ОП.03 Основы материаловедения
рабочая программа на тему
Рабочий учебная дисциплина ОП.03 Основы материаловедения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_materialovedeniya.docx | 54.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №11»
г. Мариинский Посад, Чувашская Республика
Рассмотрена на заседании методической комиссии по профессии «Портной» (Протокол № _____ от «__» ____________ 2012 г.) | Утверждена приказом по учреждению образования № ____ от «____» _______________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
Рассмотрена на заседании педагогического совета
(Протокол № _____ от «__» ____________ 2012 г.)
2012 г.
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования 262019.03 Портной код наименование специальности (профессии) | УТВЕРЖДЕНО Приказом № от " " сентября 201 г. М.П. |
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом ОУ
Протокол № _ от "_" _______ 2012 г.
Председатель Экспертного совета ____________________________________________________
ФИО
СОГЛАСОВАНО
ФИО, должность, место работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
"___" ____________20___ г.
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО
на заседании методической комиссии
профессии Портной
Протокол №____ от "___" __________20___ г.
Председатель МК __________/Соломонова С.С./
Разработчики: Васягина Людмила Анатольевна преподаватель (ФИО, должность) "___" __________20___ г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 262019.3 Портной.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 262019.3 Портной.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
- общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 92 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 32 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 1. Общие сведения о предмете; его цели, задачи. Значение предмета для овладения профессией «Портной». Предприятия-производители тканей. | 2 | 1 |
2. Классификация швейных материалов. Ассортимент тканей и других материалов для изделий одежды и др. | 2 | ||
Раздел 1. Материалы для тканей | 20(14) | ||
Тема 1.1. Классификация текстильных волокон | 1. Волокна. Виды природных и синтетических волокнообразующих полимеров. Характеристика волокна. | 2 | 1 |
2. Текстильные волокна и нити. Классификация волокна. Производство нитей. | 2 | ||
Тема 1.2. Натуральные волокна | 1.Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок. Лен. Получение волокон. Химический состав волокон. Строение волокна. Свойства волокна. Применение волокна. | 2 | 2 |
2. Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть. Шелк. Получение волокон. Химический состав волокон. Строение волокна. Свойства волокна. Применение волокна. | 2 | ||
Тема 1.3. Химические волокна | 1. Химические нити и волокна. Схема производства химических нитей и волокон. Свойства химических волокон. Применение нитей. | 5 | 2 |
2. Искусственные нити и волокна. Вискозные. Полинозные. Медно-аммиачные. Ацетатные. Триацетатные. Получение. Химический состав волокон. Строение искусственных волокон. Свойства искусственных нитей. Применение искусственных нитей. | 2 | ||
3. Синтетические нити и волокна. Полиамидные. Полиэфирные. Полиуретановые. Полиакрилонитрильные. Полипропиленовые. Поливинилхлоридные. Поливинилспиртовые. Получение. Химический состав волокон. Строение синтетических волокон. Свойства синтетических нитей. Применение синтетических нитей. | 2 | ||
4. Преимущества и недостатки синтетических волокон. Преимущества синтетических волокон. Недостатки синтетических волокон. | 2 | ||
| 2 | ||
Лабораторные работы: Изучение внешних особенностей и микроструктуры натуральных волокон. Изучение внешних особенностей и микроструктуры химических волокон. Изучение общих химических свойств волокон. | 4 | ||
Практические работы: | - | ||
Контрольная работа по теме «Волокнистые материалы» | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Ассортимент поливинилспиртовых волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент поливинилхлоридных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент полиамидных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент полиэфирных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Ассортимент полиуретановых волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Указать положение в классификации волокна нитрон и дать названия аналогичных ему торговых марок различных стран. Указать особенности получения вискозных волокон и перечислить их российские и зарубежные торговые марки. Указать положение в классификации волокна капрон и дать названия аналогичных торговых марок различных стран Ассортимент ацетилцеллюлозных волокон. Указать их российские и зарубежные торговые марки. Указать положение в классификации волокна лавсан и дать названия торговых марок их аналогов зарубежного производства. | 6 | ||
