ОП.03 Основы материаловедения
рабочая программа на тему

Васягина Людмила Анатольевна

Рабочий учебная дисциплина ОП.03 Основы материаловедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_materialovedeniya.docx54.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №11»

г. Мариинский Посад, Чувашская Республика

Рассмотрена на заседании методической комиссии по профессии «Портной»

(Протокол № _____  

от «__» ____________ 2012 г.)  

Утверждена приказом по учреждению образования № ____ от «____» _______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

Рассмотрена на заседании педагогического совета

(Протокол № _____  от  «__» ____________ 2012 г.)  

2012 г.

Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по  профессиям начального профессионального образования

262019.03       Портной

код                наименование специальности (профессии)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №

от "  " сентября 201 г.

М.П.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом ОУ

Протокол № _  от  "_" _______ 2012 г.

Председатель Экспертного совета ____________________________________________________

                                                              ФИО

СОГЛАСОВАНО

ФИО, должность, место работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"___" ____________20___ г.

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании методической комиссии

профессии Портной

Протокол №____ от "___" __________20___ г.

Председатель МК __________/Соломонова С.С./

Разработчики:

Васягина Людмила Анатольевна

 преподаватель

        (ФИО, должность)

"___" __________20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 262019.3 Портной.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 262019.3 Портной.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

  - применять материалы при выполнении работ;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

- общие сведения о строении материалов;

    - общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов. 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

        лабораторные работы

32

        практические занятия

0

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 Введение

1. Общие сведения о предмете; его цели, задачи. Значение предмета для овладения профессией «Портной». Предприятия-производители тканей.

2

1

2. Классификация швейных материалов. Ассортимент тканей и других материалов для изделий одежды и др.

2

Раздел 1. Материалы для тканей

20(14)

Тема 1.1. Классификация текстильных волокон

1. Волокна. Виды природных и синтетических волокнообразующих полимеров.  Характеристика волокна.  

2

1

2. Текстильные волокна и нити. Классификация волокна. Производство нитей.

2

Тема 1.2. Натуральные волокна

1.Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок. Лен.  Получение волокон. Химический состав волокон.  Строение волокна.  Свойства волокна.  Применение волокна.

2

2

2. Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть. Шелк. Получение волокон. Химический состав волокон.  Строение волокна.  Свойства волокна.  Применение волокна.

2

Тема 1.3. Химические волокна

1. Химические нити и волокна. Схема производства химических нитей и волокон. Свойства химических  волокон.  Применение нитей.

5

2

2. Искусственные нити и волокна. Вискозные. Полинозные. Медно-аммиачные. Ацетатные. Триацетатные. Получение. Химический состав волокон.  Строение искусственных волокон.  Свойства искусственных нитей.  Применение искусственных нитей.

2

3. Синтетические нити и волокна. Полиамидные. Полиэфирные. Полиуретановые. Полиакрилонитрильные. Полипропиленовые. Поливинилхлоридные.  Поливинилспиртовые. Получение. Химический состав волокон.  Строение синтетических волокон.  Свойства синтетических нитей.  Применение синтетических нитей.

2

4. Преимущества и недостатки синтетических волокон. Преимущества синтетических волокон. Недостатки синтетических волокон.

2

  1. Минеральные волокна.  Виды. Производство. Применение.

2

Лабораторные работы:

 Изучение внешних особенностей и микроструктуры натуральных волокон.

 Изучение внешних особенностей и микроструктуры химических волокон.

Изучение общих химических свойств волокон.

4

Практические работы:

-

Контрольная работа по теме «Волокнистые материалы»

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Ассортимент поливинилспиртовых волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки.

Ассортимент поливинилхлоридных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки.

Ассортимент полиамидных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки.

Ассортимент полиэфирных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки.

Ассортимент полиуретановых волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки.

Указать положение в классификации волокна нитрон и дать названия аналогичных ему торговых марок различных стран.

Указать особенности получения вискозных волокон и перечислить их российские и зарубежные торговые марки.

Указать положение в классификации волокна капрон и дать названия аналогичных торговых марок различных стран

Ассортимент ацетилцеллюлозных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки.

Указать положение в классификации волокна лавсан и дать названия торговых марок их аналогов зарубежного производства.

6

Раздел 2. Ткани

38(30)

Тема 2.1. Технология ткани

1. Прядение. Пряжа и процесс её прядения. Виды пряжи, особенности получения и строения. Классификация пряжи. Дефекты пряжи.

6

2

2. Текстильные нити.  Характеристики строения текстильных нитей.

Классификация  нитей. Виды нитей и их структура.

3.Ткачество. Получение тканей на ткацком станке. Подготовительные операции  в ткачестве. Устройство и принципы работы ткацкого станка. Ткацкие пороки и их влияния на качество одежды.

2

4.Отделка текстильных материалов.  Цели и задачи отделки текстильных материалов. Отделка хлопчатобумажных и льняных тканей. Краткая характеристика основных операций отделки. Отделка шерстяных тканей.

2

5.Дефекты ткани от неправильной отделки. Влияние дефектов отделки ткани на качество одежды. Отделка шелковых тканей. Специальные виды отделки шелковых тканей (несминаемая, безусадочная, водоотталкивающая, огнестойкая и др.).

6.Маркировка и  упаковка ткани. Маркировка ткани. Способы упаковки ткани.

2

7. Экскурсия. Ознакомление с технологическим процессом производства ткани на текстильном предприятии.

2

Лабораторные работы:

Изучение различных видов пряжи, определение свойств швейных ниток, шелка.

Изучение дефектов тканей и их оценка при сортировке тканей и швейных изделий.

2

Практические  работы:

-

Тема 2.2. Строение и свойства тканей

1.Переплетения тканей. Простые переплетения. Сложные переплетения. Мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения.

3

1

2.Волокнистый состав тканей; лицо, изнанка, основа и уток ткани.

2

3. Свойства тканей. Физико-механические. Гигиенические. Оптические. Технологические.

2

Лабораторные работы:

4

2

Определение в ткани; лица изнанки, направления основы и утка.

Определение вида переплетений нитей в готовых тканях.

Практические  работы:

-

Тема 2.3. Сортность тканей

1.Стандартизация ткани. Задачи стандартизации. Виды стандартов. Технические условия.

1

1

2. Показатели качества ткани. Сорта тканей. Правила определения.

2

Лабораторные работы:

-

Практические  работы:

-

Тема 2.4. Ассортимент тканей

1. Общие сведения об ассортименте тканей.

5

1

2. Ассортимент  хлопчатобумажных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства.

2

3.Ассортимент льняных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства.

2

4.Ассортимент шерстяных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства.

2

5.Ассортимент шелковых тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства.

2

6. Отделочные ткани. Характеристика. Групп и виды. Пошивочные свойства.

2

Лабораторные работы:

8

Изучение ассортимента хлопчатобумажных тканей.

Изучение ассортимента шерстяных тканей.

Изучение ассортимента шелковых тканей.

Изучение ассортимента льняных тканей.

Практические  работы:

Контрольная работа по разделу «Ткани»

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Способы прядения.

Технологические операции прядения.

Влияние свойств текстильных материалов на процессы изготовления и эксплуатацию швейных изделий.

Свойства, учитываемые при определении целевого назначения материалов. Принципы построения стандартов.

Роль стандартов в повышении качества выпускаемых текстильных материалов.  

Волокнистый состав и структура материалов ассортиментных групп.

8

Раздел 3. Другие материалы для одежды

31(25)

Тема 3.1. Кожа одежная. Пленочные и дублирующие материалы

1. Кожа. Виды. Натуральная кожа. Искусственная кожа. Способы получения кожи. Строение кожи. Пошивочные свойства кожи. Применение кожи.

1

1

Лабораторные работы:

Изучение ассортимента одежной кожи.

2

2

Практические  работы:

Тема 3.2. Нетканые материалы.

1. Нетканые материалы для одежды.  Применение нетканых материалов. Ассортимент нетканых материалов. Производство нетканых материалов. Свойства нетканых материалов. Качественные показатели нетканых материалов.

1

1

Лабораторные работы:

2

2

Распознавание нетканых материалов по образцам.

Практические  работы:

Тема 3.3. Трикотажные материалы.

1. Трикотаж. Классификация трикотажа. Артикул и виды трикотажного полотна. Технологические характеристики трикотажа. Качественные показатели трикотажного материала. Применение трикотажного материала.

1

1

Лабораторные работы:

Распознавание трикотажа по образцам;  определение структуры трикотажного  полотна, вида переплетений и основных свойств.

2

2

Практические  работы:

Тема 3.4. Материалы для соединения деталей изделия одежды.

1. Нитки швейные. Классификация. Номера. Крученая пряжа.  Применение.

1

1

2.Материалы клеевые.  Виды клеевых материалов. Свойства клеевых материалов.  Применение клеевых материалов. Требования к  качеству клеевых материалов.

2

Лабораторные работы:

2

Распознавание видов и качества материалов, используемых для

соединения  деталей  швейных изделий.

Практические  работы:

Тема 3.5. Утепляющие материалы.

1. Материалы для утепления одежды. Мех натуральный. Мех искусственный. Свойства меха. Показатели качества меха. Ассортимент меха. Назначение меха. Применение меха.

1

1

Лабораторные работы:

2

2

Распознавание по образцам видов утепляющих материалов,  определение их основных свойств,  качества и назначения.

Практические  работы:

-

Тема 3.6. Отделочные материалы и фурнитура.

1. Отделочные материалы.  Виды отделочных материалов.  Свойства отделочных материалов. Качественные показатели. Применение в швейных изделиях.

2

1

2. Фурнитура.  Виды фурнитуры.  Классификация фурнитуры.  Характеристика фурнитуры. Назначение и применение в одежде. Показатели качества.

Лабораторные работы:

Распознавание по образцам видов отделочных материалов и фурнитуры,  определение их основных свойств,  качества и назначения.

2

2

Практические  работы:

-

2.Прокладочные материалы.  Виды прокладочных материалов.  Физико-механические и технологические свойства.  Назначение прокладочных материалов. Требования к качеству.

2

1

Лабораторные работы:

Распознавание по образцам видов подкладочных и прокладочных материалов,  определение их основных свойств,  качества и назначения.

2

Практические  работы:

-

Тема 3.8. Уход за швейными материалами и изделиями.

1. Чистка и хранение материалов и изделий.  Способы чистки. Правила хранения.

1

1

Лабораторные работы:

-

Практические  работы:

-

Контрольная работа по разделу «Другие материалы для одежды»

1

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Различия натуральной и искусственной кожи.

Определение видов и свойств нетканых материалов.

Строение и основные свойства меха.

Общие сведения о производстве трикотажа.

Способы получения швейных ниток.

Преимущества и недостатки клеевых материалов.

Распознавание по образцам подкладочных и прокладочных материалов, определение их основных свойств, качества и назначения.

Основные виды пятновыводителей.

Способы удаления пятен с изделия.

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного  зачета

1

Всего:

102

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и швейной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- образцы тканей  (хлопчатобумажных, льняных шерстяных, шелковых,);

- образцы кожи (натуральной, искусственной);

- образцы нетканых материалов;

- образцы трикотажных материалов;

- образцы швейных ниток и клея;

- образцы швейной фурнитуры и отделочных материалов;

- образцы утепляющих и дублирующих материалов;

- образцы волокнистых  материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- рабочее место для ручных работ;

- ножницы;

- иголки для ручных работ;

- наперстки;

- сантиметровые ленты;

- линейки;

- лупы;

на мастерскую:

- гладильные доски;

- утюги;

- вытяжная и приточная вентиляция.

                        

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий: Учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
  2. Крючкова Г,А. Технология и материалы швейного производства. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 280 с.
  3. Сотникова Т.С.  Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.

Дополнительные источники:

  1. Пожидаев Н.Н., Симоненко Д.Ф., Савчук Н.Г. Материалы для одежды. М., 1975.
  2. Лазур К.Р. Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по материаловедению швейного производства. –М.:  НМЦ ПО, 1994.

Интернет-ресурсы:

  1. http://metalhandling.ru
  2. Народный костюм-http://www.narodko.ru/article/cloth/tka/poliamidnye_poliefirnye_i_drugie_volokna.htm
  3. Википедия- http://www.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  4. http://dptf.drezna.ru/theory/articles/
  5. http://shveynyk.ru/books/shey_proizvodstvo/shey_proizvodstvo_408.html
  6. http://festival.1september.ru/articles/528150/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

лабораторные работы

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  - применять материалы при выполнении работ;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

- общие сведения о строении материалов;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

    - общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа