Мальчик с тремя знаниями
план-конспект занятия на тему
Нетрадиционный урок-сказка о технологии изготовления тувинской национальной обуви "Биче идик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchik_s_tremya_znaniyami.docx | 33.42 КБ |
malchik_s_tremya_znaniyami.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие в сказку «Парень с тремя знаниями»
Цель:
образовательные: познакомить учащихся с историей тувинской национальной обуви, изучить особенности и виды национальной обуви, ознакомить с материалами и тканями применяемые для изготовления национальной обуви, познакомить учащихся с технологиями изготовления тувинской национальной обуви, научить вышивать декоративный орнамент обуви «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ»;
развивающие: развитие у детей познавательных способностей, развитие творческих способностей с помощью проблемных методов;
воспитывающие: воспитывать положительные нравственные качества – целеустремленность, настойчивость, вежливость доброту и аккуратности выполнения работы.
Оборудование: рисунки национальной обуви разных видов, выкройка изделия, ткань, ножницы, иглы, нитки, карандаши, копировальные бумаги, рабочие тетради.
- Приветствие.
Создание эмоционального настроя учащихся.
– Добрый день, дорогие ребята!
- Добрый день, дорогие гости!
- Давайте, ребята, поздороваемся с нашими частями тела и солнышком чтобы они хорошо помогали нам на занятии.
С добрым утром, глазки!
С добрым утром, ушки!
С добрым утром, ручки!
С добрым утром, солнышко!
Молодцы, ребята, тихо садитесь.
- Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, сегодня на этом занятии мы будем изучать новую тему «Тувинская национальная обувь и их виды. Технология изготовления тувинской национальной обуви», познакомимся с историей тувинской национальной обуви, изучаем их особенности и виды, ознакомимся с материалами и тканями применяемые для изготовления национальной обуви, познакомимся с технологиями изготовления тувинской национальной обуви, научимся вышивать декоративный орнамент обуви «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ». Занятие наше не простое, а сказочное.
- Вы знаете народную сказку «Парень с тремя знаниями»? Мы вместе с парнем «Оскус-оол» будем путешествовать. Поэтому вы должны быть внимательными, активными, собранными и дружными. А в конце путешествия нас ждет сюрприз (Караты хан).
Итак, внимание! Начинаем путешествие в сказку «Парень с тремя знаниями».
- Рассказывание сказки. (1 ученик вместо автора)
Жил когда-то старик. У него был сын Оскус-оол, тридцать коней, тридцать коров и тридцать коз.
Однажды старик сказал сыну: - Я уже постарел сынок. Если меня не станет, ты променяй три рода скота на три науки. В это современное время без науки и образования жить невозможно. С этими знаниями ты достигнешь всего. (2 ученик)
- Да отец, я слушаюсь тебя. Слово отца не проглатишь, слово матери не выпоешь. (3 ученик)
Скоро старик умер. Оскус-оол остался совсем один. (1 ученик вместо автора)
- Нет у меня братьев, нет у меня сестер, зачем мне одному столько скота? Лучше я променяю свой скот трех родов на три науки». (3 ученик)
- Ребята, давайте вместе с Оскус-оолом путешествовать и тоже научимся трем наукам. (учитель)
Он погнал свой скот на север. И вот увидел три юрты. Он вошел в одну из них. Там люди разговаривали о тувинской национальной обуви. (1 ученик вместо автора)
- Откуда вы пришли? Что вы ищете? (учитель)
- Мы пришли с юга. Родители мои умерли, мне оставили скот трех родов. Мы решили променять его на три науки. Рассказывайте нам историю тувинской национальной обуви и их виды. (3 ученик)
Учитель: Давайте вспомним, что вы помните из национального костюма тувницев?
Беседа.
- Какие виды одежд входит на тувинский национальный костюм?
- Какие вы знаете видов тувинской национальной обуви?
- Какие материалы использовали наши предки для изготовления одежд и какие технологии использовали?
- Какие швы мы рассматривали применяемые для изготовления обуви?
Мозговой штурм. Вопрос. Как вы думаете, почему носок тувинской обуви загнут к верху?
Словесно-иллюстративный рассказ об истории тувинской национальной обуви.
Тувинские женщины накопили богатый опыт по обработке и выделке различных шкур. Каждая женщина в семье умеет выделывать и раскраивать шкуры и шить одежду, обувь. Девочки с 10-12 лет постепенно обучаются обработке шкур и шитью.
Каких-либо запретов, связанных с шитьем одежды не обнаружили. Женщина могла шить одежду до самого рождения ребенка, не шила только в том случае, если была больна.
Тувинцы Бай-Тайгинского района до сих пор изготовляют и носят старую обувь. Раскрой мужской и женской обуви одинаков. Обувь шьют не отдельно на правую и левую ногу, а одинаковую, следовательно, ее можно надевать на любую ногу. Хотя особого различия в обуви для мужчин и женщин не существовало, все же каждый вид обуви имел свое назначение.
Так, к свадьбе богатые девушки имели по четыре пары кадыг идик и четыре пары чымчак идик. Каждая пара имела специальное назначение (для сидения в юрте, хозяйственных работ вне юрты, праздничные и т.п.).
Летом для доения скота женщина надевала чымчак идик; когда она входила в юрту, то снимала эту обувь и надевала другую. В юрте женщина ходила в мягкой войлочной обуви – тодарлыг кидис ук, в виде чулка, которая была окантована по верхнему краю матерчатой обшивкой.
Для выезда в гости и на праздники женщины надевали кадыг идик.
Мужчина раньше мог иметь меньшее количество обуви. Производственной, рабочей обувью являлись чымчак идик, праздничной – кадыг идик.
Мы позволим себе заметить, что старинная обувь еще бытует и сейчас у людей старшего поколения и детей. Молодежь же полностью не перешла на покупную обувь, которая приобретается в магазине.
Обувь шили женщины, полностью проводя все операции пошива (заготовка материала, раскрой и т.п.). Шили они варом. Начинают пошив с раскроя.
В настоящее время бытуют два вида обуви – кадыг идик, или кадыг идик (с загнутым кверху носком, на толстой подошве) и чымчак идик (мягкая обувь из выделанной кожи в виде чулка). Такое различие и в детской обуви: «бопук» и «биче идик».
Биче идик – (маленькая обувь) шили из выделанной кожи или из тонкого войлока и из шкуры – с мехом внутрь. Биче идик кроят по стандарту обуви для взрослого, т.е. делают голенище (уну), головку (майык), подошву (улдун).
Кроме бопука шьют детям стеганные на вате чулочки или «тодарлыг кидис ук», обшитые тканью сверху и изнутри. Шьют их на швейной машине или ручными швами.
Бопук шилась ребенку, когда он начинал ползать, а затем ходить. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока. Высота голенища бопука доходила до колен. Различий для мальчика и девочки не имелось. Такой чулок малышу одевали с распашонкой «чучак» или с первым тоном без пояса.
4. Словесно-иллюстративный рассказ о материалах, применяемых для изготовления тувинской национальной обуви.
Сейчас традиционную обувь с загнутым кверху носком (монгольского образца) делают с покупной выделанной кожи или из плотной ткани, которую можно приобрести в магазине, раньше ее шили из кожи домашней выделки.
Голенища (уну), головка (майык) кадыг идик шилась из выделанной кожи. Подошва (улдун) обязательно слоеная и состоит из нескольких рядов простроченного войлока. Края (эрик) подошвы обшивали белой материей, к которой пришивают кожу. Лет 50-60 назад эту обувь украшали вышивкой.
Тувинцы носили как зимой, так и летом, зимой вниз надевали войлочный чулок для тепла. Войлочные чулки шили из катаной овечьей шерсти, причем верх чулка обшивали матерчатой полоской хаш (шириной уш улуг), украшенной вышивкой, такой же, как и на воротниках. Мягкая повседневная обувь (чымчак идик) шилась из выделанной кожи, а также из шкуры козла мехом внутрь, жильными нитками (сиир) или ниткой, скрученной из шерсти коз. Мягкую обувь носили с войлочным чулком, и с сухой травой (ее клали внутрь).
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что вы нового узнали на этой юрте?
- Как вы будете применять эти знания?
- Какие виды обуви бытуют в наше время?
- Чем отличаются рассматриваемые нами обуви?
- Какие материалы использовали раньше для шитья «кадыг идик»?
- Какие материалы использовали для шитья «чымчак идик»?
- Из каких частей состоит обувь?
Учитель: И так ребята, теперь вы знаете историю тувинской национальной обуви, их виды и применяемые материалы.
- Спасибо вам, возьмите тридцать коз. (3 ученик)
- Одну науку мы постигли, осталось еще две. И мы попрощаемся с вами и погоняем свой скот на север. (3 ученик)
Скоро подъехали к юрте. В ней три человека сшили обувь «Биче идик» (1 ученик)
- Откуда вы пришли? Что вы ищете? (учитель)
- Мы пришли с юга. Родители мои умерли. Мне оставили скот трех родов. Мы решили променять его на три науки. Одну мы постигли – знаем историю тувинской национальной обуви, их виды и применяемые материалы. Расскажите нам технологию изготовления обуви «Биче идик»
- Давайте ребята, научимся сшить национальный обувь «Биче идик». (3 ученик)
Учитель. Биче идик (маленькая обувь) - их шили из выделанной кожи или из тонкого войлока и из шкуры – с мехом внутрь. Биче идик кроят по стандарту обуви для взрослого, т.е. делают голенище (уну), головку (майык), подошву (улдун). Прежде чем построить основу чертежа обуви, познакомимся с основными деталями этого изделия и названием их контурных срезов. Выкройка данного изделия состоит из трех деталей: голенище (уну), головка (майык), подошва (улдун). Основными контурными линиями являются: линия заднего среза, линия нижнего среза голенища, линия сгиба голенища, линия верхнего среза головки, линия переднего среза головки, линия заднего среза головки.
На заготовленный мех накладываем шаблон изделия, по контуру шаблона чертим линии карандашом, убираем шаблон.
Острым ножом – резаком (кержек) вырезаем по контуру намеченной линии с небольшим давлением, резак держим с наклоном на 30-32 градуса, чтобы видеть линию наметки, линия реза не должна выходить за контур наметки шаблона.
- Детали головки складываем мездровой стороной к друг другу
- Шьем сначала со стороны переда детали головки швом «кырлап даараан тиг»
- Шьем со стороны заднего среза детали головки швом «кырлап даараан тиг»
- Соединяем задние срезы детали голенища швом «кырлап даараан тиг»
- Соединяем готовые детали голенища и головки швом «кырлап даараан тиг»
- Соединяем готовые детали голенища и головки с деталью подошвы швом «кырлап даараан тиг»
- Вырезаем из меха светлого цвета тонкие полоски
- Соединяем эти детали окантовки с готовым чулком из меха к открытому срезу голенища
При изготовлении обуви мы в основном будем работать с ножницами, давайте вспомним правила работы с ножницами.
Правила работы с ножницами
Последовательность изготовления обуви.
I. Раскрой обуви «Биче идик».
- Раскрой голенища обуви.
- Раскрой головки обуви.
- Раскрой подошвы.
II. Обработка орнамента.
1. Подготовка орнамента «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ».
2. Пришивание орнамента.
3. Пришивание «ыскыт» (каймы) ко всем срезам.
III. Обработка основных деталей обуви.
1. Голенище присоединяется к головке.
2. Соединение задних срезов обуви.
3. Подошва обуви соединяется с нижним срезом.
Учитель:
- Какие инструменты нам понадобится?
- Какие материалы используют?
- Из каких деталей состоит «Биче идик»?
- Расскажите технологическую последовательность изготовления «Биче идик».
- Спасибо вам, возьмите тридцать коров. Две науки мы постигли. Осталось одна. Мы попрощаемся с вами и погоняем свой скот на север. (3 ученик)
И снова на встречу юрта. В ней три человека сидит и делали вышивку на голенище обуви. (1 ученик)
Учитель:
- Откуда вы пришли, что вы ищете?
- Мы пришли с юга. Мы променяли своих коз и коров на две науки – умеем теперь историю тувинской национальной обуви, и технологию изготовления его. Научите нас делать вышивку на голенище. (3 ученик)
5. Практическая работа.
Учитель. Выполнение декоративной вышивки.
- Рисунок вышивки
- Необходимые материалы для выполнения вышивки
- Необходимые инструменты и приспособления
- Способ прикрепления
- Выполнение вышивки
- Окончательная обработка вышивки
Необходимые материалы для выполнения вышивки
- Кусочек тонкой кожи красного цвета
- Шелковая нить синего цвета
- Нитки – мулине белого цвета.
Необходимые инструменты и приспособления
- Ножницы среднего размера для разрезания ниток и материала
- Наперсток - для предохранения среднего пальца правой руки от укола и других травм при проталкивании иглы на материал.
- Иголка.
Перед выполнением декоративной вышивки накладываем на кожу рисунок вышивки, закрепляем рисунок к основе с помощью булавок. Булавка предназначена для прикалывания бумаги при переводе рисунка вышивки на основу.
Выполнение вышивки
Переводим рисунок на материал способом «припорашиване», вышивку выполняем прямо по контуру узора на рисунке – швом: «узкий» тамбурный шов синими шелковыми нитками.
Узкий тамбурный шов.
Имеет вид цепочки, состоящей из ряда петель, последовательно выходящих одна из другой.
Удаление рисунка вышивки
После выполнения вышивки, осторожно обрываем и удаляем бумагу маленькими частями, чтобы не испортить вышивку
Выполнение вышивки
По краю узкого тамбурного шва прокладываем контурные швы – «шов назад иголку» белыми нитками мулине. Этот шов делает вышивку более выразительной.
Контурный шов: «назад иголку»
Выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят ее с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки имеют равную длину.
Окончательная обработка вышивки
После окончательного выполнения декоративной вышивки, острыми ножницами вырезаем круг, соответственно по кругу узора – «аяк хээ», готовим вышитую кожу для прикрепления к детали голенища изделия.
- Спасибо вам, возьмите тридцать коней. Мы постигли три науки, теперь можно ехать по юртам. Давайте посмотрим, какой сюрприз нас ждет! (3 ученик)
6. Закрепление.
Однажды, услыхался, что Караты-хан играет игру «Технология изготовления тувинской национальной обуви «Биче идик». На голову: кто ему проиграет – голову потеряет (2-ку получит), а кто его обыграет – сам ханом станет (5-ку получит). (1 ученик)
- Нет у меня братьев, нет у меня сестер. Один я на свете. Некому будет обо мне горевать. Поеду сражусь с Караты-ханом. (3 ученик)
Учитель. Ребята поможем Оскус-оолу?
- Да, поможем!
Недалеко от юрты хана, на перевале, он увидел много отрубленных человечьих голов. Они, подвешенные за косы, висели на деревьях вдоль тропы. Оскус-оол сосчитал головы. Их казалось девяносто девять. (1 ученик)
- С головой хана будет сто. (3 ученик)
- Откуда вы приехали? Что вам надо? (учитель)
- Мы приехали из-за той горы. Хотим сыграть с вами игру «Технология изготовления тувинской национальной обуви «Биче идик». Мы слыхали, что можно выиграть ваше ханство. (3 ученик)
- Чтобы проиграть ханство будете правильно выполнять три задания на тему «Технология изготовления национальной обуви «Биче идик».
Задание 1. Кроссворд
Вопросы на кроссворд:
По горизонтали:
- Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Игла)
- Маленький чудесный помощник, с которым на много легче и быстрее работать. (Наперсток)
- Передать его только с замкнутыми лезвиями и кольцами вперед. (Ножницы)
- Выполнение основы чертежа изделия. (Конструирование)
- Верхний часть обуви. (Головка)
- Народное украшение изделий, один из видов декоративной вышивки. (Орнамент)
- Валянная шерсть. (Войлок).
По вертикали:
- Хоть изнашиваются, нищенствуют, но совместною живут братья. (Обувь)
- Из нее шьют что угодно, он прочный и натуральный.
- Нижний часть обуви. (Подошва)
- С помощью этой детали делают выкройку изделия. (Лекало)
- Деталь со сгибом детской обуви «Бопук». (Подошва).
- Один из видов национальной обуви. (Бопук)
- Длинный хвостик иглы. (Нитки)
Задание 2. Написать технологическую последовательность выполнения национальной обуви «Биче идик».
I. Раскрой обуви «Биче идик».
II. Обработка орнамента.
III. Обработка основных деталей обуви.
Задание 3. Проверка выполненной вышивки.
- Ну что, хан все три задания выполнили мы? На перевале – девяносто девять голов. С вашей головой будет сто! (3 ученик)
- О, Оскус-оол, пощади меня! Возьми все золото и серебро, возьми и скот и всех слуг, будь ханом, только не отрубай мне голову! (учитель)
А Оскус-оол, постигший три знания, стал править ханством.
7. Подведение итогов.
- Куда мы путешествовали ребята?
- Какие знания мы получили?
- Давайте повторим, чему мы научились?
Учитель подводит учащихся к выводу, что:
Хорошая работа-
Немеркнущая слава.
Трудолюбивому –почет,
Ленивому – насмешки.
Выставление оценок. (Учитель оценивает участие каждого ученика на занятии и ставит соответствующие оценки).
Домашнее задание.
Повторение пройденного материала. Приготовить доклады по темам:
- История и виды национальной обуви.
- Выбор материалов для пошива детской обуви «Биче идик».
- Технологическая последовательность пошива обуви «Биче идик».
- Техника безопасности при изготовлении обуви.
- Вышивка орнамента «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ».
Список использованной литературы
- Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» / Г. Мартай-оол // Башкы. – 2007. - №1. –С. 76-77.
- Сиянбиль, М.О. Традиционный тувинский костюм: (История. Символика) / М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. – Кызыл: Респ. Тип., 2000.-72с.
- Ховалыг, Р. Одежда тувинцев: история и виды (на тув. яз.) / Р. Ховалыг // Башкы. – 2006.- №3. – С. 91-94.
- Дувендей, Ш. Тувинская обувь, головной убор, халат … (на тув. яз.) / Ш. Дувендей // Эне созу. -1994. Вып. – июль. 22-28.
- Тувинская народная сказка «Парень с тремя знаниями»
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с. Тээли РТ
Разработала: мастер п.о. Сарыг-оол А.С.
Тээли 2015
Тема: Путешествие в сказку «Парень с тремя знаниями»
Цель:
образовательные: познакомить учащихся с историей тувинской национальной обуви, изучить особенности и виды национальной обуви, ознакомить с материалами и тканями применяемые для изготовления национальной обуви, познакомить учащихся с технологиями изготовления тувинской национальной обуви, научить вышивать декоративный орнамент обуви «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ»;
развивающие: развитие у детей познавательных способностей, развитие творческих способностей с помощью проблемных методов;
воспитывающие: воспитывать положительные нравственные качества – целеустремленность, настойчивость, вежливость доброту и аккуратности выполнения работы.
