План урока по предмету "Основы материаловедения" на тему : "Сатиновые и атласные ткацкие переплетения"
план-конспект урока

Тема урока "Сатиновые и атласные ткацкие переплетения"  входи в рабочую программу по предмету "Основы матертиаловедения " для  профефессинальной подготовки  детей с ОВЗ по профессии "Швея".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по предмету: « Основы материаловедение»

в гр. Ш(к)-18 по профессии «Швея»

Тема урока: « Ткацкие переплетения»

Под тема урока: «Сатиновые и атласные переплетения»

Цель: Знакомство учащихся с простыми  сатиновыми и атласными ткацкими  

           переплетениями.

 

Задачи:

  • Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

 

Методы проведения занятия:  

Информационно-обобщающий

Объяснительно-иллюстративный

Самостоятельная работа учащихся

Практическая работа учащихся.

Межпредметные связи:  Технология изготовления швейных изделий.

 

Материально-техническое оснащение:

ИКТ (слайдовая презентация).

Коллекция графических изображений простых ткацких переплетений

Карточки задания для выполнения самостоятельной работы.

 

 План занятия  (2 урока по 45 мин.)

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

I

Организационный момент

2

II

Введение в тему

3

III

Актуализация знаний

10

IV

Изучение новой темы: “Сатиновые и атласные переплетения”

20

V

Закрепление изученного материала

10

VI

Применение полученных знаний. Выполнение практической работы.

35

VII

 Заключительная часть. Рефлексия урока.

5

VIII

Задание на дом

5

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся

Проверка готовности к уроку

 

II. Введение в тему

 

Учитель: Мы на предыдущем уроке прошли с вами классификацию ткацких переплетений, Научились графически изображать полотняное и саржевые простые переплетения. Из простых переплетений у нас остались сатиновое и атласное переплетения.  Тема сегодняшнего занятия так и называется “Сатиновые и атласные переплетения ”.

III. Актуализация знаний.

Повторим пройденный материал.

1.Что такое ткань?

            (это изделие вырабатываемое на ткацком станке путем переплетения двух  

               систем нитей утка и основы)

2. Как в ткани располагаются нити основы и утка?

      (нить основы- вдоль ткани, нить утка- поперек ткани)

3.Какие бывают ткацкие переплетения?

           (простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые)

4. Чем характеризуются ткацкие переплетения?

               (рапортом переплетения, он бывает по основе и утку, сдвигом переплетения)

5. Что такое рапорт переплетения и как он обозначается?

    (рапорт(R) переплетения  - это минимальное число нитей, через которое рисунок переплетения повторяется различают раппорт по основе - Ro и раппорт по утку – Ry ),

6. Что такое сдвиг?

   (cдвиг (S) Сдвигом называют число показывающее на сколько нитей удалено одно перекрытие нити от другого)

7. Как обозначаются основные и уточные перекрытия на чертежах?

     (основные перекрытия заштриховываются, а уточные нет.)

8.Как высчитывается рапорт саржи?

   (рапорт саржи высчитывается путем сложения числителей и знаменателей    

        дробей )

8. Высчитаем рапорт саржи   ¼, 2/3, ¼

           ( Ro= Ry= 15, S=1)

9.Изобразить графически   саржу.

Саржи   ¼, 2/3, ¼

            Ro= Ry= 15, S=1

1    2    3   4    5   6    7    8    9   10 11 12  13  14  15

IV Изучение новой темы: “Сатиновые и атласные переплетения”

Как ранее говорилось, что сатиновое и атласное переплетения – это простые переплетения. 

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка.

 Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.

 Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.

Сатиновое и атласное переплетение как  и саржевого переплетения обозначается дробью  .

 Но в сатиновом и атласном переплетении знаменатель – это сдвиг, а числитель - рапорт переплетения.

В сатиновом переплетении сдвиг считается по основе.

В атласном переплетении -по утку

Если мы запишем  сатиновое  переплетение 5/2  это значит  

Ro= Ry=5, S=2

1

2

2

1

1

2

1

2

Если мы запишем  атласное переплетение 5/2  это значит  

Ro= Ry=5, S=2

1

2

1

2

2

1

1

2

V. Закрепление нового материала.

1.И так вспомним, правила построения сатинового и атласного переплетений.

  1. Как обозначается атласное и сатиновое переплетение?

(атласное и сатиновое переплетения обозначаются дробью, в числителе рапорт в знаменатели- сдвиг).

  1. Как считается сдвиг в сатиновом переплетении?

(сдвиг в сатиновом переплетении считается по основе)

     3.         Как считается сдвиг в атласном  переплетении?

          (сдвиг в атласном  переплетении считается по утку)

4.В каком из переплетений больше основных перекрытий, а в каком уточных?

(в сатиновом  переплетении больше уточных перекрытий, в атласном переплетении- основных)

        

2.Учащимся раздаются индивидуальных задания на постройку атласных и сатиновых переплетений.

1.Построить сатиновое переплетение 5/2, атласное переплетение 7/3.

2. Построить сатиновое переплетение 7/2, атласное переплетение 5/3.

3.Построить сатиновое переплетение 8/3, атласное переплетение 7/2.

4.Построить сатиновое переплетение 7/3, атласное переплетение 8/3.

5.Построить сатиновое переплетение 5/3, атласное переплетение 5/2.

6. Построить сатиновое переплетение 8/5, атласное переплетение 7/3.

7. Построить сатиновое переплетение 7/3, атласное переплетение 5/3.

8. Построить сатиновое переплетение 8/3, атласное переплетение 8/5.

9. Построить сатиновое переплетение 7/3, атласное переплетение 8/3.

VI. Применение полученных знаний. Выполнение практической работы.

В ходе практической работы учащиеся дается  два задания:

  1. Построить графически простые ткацкие переплетения. (карточки с заданиями)
  2. «Соткать построенные ткацкие переплетения»

VII. Заключительная часть

Подводим  итог нашего урока:

1.Выставляем оценки за  теоретическую и практическую работу.

2. Разбираем ошибки.

3. Проводим рефлексию урока.

 По индивидуальной  форме деятельности:

Учащимся предлагается  оценить этапы работы по трем показателям:

Этапы урока

   Понравилось (+)

Не очень (-)

 Можно повторить(?)

Проверка знаний

Новый материал

Практическая работа