СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЙ!
план-конспект занятия


Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА

РАЗДЕЛ 3. Приготовление и оформление блюд из мяса и мясных продуктов

ТЕМА УРОКА: «Приготовление и оформление простых блюд из жареного мяса»

ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания обучающихся по теме: «Приготовление и оформление простых блюд из жареного мяса»;

2. Изучить особенность приготовления и ассортимент блюд из жареного мяса.

ЗАДАЧИ:

Обучающие: ознакомить обучающихся с особенностями приготовления блюд из жареного мяса

Развивающие: способствовать совершенствованию информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность, навыки коммуникативного общения

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: лекция, беседа, рассказ

Литература: Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»

Метод обучения:

  • словесный: повторение материала
  • наглядный: показ презентации
  • практический: решение технологических задач, работа со сборниками рецептур

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, доска, учебная и справочная литература: 

Дидактические материалы: презентация Power Point

Межпредметная связь:

  • Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
  • Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
  • Охрана труда в общественном питании
  • Техническое оснащение и организация рабочего места

Прогнозируемый результат: 

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК 5.2 Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3 Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.  

Развитие и овладение общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин)

  • приветствие;
  • сообщение темы и цели урока;

Тема сегодняшнего урока: «Приготовление и оформление простых блюд из жареного мяса»

Целью нашего занятия: является знакомство с технологией приготовления простых блюд из жареного мяса

Сформировать знания о механической и кулинарной обработке мяса

  • проверка готовности обучающихся к уроку. (Рапорт дежурного или старосты группы по количеству присутствующих и отсутствующих на уроке)

II. Повторение пройденного материала

Актуализация знаний обучающихся

Проверка знаний проводится с использованием фронтального опрос с целью проверки общих знаний обучающихся.

1. Что такое жарка? (Жарка – это тепловая обработка продуктов при непосредственном соприкосновении с жиром или без жира при температуре, обеспечивающей образование на их поверхности специфической корочки, что является результатом распада под действием высокой температуры содержащихся в продукте органических веществ и образования новых)

2. Что такое жарка основным способом? (Жарка основным способом – это тепловая обработка продуктов с небольшим количеством жира (5–10 % к массе продукта) при температуре 140–150 °С до образования на поверхности продукта поджаристой корочки)

3. Что такое жарка в жарочном шкафу? (Жарка в жарочном шкафу. Неглубокую посуду (противень, сковороду, кондитерский лист) смазывают жиром и укладывают на неё продукты. Затем посуду ставят в жарочный шкаф с температурой 150–270 °С. Снизу продукт нагревается за счет теплопередачи, а сверху – за счет инфракрасной радиации нагретых стенок шкафа и движения горячего воздуха. Процесс образования поджаристой корочки при этом происходит значительно медленнее, чем при жарке основным способом, в результате продукты прогреваются равномернее. Для получения более румяной корочки и повышения сочности готового изделия в процессе жарки продукт переворачивают, поливают жиром, смазывают поверхность яйцом, сметаной)

4. Что такое жарка в большом количестве жира и как этот способ тепловой обработки можно назвать по-другому? (Жарка в большом количестве жира (во фритюре). Продукт полностью погружают в жир, предварительно нагретый до температуры 160–180°С. При этом происходит образование поджаристой корочки одновременно по всей поверхности продукта. Тепло от нагреваемой среды продукту передается теплопроводностью и частично конвекцией. Жарку во фритюре производят плавающим и погруженным способами, причем производительность второго способа значительно выше. Жира берут в 4–6 раз больше, чем одновременно загружаемого продукта)

5. Жарка на открытом огне – это..? (Жарка на открытом огне. Продукт надевают на металлический стержень (шпажку) или укладывают на металлическую решетку, предварительно смазанную жиром. Стержень или решетку помещают над раскаленными углями или электроспиралями в специальных аппаратах – электрогрилях и жарят. Для равномерного обжаривания продукта стержень медленно вращают, а продукт, находящийся на решетке, переворачивают. Обжаривание происходит за счет лучистого тепла. Источником тепла могут быть древесные угли, кварцевые лампы, беспламенные газовые горелки или электрические спирали)

6. Жарка в поле инфракрасных лучей – это…? (Жарка в поле инфракрасных лучей (ИК-нагрев). Жарка продукта в электрогрилях происходит без дымообразования за счет воздействия на продукт инфракрасных излучений электронагревательных элементов (ИК-нагрев). ИК-поле проникает в продукт на сравнительно большую глубину, время жарки сокращается, быстрее образуется поджаристая корочка, лучше сохраняется сочность продукта, что позволяет получить готовый продукт более высокого качества).

Вам было дано опережающее домашнее задание: Подготовить устное сообщение на тему: «История возникновения блюд из жареного мяса»

Ростбиф –национальное блюдо Англии. Конечно же , есть и другие блюда , прославившие английскую кухню, но ни одно из них так не олицетворяет сам дух нации , как традиционный воскресный ростбиф. Культ ростбифа зародился в 17-18 веках,как своего рода ответ вечному конкуренту – Франции.

Он входит в меню с 1840 г. В неделю в ресторане «Симпсон» жарят 850 кг ростбифа. Особое очарование  “Симпсона” в том, что мясо здесь подают со всей торжественностью, на которую заслуживает ростбиф старой Англии.Его  вывозили в зал на большом блюде под серебряной крышкой, торжественно ее поднимали и начинали нарезать мясо. Это настоящее театральное действо и многие приходили в ресторан ради этого. 

