План – конспект открытого урока производственного обучения
план-конспект урока
План – конспект открытого урока производственного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka_proizvodstvennogo_obucheniya.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока производственного обучения
По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс
Урок производственного обучения.
Тема программы: «Приготовление супов».
Тема урока: «Приготовление борщей»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- обучающая:
- сформировать профессиональные умения и навыки при приготовлении борщей: (борщ с капустой и картофелем ,борщ украинский, борщ флотский, борщ сибирский).
- развивающая:
- развить у обучающихся познавательный и профессиональный интерес к технологиям приготовления заправочных супов;
- содействовать формированию познавательного интереса к выбранной профессии.
- воспитательная:
- воспитание культуры труда, экономного использования продуктов;
- воспитание у обучающихся планирования работы, самостоятельности, производительной этики, трудолюбия, аккуратности, внимательности, исполнительности.
Задачи урока:
- закрепить знания приготовления бульонов, правила варки супов;
- научить технологической последовательности приготовления борщей;
-объяснить правила хранения и отпуска блюд;
- выявить ошибки приготовления борщей и способы их устранения.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный.
Межпредметная связь: «Специальная технология», «Оборудование предприятий общественного питания», «Организация производства на предприятиях общественного питания», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания, санитария и гигиена».
Материально – техническое и дидактическое оснащение урока:
Дидактические средства:
- слайды: «Формы нарезки овощей», «Схема приготовления борща»;
- натуральные образцы;
- набор технологических карт по приготовлению борщей;
- таблица «Критерии оценок».
Оборудование, инвентарь, инструменты, посуда:
Электрическая плита; производственные столы, циферблатные весы; разделочные доски «О.С.», «М.В.», ножи поварские; сковороды, кастрюли, тарелки, шумовки, черпаки, суповые тарелки, ложки.
Сырьё:
Свекла, морковь, петрушка, томатное пюре, свежая капуста, уксус 9%, сахар, соль, специи, репчатый лук, сладкий перец, чеснок, шпик, фасоль, мука.
Используемая литература:
- Анфимов Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»., М.: Издательский центр «Академия» - 2005.
- Сборник рецептур люд и кулинарных изделий., М.: Издательский центр «Академия» - 2005.
- Качурина Т.А. «Кулинария» рабочая тетрадь., М.: Издательский центр «Академия» - 2008.
- Золин В.Л. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания»., М.: Издательский центр «Академия» -2006.
- Харченко Н.Э., Чеснокова Л.Г. «Технологи приготовления пищи»., М.: Издательский центр «Академия» - 2007.
- Журнал «Общественное питание».
Ход урока
- Организационная часть – 5 мин:
-принять рапорт дежурного;
- проверка спецодежды на соответствие санитарным требованиям;
- краткий порядок проведения урока; порядок выдачи «бонусов».
- Вводный инструктаж – 30 мин:
Задаю вопрос: Какие разновидности борщей вы знаете?
(по мере ответов подвожу обучающихся, к правильному результату выдавая «бонусы»)
- борщ с капустой и картофелем, борщ украинский, борщ флотский, борщ сибирский.
«сообщаю, что тема данного урока как раз об этих заправочных супах»
(предлагаю записать тему и правильный ответ в рабочие тетради по производственному обучению).
- Сообщить тему урока.
«Приготовление борщей».
Показываю слайд: «Разновидности борщей» объясняя, что для приготовления борщей мы должны:
(Озвучиваю цель урока):
- сформировать профессиональные умения и навыки при приготовлении борщей, правильность закладки продуктов, правилам отпуска блюд.
- Изложение нового материала:
- Подготовка рабочего места и инструментов:
Задаю вопрос: Пользуясь полученными знаниями на предметах спеццикла, назовите инструменты необходимые для приготовления борщей.
Корректируя ответы обучающихся, подвожу к правильному результату: разделочные доски с маркировкой «О.С.», ножи поварские «О.С.», тарелки.
(предлагаю записать правильный ответ в тетради п/о) .
Необходимое сырьё для приготовления борщей:
Задаю вопрос: Какие овощи мы используем для приготовления борщей?
(Ссылаясь на предмет «Товароведение пищевых продуктов»)
В результате мы должны получить ответ: капуста белокочанная, морковь, свекла, репчатый лук, картофель, перец сладкий. (записываем).
- Охрана труда при приготовлении борщей
Обновляю в памяти обучающихся правила техники безопасности, правила санитарии, правила и порядок подготовки рабочего места и инструментов.
- Общие правила приготовления борщей:
Задаю вопрос: Назовите классификацию супов
В результат должны получить ответ: (по температуре подачи – горячие 75 С, холодные – 14 С; по способу приготовления – заправочные, прозрачные, пюреобразные; по жидкой основе – на бульонах, овощных и крупяных отварах, хлебном квасе, молоке, кисло-молочных продуктах, фруктово-ягодных отварах).
Задаю вопрос: Какие бульоны знаете ?
В результат должны получить ответ: костный, мясо – костный, бульон из птицы, рыбный.
Задаю вопрос: В зависимости от концентрации растворимых веществ, какие бульоны приготавливают?
Получаю ответ: нормальный и концентрированный (предлагаю записать ответ, а также норму продуктов и воды для бульонов).
Рассказываю, что основной продукт в борщах – свекла, применяют несколько способов подготовки свеклы для борща: тушение, пассерование, варку, подпекание.
Задаю вопрос: Что такое тушение, пассерование, варка
В результате должны получить ответ: Тушение – это комбинированный способ т/о, когда предварительно обжаренные продукты припускают в бульоне, в закрытой посуде для размягчения; пассервание – это вспомогательный способ, при котором обжаривают продукты при температуре 110-120 С без образования поджаристой корочки; варка – это основной способ, при котором продукты нагревают в большом количестве жидкости до 100 С.
Задаю вопрос: Какой способ является более рациональным?
Должны получить ответ: пассерование, так как способствует лучшему сохранению красящих и ароматических веществ, экономит время.
Задаю вопрос: В чём отличие приготовления борщей и где эти отличия указаны?
Должны получить ответ: это указано в технологической карте, по которой определяем перечень продуктов необходимых для приготовления, норму брутто (вес с отходами), норму нетто (чистый вес), выход готового блюда, краткое описание технологического процесса, требования к качеству, условия и сроки хранения, правила отпуска.
Задаю вопрос: Какие формы нарезки овощей относят к простым?
Должны получить ответ: соломка, брусочки, кубики, дольки, ломтики, кружочки.
Предлагаю взять технологические карты блюд (борщ с капустой и картофелем, борщ флотский). Согласно технологическим картам практически показываю приёмы нарезки овощей для борщей. Во время демонстрации приёмов нарезки комментирую свои действия с учётом общих правил нарезки и специфики данного овоща.
Опираясь на технологическую карту предлагаю выполнить нескольким обучающимся (желающим) нарезать овощи, при этом спрашиваю длину соломки, брусочков, сечение крупного кубика, толщину ломтика. (обучающимся «бонусы»).
Анализируя правильность ответов и правильность выполнения приёмов нарезки задействованных в показе обучающихся, принимаю решение:
- Нарезать овощи для борща украинского и борща сибирского обучающимся самостоятельно, а тем обучающимся которые показывали формы нарезки овощей про анализировали правильность выполнения работ опираясь на технологические карты.(обучающимся «бонусы»)
Раздаю технологические карты.
Предлагаемые технологические карты.
Технологическая карта
Наименование блюда: «Борщ с капустой и картофелем»
Раскладка № 176
Сборник рецептур и кулинарных изделий издания 2005г.
Краткое описание технологического процесса: В кипящий бульон или воду закладывают нашинкованную капусту, доводят до кипения, затем добавляют нарезанный брусочками картофель, варят 10 -15 мин, кладут пассерованные овощи, подготовленную свеклу и варят борщ до готовности. За 5 – 10 мин. До окончания арки добавляют соль, сахар, специи. Борщ можно заправить пассерованной мукой.
Требования к качеству: Форма нарезки капусты – соломка, остальные овощи соответствуют нарезке капусты, картофель- брусочками. Консистенция – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново - красный . Вкус- кисло-сладкий, без привкуса сырой свеклы.
Правила отпуска и сроки хранения: хранят на мармите 2 часа, отпускают со сметаной.
Технологическая карта
Наименование блюда: «Борщ украинский»
Раскладка № 189
Сборник рецептур и кулинарных изделий издания 2005г.
Краткое описание технологического процесса: свеклу нарезают соломкой, добавляют уксус, жир, сахар, томатное пюре и тушат до готовности с добавлением бульона. В кипящий бульон кладут нарезанный брусочками или дольками, доводят до кипения, закладывают нашинкованную капусту и варят 10-15 мин., затем добавляют тушеную свеклу и пассерованные овощи. За 5-10 мин. До окончания арки вводят пассерованную муку разведённую бульоном или водой, перец сладкий, соль, специи. Готовый борщ заправляют перед подачей шпиком растёртым с чесноком. Отдельно подают пампушки с чесноком.
Требования к качеству: Форма нарезки капусты – соломка, остальные овощи соответствуют нарезке капусты, картофель- брусочками. Консистенция – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново - красный . Вкус- кисло-сладкий, без привкуса сырой свеклы. Запах – чеснока.
Правила отпуска и сроки хранения: хранят на мармите 2 часа, отпускают со сметаной.
Технологическая карта
Наименование блюда: «Борщ флотский»
Раскладка № 180
Сборник рецептур и кулинарных изделий издания 2005г.
№ п/п | Наименование продукта | Норма брутто в гр. | Норма нетто в гр. |
1. | Свекла | 200 | 160 |
2. | Капуста свежая | 100 | 80 |
3. | Картофель | 53 | 40 |
4. | Морковь | 50 | 40 |
5. | Лук репчатый | 48 | 40 |
6. | Томатное пюре | 30 | 30 |
7. | Кулинарный жир | 16 | 16 |
8. | Сахар | 10 | 10 |
9. | Уксус 3 | 6 | 6 |
10. | Бульон или вода | 800 | 800 |
11. | Фасоль | 40 | 40 |
12. | Чеснок | 5 | 4 |
Фрикадельки мясные № 184 | |||
13. | Говядина (котлетное мясо) | 52,5 | 38,5 |
Или баранина | 52,6 | 38,5 | |
Или свинина | 45,5 | 38,5 | |
14. | Лук репчатый | 4,2 | 3,5 |
15. | Вода | 3,5 | 3,5 |
16. | Яйца | 1/2шт. | 28 |
Масса полуфабриката | 45,5 | ||
Выход | - | 1000 |
Краткое описание технологического процесса: Бульон варят с добавлением свинокопчёностей. Овощи нарезают ломтиками, капусту – шашками, картофель - кубиками. В кипящий бульон или воду закладывают капусту, доводят до кипения, затем добавляют нарезанный картофель, варят 10 -15 мин, кладут пассерованные овощи, подготовленную свеклу и варят борщ до готовности. За 5 – 10 мин. До окончания арки добавляют соль, сахар, специи. Борщ можно заправить пассерованной мукой.
Требования к качеству: Форма нарезки капусты – шашками, картофель- кубиками, свекла и остальные овощи – ломтиками. Консистенция – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново - красный . Вкус- кисло-сладкий, без привкуса сырой свеклы.
Правила отпуска и сроки хранения: хранят на мармите 2 часа, варёные свинокопчёности нарезают по 1-2 куска на порцию, наливают борщ, кладут сметану и зелень. Отдельно можно подать гречневую кашу или крупеник.
Технологическая карта
Наименование блюда: «Борщ сибирский»
Раскладка № 183
Сборник рецептур и кулинарных изделий издания 2005г.
Краткое описание технологического процесса: фасоль варят отдельно. Фрикадельки формуют в форме шариков по 7 – 10 гр., укладывают в сотейник в один ряд, заливают на 1/3 бульоном и припускают.В кипящий бульон кладут капусту нарезанную шашками, доводят до кипения, кладут картофель, нарезанный кубиками и арят10 – 15 мин. Затем закладывают пассерованные овощи и тушеную свеклунарезанную ломтиками, доводят до кипени, кладут сваренную фасоль, специи, соль, сахар, и варят до готовности. В готовый борщ вводят чеснок, растёртый с солью.
Требования к качеству: Форма нарезки капусты – шашками, картофель- кубиками, свекла и остальные овощи – ломтиками. Консистенция – мягкая, непереваренная. Цвет – малиново - красный . Вкус- кисло-сладкий, без привкуса сырой свеклы.
Правила отпуска и условия хранения: хранят на мармите 2 часа, при отпуске в тарелку кладут фрикадельки, наливают борщ, кладут сметану и зелень.
- Закрепление материала.
Давайте закрепим полученные знания пользуясь технологическими картами.
Вопросы: Пользуясь технологической картой определите различия между борщом украинским и флотским (продукты, формы нарезки овощей, правила отпуска блюд). Правила отпуска борща сибирского (с фрикадельками). Когда закладывают пассерованные овощи в суп (за 10 – 15 мин. до готовности). За чем в борщ вводят мучную пассеровку ( придаёт супам густую консистенцию и способствует сохранению витамина С). (правильно отвечающим обучающимся выдаются «бонусы»).
Обращаю внимание на таблицу «Критерии оценок» согласно, которой будет оцениваться самостоятельная работа с учётом «бонусов». Предлагаю записать технологические карты в тетрадь п/о.
Желаю удачи обучающимся в выполнении учебно- практической работы.
- Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж:
- Обходы рабочих мест обучающихся в ходе самостоятельной работы с целью проверки (выдача бонусов за правильно выполненные операции)и оказание помощи при выполнении самостоятельной работы.
- Обращаю внимание на:
- правильную организацию рабочего места;
- выполнение правил охраны труда;
- вникаю в работу каждого обучающегося, по приготовлению борщей, не упуская из поля зрения работу всей группы;
- побуждаю обучающихся к самоконтролю, обеспечению высокого качества работы;
- развиваю самостоятельность, предлагаю находить причины ошибок, способы их устранения;
-оказываю помощь обучающимся своевременно, не допуская закрепления ошибок;
- проверяем требования качества борщей и заполняем бракераж блюд;
- поощряю творческий подход в качестве «бонусов»;
- обучающихся выполнивших задания первыми привлекаю для подсчёта «бонусов» и заполнение оценочной таблицы;
- уборка рабочего места.
- Заключительный инструктаж – 20 мин.
- подведение итогов за занятие.
- разбор ошибок, пути их устранения.
- определение лучших блюд.
- выставление оценок.
- Задание на дом:
А сейчас запишите домашнее задание для подготовки к следующему уроку.
- Составить технологическую схему приготовления «Рассольника».
- Составить таблицу «Рассольники» , их различия.