План урока по предмету "Основы материаловедения" на тему : "Сатиновые и атласные ткацкие переплетения"
план-конспект урока
Тема урока "Сатиновые и атласные ткацкие переплетения" входи в рабочую программу по предмету "Основы матертиаловедения " для профефессинальной подготовки детей с ОВЗ по профессии "Швея".
Скачать:
Предварительный просмотр:
План урока по предмету: « Основы материаловедение»
в гр. Ш(к)-18 по профессии «Швея»
Тема урока: « Ткацкие переплетения»
Под тема урока: «Сатиновые и атласные переплетения»
Цель: Знакомство учащихся с простыми сатиновыми и атласными ткацкими
переплетениями.
Задачи:
- Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
- Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Методы проведения занятия:
Информационно-обобщающий
Объяснительно-иллюстративный
Самостоятельная работа учащихся
Практическая работа учащихся.
Межпредметные связи: Технология изготовления швейных изделий.
Материально-техническое оснащение:
ИКТ (слайдовая презентация).
Коллекция графических изображений простых ткацких переплетений
Карточки задания для выполнения самостоятельной работы.
План занятия (2 урока по 45 мин.)
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин) |
I | Организационный момент | 2 |
II | Введение в тему | 3 |
III | Актуализация знаний | 10 |
IV | Изучение новой темы: “Сатиновые и атласные переплетения” | 20 |
V | Закрепление изученного материала | 10 |
VI | Применение полученных знаний. Выполнение практической работы. | 35 |
VII | Заключительная часть. Рефлексия урока. | 5 |
VIII | Задание на дом | 5 |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Проверка явки учащихся
Проверка готовности к уроку
II. Введение в тему
Учитель: Мы на предыдущем уроке прошли с вами классификацию ткацких переплетений, Научились графически изображать полотняное и саржевые простые переплетения. Из простых переплетений у нас остались сатиновое и атласное переплетения. Тема сегодняшнего занятия так и называется “Сатиновые и атласные переплетения ”.
III. Актуализация знаний.
Повторим пройденный материал.
1.Что такое ткань?
(это изделие вырабатываемое на ткацком станке путем переплетения двух
систем нитей утка и основы)
2. Как в ткани располагаются нити основы и утка?
(нить основы- вдоль ткани, нить утка- поперек ткани)
3.Какие бывают ткацкие переплетения?
(простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые)
4. Чем характеризуются ткацкие переплетения?
(рапортом переплетения, он бывает по основе и утку, сдвигом переплетения)
5. Что такое рапорт переплетения и как он обозначается?
(рапорт(R) переплетения - это минимальное число нитей, через которое рисунок переплетения повторяется различают раппорт по основе - Ro и раппорт по утку – Ry ),
6. Что такое сдвиг?
(cдвиг (S) Сдвигом называют число показывающее на сколько нитей удалено одно перекрытие нити от другого)
7. Как обозначаются основные и уточные перекрытия на чертежах?
(основные перекрытия заштриховываются, а уточные нет.)
8.Как высчитывается рапорт саржи?
(рапорт саржи высчитывается путем сложения числителей и знаменателей
дробей )
8. Высчитаем рапорт саржи ¼, 2/3, ¼
( Ro= Ry= 15, S=1)
9.Изобразить графически саржу.
Саржи ¼, 2/3, ¼
Ro= Ry= 15, S=1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
IV Изучение новой темы: “Сатиновые и атласные переплетения”
Как ранее говорилось, что сатиновое и атласное переплетения – это простые переплетения.
Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка.
Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.
Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.
Сатиновое и атласное переплетение как и саржевого переплетения обозначается дробью .
Но в сатиновом и атласном переплетении знаменатель – это сдвиг, а числитель - рапорт переплетения.
В сатиновом переплетении сдвиг считается по основе.
В атласном переплетении -по утку
Если мы запишем сатиновое переплетение 5/2 это значит
Ro= Ry=5, S=2
1 | 2 | |||
2 | 1 | |||
1 | 2 | |||
1 | 2 | |||
Если мы запишем атласное переплетение 5/2 это значит
Ro= Ry=5, S=2
1 | ||||
2 | ||||
1 | 2 | |||
2 | 1 | |||
1 | 2 |
V. Закрепление нового материала.
1.И так вспомним, правила построения сатинового и атласного переплетений.
- Как обозначается атласное и сатиновое переплетение?
(атласное и сатиновое переплетения обозначаются дробью, в числителе рапорт в знаменатели- сдвиг).
- Как считается сдвиг в сатиновом переплетении?
(сдвиг в сатиновом переплетении считается по основе)
3. Как считается сдвиг в атласном переплетении?
(сдвиг в атласном переплетении считается по утку)
4.В каком из переплетений больше основных перекрытий, а в каком уточных?
(в сатиновом переплетении больше уточных перекрытий, в атласном переплетении- основных)
2.Учащимся раздаются индивидуальных задания на постройку атласных и сатиновых переплетений.
1.Построить сатиновое переплетение 5/2, атласное переплетение 7/3.
2. Построить сатиновое переплетение 7/2, атласное переплетение 5/3.
3.Построить сатиновое переплетение 8/3, атласное переплетение 7/2.
4.Построить сатиновое переплетение 7/3, атласное переплетение 8/3.
5.Построить сатиновое переплетение 5/3, атласное переплетение 5/2.
6. Построить сатиновое переплетение 8/5, атласное переплетение 7/3.
7. Построить сатиновое переплетение 7/3, атласное переплетение 5/3.
8. Построить сатиновое переплетение 8/3, атласное переплетение 8/5.
9. Построить сатиновое переплетение 7/3, атласное переплетение 8/3.
VI. Применение полученных знаний. Выполнение практической работы.
В ходе практической работы учащиеся дается два задания:
- Построить графически простые ткацкие переплетения. (карточки с заданиями)
- «Соткать построенные ткацкие переплетения»
VII. Заключительная часть
Подводим итог нашего урока:
1.Выставляем оценки за теоретическую и практическую работу.
2. Разбираем ошибки.
3. Проводим рефлексию урока.
По индивидуальной форме деятельности:
Учащимся предлагается оценить этапы работы по трем показателям:
Этапы урока | Понравилось (+) | Не очень (-) | Можно повторить(?) |
Проверка знаний | |||
Новый материал | |||
Практическая работа |