Доклад
учебно-методический материал на тему
Обобщение результатов научно- практической конференции в ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Тема: Актуальные вопросы потребительских проблем на современном этапе.
Регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законами Российской Федерации и нормативными актами. Экономические отношения требуют формирования чёткого представления об обязанностях и правах организаций, предпринимателей , продающих товары или оказывающих услуги и о правах и обязанностях граждан- потребителей , которые этими товарами и услугами пользуются. В рамках направления потребительское образование в колледже проводилась конференция под названием «Актуальные проблемы потребительского образования на современном этапе.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Обобщение результатов научно- практической конференции в ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Тема: Актуальные вопросы потребительских проблем на современном этапе.
Подготовили :преподаватели
экономических дисциплин ТОГБОУ СПО «Жердевский
колледж сахарной промышленности»
Н.М.Голикова ,В.В.Молчанова.
2012
Регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законами Российской Федерации и нормативными актами. Экономические отношения требуют формирования чёткого представления об обязанностях и правах организаций, предпринимателей , продающих товары или оказывающих услуги и о правах и обязанностях граждан- потребителей , которые этими товарами и услугами пользуются. В рамках направления потребительское образование в колледже проводилась конференция под названием «Актуальные проблемы потребительского образования на современном этапе.»
Студенты в своих работах затронули вопросы , затрагивающие интересы потребителей о качестве продукции , о проведении сертификации продукции и о товарной экспертизе, об организации страхового дела, о вопросах конкуренции и о монополистической деятельности. Работа студентки 3 курса отделения «Коммерция» Морякина А. выполнялась по теме «Правовая защита потребителя». Ежегодно в Союз потребителей РФ за помощью обращаются более 200 тысяч граждан, чьи потребительские права были нарушены. Гораздо больше людей пытаются самостоятельно решить свои проблемы. Для этого необходимо потребительское образование. В её работе были подробно отражены возможные ситуации потребительских контактов.
Потребителем признаётся гражданин , имеющий намерение заказать или приобрести товары, услуги для личных нужд , не связанных с извлечением прибыли. Потребительское недовольство рождается в тот момент, когда потребитель видит недостатки приобретенного товара. Согласно закона , недостатком товара считается несоответствие товара стандарту, условиям , предъявляемым к качеству товара. Существенным недостатком товара является недостаток , который делает невозможным использование товара в соответствии с назначением, либо который не может быть устранён , либо который проявляется после устранения, либо на устранение которого требуются большие затраты. Продавец обязан передавать потребителю товар , качество которого должно соответствовать договору. Потребителю должна представляться информация о товаре:
обозначения стандартов, сведения об основных потребительских свойствах, а в отношении продуктов питания- сведения о составе , весе , объёме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ;
цену и условия приобретения; гарантийный срок- правила и условия эффективного и безопасного использования; срок службы и срок годности; местонахождение изготовителя; информацию о сертификации товара; срок службы и срок годности; Информацию о правилах продажи, место нахождения изготовителя. Закон не только предусматривает обязанность изготовителя предоставить потребителю информацию , но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Если потребителю продали товар ненадлежащего качества , то он вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение, соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки, замены с перерасчётом покупной цены; расторжения договора купли- продажи.
В работе студентки группы 2 к9 Беляевой О. рассмотрена деятельность
Федерального органа осуществляющего контроль и надзор в области защиты прав потребителей, которым является Роспотребнадзор. Она рассмотрела защиту прав граждан на рынке финансовых услуг. Деятельность на рынке финансовых услуг связана с продажей ценных бумаг, организации расчётных отношений с банками и кредитными организациями, предоставлении кредитов. Предоставленные статистические сведения о судебных исках подтверждали рост удовлетворённых исков с 2008 года по текущий период.
В настоящее время, на протяжении более трех лет Роспотребнадзор, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, рассматривает соответствующую свою деятельность в этом направлении, как важнейшую социально значимую государственную функцию.
Это не может не предполагать высокий уровень требовательности в организации соответствующей работы, поскольку защита прав потребителей – это, прежде всего, защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушены интересы в полной мере и эффективно могут быть восстановлены только лишь при должной организации соответствующей деятельности в этом направлении на региональном и местном уровне.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
1. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
2. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
3. аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
5. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
Регистрирует: отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности. В работе студентки 3 курса отделения «Коммерция» Базникиной Н. было рассмотрено потребительское кредитование, его формы, способы погашения ,принципы, преимущества и недостатки .Студентка группы 2к9 Письменская В . познакомила с основными принципами проведения потребительских экспертиз.
Изменения, происшедшие в последние годы в российской экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, привели к значительному увеличению объема рынка потребительских товаров и расширению их ассортимента. Новые формы собственности существенно повлияли на характер деятельности предприятий торговли и их облик. Активная интеграция России в мировой рынок обусловила появление новых, соответствующих мировым стандартам требований к качеству и маркировке продукции, ее штриховому кодированию, современной потребительской таре. Все это привело к повышению требований к уровню подготовки специалистов, работающих в сфере торговли и смежных областях. Новые условия требуют от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества товаров, умения осуществлять экспертизу продукции и обеспечивать ее сохранность. В целом практика проведения независимых товарных / товароведческих экспертиз сформировала несколько направлений экспертиз товара, а именно: экспертиза качества товара, экспертиза количества товара ,экспертиза стоимости товара, документальная экспертиза товара, экспертиза комплектности товара, экспертиза сортности товара ,идентификационная экспертиза товара, таможенная экспертиза товара, независимая экспертиза товаров, независимая товарная часто делится по материальным свойствам товара на: экспертизу непродовольственных товаров ,экспертизу продовольственных товаров. Процедура проведения экспертизы потребительских свойств изделий имеет, как правило, сложный характер и представляет собой последовательность определенных операций, совершаемых экспертами. Количество, порядок этих операций, а также их содержание определяются целями экспертизы, особенностью оцениваемых изделий и стадией жизненного цикла изделий, на которой проводится экспертиза качества. При экспертной оценке качества изделий основные операции группируются в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В докладе Евдокимовой О. и Чернышовой Н. представлены основные принципы формирования механизма защиты потребительского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции: минимизация риска представления недоброкачественного товара потребителю непосредственно на рынке; экономическая целесообразность при условии соблюдения интересов производителей, потребителей и государства; сбалансированное введение в действие государственных и общественных рычагов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю. При этом состав и содержание форм может быть различным применительно к конкретным видам товаров с учетом их сложности, потенциальной опасности и т.д.; тенденция в отношении применения тех или форм защиты должна смещаться в сторону предупредительных мер. Этот подход отвечает современным тенденциям и мировой практике в области управления, которое ориентируют органы управления на профилактику (предотвращение) несоответствий (дефектов), а не на их выявление – чем раньше выявлена недоброкачественная или фальсифицированная продукция, тем дешевле это обойдется для экономики. Применяемые у нас формы государственного регулирования не являются эффективным барьером для недоброкачественной продукции.
В докладе отмечено , что при выдаче лицензии предприятиям- изготовителям не используются современные методы оценки производства — сертификация производства на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 или широко применяемая за рубежом для пищевых производств система ХАССП. Указанные методы обеспечивают значительную уверенность в способности предприятия выпускать качественную и безопасную продукцию. К формам защиты потребительского рынка относят:
допуск к производству на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию. Формы реализации — внедрение на предприятии систем качества, для предприятий пищевой продукции — внедрение систем ХАССП. Реализовать данную форму защиты потребительского рынка можно следующими методами: обязательное подтверждение соответствия с маркированием знаком допуска на рынок (для опасной продукции). Способы обязательного подтверждения соответствия должны сближаться с принятыми в международной практике и отвечать требованиям ВТО. Для малоопасной продукции должно применяться декларирование безопасности изготовителем; добровольная сертификация для подтверждения соответствия продукции заявленному качеству осуществляется по желанию заявителей; идентификация и учет движения документации и товаров в сфере обращения с их защитой, в том числе с использованием голографических марок; разработка и принятие технических регламентов на продукцию с целью формирования нормативной базы, технического регулирования и устранения технических барьеров в торговле. Важным элементом защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции являются также создаваемые за рубежом с использованием технологии штрихового кодирования информационные системы идентификации и учета документации и товаров, а также различные способы маркирования продукции, в том числе с использованием голографической защиты. Проведённая конференция позволила научить потребителей пользоваться имеющейся у них информацией и извлекать дополнительную информацию для того, чтобы сделать сознательный потребительский выбор.
Студенты приобрели определенную сумму знаний, умений и навыков и систему взглядов на место потребителя на рынке.
Информационные ресурсы:
Закон РФ о защите прав потребителей.
http://quality.eup.ru/DOCUM6/deregulirovanije-ekonomiki.htm
http://05.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 488 с
Чечеткина Н.М., Путилина Т.И., Горбунева В. В.Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону «Феникс» 2008.-512с.