Методическая разработка на тему Память
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pamyat.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД Протокол №______ от «___» ______ 2022 г ____________ В.В.Донцова | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УМР ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум» __________________Л.А.Иванова «___» _________ 2022 г |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине ОП.02., ОП.09. Психология
на тему: «Память»
для студентов II и III курса специальностей
31.02.01 Лечебное дело,
34.02.01 Сестринское дело
уровень подготовки: базовый, углубленный
квалификация: медсестра, медбрат, фельдшер
Разработала: преподаватель первой квалификационной категории
Черно Дарья Николаевна
2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 7
2. Теоретическое обоснование темы практического занятия 8
2.1. Что такое память 8 2.3. Характеристики продуктивности памяти 9
2.4. Процессы памяти 10
3. Практические задания 12
3.1. Задание № 1: Вопросы 12
3.2. Задание № 2: Заполнить пробелы 12
3.3. Задание № 3: Верно или неверно 12
3.4. Задание № 4: Выбрать правильный ответ 13
3.5. Задание № 5: Исследование объёма кратковременной памяти 13
3.6. Задание № 6: Осмысленность запоминания 14
3.7. Задание № 7: Тренировка и развитие памяти 14
4. Заключение 16
5. Список литературы 17
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные:
- Систематизировать и углубить знания студентов по теме.
- Закрепить основные понятия темы.
Развивающие:
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия).
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к дисциплине.
- Способствовать формированию и развитию самостоятельности.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
- Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, патриотических качеств личности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.
ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций | Ориентировочное время | Содержание этапа. Методическое обоснование |
Организационный момент | 5 мин. | Преподаватель приветствует студентов. Оценивает внешний вид, их готовность к занятию, отмечает отсутствующих. Создается положительный психоэмоциональный фон для совместной деятельности. Преподаватель сообщает тему, и цели занятия. Активизируется внимание, создается рабочая обстановка. |
Мотивация учебной деятельности ОК 1 – 4, ОК 6- 8, ОК 11 | 5 мин. | Преподаватель говорит об актуальности и значимости данной темы. Данный момент готовит студентов к восприятию учебного материала. |
Актуализация опорных знаний ОК 1 – 4, ОК 6- 8, ОК 11 | 5 мин. | Преподаватель задаёт вопросы студентам по теме. Мобилизация внимания, памяти, формирование положительного отношения к учебе. |
Изучение нового материала ОК 1 – 4, ОК 6- 8, ОК 11 | 45 мин. | Преподаватель объясняет материал. Студенты слушают, участвуют в беседе. Учебный материал записывают в тетрадь. Преподаватель настраивает студентов на восприятие новой формы деятельности. Студенты воспринимают информацию. По завершению проводится обсуждение по изложенному материалу. |
Контроль полученных знаний ОК 1 – 4, ОК 6- 8, ОК 11 | 30 мин. | Фронтальный опрос, контролирующая беседа, тестовое задание. Помогает понять и усвоить материал, формирует положительное отношение к учебе, восстанавливает в памяти ранее усвоенные знания. |
Самостоятельная работа студентов ОК 1 – 4, ОК 6- 8, ОК 11 ПК 1.2 – 1.6, ПК 2.3, 2.5 – 2.7, ПК 3.1 – 3.6 | 45 мин. | Инструктаж по выполнению самостоятельной работы. Студенты выполняют упражнения для отработки знаний и умений. Преподаватель контролирует работу студентов. Помогает исправить ошибки. Активизирование мыслительного процесса. Стимулирование познавательного интереса, что способствует пониманию и усвоению нового материала. Воспитание дисциплинированности, собранности, ответственности, умения планировать. |
Закрепление и осмысление материала ОК 1 – 4, ОК 6- 8, ОК 11 ПК 1.2 – 1.6, ПК 2.3, 2.5 – 2.7, ПК 3.1 – 3.6 | 30 мин. | Преподаватель организует обсуждение методов тренировки памяти с целью применения полученных знаний на практике. Студенты формируют пары, выполняют практические задания. |
Подведение итогов. Рефлексия. | 10 мин. | Преподаватель определяет степень достижения целей занятия, оценивает активных студентов, говорит об общих впечатлениях. Проведение рефлексии. Выставляются оценки. Цель данного этапа – научить студентов анализировать свою работу, развивать логическое мышление, уметь выделять главное. |
Домашнее задание | 5 мин. | Студенты записывают домашнее задание. Цель: развивать самостоятельность мышления, поисковую деятельность, воспитывать стремление использовать полученные знания в профессиональной деятельности. |
180 мин. |
1. ВВЕДЕНИЕ
Исходя из того, что обучающиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данное занятие является частью раздела "Общая психология». Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины ОП.02, ОП.09. Психология для специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело.
Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении материала преподаватель опирается на опыт студентов, проводит систематизацию и обобщение полученных ранее знаний, устанавливает внутри- и междисциплинарные связи.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
2.1. ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ
Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Память - это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти:
1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
• двигательная память - позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;
• эмоциональная (аффективная память) - характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Память на чувства определяет многие поступки людей;
• образная память - позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта; это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;
• словесно-логическая память на словесные стимулы - отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.
2. В зависимости от характера деятельности:
• произвольная память - характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта;
• непроизвольная память - осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
3. В зависимости от способа запоминания:
• механическая память - не опирается на осмысление запоминаемого материала;
• смысловая память - основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
4. В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
• ультракороткая память (иконическая - для зрительного и эконическая - для слухового восприятия) - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную;
• кратковременная память - определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются “стиранию” под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа;
• долговременная память обуславливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь.
• оперативная память - обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется “рабочая смесь” из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПАМЯТИ
Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность (подвижность), помехоустойчивость.
Объем оперативной памяти выступает показателем количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сложных сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности.
Точность оперативной памяти - это показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала.
Скорость запоминания - это показатель времени (или числа повторений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации. Длительность сохранения - это показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия. Лабильность (подвижность) оперативной памяти - это показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала.
Помехоустойчивость оперативной памяти - это устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех.
2.4. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже-приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление - это кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание - это непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала.
3) преднамеренное запоминание (заучивание) - это целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание.
Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов.
Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения - это включение усвоенного материла в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания. Важнейшим условием эффективности запоминания является правильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоминания во многом зависит и от характера материала.
Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.
Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
• узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
• воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
•припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
• реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Выполните следующие задания, используя материал теоретического обоснования к занятию:
3.1. ЗАДАНИЕ 1: ВОПРОСЫ
1. Что такое "память" и какие ее виды, процессы и свойства вы знаете?
2. Какую роль играет память в поведении и развитии личности?
3. Дайте краткую характеристику различных видов памяти.
4. Опишите факторы, влияющие на забывание.
5. Можно ли влиять на формирование и развитие памяти? Если да, то какими способами?
6. Какие нарушения памяти вы знаете?
3.2. ЗАДАНИЕ 2: ЗАПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ
1. В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: ____, ____, ____.
2. По времени хранения различают ____, ____ и ____ память.
3. Объём кратковременной памяти от ____ до ____ единиц информации.
4. В зависимости от преобладания того или иного анализатора различают ____, ____, ____, ____, ____ память
5. Память – это способность не только к запоминанию, но и к ____ информации.
3.3. ЗАДАНИЕ 3: ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО
1. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала, воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов
2. Отсутствие мотивации отрицательно влияет на запоминание информации.
3. Информация легче воспроизводится в том контексте, в котором происходило запоминание.
4. Вытеснение информации происходит осознанно.
5. При запоминании лучше воспроизводится середина изучаемого материала.
6. Все лекарственные препараты отрицательно влияют на процессы памяти.
3.4. ЗАДАНИЕ 4: ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. Сенсорная память:
а) действует на уровне рецепторов;
б) действует 15-30 с;
в) от повторного обращения к информации улучшается;
г) не поддаётся развитию.
2. В среднем объём кратковременной памяти равен:
а) 7 элементам;
б) 7+ - 2 элементам;
в) 9 элементам;
г) не ограничен.
3. Вытеснение – это:
а) сознательный способ защиты от тяжёлых воспоминаний;
б) забывание новой информации из-за того, что она перепутывается со старой;
в) метод припоминания слов под гипнозом;
г) бессознательная блокировка неприемлемых воспоминаний.
4. Чтобы не волноваться на экзамене, студент принял таблетку реланиума. Что это может за собой повлечь?
а) он не будет волноваться и вспомнит весь материал;
б) он будет волноваться и вспомнит весь материал;
в) он будет волноваться и забудет весь выученный материал;
г) он не будет волноваться и не сможет вспомнить изученный материал.
5. При подготовке к экзамену эффективнее:
а) как можно больше материала сразу заучивать наизусть;
б) распределять заучивание в течение суток;
в) сразу лечь спать, если начинает клонить в сон;
г) готовиться, располагаясь в любимой позе на диване или в кресле.
3.5. ЗАДАНИЕ 5: ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Ход опыта: Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.
Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.
При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведённую цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру – 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведённой цифры – штраф 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объём кратковременной памяти (ОКП) = max (максимальному) баллу.
3.6. ЗАДАНИЕ 6: ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
СЕРИЯ А
Материал. Пары слов для запоминания: кукла – играть; курица – яйцо; ножницы – резать; лошадь – сено; книга – учить; бабочка – муха; щётка – зубы; барабан – пионер; снег – зима; петух – кричать; чернила – тетрадь; корова – молоко; паровоз – ехать; груша – компот; лампа – вечер.
Ход опыта. Студентам зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем преподаватель прочитывает только первое слово каждой пары, а студенты записывают второе.
При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано верно, то ставят «+», если неправильно или вообще не записано – ставят «-».
СЕРИЯ Б
Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло; перо – вода; очки – ошибка; колокольчик – память; голубь – отец; лейка – трамвай; гребёнка – ветер; сапоги – котёл; замок – мать; спичка – овца; тёрка – море; салочки – завод, рыба – пожар; топор – кисель.
Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как в серии А.
После проведения опыта студенты отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли вы установить связь между словами серии Б?»
3.7. ЗАДАНИЕ 7: ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Упражнение 1. Метод образной визуализации
Данный метод позволяет повысить эффективность кратковременной памяти.
Ход упражнения. Студентам предлагается закрыть глаза и представить соответствующие картины, названия которых произносит экспериментатор: 1) лев, нападающий на антилопу; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в вашем супе; 4) миндальное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на вашей любимой одежде; 7) бриллиант, сверкающий на солнце; 8) крик ужаса в ночи; 9) радость материнства; 10) друг, ворующий деньги из вашего кошелька.
Упражнение 2. Метод мест
Данный метод позволяет запомнить слова в требуемой последовательности.
Ход упражнения. Студентам предлагается составить и записать список мест в своей квартире в естественной и привычной неизменной для них последовательности (20 мест). Затем они должны мысленно поместить в эти места образы тех слов, которые читает экспериментатор: 1) паспорт; 2) водительские слова; 3) билеты на самолёт; 4) записная книжка; 5) фотоаппарат; 6) зубная паста; 7) зубная щётка; 8) фен; 9) бритва; 10) зонтик; 11) купальник; 12) лекарство; 13) нитка с иголкой; 14) защитный крем от солнца;15) стиральный порошок; 16) солнечные очки; 17) походная обувь; 18) плащ; 19) шляпа от солнца; 20) ключи от дома.
После того, как экспериментатор закончит зачитывать слова, студенты должны записать их по памяти и проверить последовательность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка занятия составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины ОП.02., ОП.09. Психология. Она посвящена методике организации и проведения практического занятия по теме: «Память». Занятие предназначено для студентов второго курса специальности 31.02.01 Лечебное дело и третьего курса специальности 34.02.01 Сестринское дело, которые только начали изучать данную дисциплину, в частности, раздел «Общая психология».
Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики эмоциональных состояний, осуществляется связь теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий.
Практические занятия по общей психологии развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1Андреева И.В. Практикум по психологии/ И.В. Андреева, В.Ф. Иванов. - Л., 1991.
2. Аткинсон В. Память и уход за ней. – М.,2008.
3. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999 (Азбука психологии).
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2011.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""
В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...
Методическая разработка по теме: «Создание, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методическая разработка...
Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"
Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...
Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...
Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»
Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...
Методическая разработка мероприятия «Нам память о них дорога бесконечно»
Мероприятие посвящено описанию ратного подвига преподавателей и обучающихся "Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова" в период Великой Отечественной войны...