План-конспект учебного занятия "Органолептическая оценка качества продовольственных товаров"
план-конспект урока по теме

Селина Ольга Вячеславна

Данную разработку могут использовать в своей работе преподаватели спец.дисциплин, работающие по специальности Технология продукции общественного питания, при проведении учебных занятий по дисциплинам "Физиология питания" и "Организация хранения и контроль запасов и сырья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 Учебная дисциплина: Физиология питания.

Тема учебного занятия: Проведение органолептической оценки качества образцов различного вида сырья и продуктов.

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Формы и методы: практическое занятие.

Цели учебного занятия:

обучающая: освоение  методики органолептической оценки качества пищевых товаров;

развивающая: формирование навыков работы с нормативной документацией и умений анализировать, сравнивать, делать выводы, определять степень качества;

воспитательная: содействие формированию у обучающихся  способности работать в коллективе, принимать решения и нести за них ответственность, быть инициативными и профессионально ответственными.

Структура и ход учебного занятия:

№ п/п

Этапы учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент

Взаимное приветствие;

фиксация отсутствующих:

проверка подготовленности обучающихся к занятию (рабочее место,  рабочая поза, внешний вид);

организация внимания.

Полная готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм;

организация внимания.

2

 Мотивации к занятию

Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся;

сообщение темы, цели и задач занятия;

показ его практической значимости;

постановка перед обучающимися учебной проблемы. Презентация№4 (слайд№1)

Оценка значимости для обучающихся нового учебного материала.

3

 Проверка домашнего задания

Стимулировать обучающихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования;

проверка степени сформированности знаний по темам:

  • Хлебобулочные изделия.
  • Сахар песок.
  • Соль.

Комментирование ответов обучающихся.

Оценка знаний и умений и навыков обучающихся.

 Подготавливают материал по темам:

  • Хлебобулочные изделия (презентация №1)
  • Сахар песок (презентация №2)
  • Соль.(презентация №3).

Оформляют презентации по плану:

  • Ассортимент выпускаемой продукции.
  • Технология производства.
  • Требования к качеству.

Демонстрируют презентации, отвечают на возникшие вопросы.

Приобретают товар.

Подготавливают информацию о ГОСТах в соответствии с которыми был изготовлен

приобретенный товар.

4

Первичное закрепление 

  • знаний  в знакомой ситуации

Организация действий обучающихся, направленных на решение проблем и достижение целей занятия. Презентация №4( слайд №3.4,5.

Подготовка обучающихся к работе на учебном занятии.

Работа с таблицами       «Органолептические показатели пищевых товаров».

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Работа с учебным материалам, делают записи в тетради алгоритма выполнения органолептической оценки качества заданных видов товаров).

Первичное закрепление 

  • знаний  в изменён-ной ситуации

Организация действий обучающихся, направленных на решение проблем и достижение целей занятия.

Работа с нормативной документацией

 (составление и

оформление таблиц       «Органолептическая оценка качества   пищевых товаров».

Приложение №4

5

Практическое  применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Добиться от обучающихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний.

На основе  приобретенных знаний вырабатывают соответствующие умения и навыки;

проводят органолептическую оценку качества пищевых товаров ( хлеб из пшеничной муки, соль, сахар);

оформляют отчеты.

6

Закрепление материала

Закрепление полученных знаний и умений

(разработка проверочного материала)

Оценивает работу на учебном занятии обучающихся.

Выполняют индивидуальные задания по изученному материалу (тест).

Приложение №5

7

Домашнее задание

Сообщает  домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.  

Усвоение содержания работы и способов его выполнения.

8

Рефлексия

Подведение итогов.

Задает вопросы:

 - Чему научились?

 -Где можно применить полученные знания и умения?.

Самооценка обучающихся собственной  учебной деятельности.

Ход занятия.

 Практическая часть.

Проведение органолептической оценки качества образцов различного вида сырья и продуктов

Оценка качества хлеба

Общие положения

Органолептические показатели качества (цвет, вкус, запах, консистенция, хруст и т.п.)

имеют огромное значение для оценки качества пищевых продуктов и продовольственного

сырья. Они дают первое представление об их свежести и доброкачественности. Большинство методов оценивающих органолептические показатели являются субъективными. Для повышения объективности оценки свойств пищевых продуктов и исключения ошибок органолептическую оценку производят в специальных дегустационных лабораториях

 Аппаратура и материалы

Для проведения анализа потребуются: деревянная доска, нож, ГОСТы на исследуемое

изделие.

 Проведение определения

Качество хлеба оценивают не ранее, чем через 3 часа после выпечки, но не позднее,

чем 24 часа для пшеничного хлеба, 48 ч – для хлеба из обойной муки; для мелкоштучных

изделий – не ранее 1 ч и не позднее 16 ч.

Форму, поверхность хлеба, цвет и состояние корок устанавливают осмотром всех

отобранных в соответствии с ГОСТом изделий.

Трещинами считают разрывы, проходящие через верхнюю корку в одном или

нескольких направлениях.

Подрывами считают разрывы между боковой и верхней коркой у формового или по

окружности нижней корки у подового хлеба: мелкие разрывы до 0,5 см; крупные – свыше 0,5 см.

Органолептическую оценку хлеба проводят по таблице.

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид хлеба: форма, поверхность корки

Цвет корки

Состояние мякиша: цвет

Равномерность окраски

Эластичность

Пористость

Липкость

Вкус

Комкуемость при разжевывании

Крошковатость

Эластичность мякиша определяют путем надавливания на него пальцами на глубину не

менее 1 см.

Эластичность признают «хорошей» при полном восстановлении деформации мякиша,

«средней» – при почти полном восстановлении деформации мякиша и «плохой» – при

заминаемости мякиша.

Вкус и хруст хлеба определяют путем разжевывания.

Для контроля органолептических показателей (кроме формы, поверхности и цвета) –

это вкус, запах, состояние мякиша по пропеченности, промесу, пористости, эластичности,

свежести, а также наличия посторонних включений, хруста от минеральной примеси,

признаков болезней и плесени от представительной выборки отбирают пять единиц

продукции, мякиш которых анализируют посредством органов чувств (обоняние, осязание,

зрение).

Для анализа мякиша изделие помещают на деревянную доску и разрезают аккуратно

ножом поперек.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите показатели органолептической оценки качества хлеба?

2. Какими словами описываются цвет и эластичность мякиша?

3. По каким показателям оценивается пористость мякиша?

4. Как определяют эластичность мякиша?

     

       

Оценка качества соли

Пособие для работы: Образцы соли, стандарты, прейскуранты, ступки фарфоровые, стаканы, дистиллированная вода, технические весы.

Порядок выполнения задания.

1 . Запишите данные физико-химических показателей различных сортов поваренной соли, руководствуясь стандартам, по следующей форме:

Сорт соли

Номер помола

Цвет

Содержание % не более

Na Cl % не менее

Солей Са и Mg

Не растворимые вещества

Вода

2 . Определить вкус и запах поваренной соли по стандарту.

Для этого 5 грамм соли растворяют в 100 мл воды и после полного растворения пробуют. В ступке растирают 20г соли и сразу же определяют запах. Полученные данные сопоставьте с требованиями стандарта и сделайте заключение о качестве товара.

Вопросы для самопроверки

1 . Как подразделяется соль по происхождению и способу получения?

2 . На какие товарные сорта делится поваренная соль?

3 . Чем характеризуется йодированная соль?

4 .Каковы условия хранения поваренной соли?

Приложение №1

Органолептические показатели хлеба из пшеничной муки

Наименования показателя

  Характеристика

Внешний вид:                    

Соответствует виду изделия

Форма и поверхность        

│ Соответствующие виду изделия              

Цвет                                    

  От светло-желтого до темно-коричневого    

Состояние мякиша :    

пропеченность,

пористость, промес

 

 

Пропеченный, не влажный на ощупь, без следов непромеса. Для роликовых изделий мякиш слоистый в изломе, для слоеных   изделий - с отделимыми друг от друга       слоями; для изделий с начинкой - слой    основы, соприкасающийся с начинкой, может  быть увлажнен.              

