах от Кулибина, он отвесил ему низкий поклон и сказал:

-        Вашей милости!

Затем сделал еще один шаг и снова поклонился в пояс и произнес:

-        Вашей чести!

И, наконец, подойдя совсем близко, поклонился в пояс и произнес:

-        Вашей премудрости мое почтение!

Вот так почитали лучшие люди того времени своего одаренного соотечественника!

(Слайд 3) Жизнь Кулибина — это прекрасный пример богатства России на самородные таланты. Читаешь его жизнеописания и думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек!

Чтец 1.

(Слайд 4) За стеной звонко щёлкают костяшки. Это отец подсчитывает барыши. День у него сегодня удачный: расторговал почти все запасы муки. Щелк-щелк… Костяшки стучат, Ванюшке спать мешают.

У него-то сегодня день не задался. И на молитве мысли куда-то рассеялись, даже от отца подзатыльник получил. Потом соседский петух клюнул в ногу. Но это вообще-то ерунда, заживёт!

Сильнее болело что-то в душе. Странная эта штука — душа. Вроде и не видать её. А так иной раз заноет, что хоть под лавку лезь. Вот и сегодня заныла, когда увидел он эту девушку - бурлачку.

Чтец 2.

(Слайд 5) Бурлаков он видел и раньше. Часто с мальчишками из их села Подновье Нижегородской губернии бегали они на Волгу, смотрели, как тянут по реке гружёные баржи. Смуглые от весеннего солнца мужики переступали с ноги на ногу, мерно раскачивались из стороны в сторону. Надувались жилы и хрустели мужицкие суставы, врезались в тела петли бечевы, когда сдвигали они баржу после поднятия якоря.

(Слайд 6) Женскую бурлацкую артель Ванюшка встретил впервые. Жилистые, висящие вдоль тела руки, заляпанные грязью юбки, простоволосые головы.

 Та девушка, бледная, русая, попробовала ему улыбнуться, заметив, как мальчишка уставился на неё во все глаза. Только улыбка вышла измученная и ненастоящая. После такой впору заплакать…

Чтец 1. 

(Слайд 7) …Думы отступают, и сон берёт своё. И во сне видится Ванюшке огромный деревянный корабль, который без бурлаков и парусов величественно идёт против течения, вверх по Волге. И приводит его в движение невидимый механизм, который построил не кто иной, как он сам!

Чтец 3.

(Слайд 8) С детских лет Ваня помогал отцу торговать, частенько сидел в лавке, но это занятие было неинтересным, скучным и утомительным, и он поминутно поглядывал на соседнюю колокольню Строгановской церкви с огромным циферблатом. А на досуге любил придумывать и мастерить  разные затейливые штучки: фигурки из дерева, флюгера, шестеренки, причудливые кораблики. Как-то летом он устроил систему шлюзов на пути воды стекающей из родника с горы, а внизу оврага поставил плотину. Позже образовался пруд, в котором расплодилась рыба.

 (Слайд 9) Всё село приходило смотреть на его выдумки. Отец ухмылялся, одобрял. Даже разрешил устроить в комнате мастерскую: осваивай токарное, слесарное, столярное дело! Только чтоб в мастерской был порядок! Потому как порядок всякому делу помогает, а беспорядок мешает.

Чтец 4.

(Слайд 10) Мальчик подрастал, но увлечение его редкими необыкновенными предметами не проходило.

Иван уяснил для себя, что путь в науку не легок, нужно знать математику, физику, химию и еще очень много, чтобы строить машины и изобретать. Он стал искать и изучать математические книги, читал Ломоносова, газеты, где помещались известия об изобретениях и открытиях. А с сочинением Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочинённое для  употребления российского юношества» и вообще не расставался.

Чтение распаляло его воображение, усиливало жажду знаний.

Чтец 1.

(Слайд 11) Вскоре в Иванову мастерскую стали тащить со всей округи механизмы: от сломанных жерновов до заводских машин. Казалось бы, где там разобраться подростку. А Иван разбирался. Отладит, отдаст хозяину — пользуйся. Но вот деньги за свою работу брать почему-то стеснялся. Чаще работал за спасибо.  — Мастер-то мастер, а не торговец! — задумывался отец.

Счастье для него — копаться в железках и деревяшках. Но что ж, у каждого своё призвание Божье!

Чтец 2.