Бифштекс - Это было очень давно. Корни бифштекса норманские. Они звали говядину boeuf, а завеваныеими саксы bull. Vive la France! Бифштекс – быстро обжаренный кусок говяжьей вырезки, вошедший в моду в Англии начала 18 века и первое упоминание о нем датируется 1711 годом. Бифштекс скоро стал распространенным в аристократических домах и клубах блюдом. В 1730-х годах в Лондоне создан привилегированный "Клуб бифштекса", принятой членом которого была лишь единственная женщина, знаменитая ирландская актриса Пег Воффингтон "за редкостное для женщины понимание жизни". В 1762 там же открывается ресторан "Дом бифштекса". Со временем из простого блюда бифштекс поднялся до вершин кулинарного искусства. Появилась масса его разновидностей от континентальных без крови до полусырых английских и турецких. В российской кухне есть деревенский бифштекс – тушеный в особом судке с луком. К 20 веку бифштексы начали делать не только из говядины, но и другого мяса, а также тунца или меч-рыбы. Особый столовый нож для бифштекса с острым мелко зазубренным лезвием появился в 1895. Тогда же появляются рубленые бифштексы, для изготовления которых вместо дорогой вырезки и края пригодно дешевое мясо лопатки и шеи. Дальнейшая эволюция бифштекса выглядела так: • "круглый" (1876) : бифштекс из тонкого края; • "рубленый" или Салисбюри (1897) : бифштекс из говяжьего фарша с яйцом, молоком, хлебом и приправами. Назван по фамилии английского врача 19 века; • "край" (1902) : говяжьей грушевидной мышцы плеча; • "юбка" (1909) : просто кусок бескостной жареной говядины; • "татар" или "калмыцкий" (1911) : сырой маринованный говяжий фарш; • "гамбургер" (1912) : тонкий рубленый бифштекс; • "клубный" или "Дель-Монико" (1915) : небольшой бифштекс из края; • "минутный" (1921) : быстро жареный маленький тонкий бифштекс; • "швейцарский" (1924) : обвалянный в муке тушеный с овощами бифштекс; • "кубики" (1930) : тонкий бифштекс, нарезанный кубиками; • "куриный" (1952) : смазанное маслом жареное куриное филе в соусе; • "саквояж" (1958) : бифштекс, начиненный устрицами; • "оболочка" (1968) : из короткой грубой говяжьей мышцы с поясницы.

III. Изучение нового материала

1.Лекция с элементами беседы

В жареном виде приготавливают блюда из говядины, телятины, баранины, козлятины и свинины. Применяют следующие способы жарки: основной способ, во фритюре, над углями или в электрогриле, в аппаратах с инфракрасными излучателями. Мясо жарят крупными кусками, порционными, мелкими и в рубленом виде.

Для жарки используют такие части мяса, которые содержат нежную соединительную ткань и неустойчивый коллаген. При жарке таких частей коллаген успевает перейти в глютин и обеспечивает размягчение тканей мяса. В телятине, свинине, баранине и козлятине коллаген менее устойчив, чем в говядине, поэтому в них почти все части используют для жарки.

Мясо жарят на сковородах, противнях, электросковородах. Лучше использовать чугунные сковороды, так как при жарке на железных противнях теплопередача происходит неравномерно и продукты могут подгореть. Во время жарки на поверхности образуется поджаристая корочка, состоящая из органических соединений, которые придают жареному мясу особые вкус и аромат. Многие органические соединения корочки возбуждающе действуют на пищеварительные органы, благодаря чему повышается усвояемость пищи. Мясо жарят в натуральном и панированном виде. Некоторые мясные продукты (грудинку) предварительно варят, затем охлаждают, панируют и используют для жарки.

ЖАРКА МЯСА КРУПНЫМИ КУСКАМИ

Для жарки мяса крупными кусками используют мясо массой до 1–2 кг. Мякоть лопатки свертывают рулетом и перевязывают, грудинку жарят вместе с реберными костями, их удаляют после жарки.

При жарке на поверхности мяса быстро образуется румяная корочка, за это время внутри мясо не прожаривается. Для того чтобы процесс жарки проходил равномерно, крупные куски мяса жарят при умеренном нагреве в жарочном шкафу.

Мясо натирают солью и перцем, укладывают на разогретый противень с жиром так, чтобы куски мяса не соприкасались друг с другом, и обжаривают со всех сторон до появления корочки. При тесной укладке кусков мяса происходит значительное понижение температуры жира, поэтому долго не образуется корочка, вытекает много сока и мясо получается несочное. Обжаренное мясо ставят в жарочный шкаф и дожаривают при температуре 180–200 °С, при этом через каждые 10–15 мин его переворачивают и поливают вытекающим из него с-ком и жиром. Готовность мяса определяют по упругости мяса и соку, выделяющемуся из прокола поварской иглой. Время жарки зависит от размера кусков, вида мяса, степени прожаривания и составляет от 40 мин до 1 ч 40 мин. Перед отпуском мясо нарезают поперек волокон на порционные куски по 1–3 шт. на порцию (выход 50, 75 или 100 г).

Мясо, жаренное крупным куском (ростбиф). (из каких частей приготавливают ростбиф?)

Ростбиф приготавливают из зачищенных кусков мякоти говядины вырезки, толстого и тонкого краев массой 1-2кг.

Мясо натирают солью и перцем, кладут на противень, разогретый с жиром. Мясо укладывают с интервалом между кусками не менее 5 см, обжаривают на сильном огне до образования поджаристой корочки, затем ставят в жарочный шкаф и продолжают жарить при температуре 160–170 °С. Во время жарки мясо периодически переворачивают и поливают выделившимся соком и жиром. Ростбиф можно поджарить до трех степеней готовности: с кровью (мясо жарят до образования поджаристой корочки), полупрожаренный (внутри к центру мясо розоватого цвета) и прожаренный (мясо внутри серого цвета). О степени прожаренности судят по упругости мяса: ростбиф с кровью сильно пружинит, полупрожаренный – слабее, полностью прожаренный – почти не имеет упругости. Готовый ростбиф нарезают на порции по 2–3 куска.

Оставшийся после жарки на противне сок выпаривают, сливают жир, наливают небольшое количество бульона, кипятят и процеживают. Полученный мясной сок используют при отпуске мяса.

При отпуске на порционное блюдо или тарелку букетами укладывают сложный гарнир, состоящий из 3–4 видов овощей, строганый хрен, рядом кладут нарезанное мясо, поливают его мясным соком. В качестве гарнира можно использовать картофель фри или жареный

Грудинка фаршированная. Подготовленную с фаршем баранью или телячью грудинку посыпают солью и перцем, укладывают на противень реберными костями вниз, поливают жиром и ставят в жарочный шкаф. Жарят вначале при температуре 200–250 °С до образования поджаристой корочки, а затем дожаривают при температуре 160 °С. Во время жарки мясо поливают соком и жиром. Готовую грудинку нарезают на порции и при отпуске поливают мясным соком.

5. Сейчас я раздам каждой подгруппе по задаче, а вам нужно будет выбрать по одному обучающемуся для решения этой задачи у доски, на решение задачи дается 3мин. решить ее и сообщить ответ (за правильно решенную задачу 5 баллов)

Задача № 1. Определить массу готового бифштекса из говядины 1 категории, если масса полуфабриката составляет 96 г.

Согласно таблицы 15 Сборника рецептур потери при тепловой обработке составляют 37 %.

100% - 37% =63%

96 г – 100%

Х   -  63 %

Х=(96*63)/100=60,48=60г.

Задача № 2. Определить массу готового шницеля рубленного из свинины мясной, если масса мякоти (сырья брутто) составляет 190 г.

Согласно таблицы 15 сборника рецептур

95г – 75г

190г – Х г

(190*75)/95=150г.

Задача № 3. Сколько говядины 2 категории массой брутто потребуется повару для приготовления 15 порций ромштекса?  Выход 1/91.

Согласно таблицы 16 Сборника рецептур

91 г готового изделия – 156 г мяса брутто

156*15=2340г = 2,34 кг

Задача № 4. Сколько порций эскалопа приготовит повар из свинины обрезной, если в наличии имеется 2,3 кг мяса? Выход 1/54.

Согласно таблицы 16 Сборника рецептур

54г готового изделия – 96 г мяса брутто

2300*96=23,958=24 порции

Подведение итогов за урок, выставление оценок. (подсчитывают модераторы баллы и озвучивают их. По количеству баллов каждая подгруппа получает оценку за урок)

Домашнее задание: Кроме того, вам предстоит оформить красочный буклет любимого рецепта из мяса. Это может быть рецепт из кулинарной книги, семейной кухни, для чего вам необходимо посоветоваться с вашими мамами.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании личности

Цель:

- обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности обучающихся.

Задачи:

- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

- формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;

- способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной  деятельности;

Форма проведения: деловая игра.

Подготовка:

На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты  

Ход собрания

1. Слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и учебное заведение.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

  Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и техникум в воспитании детей, так как семья и учебное заведение – это два социальных института, от согласованности действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Техникум ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Техникум может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но он никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие  нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

  • Любовь умиления
  • Любовь деспотическая
  • Любовь откупа

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей  и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем  от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?

Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

          Ребёнок учится тому,

          Что видит у себя в дому.        

          Родители – пример ему!

          Кто при жене и детях груб,

          Кому язык распутства люб,

          Пусть помнит, что  с лихвой получит

          От них всё то, чему их учит.

          Коль видят нас и слышат дети,

          Мы за дела свои в ответе

          И за слова: легко толкнуть

          Детей на нехороший путь.

          Держи в приличии свой дом,

          Чтобы не каяться потом.

         Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках.

Притча. Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить мудрецу добра. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!».

Помните: всё в ваших руках, именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Техникум и учителя помогут найти выход в сложной ситуации.  И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Анкета для родителей  «Семья и техникум»

1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании: -  взаимное непонимание детей и взрослых;   -  успеваемость детей;    -  непослушание;  

-  бездуховность;

-  лень;  

-  половое воспитание;  

-_______________________________________________________________

2.  Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или техникум?

 -  безусловно, семья;

 - в большей мере семья;

 - в равной степени и семья и техникум;

-  техникум, так как там ребёнок проводит много времени;  

-  техникум и улица;

3. В какой форме техникум мог бы помочь вам в решении ваших проблем?

 -   лекциями о воспитании;  

-   специальными практическими занятиями;

 -  информацией об особенностях развития вашего ребёнка;

-  информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашем техникуме будут организованы специальные занятия?

 -  час в неделю;

-  примерно пару часов в месяц;

- трудно сказать,

- нет времени;

5. Удовлетворены ли вы:  

уровнем преподавания – да, нет, не совсем, трудно сказать;  

отношениями между обучающимися в группе - да, нет, не совсем, трудно сказать;  

Вашими отношениями с педагогами        -  да, нет, не совсем, трудно сказать;          Вашими отношениями с администрацией учебного заведения - да, нет, не совсем, трудно сказать;

отношениями вашего ребенка с педагогами - да, нет, не совсем, трудно сказать;

6. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к обучению? __________________________________________________________________

7. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в техникуме? __________________________________________________________________

8. Отношение вашего ребенка к техникуму:

 а/ положительное

 б/нейтральное  

в/ отрицательное

9. Как он учится?

а/ с желанием

 б/ неохотно

 в/ без выраженного отношения

10. Ваши замечания, предложения_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родительское собрание

на тему:

«Роль семьи в формировании личности»

                                                        Подготовила

     классный руководитель

Пашкова Ю.Л.

Обоянь, 2013


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБОЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«АФГАНИСТАН –

НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА…»

ПОДГОТОВИЛА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ПАШКОВА Ю.Л.


АФГАНИСТАН – НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА…

Преподаватель:

Афган. Как слово это ухо режет

Как сердце разрывает на куски

В нем вой, и жуть, и лязг,  и скрежет

Огня, металла, боли и тоски.

В нем кровь и милосердие – не во благо.

В нем разных разностей не счесть.

Но в нем еще и доблесть, и отвага

И жертвенность, и преданность, и честь.

      Здравствуйте, уважаемые гости! Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим событиям войны в Афганистане 

Чтец 1:

Вчера мальчишки выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали,

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

В чужую неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта - через страшную войну!

Чтец 2:        

И им пришлось испить ее до края

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»,

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы.

А мы за что? Никто не даст ответ.

Чтец 3:        

И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

Чтец 4:        

И в снах - опять восстанет из могилы

Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Ведущий 1.    Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 70 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.

 Ведущий 2. Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

                                  Афганистан – ты стих души моей

                                      О верности Святой солдатской чести,

                                 О памяти той круговерти дней,

                                Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Песня: «Нам снится Афган» (гр.Голубые береты»)

Ведущий 1:     «Афганистан-память и боль»… Все, кто хоть как-то соприкоснулся с событиями той войны, будут чувствовать боль и через 19, и через 30 лет, и еще через много лет…

Ведущий 2: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о:

  • трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о
  • жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий 1:     Потому что любая война – это катастрофа для всего человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле – человеческой жизнью.

 Чтец: 

Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели,

Нас позвали друзья в грозный час,

Мы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас!

По страницам времен

Под победные марши шагали.

Много славных российских имен

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас.

(В.Куценко «Время выбрало нас»)

Ведущий 1: Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.

Ведущий 2: Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.

Ведущий 1: Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 года до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. И если раньше об этих страшных событиях говорили шепотом, то потом появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда о войне.

Убито и ранено… Калеки, психически больные… Дети-сироты… Седые матери… Могилы, могилы… Страшная цена мира…

Чтец:

Стихотворение воина-афганца С.Боева «Приказ»

У Бога, видно, выходной,

И дьявол судьбами играет.

В эфире слабый позывной,

Десанта рота погибает.

Молчат сурово небеса,

Надежды нет, подмоги - тоже,

Лишь смерти шелестит коса,

И ротный стонет: «Боже, Боже!»

А враг сжимает круг огня,

Младые души отнимает,

Молитва Богу – вся броня,

И ротный с каждым умирает.

Все тише шепчет: «Боже мой,

Приказ, приказ! Страна за нами!...»

И смотрит в небо над собой

Навек застывшими глазами.

Песня «Пароль Афган» (гр.Голубые береты)

Ведущий 2: Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни) Советских Вооруженных Сил составили более 15 тысяч человек.

Ведущий 1: Склоним головы перед теми, кто погиб, выполняя долг перед Отечеством.  Светлая им память! Почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с этой непонятной для нас войны

Минута молчания

Ведущий 2: Прошу садиться.

Чтец:

Кто виноват, что, испытав все муки,

Мы не в восторге от своих наград?

Быть может, мой товарищ виноват,

Что возвратился к матери безруким?

Кто виноват, что жизнь свою отдали,

А славы не прибавили стране,

Что нас, непобеждённых в той войне,

Как побеждённых дома принимали? Кто виноват, что так и нет ответа,

Зачем была та странная война,

Где есть одна лишь страшная цена

И никакого выигрыша нету?

Звучит песня – Голубые Береты «Ну вот и кончилась война»

Ведущий 1:

Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность. И чем дальше от нас уходят годы, то все больше понимаешь подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х, которые сложили свои головы на далекой земле Юга.

Ведущий 2: Потери наши огромны: около15 000 матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...», 417 пропавших без вести (из них 271 человек не найдены до сих пор), почти 50 тысяч раненых и тысячи искалеченных душ.

Чтец:

Ты не забудешь проклятый Афган:

Забытый богом край войны и боли,

Как гибли сотоварищи от ран,

И как трава просила алой крови.

Как по тревоге поднимали батальон,

А на заре от штаба лишь обломки.

Когда в ушах не умолкает стон,

Когда в душе от веры лишь осколки.

И просто дрогнет, изогнется в муке рот,

Когда случайно в разговоре бой затронут.

Ты помнишь посекундно переплет,

В который ты попал, как в темный омут.

Ты не забудешь, как пришел с войны,

А дома ждали дети и супруга.

И никогда не позабудешь ты

В Афгане похороненного друга.

Ты все прошел: и страх, и боль, и ад,

Ни на минуту не подумав обернуться.

Навеки в сердце шрамом тот Афган,

Навеки в сердце кто не смог вернуться.

Ведущий 2.  После кровопролитной войны в Афганистане в России осталось огромное количество вдов и сирот.

Чтец.

Маленький конвертик

Маленький конвертик, желтая бумажка...

В уголочке - ручкой - милый Чебурашка...

Строчки - неразборчиво, буквы - невпопад.

За стеной, в палатке - дремлющий отряд...

Не в родной стране я,

На дворе зима...

"Здравствуй мой папулечка.

Я пишу сама.

Я уже большая,

мне уже шесть лет.

Скоро пойду в школу.

А тебя всё нет...

С братиком играю.

Хорошо нам жить.

Я сама посуду

Научилась мыть.

Слушаюся маму

Братика люблю.

Спать ложусь сама я

И в кроватке сплю.

В садике подралась.

Нос теперь болит.

Братик мой Андрюшка

"Мама" говорит.

Зайчик мой болеет.

Ушко у него

Оторвал Андрюшка.

Нету одного…

Ты врагов не бойся

Смело побеждай.

И с большой Победой

Скоро приезжай.

А когда поедешь

С фронта к нам домой

Привези подарок -

Орден боевой."

Дунул ветерочек... Пыль щемит глаза...

То ли дождь афганский, то ли вдруг слеза

Каплей растворила почерк дорогой:

"Мы тебя все любим.

Приезжай домой..."

Чтец: стихотворение «Афганские маки»

Алые маки с афганской земли-

Бесценный подарок для мамы.

В солдатском конверте, пришедшем с войны,

Прислал сын на праздник- простые цветы.

И пусть ей подарят хоть тысячу роз,

Они ей не будут милее

Тех маков, оплаканных горечью слез,

Ничто ей не будет роднее.

И бережно в книге средь желтых страниц

Афганские маки ты нежно хранишь,

Все также о сыне погибшем грустишь,

Ночами бессонными плачешь

Чтец :

Жизнь такая ноша, без возврата

Прожитых когда-то мирных дней,

Умирать нам вроде рановато,

А приказ не выполнить страшней…

Ведущий 1:

Советские солдаты и офицеры не отступили перед трудностями.

Ведущий 2: У Светланы Александровны Алексиевич есть произведение «Цинковые мальчики», основанное на свидетельствах и рассказах очевидцев и участников афганской войны.

Ведущий 1:

В произведении «Цинковые мальчики» материнские рассказы-молитвы – самые печальные страницы. Кажется, кровь застывает в жилах от материнских слез, стонов, воспоминаний… Матери молятся о своих погибших сыновьях. Из моей памяти никогда не изгладятся строки:

Чтец:

- Мое ты солнышко… Ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит… Привезли гроб, я стучалась в гроб:

- Мое солнышко, мое ты солнышко.

И сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на колени, обниму:

-Мое ты солнышко…

Но не встанет сын, не обнимет, не успокоит бьющуюся в рыданиях мать. Его доставил на родную землю «Черный тюльпан», самолет перевозивший «груз-200», груз военкомата:

Чтец:

Скорбная птица

Через границу

К русским границам

… ребятишек несет домой…

Ведущий 2: Черным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слез, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждет и надеется: а вдруг произойдет чудо и на пороге появится сын, ее кровинушка. Ждут своих любимых жены и несостоявшиеся невесты.

Чтец 1:        

Все позади: ущелья и воронки

На теле свежевспаханных полей,

И никогда с Афгана похоронки

Не разлучат с сынами матерей.

Чтец 2:  Мост через пограничную реку Аму. Сотни женских глаз, устремленных туда, откуда должна появиться колонна с нашими солдатами…

Чтец 3:  Девушка в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано: Микитюк Дмитрий… Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик и искала глазами, искала. Все вокруг знали: эта девчонка в зеленом ждет жениха…

Чтец 4: Ох, эта вечная женская доля: ждать! Ох, эти бабоньки, пожилые и юные, в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшихся со всех концов страны к Термезскому мосту! Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму – рекой ожидания.

Чтец 1:  Рафис! Рафи-ис! – закричала грузинская женщина и метнулась прямо под колеса камаза, узнав в водителе сына. – Рафис!

Камаз остановился, колонна застопорилась. Кто-то от моста закричал: Продолжить движение! А из кабины уже выскочил старший лейтенант с прапорщиком. Подхватили женщину под руки, посадили в кабину: - Езжай, мать!

Чтец 2:  Сил у матери не осталось, упала сыну на колени и глаза закрыла.

«Обеспамятовала» - прошелестело в толпе. Камаз тронулся, увозя мать с сыном. За ним пошла вся колонна.

Чтец 3:  Она стояла, как обычно, с плакатиком, когда увидела своего Микитюка.

«Дима! – закричала, - Дима!» Плакатик выпал из рук. Она кинулась к бронетранспортеру. И сержант на броне приподнялся ей навстречу.

Чтец 4:  Но БТР продолжал двигаться, повинуясь маршевой дисциплине. Девочка бежала рядом, хватаясь за металл руками, и гвоздики сыпались по одной на песчаную землю.

Чтец 1:         Тогда из толпы выбежала самая боевая из встречающих матерей, которую все женщины называли Валя из Сургута. Встала перед бронетранспортером, раскинула руки: «Стойте! Невесту возьмите!»

Чтец 2:  Все солдатские руки потянулись сверху к девочке, подняли её на броню, и она оказалась лицом к лицу с тем, кого так долго ждала…

Чтец 3:  Так закончилась 9-летняя, никем не объявленная героическая и трагическая афганская война.

Чтец 4:  Пусть не все герои – те, кто погибли.

Павшим - вечная слава!

Вечная слава!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда

Заклинаю: помните!

Песня «Память» (гр.Голубые береты)

Ведущий 1:  Как известно войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкнет оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на афганской земле не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие своих кормильцев, пока болят раны воинов.

Преподаватель: Я хочу, чтобы после сегодняшнего разговора мы с вами учились дальше понимать многие самые главные мысли о жизни: нужно быть и оставаться людьми, способными заглянуть в события 30-летней давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль, скорбь, радость наших предков, сделать сердце «зорким». И не дай   Бог познать нам с вами весь ужас войны. Пусть все живут в мире и согласии!

Посмотрите на доску, вы видите сердце, составленное из кадров боевых действий в Афганистане, а также памятных мест и героев этой войны. Оно окружено свечами, возьмите свечи в руки.

 Пусть десять или много лет пройдет,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придет…

Давайте помнить воинов Афгана!

Песня гр.Любэ «Давай за них…»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "День народного единства"

Цель: Дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.

Образовательная цель: формировать знания обучающихся по истории России;

Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение  коллектива.

Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля..

Ход мероприятия:

Кл. руководитель. Добрый день, дорогие друзья!

С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

1 ведущий. Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

2-я ведущая. Наша матушка Россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник – день патриотизма,

Славься, гордая Отчизна!

Песня «Русь»

Кл. руководитель.

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет  на подвиг и на труд!

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед.

Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного  в прошлое,

Ведущий 1 День народного единства – праздник, который может сплотить россиян. Ведь именно 4 ноября 1612года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

Ведущий 2. В 1598году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор. Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова.

Ведущий 1. После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство.. первые два года его правления были спокойными, но затем в России случился неурожай. Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.

Чтец:     В глухие дни Бориса Годунова,

               Во мгле Российской пасмурной страны,

               Толпы людей скиталися без крова

               И по ночам всходило две луны.

               Среди людей блуждали смерть и злоба,

               Узрев комету, дрогнула земля.

               И в эти дни Димитрий встал из гроба,

               В Отрепьева свой дух переселяя.

                                                                 Константин Бальмонт.  Предание

Ведущий 2. В своем произведении поэт говорит об еще одном сыне Ивана Грозного – царевиче Дмитрии. Но настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону.

Ведущий 1. Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей.

Ведущий 2. Царем  Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606года жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем. Через год в России вновь появились слухи о самозванце, на сей раз речь шла о Лжедмитрии Втором.

Ведущий 1. Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках бояр. В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон.

Ведущий 2. В ясное сентябрьское утро 1611года в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа

Чтец:   Друзья и братья! Русь святая гибнет!

             Друзья и братья! Православной вере,

             В которой мы родились и крестились,

             Конечная погибель предстоит.

             Святители, молитвенники наши,

             О помощи взывают, молят слезно.

             Вы слышали их слезное прошенье!

             Поможем, братья, родине святой!

             Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

             Не все ль мы дети матери одной?

             Не все ль мы братья от одной купели?

Кл. руководитель. С таким воззванием обратился к народу купец  Кузьма Минин.

Чтец:   Что мешкать даром

                                      Время нас не ждет!

             Нет дела ратного без воеводы:

             Изыщем, братия, честного мужа,

             Которому то дело за обычай,

             Вести к Москве и земским делом править.

             Кто будет воеводой?

                                               Воля Божья!

                                               Пожарского избрали мы

                                                                                   всем миром,

                                                Ему и править нами. Глас народа –

                                                Глас Божий. Выборных людей пошлем.

                                                Просить и кланяться,

                                                                                       чтоб шел к нам наспех.

Историческая справка. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Он был торговец мясом из Нижнего Новгорода и не особенно выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611года его избрали главным человеком в городе – земским старостой. Ему было лет 45-50. Был он не грамотный, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Дмитрий Пожарский.

Историческая справка. Дмитрий Пожарский родился в 1578году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, однако, не играл видной роли в государственных делах. Дмитрий получил военную подготовку, любил читать, был набожен. Он рано начал служить, и в 1610 году был назначен воеводой в город Зарайск. Про него говорили «что не было на нем никакой неправды». Осенью 1611года князь примкнул к первому Ополчению Прокопия Ляпунова и в боях за Москву был ранен. Он долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда к нему прибыли гонцы из Нижнего Новгорода.

Ведущий 1. В марте 1612 года отряды Второго Ополчения возглавляемые Мининым и Пожарским направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев. В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве. Там к ним присоединилось казацкое войско Дмитрия Трубецкого, участника Первого ополчения.

Ведущий 2. Но и засевшие в Кремле поляки не собирались сдаваться. К ним на помощь двигалось большое войско литовского гетмана Ходкевича. 24 августа состоялось решающее сражение Второго Ополчения с гетманским войском.

Чтец:    Враги бегут, покинувши обозы.

              Остановить погоню! С нас довольно

              На этот день одной победы. Можем

              Поспешностью испортить наше дело,

              И наша радость обратится в скорбь

              Теперь Москва у нас в руках.

                                                 С надеждой,

               Истомлены трудом, сиденьем долгим,

               Болезнями и хлебным оскуденьем,

               Голодные враги со стен глядели

               На гетмана и чаяли подмоги

               И ратными, и коренным запасом.

               На их глазах мы гетмана разбили.

               В Кремле сидеть им далее нельзя,

               Иль умирай голодной смертью.

                                                     Скоро

               Увидим мы московские соборы –

               И совершится очищение Руси от недругов.

Ведущий 1. Началась осада Кремля.

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней.Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица — Заступница Руси

Выходят девочки в  русских сарафанах.

1-я девочка-чтица:

Перед святой иконой

Столько молилось людей!

Клали земные поклоны,

Что-то шептали ей,

Просили ее с надеждой:

- Спаси, сохрани, научи, -

И лик ее кроткий и нежный Любви озаряли лучи.

2-я девочка-чтица:

И тех, кто пред ней стояли

И руки тянули с мольбой,

Она утешала в печалях,

Смягчала страданья и боль…

Ведущий 2

15 сентября Пожарский послал полякам письмо, убеждая сдаться и общая отпустить на родину весь гарнизон, но осажденные продолжали сопротивление. Но голод и болезни взяли свое, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили город. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей  Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году. Тем временем остатки польских войск 26 октября, бросая оружие на землю, стали сами выходить из осажденной крепости.

Ведущий 1 Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей. Жизнью своею возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Чтец

Добрый памятник поставлен двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен от бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днем, и начертано на нем:

«Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия.

От сверженья власти царской столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский на торжественный парад.

Указав рукой литою на величественный вид

И на племя молодое, Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже, на страны родной дела.

Не могли мы думать даже, чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной силе необыкновенной,

И послушай эти песни, и на лица погляди…

Их дела ещё чудесней ожидают впереди!»

Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818года».

Ведущий 2. Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

Кл. руководитель  Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны.  В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Во всём мире люди обращают свои взоры к Государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят.

1-я ведущая. А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?

Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.

Синий: означает веры, верности и постоянства.

Красный цвет: символизирует энергию, кровь - пролитую за отечество.

2-я ведущая.

А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества.

Кл.руководитель

Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.

Песня «Мой дом Россия»

1-я ведущая. Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

2-я ведущая. Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

1-я ведущая. И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же скорей,

О России, о Родине милой моей.

Дети поют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве 

Кл. руководитель Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: Крещение.

Подготовила Пашкова Ю.Л.

Цели: расширить представление детей о православии; дать сведения о духовной сущности праздника Крещения; развивать интерес к изучению христианских традиций; способствовать воспитанию уважения к духовному опыту предков; способствовать духовному становлению личности школьников.

Оформление: презентация, видио

План классного часа

I. Вступительное слово «Возвращение к истокам».

II. Традиции и обычаи праздника Крещения. (Информационный блок).

1. Христианские традиции праздника.

2. Языческие традиции праздника.

3.Народные приметы и поверья.

III. Заключительная беседа.

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Возвращение к истокам»

Классный руководитель. Дорогие ребята, вот и подходят к концу Святки - веселые дни после Рождества Христова. В эти дни принято не только веселиться, но и посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, подавать милостыню.

В нашей стране сейчас возрождаются христианские традиции, утраченные за долгие годы безбожия.

Так случилось, что многие бабушки, которые были пионерками, уже не могут рассказать внукам о том, чем жили, во что верили многие поколения их предков, почему Русь называли святой. А ведь раньше об этом знал каждый ребенок, потому что святость на Руси была идеалом, к которому все стремились. И эта святость была связана с православием, религией, которую исповедовали наши предки на протяжении тысячи лет. Православие стало основой Русского государства, основой русской культуры. Мы станем богаче и сильнее, если будем следовать вере, знать традиции своего народа, если прикоснемся к истокам русской культуры. Ребята, сегодня мы будем говорить об одном из самых древних праздников православной церкви.

-Кто и для чего вырубил во льду прорубь в виде креста?

1. Эту прорубь вырубают во льду в виде креста для праздника Крещения Господня. Возле этой проруби (она называется иорданью) священники будут совершать торжественное богослужение и освящать воду в реке в день праздника. После богослужения возле этой проруби люди будут омываться священной водой, а самые смелые даже искупаются.

-Зачем в праздник Крещения в проруби купаться. Может, для закаливания?

Нужно знать, что в день Крещения, 18 и 19 января, вода в проруби не простая, а святая. Поэтому и действует она очистительно - как тело омывается и очищается водой, так и душа человека очищается от греха, если он покается и уверует во Христа. Церковь учит, что освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Считается, что святая вода отгоняет злых духов и гасит пламя страстей - вот почему ею окропляют жилище и вещи. На Руси с давних времен верили, что в день Крещения вода приобретает особые целительные свойства: во время купания в проруби нельзя простудиться, вода убережет человека от болезней, порчи и сглаза.

В эти дни православные христиане отмечают Крещение Господне - праздник, который установлен в честь крещения Иисуса Христа. Когда ему исполнилось 30 лет, он пришел на реку Иордан и принял святое крещение от Иоанна Крестителя. В этот День Христос освятил собою воду. У нас на Руси верили, что в ночь на Крещение вода во всех источниках освящается сама собой, даже там, где не было церковных молитв, поскольку в эту ночь сам Христос вновь окунается в нее. И если в полночь прийти к проруби, то можно увидеть, как спокойная гладь воды вдруг всколыхнется и по ней пройдет волна. Это означает, что свершилось таинство сошествия в воду Сына Божьего. А на человека, ставшего свидетелем чуда, снисходит благодать.

В день Богоявления совершается Великое водоосвящение. Это торжественная служба с чтением Евангелия и святых молитв. Великое водоосвящение совершается всего два раза в году: первый раз за день до праздника, 18 января, эта вода называется «вечерняя вода», второй раз в день праздника. После литургии совершается крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого крестного хода освящается вода, которая называется «крещенская вода».

Церковь считает, что святая крещенская вода обладает особыми целебными свойствами. Принимаемая с верой и молитвой, она врачует наши телесные болезни, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов, вот почему окропляют святой водой жилище и вещи. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больному в бессознательном состоянии, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Исцеление от святой воды получают только те, кто приемлет ее с верой и молитвой, кто искренне хочет изменить свою жизнь, покаяться и спастись.

Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. Чтобы святая вода принесла пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Кстати, замечено, что при благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время, но может и потерять свои целебные свойства в руках человека недостойного.

В общем, святая вода - это чудо природы, и до сих пор это чудо не нашло научного объяснения.

1.Я расскажу о христианских обычаях празднования Крещения Господня. Этот праздник начинается с Крещенского сочельника - так называется день накануне Крещения. Крещенским сочельником заканчиваются Святки, праздничные дни после Рождества Христова. В знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников - елки, елочке украшения.

В сочельник установлен строгий пост, как и в Рождественский сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагается трапезничать только вареной пшеницей (или рисом) с медом - сочивом, отсюда и название этого дня. Конечно, не допускаются никакие увеселения и гулянья в ночь перед Крещением.

Нельзя и гадать: по правилам Церкви всякого рода гадания «в крещенский вечерок» и другие дни - грех, осквернение святого дня и себя.

2. Языческие традиции праздника

Наши предки-язычники боготворили стихии - неведомые силы природы. Одной из таких стихий была вода - вечная кормилица-мать и благодетельница. Это почитание воды соединилось с памятью о крещени Иисуса Христа в палестинской реке Иордан. Таким образом, с христианским религиозным событием наши предки связали и свои языческие верования, назвав праздник Крещения Господня Водокрестием, Водокрещами.

В часы Крещенского сочельника в деревнях совершали изгнание нечистой силы - ставили мелом кресты на дверях и окнах, в ночь на Богоявление парни на лошадях носились по дворам, били метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.

В селах Белоруссии в крещенскую ночь вязали веревкой ножки стола, чтобы лошади не хворали и были в рабочую пору сытыми.

В Крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили с ними в морозную ночь кликать суженого, кидали сапожки, старались узнать свою судьбу по сиянию звезд на небе, по погоде, по тому, как высоко поднялась вода в устроенной иордани.

Много было примет, связанных с крещенским снегом.

Так, например, снег, собранный со стогов, якобы мог выбелить всю холстину, этот же снег брошенный в колодец, давал подспорье даже в самое засушливое лето, этим же снегом исцеляли разные недуги. В Белоруссии, кроме того, собирали еловые ветви, которыми принято было украшать иордань, и хранили их около образов, как вербу, чтобы окуривать, для изгнания нечистой силы, свои хаты, бросали по амбарам от крыс и мышей и, настояв на них воду, поили лошадей, чтобы они не надорвались в работе.

3. Народные приметы и поверья

• Если в этот день метель, снег или поземка - быть урожаю.

• Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.

• Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи.

• На Богоявление день теплый - хлеб будет темный (то есть густой).

• На Богоявление снег хлопьями - к урожаю; ясный день - к неурожаю.

• В Крещение в полдень синие облака - к урожаю.

• Коли прорубь в иордани полна воды, разлив будет большой.

• Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, это к плодородию ягнят.

• Воробьи расчирикались в крещенский день - к оттепели.

• Звездная ночь на Крещение - урожай на горох и ягоды.

Этим приметам можно верить, ведь это не гадания, а результат тысячелетнего народного опыта. Кто не верит в правильность этих примет, запомните, какая будет погода в ночь на Крещение, и проверьте, сбудется ли народная примета!

III. Заключительная беседа

Классный руководитель. Наш классный час подошел к концу. Сегодня многим из вас пришлось выступить в роли учителей. Один известный профессор как-то сказал, что лучше всего он понял сложные вещи, когда стал объяснять их студентам. Сработал принцип: обучая других, лучше понимаю сам. Может быть, с кем-то из вас сегодня тоже произошло нечто подобное?


Предварительный просмотр: