Методическая разработка на тему Память
методическая разработка

Методическая разработка практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pamyat.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено на заседании

ЦМК ОПД

Протокол №______

от «___» ______ 2022 г

____________ В.В.Донцова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

__________________Л.А.Иванова

«___» _________ 2022 г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по дисциплине ОП.02., ОП.09. Психология

на тему: «Память»

для студентов II и III курса специальностей

31.02.01 Лечебное дело,

34.02.01 Сестринское дело

уровень подготовки: базовый, углубленный

квалификация: медсестра, медбрат, фельдшер

Разработала: преподаватель первой квалификационной категории

Черно Дарья Николаевна

2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                7

2. Теоретическое обоснование темы практического занятия                        8

2.1. Что такое память                                                                 8                              2.3. Характеристики продуктивности памяти                                9          

        2.4. Процессы памяти                                                          10

3. Практические задания                                                                  12

        3.1. Задание № 1: Вопросы                                                                    12

        3.2. Задание № 2: Заполнить пробелы                                          12

        3.3. Задание № 3: Верно или неверно                                              12

        3.4. Задание № 4: Выбрать правильный ответ                                      13        

        3.5. Задание № 5: Исследование объёма кратковременной памяти     13

        3.6. Задание № 6: Осмысленность запоминания                                  14

        3.7. Задание № 7: Тренировка и развитие памяти                                 14

4. Заключение                                                                          16

5. Список литературы                                                                  17

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:        

Учебные:

  1. Систематизировать и углубить знания студентов по теме.
  2. Закрепить основные понятия темы.

Развивающие:

  1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия).
  2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к дисциплине.
  3. Способствовать формированию и развитию самостоятельности.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  2. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, патриотических качеств личности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

Организационный момент

5 мин.

Преподаватель приветствует студентов. Оценивает внешний вид, их готовность к занятию, отмечает отсутствующих.

Создается положительный психоэмоциональный фон для совместной деятельности.

Преподаватель сообщает тему, и цели занятия.

Активизируется внимание, создается рабочая обстановка.

Мотивация учебной деятельности

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

5 мин.

Преподаватель говорит об актуальности и значимости данной темы.

Данный момент готовит студентов к восприятию учебного материала.

Актуализация опорных знаний

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

5 мин.

Преподаватель задаёт вопросы студентам по теме.

Мобилизация внимания, памяти, формирование положительного отношения к учебе.
Стимулирование познавательного интереса, что способствует пониманию и усвоению нового материала.

Изучение нового материала

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

45 мин.

Преподаватель объясняет материал.

Студенты слушают, участвуют в беседе. Учебный материал записывают в тетрадь. 

Преподаватель настраивает студентов на восприятие новой формы деятельности. Студенты воспринимают информацию.
Развитие зрительной памяти, усвоение учебного материала.
Активизация мыслительных процессов (сравнения, анализ, умение выделять главное).

По завершению проводится обсуждение по изложенному материалу.

Контроль полученных знаний

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

30 мин.

Фронтальный опрос, контролирующая беседа, тестовое задание. Помогает понять и усвоить материал, формирует положительное отношение к учебе, восстанавливает в памяти ранее усвоенные знания.

Самостоятельная работа студентов

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

ПК 1.2 – 1.6,

ПК 2.3, 2.5 – 2.7,

ПК 3.1 – 3.6

45 мин.

Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

Студенты выполняют упражнения для отработки знаний и умений.

Преподаватель контролирует работу студентов. Помогает исправить ошибки.

Активизирование мыслительного процесса. 
Формирование навыков самообразования, практических умений и навыков.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи.

Стимулирование познавательного интереса, что способствует пониманию и усвоению нового материала.

Воспитание дисциплинированности, собранности, ответственности, умения планировать.
Развитие уверенности в себе, самокритичности.

Закрепление и осмысление материала

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

ПК 1.2 – 1.6,

ПК 2.3, 2.5 – 2.7,

ПК 3.1 – 3.6

30 мин.

Преподаватель организует обсуждение методов тренировки памяти с целью применения полученных знаний на практике.

Студенты  формируют пары, выполняют практические задания.

Подведение итогов. Рефлексия.

10 мин.