(Слайд 12)  Был у Ивана Петровича (так уважительно всё чаще называли юношу) особенный интерес — часы. Развиться этому интересу в серьёзное дело помог случай.

Как человек грамотный и честный он был послан в Москву поверенным по судебным делам, и, будучи в столице, юный Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым. Тот — щедрая душа — научил его многим часовым премудростям и продал ему по дешёвке испорченную резальную машинку. Иван её починил и с тех пор стал сам делать деревянные часы с кукушкою.  

По городу прошел слух, что Кулибин научился «хитрому ремеслу», доступному только иностранцам.

Чтец 3.

(Слайд 13) В двадцать лет открыл он собственную часовую мастерскую и перешел на ремонт карманных часов.  После починки дорогостоящих часов губернатора Аршеневского о чудо - механике узнал весь Нижний Новгород и вся губерния. Губернатор и городская знать расхваливали мастера везде и всюду. Только разбогатеть на этом деле не удавалось. Простым людям часы тогда были в диковинку, а те, кто имел это диво, в ремонт обращались редко: вещи в то время делались на совесть и почти не ломались.

А Иван и не ставил себе задачу стать богачом. Ему просто нравилось, когда тикали, били, куковали или  наигрывали какую-нибудь мелодию эти качающиеся, крутящиеся шестерёнки. Подолгу смотрел на них, уносясь мыслями далеко-далеко.

Чтец 4.

(Слайд 14) Кулибин был человеком увлекающимся. В свободное от работы время настойчиво изучал науки, стал искусным чертежником.

(Слайд 15) И вот однажды родилась у него задумка: смастерить часы не хуже германских и швейцарских, чтобы было не стыдно самой царице подарить! Смелая идея, но почему бы и нет?

 Раз Бог дал талант — пускай служит во славу Отечества!

Преподаватель

Спасибо, ребята! О дальнейшей жизни и деятельности Кулибина нам расскажет небольшой видео сюжет. (Слайд 16)

Просмотр фильма «Курьезных дел мастер»

Чтец 4.

(Слайд 17) Ничто не пропадает бесследно. Идеи русского изобретателя нашли своё применение спустя годы, десятилетия и даже века.

Его знаменитые часы — подарок императрице — и поныне хранятся в музее «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, удивляя и восхищая и простых людей, и специалистов. Часы русского гения, намного опередившего своё время  и до конца не понятым современниками

(Слайд 18) А в основу строительства уникального китайского стадиона, «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в начале XIX века нижегородским самоучкой Иваном Кулибиным, мечтавшим всю жизнь не о личной корысти, а о славе Отечества.

(Слайды 19, 20)

Преподаватель

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Можно ли Ивана Кулибина признают выдающейся личностью?
  2. Какими качествами обладал этот человек?

Преподаватель

(Слайд 21) Осознавая заслуги Ивана Кулибина  понимаешь насколько велика роль личности в развитии человечества в целом. Пусть и сегодня механик Кулибин будет примером для нас. Мы, нынешнее поколение должны стремиться сохранять и преумножать духовные ценности.

 Можно ли стать изобретателем сегодня? А почему бы и нет? Главное, чтобы душа к этому делу лежала, руки, как говорят, росли из правильного места, и трудолюбием Бог не обидел. Думаю, в каждом из нас есть частичка от Кулибина – главное ее вовремя разглядеть и развить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Новый год - Рождество"

Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, легкой порошей, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском  свечей, затаенной надеждой... Конечно, он буде...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Основы ТРИЗ с элементами дизайна или "Чтобы не изобретать «двери Нормана»

С каждым днем всё более возрастает интерес к такому  предмету как ТРИЗ. Попытки преподавать ТРИЗ в дополнительном образовании и школе начались еще в 1992 году. Причем, в школе и дополнительном об...

Методическое пособие классного часа по теме: "Главное - душой не стареть!"

Один из самых важных разделов клинической медицины - гериатрия год за годом делает шаги в сторону долголетия. Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в науке о старении в знчительной степени оп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»

Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а  могут закончиться такие отношения. Те...

Методическое пособие классного часа на тему "Главное - душой не стареть!"

Классный час по представленному методическому пособию проводится с обучающимися первого курса. В пособии рассматриваются вопросы активного долголетия....

ИЗОБРЕТАТЬ – ЭТО ПРОСТО?

Статья знакомит читателей с самым древним и до сих пор работающим методом поиска решений творческих задач под названием «Метод проб и ошибок»....