      

Вкус                

Свойственный изделию данного вида, без   постороннего привкуса. При использовании пищевых вкусовых добавок - привкус, свойственный внесенным добавкам            

Запах  

Свойственный изделию данного вида, без    постороннего запаха. При использовании  

ароматических добавок - запах, свойственный внесенным добавкам                         

Приложение №2

Органолептические показатели соли

Наименование 
показателя 

Характеристика сорта              

экстра и высшего

первого и второго      

Внешний вид

Кристаллический сыпучий продукт. Не допускается  
наличие посторонних механических примесей, не     
связанных с происхождением и способом производства
соли                                             

Вкус       

Соленый, без постороннего привкуса              

Цвет       

Белый           

Белый или серый с оттенками в 
зависимости от происхождения и способа производства соли     

Запах      

Без посторонних запахов                         

Примечания                                                  
1. В  соли  высшего,  первого  и  второго сортов допускается
наличие темных  частиц в  пределах содержания нерастворимого  в
воде  остатка и оксида железа.                                  
2. При   введении   в   пищевую   соль   йодирующей  добавки
допускается слабый запах йода.                                 

Приложение №3

Органолептические показатели сахар  - песок

 

Характеристика для

 

Наименование

 

показателя 

сахара-песка

сахара-песка для промышленной переработки

Метод испытания 

Вкус и запах

Сладкий, без посторонних привкуса и запаха, как в сухом сахаре, так и в его водном растворе

По ГОСТ 12576 

Сыпучесть

Сыпучий 

Сыпучий, допускаются комки, разваливающиеся при легком нажатии

То же 

Цвет

Белый 

Белый с желтоватым оттенком

"

Чистота раствора

Раствор сахара должен быть прозрачным или слабо опалесцирующим, без нерастворимого осадка, механических или других посторонних примесей

"

Приложение №4

Органолептическая оценка качества пищевых товаров

Наименование товара________________________________________

ГОСТ ______________________________________________________

 Адрес и наименование производителя_______________________________________________

Показатели качества

Данные по ГОСТу

Фактические показатели

Выводы:

Приложение № 5

Выбрать правильный ответ:

1. Совокупность свойств продукции – это показатель:

а) пищевой ценности

б) сохраняемости

в) качества продукции

2. Наличие в продуктах биологически активных веществ – это показатель:

а) сохраняемости

б) энергетической ценности

в) усвояемости

г) биологической ценности

3. Физиологическая ценность продуктов обусловлена:

а) наличием биологически активных веществ: аминокислот, витаминов, микро и макро элементов

б) наличием веществ, активно влияющих на организм человека: кофеин, теобромин

в) энергией, которую получает организм

г) свойствами сохранять потребительские качества

4.Усвояемость продуктов зависит:

а) от состава и активности ферментов

б) внешнего состояния продуктов

в) от доброкачественности продуктов

г) от кулинарно - технологических свойств

5. Внешний вид продуктов относится:

а) к специфическим показателям качества

б) определяющим показателям качества

в) единичному показателю

г) к сохраняющим показателям

6. К формирующим показателям качества продуктов относятся:

а) тара и упаковка

б) условия хранения

в) условия реализации

г) качество исходного сырья

7. Контроль готовой продукции относится:

а) к формирующим качествам, влияющим на качество

б) к сохраняющим факторам

в) определяющим показателям

г) специфическим показателям

8. Важнейшим потребительским свойством продовольственных товаров являются:

а) внешний вид продукции

б) вкусовые качества продукции

в) безопасность продукции

г) усвояемость продукции

9. Отсутствие в продуктах тяжелых металлов, пестицидов относится:

а) к санитарно-гигиенической безопасности

б) к химической безопасности

в) к биологической безопасности

г) к физической безопасности

10.Отсутствие патогенных микроорганизмов относится:

а) к санитарно-гигиенической безопасности

б) к химической безопасности

в) к биологической безопасности

г) к физической безопасности