Преподаватель определяет степень достижения целей занятия, оценивает активных студентов, говорит об общих впечатлениях. Проведение рефлексии. Выставляются оценки.

Цель данного этапа – научить студентов анализировать свою работу, развивать логическое мышление, уметь выделять главное.

Домашнее задание

5 мин.

Студенты записывают домашнее задание. Цель: развивать самостоятельность мышления, поисковую деятельность, воспитывать стремление использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

180 мин.

1. ВВЕДЕНИЕ

Исходя из того, что обучающиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данное занятие является частью раздела "Общая психология». Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины ОП.02, ОП.09. Психология для специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело.

Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении материала преподаватель опирается на опыт студентов, проводит систематизацию и обобщение полученных ранее знаний, устанавливает внутри- и междисциплинарные связи.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

2.1. ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ

Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Память - это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти:  

1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:

•  двигательная память - позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;

эмоциональная (аффективная память) - характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Память на чувства определяет многие поступки людей;

образная память - позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта; это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическая память на словесные стимулы - отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.

2. В зависимости от характера деятельности: 

произвольная память - характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта;

непроизвольная память - осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

3. В зависимости от способа запоминания: 

•   механическая память - не опирается на осмысление запоминаемого материала;

смысловая память - основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

4. В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти: 

•    ультракороткая память (иконическая - для зрительного и эконическая - для слухового восприятия) - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную;

•  кратковременная память - определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются “стиранию” под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа;

долговременная память обуславливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь.

•  оперативная память - обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется “рабочая смесь” из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.

2.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПАМЯТИ

 Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность (подвижность), помехоустойчивость.

 Объем оперативной памяти выступает показателем количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сложных сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности.

Точность оперативной памяти - это показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала.

Скорость запоминания - это показатель времени (или числа повторений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации. Длительность сохранения - это показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия. Лабильность (подвижность) оперативной памяти - это показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала.

Помехоустойчивость оперативной памяти - это устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех.

2.4. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже-приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - это кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание - это непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала.

3) преднамеренное запоминание (заучивание) - это целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание.

Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов.

Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения - это включение усвоенного материла в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания. Важнейшим условием эффективности запоминания является правильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоминания во многом зависит и от характера материала.

Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

 Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Выполните следующие задания, используя материал теоретического обоснования к занятию:

3.1. ЗАДАНИЕ 1: ВОПРОСЫ

1.        Что такое "память" и какие ее виды, процессы и свойства вы знаете?

2.        Какую роль играет память в поведении и развитии личности?

3.        Дайте краткую характеристику различных видов памяти.

4.        Опишите факторы, влияющие на забывание.

  5. Можно ли влиять на формирование и развитие памяти? Если да, то какими способами?

  6. Какие нарушения памяти вы знаете?

3.2. ЗАДАНИЕ 2: ЗАПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ

1.        В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: ____, ____, ____.

2.        По времени хранения различают ____, ____ и ____ память.

3.        Объём кратковременной памяти от ____ до ____ единиц информации.

4.        В зависимости от преобладания того или иного анализатора различают ____, ____, ____, ____, ____ память

5.        Память – это способность не только к запоминанию, но и к ____ информации.

3.3. ЗАДАНИЕ 3: ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО

1.        Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала, воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов  

2.        Отсутствие мотивации отрицательно влияет на запоминание информации.

3.        Информация легче воспроизводится в том контексте, в котором происходило запоминание.

4.        Вытеснение информации происходит осознанно.

5.        При запоминании лучше воспроизводится середина изучаемого материала.

6.        Все лекарственные препараты отрицательно влияют на процессы памяти.

3.4. ЗАДАНИЕ 4: ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1.        Сенсорная память:

а) действует на уровне рецепторов;

б) действует 15-30 с;

в) от повторного обращения к информации улучшается;

г) не поддаётся развитию.

2. В среднем объём кратковременной памяти равен:

а) 7 элементам;

б) 7+ - 2 элементам;

в) 9 элементам;

г) не ограничен.

3. Вытеснение – это:

а) сознательный способ защиты от тяжёлых воспоминаний;

б) забывание новой информации из-за того, что она перепутывается со старой;

в) метод припоминания слов под гипнозом;

г) бессознательная блокировка неприемлемых воспоминаний.

4. Чтобы не волноваться на экзамене, студент принял таблетку реланиума. Что это может за собой повлечь?

а) он не будет волноваться и вспомнит весь материал;

б) он будет волноваться и вспомнит весь материал;

в) он будет волноваться и забудет весь выученный материал;

г) он не будет волноваться и не сможет вспомнить изученный материал.

5. При подготовке к экзамену эффективнее:

а) как можно больше материала сразу заучивать наизусть;

б) распределять заучивание в течение суток;

в) сразу лечь спать, если начинает клонить в сон;

г) готовиться, располагаясь в любимой позе на диване или в кресле.

3.5. ЗАДАНИЕ 5: ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Ход опыта: Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведённую цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру – 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведённой цифры – штраф 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объём кратковременной памяти (ОКП) = max (максимальному) баллу.

3.6. ЗАДАНИЕ 6: ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

СЕРИЯ А

Материал. Пары слов для запоминания: кукла – играть; курица – яйцо; ножницы – резать; лошадь – сено; книга – учить; бабочка – муха; щётка – зубы; барабан – пионер; снег – зима; петух – кричать; чернила – тетрадь; корова – молоко; паровоз – ехать; груша – компот; лампа – вечер.

Ход опыта. Студентам зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем преподаватель прочитывает только первое слово каждой пары, а студенты записывают второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано верно, то ставят «+», если неправильно или вообще не записано – ставят «-».

СЕРИЯ Б

Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло; перо – вода; очки – ошибка; колокольчик – память; голубь – отец; лейка – трамвай; гребёнка – ветер; сапоги – котёл; замок – мать; спичка – овца; тёрка – море; салочки – завод, рыба – пожар; топор – кисель.

Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как в серии А.
После проведения опыта студенты отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли вы установить связь между словами серии Б?»

3.7. ЗАДАНИЕ 7: ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Упражнение 1. Метод образной визуализации

Данный метод позволяет повысить эффективность кратковременной памяти.

Ход упражнения. Студентам предлагается закрыть глаза и представить соответствующие картины, названия которых произносит экспериментатор: 1) лев, нападающий на антилопу; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в вашем супе; 4) миндальное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на вашей любимой одежде; 7) бриллиант, сверкающий на солнце; 8) крик ужаса в ночи; 9) радость материнства; 10) друг, ворующий деньги из вашего кошелька.

Упражнение 2. Метод мест

Данный метод позволяет запомнить слова в требуемой последовательности.

Ход упражнения. Студентам предлагается составить и записать список мест в своей квартире в естественной и привычной неизменной для них последовательности (20 мест). Затем они должны мысленно поместить в эти места образы тех слов, которые читает экспериментатор: 1) паспорт; 2) водительские слова; 3) билеты на самолёт; 4) записная книжка; 5) фотоаппарат; 6) зубная паста; 7) зубная щётка; 8) фен; 9) бритва; 10) зонтик; 11) купальник; 12) лекарство; 13) нитка с иголкой; 14) защитный крем от солнца;15) стиральный порошок; 16) солнечные очки; 17) походная обувь; 18) плащ; 19) шляпа от солнца; 20) ключи от дома.

После того, как экспериментатор закончит зачитывать слова, студенты должны записать их по памяти и проверить последовательность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка занятия составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины ОП.02., ОП.09. Психология. Она посвящена методике организации и проведения практического занятия по теме: «Память». Занятие предназначено для студентов второго курса специальности 31.02.01 Лечебное дело и третьего курса специальности 34.02.01 Сестринское дело, которые только начали изучать данную дисциплину, в частности, раздел «Общая психология».

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики эмоциональных состояний, осуществляется связь теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий.

Практические занятия по общей психологии развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1Андреева И.В. Практикум по психологии/ И.В. Андреева, В.Ф. Иванов. - Л., 1991.

2. Аткинсон В. Память и уход за ней. – М.,2008.

3. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999 (Азбука психологии).

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2011.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...

Методическая разработка мероприятия «Нам память о них дорога бесконечно»

Мероприятие посвящено описанию ратного подвига преподавателей и обучающихся "Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова" в период Великой Отечественной войны...