Оборудование: рисунки национальной обуви разных видов, выкройка изделия, ткань, ножницы, иглы, нитки, карандаши, копировальные бумаги, рабочие тетради.
- Приветствие.
Создание эмоционального настроя учащихся.
– Добрый день, дорогие ребята!
- Добрый день, дорогие гости!
- Давайте, ребята, поздороваемся с нашими частями тела и солнышком чтобы они хорошо помогали нам на занятии.
С добрым утром, глазки!
С добрым утром, ушки!
С добрым утром, ручки!
С добрым утром, солнышко!
Молодцы, ребята, тихо садитесь.
- Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, сегодня на этом занятии мы будем изучать новую тему «Тувинская национальная обувь и их виды. Технология изготовления тувинской национальной обуви», познакомимся с историей тувинской национальной обуви, изучаем их особенности и виды, ознакомимся с материалами и тканями применяемые для изготовления национальной обуви, познакомимся с технологиями изготовления тувинской национальной обуви, научимся вышивать декоративный орнамент обуви «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ». Занятие наше не простое, а сказочное.
- Вы знаете народную сказку «Парень с тремя знаниями»? Мы вместе с парнем «Оскус-оол» будем путешествовать. Поэтому вы должны быть внимательными, активными, собранными и дружными. А в конце путешествия нас ждет сюрприз (Караты хан).
Итак, внимание! Начинаем путешествие в сказку «Парень с тремя знаниями».
- Рассказывание сказки. (1 ученик вместо автора)
Жил когда-то старик. У него был сын Оскус-оол, тридцать коней, тридцать коров и тридцать коз.
Однажды старик сказал сыну: - Я уже постарел сынок. Если меня не станет, ты променяй три рода скота на три науки. В это современное время без науки и образования жить невозможно. С этими знаниями ты достигнешь всего. (2 ученик)
- Да отец, я слушаюсь тебя. Слово отца не проглатишь, слово матери не выпоешь. (3 ученик)
Скоро старик умер. Оскус-оол остался совсем один. (1 ученик вместо автора)
- Нет у меня братьев, нет у меня сестер, зачем мне одному столько скота? Лучше я променяю свой скот трех родов на три науки». (3 ученик)
- Ребята, давайте вместе с Оскус-оолом путешествовать и тоже научимся трем наукам. (учитель)
Он погнал свой скот на север. И вот увидел три юрты. Он вошел в одну из них. Там люди разговаривали о тувинской национальной обуви. (1 ученик вместо автора)
- Откуда вы пришли? Что вы ищете? (учитель)
- Мы пришли с юга. Родители мои умерли, мне оставили скот трех родов. Мы решили променять его на три науки. Рассказывайте нам историю тувинской национальной обуви и их виды. (3 ученик)
Учитель: Давайте вспомним, что вы помните из национального костюма тувницев?
Беседа.
- Какие виды одежд входит на тувинский национальный костюм?
- Какие вы знаете видов тувинской национальной обуви?
- Какие материалы использовали наши предки для изготовления одежд и какие технологии использовали?
- Какие швы мы рассматривали применяемые для изготовления обуви?
Мозговой штурм. Вопрос. Как вы думаете, почему носок тувинской обуви загнут к верху?
Словесно-иллюстративный рассказ об истории тувинской национальной обуви.
Тувинские женщины накопили богатый опыт по обработке и выделке различных шкур. Каждая женщина в семье умеет выделывать и раскраивать шкуры и шить одежду, обувь. Девочки с 10-12 лет постепенно обучаются обработке шкур и шитью.
Каких-либо запретов, связанных с шитьем одежды не обнаружили. Женщина могла шить одежду до самого рождения ребенка, не шила только в том случае, если была больна.
Тувинцы Бай-Тайгинского района до сих пор изготовляют и носят старую обувь. Раскрой мужской и женской обуви одинаков. Обувь шьют не отдельно на правую и левую ногу, а одинаковую, следовательно, ее можно надевать на любую ногу. Хотя особого различия в обуви для мужчин и женщин не существовало, все же каждый вид обуви имел свое назначение.
Так, к свадьбе богатые девушки имели по четыре пары кадыг идик и четыре пары чымчак идик. Каждая пара имела специальное назначение (для сидения в юрте, хозяйственных работ вне юрты, праздничные и т.п.).
Летом для доения скота женщина надевала чымчак идик; когда она входила в юрту, то снимала эту обувь и надевала другую. В юрте женщина ходила в мягкой войлочной обуви – тодарлыг кидис ук, в виде чулка, которая была окантована по верхнему краю матерчатой обшивкой.
Для выезда в гости и на праздники женщины надевали кадыг идик.
Мужчина раньше мог иметь меньшее количество обуви. Производственной, рабочей обувью являлись чымчак идик, праздничной – кадыг идик.
Мы позволим себе заметить, что старинная обувь еще бытует и сейчас у людей старшего поколения и детей. Молодежь же полностью не перешла на покупную обувь, которая приобретается в магазине.
Обувь шили женщины, полностью проводя все операции пошива (заготовка материала, раскрой и т.п.). Шили они варом. Начинают пошив с раскроя.
В настоящее время бытуют два вида обуви – кадыг идик, или кадыг идик (с загнутым кверху носком, на толстой подошве) и чымчак идик (мягкая обувь из выделанной кожи в виде чулка). Такое различие и в детской обуви: «бопук» и «биче идик».
Биче идик – (маленькая обувь) шили из выделанной кожи или из тонкого войлока и из шкуры – с мехом внутрь. Биче идик кроят по стандарту обуви для взрослого, т.е. делают голенище (уну), головку (майык), подошву (улдун).
Кроме бопука шьют детям стеганные на вате чулочки или «тодарлыг кидис ук», обшитые тканью сверху и изнутри. Шьют их на швейной машине или ручными швами.
Бопук шилась ребенку, когда он начинал ползать, а затем ходить. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока. Высота голенища бопука доходила до колен. Различий для мальчика и девочки не имелось. Такой чулок малышу одевали с распашонкой «чучак» или с первым тоном без пояса.
4. Словесно-иллюстративный рассказ о материалах, применяемых для изготовления тувинской национальной обуви.
Сейчас традиционную обувь с загнутым кверху носком (монгольского образца) делают с покупной выделанной кожи или из плотной ткани, которую можно приобрести в магазине, раньше ее шили из кожи домашней выделки.
Голенища (уну), головка (майык) кадыг идик шилась из выделанной кожи. Подошва (улдун) обязательно слоеная и состоит из нескольких рядов простроченного войлока. Края (эрик) подошвы обшивали белой материей, к которой пришивают кожу. Лет 50-60 назад эту обувь украшали вышивкой.
Тувинцы носили как зимой, так и летом, зимой вниз надевали войлочный чулок для тепла. Войлочные чулки шили из катаной овечьей шерсти, причем верх чулка обшивали матерчатой полоской хаш (шириной уш улуг), украшенной вышивкой, такой же, как и на воротниках. Мягкая повседневная обувь (чымчак идик) шилась из выделанной кожи, а также из шкуры козла мехом внутрь, жильными нитками (сиир) или ниткой, скрученной из шерсти коз. Мягкую обувь носили с войлочным чулком, и с сухой травой (ее клали внутрь).
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что вы нового узнали на этой юрте?
- Как вы будете применять эти знания?
- Какие виды обуви бытуют в наше время?
- Чем отличаются рассматриваемые нами обуви?
- Какие материалы использовали раньше для шитья «кадыг идик»?
- Какие материалы использовали для шитья «чымчак идик»?
- Из каких частей состоит обувь?
Учитель: И так ребята, теперь вы знаете историю тувинской национальной обуви, их виды и применяемые материалы.
- Спасибо вам, возьмите тридцать коз. (3 ученик)
- Одну науку мы постигли, осталось еще две. И мы попрощаемся с вами и погоняем свой скот на север. (3 ученик)
Скоро подъехали к юрте. В ней три человека сшили обувь «Биче идик» (1 ученик)
- Откуда вы пришли? Что вы ищете? (учитель)
- Мы пришли с юга. Родители мои умерли. Мне оставили скот трех родов. Мы решили променять его на три науки. Одну мы постигли – знаем историю тувинской национальной обуви, их виды и применяемые материалы. Расскажите нам технологию изготовления обуви «Биче идик»
- Давайте ребята, научимся сшить национальный обувь «Биче идик». (3 ученик)
Учитель. Биче идик (маленькая обувь) - их шили из выделанной кожи или из тонкого войлока и из шкуры – с мехом внутрь. Биче идик кроят по стандарту обуви для взрослого, т.е. делают голенище (уну), головку (майык), подошву (улдун). Прежде чем построить основу чертежа обуви, познакомимся с основными деталями этого изделия и названием их контурных срезов. Выкройка данного изделия состоит из трех деталей: голенище (уну), головка (майык), подошва (улдун). Основными контурными линиями являются: линия заднего среза, линия нижнего среза голенища, линия сгиба голенища, линия верхнего среза головки, линия переднего среза головки, линия заднего среза головки.
На заготовленный мех накладываем шаблон изделия, по контуру шаблона чертим линии карандашом, убираем шаблон.
Острым ножом – резаком (кержек) вырезаем по контуру намеченной линии с небольшим давлением, резак держим с наклоном на 30-32 градуса, чтобы видеть линию наметки, линия реза не должна выходить за контур наметки шаблона.
- Детали головки складываем мездровой стороной к друг другу
- Шьем сначала со стороны переда детали головки швом «кырлап даараан тиг»
- Шьем со стороны заднего среза детали головки швом «кырлап даараан тиг»
- Соединяем задние срезы детали голенища швом «кырлап даараан тиг»
- Соединяем готовые детали голенища и головки швом «кырлап даараан тиг»
- Соединяем готовые детали голенища и головки с деталью подошвы швом «кырлап даараан тиг»
- Вырезаем из меха светлого цвета тонкие полоски
- Соединяем эти детали окантовки с готовым чулком из меха к открытому срезу голенища
При изготовлении обуви мы в основном будем работать с ножницами, давайте вспомним правила работы с ножницами.
Правила работы с ножницами
Последовательность изготовления обуви.
I. Раскрой обуви «Биче идик».
- Раскрой голенища обуви.
- Раскрой головки обуви.
- Раскрой подошвы.
II. Обработка орнамента.
1. Подготовка орнамента «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ».
2. Пришивание орнамента.
3. Пришивание «ыскыт» (каймы) ко всем срезам.
III. Обработка основных деталей обуви.
1. Голенище присоединяется к головке.
2. Соединение задних срезов обуви.
3. Подошва обуви соединяется с нижним срезом.
Учитель:
- Какие инструменты нам понадобится?
- Какие материалы используют?
- Из каких деталей состоит «Биче идик»?
- Расскажите технологическую последовательность изготовления «Биче идик».
- Спасибо вам, возьмите тридцать коров. Две науки мы постигли. Осталось одна. Мы попрощаемся с вами и погоняем свой скот на север. (3 ученик)
И снова на встречу юрта. В ней три человека сидит и делали вышивку на голенище обуви. (1 ученик)
Учитель:
- Откуда вы пришли, что вы ищете?
- Мы пришли с юга. Мы променяли своих коз и коров на две науки – умеем теперь историю тувинской национальной обуви, и технологию изготовления его. Научите нас делать вышивку на голенище. (3 ученик)
5. Практическая работа.
Учитель. Выполнение декоративной вышивки.
- Рисунок вышивки
- Необходимые материалы для выполнения вышивки
- Необходимые инструменты и приспособления
- Способ прикрепления
- Выполнение вышивки
- Окончательная обработка вышивки
Необходимые материалы для выполнения вышивки
- Кусочек тонкой кожи красного цвета
- Шелковая нить синего цвета
- Нитки – мулине белого цвета.
Необходимые инструменты и приспособления
- Ножницы среднего размера для разрезания ниток и материала
- Наперсток - для предохранения среднего пальца правой руки от укола и других травм при проталкивании иглы на материал.
- Иголка.
Перед выполнением декоративной вышивки накладываем на кожу рисунок вышивки, закрепляем рисунок к основе с помощью булавок. Булавка предназначена для прикалывания бумаги при переводе рисунка вышивки на основу.
Выполнение вышивки
Переводим рисунок на материал способом «припорашиване», вышивку выполняем прямо по контуру узора на рисунке – швом: «узкий» тамбурный шов синими шелковыми нитками.
Узкий тамбурный шов.
Имеет вид цепочки, состоящей из ряда петель, последовательно выходящих одна из другой.
Удаление рисунка вышивки
После выполнения вышивки, осторожно обрываем и удаляем бумагу маленькими частями, чтобы не испортить вышивку
Выполнение вышивки
По краю узкого тамбурного шва прокладываем контурные швы – «шов назад иголку» белыми нитками мулине. Этот шов делает вышивку более выразительной.
Контурный шов: «назад иголку»
Выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят ее с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки имеют равную длину.
Окончательная обработка вышивки
После окончательного выполнения декоративной вышивки, острыми ножницами вырезаем круг, соответственно по кругу узора – «аяк хээ», готовим вышитую кожу для прикрепления к детали голенища изделия.
- Спасибо вам, возьмите тридцать коней. Мы постигли три науки, теперь можно ехать по юртам. Давайте посмотрим, какой сюрприз нас ждет! (3 ученик)
6. Закрепление.
Однажды, услыхался, что Караты-хан играет игру «Технология изготовления тувинской национальной обуви «Биче идик». На голову: кто ему проиграет – голову потеряет (2-ку получит), а кто его обыграет – сам ханом станет (5-ку получит). (1 ученик)
- Нет у меня братьев, нет у меня сестер. Один я на свете. Некому будет обо мне горевать. Поеду сражусь с Караты-ханом. (3 ученик)
Учитель. Ребята поможем Оскус-оолу?
- Да, поможем!
Недалеко от юрты хана, на перевале, он увидел много отрубленных человечьих голов. Они, подвешенные за косы, висели на деревьях вдоль тропы. Оскус-оол сосчитал головы. Их казалось девяносто девять. (1 ученик)
- С головой хана будет сто. (3 ученик)
- Откуда вы приехали? Что вам надо? (учитель)
- Мы приехали из-за той горы. Хотим сыграть с вами игру «Технология изготовления тувинской национальной обуви «Биче идик». Мы слыхали, что можно выиграть ваше ханство. (3 ученик)
- Чтобы проиграть ханство будете правильно выполнять три задания на тему «Технология изготовления национальной обуви «Биче идик».
Задание 1. Кроссворд
Вопросы на кроссворд:
По горизонтали:
- Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Игла)
- Маленький чудесный помощник, с которым на много легче и быстрее работать. (Наперсток)
- Передать его только с замкнутыми лезвиями и кольцами вперед. (Ножницы)
- Выполнение основы чертежа изделия. (Конструирование)
- Верхний часть обуви. (Головка)
- Народное украшение изделий, один из видов декоративной вышивки. (Орнамент)
- Валянная шерсть. (Войлок).
По вертикали:
- Хоть изнашиваются, нищенствуют, но совместною живут братья. (Обувь)
- Из нее шьют что угодно, он прочный и натуральный.
- Нижний часть обуви. (Подошва)
- С помощью этой детали делают выкройку изделия. (Лекало)
- Деталь со сгибом детской обуви «Бопук». (Подошва).
- Один из видов национальной обуви. (Бопук)
- Длинный хвостик иглы. (Нитки)
Задание 2. Написать технологическую последовательность выполнения национальной обуви «Биче идик».
I. Раскрой обуви «Биче идик».
II. Обработка орнамента.
III. Обработка основных деталей обуви.
Задание 3. Проверка выполненной вышивки.
- Ну что, хан все три задания выполнили мы? На перевале – девяносто девять голов. С вашей головой будет сто! (3 ученик)
- О, Оскус-оол, пощади меня! Возьми все золото и серебро, возьми и скот и всех слуг, будь ханом, только не отрубай мне голову! (учитель)
А Оскус-оол, постигший три знания, стал править ханством.
7. Подведение итогов.
- Куда мы путешествовали ребята?
- Какие знания мы получили?
- Давайте повторим, чему мы научились?
Учитель подводит учащихся к выводу, что:
Хорошая работа-
Немеркнущая слава.
Трудолюбивому –почет,
Ленивому – насмешки.
Выставление оценок. (Учитель оценивает участие каждого ученика на занятии и ставит соответствующие оценки).
Домашнее задание.
Повторение пройденного материала. Приготовить доклады по темам:
- История и виды национальной обуви.
- Выбор материалов для пошива детской обуви «Биче идик».
- Технологическая последовательность пошива обуви «Биче идик».
- Техника безопасности при изготовлении обуви.
- Вышивка орнамента «Аяк хээ» с дополнением «Хаалга хээ».
Список использованной литературы
- Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» / Г. Мартай-оол // Башкы. – 2007. - №1. –С. 76-77.
- Сиянбиль, М.О. Традиционный тувинский костюм: (История. Символика) / М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. – Кызыл: Респ. Тип., 2000.-72с.
- Ховалыг, Р. Одежда тувинцев: история и виды (на тув. яз.) / Р. Ховалыг // Башкы. – 2006.- №3. – С. 91-94.
- Дувендей, Ш. Тувинская обувь, головной убор, халат … (на тув. яз.) / Ш. Дувендей // Эне созу. -1994. Вып. – июль. 22-28.
- Тувинская народная сказка «Парень с тремя знаниями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распевания в младшем хоре мальчиков
Данная методическая статья рассматривает методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми 7-8 лет в младшем хоре мальчиков. Опираясь на физиологи...
календарно-тематическое планирование по технологии (мальчики) 5-8 классы
планирование (под ред. Симоненко В.Д.)...
календарно-тематическое планирование по технологии (мальчики) 5-8 классы
планирание (под ред. Симоненко В.Д.)...
Статья. Певческие приёмы в работе с младшим хором мальчиков
Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с мальчиками 7-8 лет (младший хор). Эта возрастная категория особенно требует бережного обращения, ведь в этот п...
творческий проект по технологии для мальчиков 9 классов (напольная подставка)
ПРОЕКТна тему: НАПОЛЬНАЯ ПОДСТАВКА ДЛЯ ЦВЕТОВ "ОПЯТА"...
творческий проект по технологии для мальчиков 9 классов магнитная шахматная доска
Магнитная шахматная доска...
Конспект занятия “Подготовка к соревнованию «Сумо». Программирование роботов с тремя и четырьмя моторами. Алгоритмы разворотов»
Конспект занятия по робототехнике по теме “Подготовка к соревнованию «Сумо». Программирование роботов с тремя и четырьмя моторами. Алгоритмы разворотов» посредством самост...