Раздел 2. Ткани | 38(30) | ||
Тема 2.1. Технология ткани | 1. Прядение. Пряжа и процесс её прядения. Виды пряжи, особенности получения и строения. Классификация пряжи. Дефекты пряжи. | 6 | 2 |
2. Текстильные нити. Характеристики строения текстильных нитей. Классификация нитей. Виды нитей и их структура. | |||
3.Ткачество. Получение тканей на ткацком станке. Подготовительные операции в ткачестве. Устройство и принципы работы ткацкого станка. Ткацкие пороки и их влияния на качество одежды. | 2 | ||
4.Отделка текстильных материалов. Цели и задачи отделки текстильных материалов. Отделка хлопчатобумажных и льняных тканей. Краткая характеристика основных операций отделки. Отделка шерстяных тканей. | 2 | ||
5.Дефекты ткани от неправильной отделки. Влияние дефектов отделки ткани на качество одежды. Отделка шелковых тканей. Специальные виды отделки шелковых тканей (несминаемая, безусадочная, водоотталкивающая, огнестойкая и др.). | |||
6.Маркировка и упаковка ткани. Маркировка ткани. Способы упаковки ткани. | 2 | ||
7. Экскурсия. Ознакомление с технологическим процессом производства ткани на текстильном предприятии. | 2 | ||
Лабораторные работы: Изучение различных видов пряжи, определение свойств швейных ниток, шелка. Изучение дефектов тканей и их оценка при сортировке тканей и швейных изделий. | 2 | ||
Практические работы: | - | ||
Тема 2.2. Строение и свойства тканей | 1.Переплетения тканей. Простые переплетения. Сложные переплетения. Мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения. | 3 | 1 |
2.Волокнистый состав тканей; лицо, изнанка, основа и уток ткани. | 2 | ||
3. Свойства тканей. Физико-механические. Гигиенические. Оптические. Технологические. | 2 | ||
Лабораторные работы: | 4 | 2 | |
Определение в ткани; лица изнанки, направления основы и утка. Определение вида переплетений нитей в готовых тканях. | |||
Практические работы: | - | ||
Тема 2.3. Сортность тканей | 1.Стандартизация ткани. Задачи стандартизации. Виды стандартов. Технические условия. | 1 | 1 |
2. Показатели качества ткани. Сорта тканей. Правила определения. | 2 | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Практические работы: | - | ||
Тема 2.4. Ассортимент тканей | 1. Общие сведения об ассортименте тканей. | 5 | 1 |
2. Ассортимент хлопчатобумажных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
3.Ассортимент льняных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
4.Ассортимент шерстяных тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
5.Ассортимент шелковых тканей. Виды. Назначение. Пошивочные свойства. | 2 | ||
6. Отделочные ткани. Характеристика. Групп и виды. Пошивочные свойства. | 2 | ||
Лабораторные работы: | 8 | ||
Изучение ассортимента хлопчатобумажных тканей. | |||
Изучение ассортимента шерстяных тканей. | |||
Изучение ассортимента шелковых тканей. | |||
Изучение ассортимента льняных тканей. | |||
Практические работы: | |||
Контрольная работа по разделу «Ткани» | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Способы прядения. Технологические операции прядения. Влияние свойств текстильных материалов на процессы изготовления и эксплуатацию швейных изделий. Свойства, учитываемые при определении целевого назначения материалов. Принципы построения стандартов. Роль стандартов в повышении качества выпускаемых текстильных материалов. Волокнистый состав и структура материалов ассортиментных групп. | 8 | ||
Раздел 3. Другие материалы для одежды | 31(25) | ||
Тема 3.1. Кожа одежная. Пленочные и дублирующие материалы | 1. Кожа. Виды. Натуральная кожа. Искусственная кожа. Способы получения кожи. Строение кожи. Пошивочные свойства кожи. Применение кожи. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: Изучение ассортимента одежной кожи. | 2 | 2 | |
Практические работы: | |||
Тема 3.2. Нетканые материалы. | 1. Нетканые материалы для одежды. Применение нетканых материалов. Ассортимент нетканых материалов. Производство нетканых материалов. Свойства нетканых материалов. Качественные показатели нетканых материалов. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: | 2 | 2 | |
Распознавание нетканых материалов по образцам. | |||
Практические работы: | |||
Тема 3.3. Трикотажные материалы. | 1. Трикотаж. Классификация трикотажа. Артикул и виды трикотажного полотна. Технологические характеристики трикотажа. Качественные показатели трикотажного материала. Применение трикотажного материала. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: Распознавание трикотажа по образцам; определение структуры трикотажного полотна, вида переплетений и основных свойств. | 2 | 2 | |
Практические работы: | |||
Тема 3.4. Материалы для соединения деталей изделия одежды. | 1. Нитки швейные. Классификация. Номера. Крученая пряжа. Применение. | 1 | 1 |
2.Материалы клеевые. Виды клеевых материалов. Свойства клеевых материалов. Применение клеевых материалов. Требования к качеству клеевых материалов. | 2 | ||
Лабораторные работы: | 2 | ||
Распознавание видов и качества материалов, используемых для соединения деталей швейных изделий. | |||
Практические работы: | |||
Тема 3.5. Утепляющие материалы. | 1. Материалы для утепления одежды. Мех натуральный. Мех искусственный. Свойства меха. Показатели качества меха. Ассортимент меха. Назначение меха. Применение меха. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: | 2 | 2 | |
Распознавание по образцам видов утепляющих материалов, определение их основных свойств, качества и назначения. | |||
Практические работы: | - | ||
Тема 3.6. Отделочные материалы и фурнитура. | 1. Отделочные материалы. Виды отделочных материалов. Свойства отделочных материалов. Качественные показатели. Применение в швейных изделиях. | 2 | 1 |
2. Фурнитура. Виды фурнитуры. Классификация фурнитуры. Характеристика фурнитуры. Назначение и применение в одежде. Показатели качества. | |||
Лабораторные работы: Распознавание по образцам видов отделочных материалов и фурнитуры, определение их основных свойств, качества и назначения. | 2 | 2 | |
Практические работы: | - | ||
2.Прокладочные материалы. Виды прокладочных материалов. Физико-механические и технологические свойства. Назначение прокладочных материалов. Требования к качеству. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы: Распознавание по образцам видов подкладочных и прокладочных материалов, определение их основных свойств, качества и назначения. | 2 | ||
Практические работы: | - | ||
Тема 3.8. Уход за швейными материалами и изделиями. | 1. Чистка и хранение материалов и изделий. Способы чистки. Правила хранения. | 1 | 1 |
Лабораторные работы: | - | ||
Практические работы: | - | ||
Контрольная работа по разделу «Другие материалы для одежды» | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Различия натуральной и искусственной кожи. Определение видов и свойств нетканых материалов. Строение и основные свойства меха. Общие сведения о производстве трикотажа. Способы получения швейных ниток. Преимущества и недостатки клеевых материалов. Распознавание по образцам подкладочных и прокладочных материалов, определение их основных свойств, качества и назначения. Основные виды пятновыводителей. Способы удаления пятен с изделия. | 6 | ||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | ||
Всего: | 102 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и швейной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных шерстяных, шелковых,);
- образцы кожи (натуральной, искусственной);
- образцы нетканых материалов;
- образцы трикотажных материалов;
- образцы швейных ниток и клея;
- образцы швейной фурнитуры и отделочных материалов;
- образцы утепляющих и дублирующих материалов;
- образцы волокнистых материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- рабочее место для ручных работ;
- ножницы;
- иголки для ручных работ;
- наперстки;
- сантиметровые ленты;
- линейки;
- лупы;
на мастерскую:
- гладильные доски;
- утюги;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Баженов В.И. Материалы для швейных изделий: Учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
- Крючкова Г,А. Технология и материалы швейного производства. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 280 с.
- Сотникова Т.С. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Дополнительные источники:
- Пожидаев Н.Н., Симоненко Д.Ф., Савчук Н.Г. Материалы для одежды. М., 1975.
- Лазур К.Р. Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по материаловедению швейного производства. –М.: НМЦ ПО, 1994.
Интернет-ресурсы:
- http://metalhandling.ru
- Народный костюм-http://www.narodko.ru/article/cloth/tka/poliamidnye_poliefirnye_i_drugie_volokna.htm
- Википедия- http://www.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
- http://dptf.drezna.ru/theory/articles/
- http://shveynyk.ru/books/shey_proizvodstvo/shey_proizvodstvo_408.html
- http://festival.1september.ru/articles/528150/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; | лабораторные работы практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
- применять материалы при выполнении работ; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения; | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
- общие сведения о строении материалов; | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
- общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |