Методическая разработка на тему Характер
методическая разработка

Методическая разработка практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_harakter.docx173.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено на заседании

ЦМК ОПД

Протокол №  5

от «22» декабря 2021 г

____________ В.В.Донцова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

__________________Л.А.Иванова

«22» декабря 2021 г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по дисциплине Психология

на тему: «Характер»

для студентов III и IV курса специальности

33.02.01 Фармация

уровень подготовки: базовый

квалификация: фармацевт

Разработала: преподаватель первой квалификационной категории

Черно Дарья Николаевна

2021 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                7

2. Теоретическое обоснование темы практического занятия                        8

        2.1. Что такое характер                                                        8

        2.2. Классификация акцентуаций характера по А.Е.Личко                  12

3. Практические задания                                                                  14

        3.1. Задание № 1: Верно или не верно                                          14

        3.2. Задание № 2: Заполнить таблицу                                          15

        3.3. Задание № 3: Ситуационные задачи                                          15

        3.4. Задание № 4: Самодиагностика                                          17        

        3.5. Задание № 5: Составление психологического портрета                  17

4. Заключение                                                                          18

5. Список литературы                                                                  19

6. Приложения                                                                           20

        6.1. Приложение 1 Исследование силы характера                          20

        6.2. Приложение 2 Психогеометрический тест                                  26

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:        

Учебные:

  1. Систематизировать и углубить знания студентов по теме.
  2. Закрепить основные понятия темы.

Развивающие:

  1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия).
  2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к дисциплине.
  3. Способствовать формированию и развитию самостоятельности.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  2. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, патриотических качеств личности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

Организационный момент

5 мин.

Преподаватель приветствует студентов. Оценивает внешний вид, их готовность к занятию, отмечает отсутствующих.

Создается положительный психоэмоциональный фон для совместной деятельности.

Преподаватель сообщает тему, и цели занятия.

Активизируется внимание, создается рабочая обстановка.

Мотивация учебной деятельности

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

5 мин.

Преподаватель говорит об актуальности и значимости данной темы.

Данный момент готовит студентов к восприятию учебного материала.

Актуализация опорных знаний

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

5 мин.

Преподаватель задаёт вопросы студентам по теме.

Мобилизация внимания, памяти, формирование положительного отношения к учебе.
Стимулирование познавательного интереса, что способствует пониманию и усвоению нового материала.

Изучение нового материала

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

45 мин.

Преподаватель объясняет материал.

Студенты слушают, участвуют в беседе. Учебный материал записывают в тетрадь. 

Преподаватель настраивает студентов на восприятие новой формы деятельности. Студенты воспринимают информацию.
Развитие зрительной памяти, усвоение учебного материала.
Активизация мыслительных процессов (сравнения, анализ, умение выделять главное).

По завершению проводится обсуждение по изложенному материалу.

Контроль полученных знаний

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

30 мин.

Фронтальный опрос, контролирующая беседа, тестовое задание. Помогает понять и усвоить материал, формирует положительное отношение к учебе, восстанавливает в памяти ранее усвоенные знания.

Самостоятельная работа студентов

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

ПК 1.2 – 1.6,

ПК 2.3, 2.5 – 2.7,

ПК 3.1 – 3.6

45 мин.

Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

Студенты выполняют упражнения для отработки знаний и умений.

Преподаватель контролирует работу студентов. Помогает исправить ошибки.

Активизирование мыслительного процесса. 
Формирование навыков самообразования, практических умений и навыков.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи.

Стимулирование познавательного интереса, что способствует пониманию и усвоению нового материала.

Воспитание дисциплинированности, собранности, ответственности, умения планировать.
Развитие уверенности в себе, самокритичности.

Закрепление и осмысление материала

ОК 1 – 4,

ОК 6- 8, ОК 11

ПК 1.2 – 1.6,

ПК 2.3, 2.5 – 2.7,

ПК 3.1 – 3.6

30 мин.

Преподаватель организует обсуждение ситуационных задач с целью применения полученных знаний на практике.

Студенты  формируют пары, решают ситуационные задачи, создают алгоритм деятельности при решении проблемы: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Подведение итогов. Рефлексия.

10 мин.

Преподаватель определяет степень достижения целей занятия, оценивает активных студентов, говорит об общих впечатлениях. Проведение рефлексии. Выставляются оценки.

Цель данного этапа – научить студентов анализировать свою работу, развивать логическое мышление, уметь выделять главное.

Домашнее задание

5 мин.

Студенты записывают домашнее задание (Приложение 6). Цель: развивать самостоятельность мышления, поисковую деятельность, воспитывать стремление использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

180 мин.

1. ВВЕДЕНИЕ

В отечественной и зарубежной психологической литературе изложено множество различных точек зрения относительно понятия «характер». Исходя из того, что обучающиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть представлен доступно и интересно, способствовать формированию базовых психологических знаний, развить применимые на практике навыки, стимулировать интерес к дальнейшему изучению психологии. Данное занятие является частью раздела "Общая психология». Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология» для специальности 33.02.01 Фармация.

Фармацевту необходимо в своей профессиональной деятельности знать и учитывать особенности характера посетителей. Характер человека формируется по мере его взросления, его проявления связаны с воспитанием, средой, а также во многом зависят от темперамента. Но над характером можно работать, особенно если делать это своевременно.

Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении материала преподаватель опирается на опыт студентов, проводит систематизацию и обобщение полученных ранее знаний, устанавливает внутри- и междисциплинарные связи.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

2.1.ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер (греч. character - чеканка, отпечаток) - индивидуально-психологическая особенность личности, которая определяет ее целостное поведение в отношении к внешнему миру, самой себе, к труду и другим людям.

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. В темпераменте личность раскрывается со стороны своих динамических проявлений, а в характере - с содержательной стороны.

Характер не является врожденным, он формируется на основе темперамента, зависит от его свойств. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Не предопределяя характер человека, особенности темперамента могут лишь способствовать или препятствовать формированию тех или иных свойств характера. В свою очередь, характер своими свойствами держит под контролем некоторые черты темперамента, в основном отрицательные.

Характер и темперамент имеют одну и ту же физиологическую основу.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Структуру характера образуют отдельные черты. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Существуют разные подходы к классификации черт характера. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, исходя из чего выделяют волевые (решительность, настойчивость, самостоятельность, организованность и др.), эмоциональные (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и др.) и интеллектуальные (сообразительность, находчивость, любознательность и др.) черты.

Другая классификация рассматривает черты характера в соответствии с направленностью личности, т.е. в системе отношений:

•        Черты характера в отношении к деятельности:

-        инициативность - пассивность;

-        ответственность - недобросовестность;

-        трудолюбие - леность;

-        организованность - неорганизованность.

•        Черты характера, которые проявляются по отношению к другим людям:

-        тактичность, вежливость - грубость;

-        чуткость - безразличие;

-        эгоизм - альтруизм;

-        общительность - замкнутость;

-        правдивость - лживость;

-        доброта - жестокость.

•        Система черт по отношению к самому себе:

-        самокритичность - самоуверенность;

-        скромность - самовлюбленность;

-        гордость - приниженность;

-        требовательность.

•        Черты, которые характеризуют отношение человека к вещам:

-        аккуратность - неряшливость;

-        бережливость - расточительность;

-        щедрость - скупость, жадность.

Несомненно, существуют и другие, более тонкие черты характера.

Выступая как прижизненное образование, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер начинает складываться у человека с первых дней жизни. Формирование положительных или отрицательных черт характера у ребенка зависит от обращения с ним взрослых, в первую очередь матери. Особое влияние на формирование характера оказывают способы обращения, которые вызывают сильные эмоции и связаны с удовлетворением или неудовлетворением наиболее важных жизненных потребностей. Индивидуальные различия в характерах отмечаются уже в конце раннего детского возраста и далее постепенно усиливаются. Раньше других закладываются такие черты, как доброта, открытость, общительность, а также противоположные им качества - злость, замкнутость, агрессивность, эгоистичность.

Несколько позднее под влиянием поощрений и наказаний складываются волевые черты характера, такие как старание, настойчивость, целеустремленность, выдержка, дисциплинированность.

Для формирования характера важны:

•        объективная оценка поступков человека и его реакция на эти поступки и их оценку в обществе;

•        общественные, социальные условия, в которых находится человек.

Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых.

Одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип, т.е. система условных рефлексов, которые образуются в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей.

Несмотря на то, что характер является индивидуальной особенностью личности, в его структуре можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Тип характера (по Н.Д. Левитову) - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Современная психология дифференцирует три типа характера:

Интрапунитивный - люди, имеющие данный тип характера, склонны во всех неудачах винить самих себя.

Экстрапунитивный - к этому типу относятся люди, обвиняющие во всех неудачах других.

Импунитивный - ответственность за собственные ошибки и неудачи перекладывается на внешние условия и обстоятельства.

Возрастная классификация формирования черт характера:

•        1-й этап - от рождения до 7 лет. Характер формирует семья. На этом этапе отмечаются два возрастных кризиса: в 3 года ребенок начинает осознавать себя как личность, а в 7 лет он вступает в общество (школа);

•        2-й этап - от 7 до 17 лет. Характер формируется в школе, дома и вне дома. Кризис 12-16 лет связан в большей степени с половым созреванием;

•        3-й этап - с 17 лет до 21 года. На характер значительное влияние оказывают работа, служба в армии, учеба;

•        4-й этап - с 21 года до 60 лет - период личностной зрелости.

Возможны два кризисных периода:

1)        30-33 года - кризис смысла жизни. Человек впервые оглядывается назад. В этом возрасте возрастает риск суицида, особенно у женщин, не имеющих семьи;

2)        40-45 лет - возраст «последнего шанса», когда человек еще может что-либо радикально поменять в своей жизни;

•        5-й этап - от 60 лет - старость. Происходит адаптация к новым условиям, подведение итогов. Установлено, что чем больше человек социализирован (наличие семьи, детей, внуков, друзей и т.д.), тем дольше

он живет.

О характере человека мы судим, в первую очередь, по его действиям и поступкам. Существуют и некоторые внешние признаки характера, например, особенности речи (громкая речь, как правило, признак сильного, властного характера), внешний облик.

Специалисты, изучающие почерк, отмечают, что некоторые его особенности могут свидетельствовать об определённых чертах характера. Так, считается, что буквы разной величины и разного наклона, несоблюдение линии письма -признак неуравновешенного, противоречивого характера. Округлые буквы в письме - знак сильных, положительных эмоций. Заостренные же буквы - признак эмоций сильных, но отрицательных. Также отмечено, что написание некоторых букв с короткими «хвостиками» (д, р, у, з) может считаться признаком нерешительности, неуверенности в себе.

По мнению известного немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета Карла Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера (от лат. accentus - ударение, выделение, подчеркивание) - это чрезвычайное усиление отдельных черт характера, как правило, не ведущее к дезадаптации личности в семье и обществе. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости в отношении других. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия, а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера. Леонгарду принадлежит и первая классификация акцентуаций характера. В нашей стране получила распространение классификация, разработанная психиатром А.Е. Личко. По его мнению, акцентуацию можно определить как дисгармоничность формирования характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что приводит к повышению уязвимости личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация представляет собой крайний вариант нормы.

Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по истероидному типу может способствовать расцвету таланта актера.

Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПО А.Е.ЛИЧКО

Гипертимный тип. Отличаются приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, активностью, энергией. Стремятся к самостоятельности и независимости, но тяготятся одиночеством и вынужденным бездействием. Находчивы, ловки и изворотливы, плохо переносят дисциплину и регламентированный режим. Неразборчивы в выборе знакомств. Увлекаясь новым, часто не доводят начатого до конца. Склонны к переоценке своих способностей, чрезмерно оптимистичны в плане будущего. С работой, требующей усидчивости и аккуратности, справляются плохо.

Циклоидный тип. Характеризуются сменой стойких периодов подъема и спада настроения и тонуса, между которыми могут быть продолжительные периоды ровного настроения.

Лабильный тип. Главной чертой является частая изменчивость настроения, возникающая даже от ничтожного повода. От настроения зависит самочувствие, работоспособность и отношение ко всему. Испытывают большую потребность в эмоциональных контактах, сопереживании, искренне привязаны к тем, кто оказывает им заботу и внимание.

Астеноневротический тип. Основные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В незнакомой обстановке робки и застенчивы. Сильно развито чувство долга, ответственности. В себе видят множество недостатков, стремятся их перебороть. Тяжело переживают недоброжелательное отношение к себе окружающих.

Психастенический тип - сочетает в себе нерешительность, склонность к рассуждательству с тревожной мнительностью в отношении своего будущего и будущего своих близких. Испытывает чувство постоянной внутренней тревоги, защитной реакцией от которой является педантизм и формализм. Склонны к самоанализу и самокопанию. Тяжёлой нагрузкой для них является ответственность, особенно за других.

Шизоидный тип - это образец замкнутости. Непосильными для них оказываются эмоциональные контакты. Замкнутость сочетается с внешней сдержанностью и даже холодностью. Обнаруживается также недостаток интуиции - неумение понять чужие переживания, почувствовать симпатию или неприязненное к себе отношение. Обычно живут в своем внутреннем мире, заполненном увлечениями и фантазиями. Увлечения (хобби) отличаются необычностью, силой и постоянством. Фантазируют про себя, с другими своими фантазиями не делятся. Отличаются независимостью и нонконформизмом.

Эпилептоидный тип. Отличаются склонностью к коротким периодам тоскливо-злобного раздражения и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты отличаются силой и продолжительностью, способностью доходить до безудержной ярости. Очень сильны инстинкты, особенно сексуальный. Отличаются ревностью, иногда садистскими и мазохистскими наклонностями. Властны. Все поведение отличается тяжеловесностью, тугоподвижностью, инертностью. Педантизм сочетается с бережливостью, расчётливостью и злопамятностью.

Истероидный тип. Отличаются ненасытной жаждой быть в центре внимания, лживы, склонны к рисовке, позерству и чрезмерной драматизации событий. Претендуют на исключительное положение в обществе. Хорошие актерские способности позволяют вживаться в придуманную роль. Любят менять компании, приятелей, «разочаровываясь» в прежних.

Неустойчивый тип. Характеризуются постоянной гедонистической установкой - непрерывной тягой к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Живут сегодняшним днем, долгосрочных целей перед собой не ставят. Стремятся уклониться от любого труда. Настоящих привязанностей никогда не испытывают, ни в кого не влюбляются. Сексуальная жизнь служит лишь одним из способов получения удовольствия. Трусливы и безынициативны. Их привлекают любые асоциальные компании, сулящие развлечения, играют в них подчиненную роль.

Конформный тип - это люди «своей» среды. Их жизненное правило - думать, поступать, жить «как все». Конформность сочетается с консерватизмом, трудностью адаптации. Поразительно некритичны: все то, что поступает по привычным каналам информации, воспринимается как истина. При переменах в жизни теряют душевное равновесие.

Наиболее распространены смешанные типы акцентуаций.

Психопатия (греч. Psyche - душа и pathos - болезнь) -врожденное, реже приобретенное уродство характера, в конечном итоге ведущее к микро- и макросоциальной дезадаптации. Термин «психопатия» предложен В.М. Бехтеревым в 1886 г.

Критерии психопатий (Ганнушкин П.Б., 1933):

•        выраженность патологических свойств личности до степени нарушения социальной адаптации;

•        их относительная стабильность, малая обратимость;

•        тотальность патологических черт личности, определяющих весь психический облик.

В настоящее время в Международной классификации болезней десятого пересмотра термин «психопатия» заменен на более благозвучный «расстройства личности».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Выполните следующие задания, используя материал теоретического обоснования к занятию:

ЗАДАНИЕ 1: ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО

Вариант 1

1.        Индивид – это любой человек.

2.        Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность – равнозначные понятия.

3.        Каждый индивид является личностью.

4.        Направленность личности проявляется в её поведении.

5.        Направленность бывает 6-ти видов.

6.        Способности и уровень притязания – одно и то же.

7.        Способности влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.

8.        Характер зависит от воспитания.

9.        Темперамент лежит в основе самооценки.

10.         Эмоционально-волевая сфера входит в структуру личности.

11.         Экстраверт в большей мере живёт в своём внутреннем мире.

12.         Интроверт – общительный человек, имеющий развитое внимание.

13.         Возможности позволяют человеку реализовать мечты и планы.

14.         Мировоззрение, в своём высшем проявлении, выступает как убеждённость.

15.         Интересы человека чаще бывают разносторонними.

Вариант 2

1.        Человек – это биосоциальное существо.

2.        Личность формируется в общении и деятельности.

3.        Личность всегда имеет определённую направленность.

4.        Каждый индивид является индивидуальностью.

5.        Направленность личности влияет на её деятельность.

6.        Самооценка формирует чувство собственного достоинства.

7.        Характер передаётся по наследству.

8.        Существует четыре основных типа темперамента.

9.        Интересы то же самое, что привычки.

10.         Воля влияет на формирование характера.

11.         Потребности человека практически ненасыщаемы.

12.         Самооценка человека не изменяется в течение всей жизни.

13.         Интроверсия – необходимое качество медработника.

14.         Мировоззрение может быть только научным.

15.         Идеал есть у каждого человека.

ЗАДАНИЕ 2: ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ

№ п/п

Название типа акцентуации характера

Ведущие положительные черты

Ведущие отрицательные черты

                        

                        

ЗАДАНИЕ 3: СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1.        Для представителей какого типа акцентуации характера свойственно подобное отношение к здоровью.

2.        Дайте рекомендации по взаимодействию с пациентом данного типа акцентуации характера.

1.        Такие люди многократно усиливают у себя проявления любой болезни, очень склонны к самовнушению. Особенно это проявляется тогда, когда болезнь может помочь ему привлечь к себе внимание близких, вызвать их дополнительную жалость и сочувствие.

Поэтому у таких пациентов любая болезнь представляется смертельной и требует максимальной мобилизации сил всех родных и знакомых. По малейшему поводу вызывается скорая помощь. Вообще вызывается множество различных докторов, но в основном затем, чтобы убедиться, что все они советуют разное и все ничего не понимают. Лучшими считаются доктора, которые подтверждают смертельный характер болезни или выписывают наиболее дорогостоящие лекарства.

2.        Если цель человека данного типа не лежит в такой области, для которой явно необходимо здоровье, то он своего состояния здоровья просто не замечает. Он кажется сам себе здоровым и, в отличие от эпилептоида, не пойдет на диспансеризацию, т.к. это мешает его работе. В результате такой человек может «свалиться» внезапно, как бы на фоне полного здоровья.

Заболев, он не умеет выполнять рекомендации врачей, соблюдать необходимый режим, вести щадящий образ жизни. Поэтому он продолжает работать - ходить на работу, или работать дома, или даже принимать своих сослуживцев в больнице, как раньше принимал их в своем рабочем кабинете. Поэтому вылечиться такому человеку всегда бывает очень трудно.

3.        По своему складу, по своей физической конституции человека данного типа, в основном, человек здоровый, он очень редко болеет, а уж нервные заболевания ему и вовсе не свойственны. Он совершенно не думает о своем здоровье, не волнуется ни из-за каких симптомов, а действительно заболев, не идет к врачу, переносит болезнь на ногах, не лечится, и это часто сходит ему с рук - болезнь проходит сама благодаря его крепкому телосложению. Однако он все время уговаривает и окружающих так же относиться к болезням, не обращать на них внимания.

4.        К своему здоровью люди данного типа относятся совершенно так же, как и ко всему остальному - ответственно и организованно. Если они знакомятся с какой-нибудь оздоровительной системой, которая вызывает у них доверие, то они становятся ее активными приверженцами, систематически занимаются оздоровительным бегом, голоданием или другими процедурами. При этом они стараются заставить заниматься по этой системе всех, кого они могут заставить (детей, супруга, домашних) и агитируют за нее всех, кого заставить не могут (сослуживцев, друзей и т.д.). Поэтому здоровье у людей данного типа чаще всего крепкое. Если, однако, они заболевают, то тщательно лечатся, соблюдая все предписания врача, тщательно дезинфицирую все предметы, которых касаются, чтобы не заразить домашних, и т.д.

ЗАДАНИЕ 4: САМОДИАГНОСТИКА

Определите силу характера и основные черты Вашей личности с помощью предложенных психологических методик (см. Приложение)

ЗАДАНИЕ 5: СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТРЕТА

        

По результатам самодиагностики составьте письменный психологический портрет собственной личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка занятия составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология». Она посвящена методике организации и проведения практического занятия по теме: «Характер». Занятие предназначено для студентов второго курса специальности «Лечебное дело», которые только начали изучать данную дисциплину, в частности, раздел «Общая психология».

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики эмоциональных состояний, осуществляется связь теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий.

Практические занятия по общей психологии развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батаршев А. Диагностика темперамента и характер Издательство ЛитРеМ.,  2011.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Учебник   М.: Издательство:Форум, Серия: Профессиональное образование, 2015.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования  / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2004.

4. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999 (Азбука психологии).

5. С.Л.Семенова, Е.В.Дьяченко Практикум по  общей психологии: Учебное пособие под общ.ред. С.Н.Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

   

6.1. ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛЫ ХАРАКТЕРА

 

Цель исследования: определить качественные характеристики характера.  

Инструкция: 

«Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов.  Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.  В заключение работы сверьте ответы с ключом и подсчитайте общую сумму набранных баллов».  

 

Текст опросника

 

1. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают Ваши поступки на окружающих:

а) очень редко;

б) редко;

в) довольно часто;

г) очень часто?

2. Случается ли Вам говорить что-либо такое, во что Вы сами не верите, из-за упрямства либо из престижных соображений:

а) да;

б) нет?

3.  Какие из перечисленных качеств Вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) умение «показать себя»?

4. Имеете ли Вы склонность к педантизму:

а) да;

б) нет?

5. Быстро ли Вы забываете о неприятностях, которые случаются с Вами:

а) да;

б) нет?

6. Любите ли Вы анализировать свои поступки:

а) да;

б) нет?

7. Находясь в кругу лиц, хорошо Вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли Вы не думать об ожидающих Вас трудностях:

а) да;

б) нет?

9. Какое из перечисленных ниже определений, по Вашему мнению, более всего подходит к Вам:

а) мечтатель;

б) «рубаха-парень»;

в) труженик;

г) педант;

д) философ в широком понимании этого слова;

е) непоседа?

10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, которая, быть может, отличается от большинства других;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и придерживаетесь своей позиции;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете ту точку зрения, которая преобладает.

11.  Какое чувство у Вас возникает при неожиданном вызове к руководителю:

а) раздражение;

б) тревога;

в) озабоченность;

г) никакого?

12.  Как Вы поступите, если в пылу полемики Ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против Вас:

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно обидитесь;

г) предложите сделать перерыв?  

13. Если Ваша работа забракована, это вызовет у Вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев?

14. Если Вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) самого себя;

б) «фатальное» невезение;

в) прочие «объективные» обстоятельства?

15. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают Ваши способности и знания:

а) да;

б) нет?

16. Если Ваши друзья или коллеги начинают над Вами подтрунивать, то Вы:

а) злитесь на них;

б) спешите удалиться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;

д) напускаете на себя безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если Вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то, как Вы поступите:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, попутно обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи?  

18. Что скорее всего выведет Вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) теснота в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу?

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да;

б) нет?

20.  Если для выполнения срочной работы Вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов Вы выберете:

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой?

 

Ключ

 

1. а – 0; б – 1; в – 2; г – 3.

2. а – 0; б – 1.

3. а – 1; б – 1; в – 0.

4. а – 2; б – 0.

5. а – 0; б – 2.

6. а – 2; б – 0.

7. а – 2; б – 0.

8. а – 0; б – 2.

9. а – 0; б – 1; в – 3; г – 2; д – 2; е – 0.

10. а – 2; б – 0; в – 0; г – 0.

11. а – 0; б – 1; в – 2; г – 0.

12. а – 0; б – 2; в – 1; г – 3.

13. а – 2; б – 1; в – 0.

14. а – 2; б – 0; в – 0.

15. а – 0; б – 2.

16. а – 0; б – 1; в – 2; г – 0; д – 0.

17. а – 2; б – 0; в – 1.

18. а – 1; б – 0; в – 2.

19. а – 0; б – 2.

20. а – 0; б – 1; в – 2.

 

Анализ результатов

 

Менее 15 баллов. Вы человек беззаботный, неуравновешенный и, пожалуй, слабохарактерный. В случающихся с Вами неприятностях готовы винить окружающих, только не себя.  И в дружбе, и в работе на Вас трудно положиться.  

15–25 баллов.  У Вас достаточно твердый характер.  Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все Ваши поступки равноценны. Бывают у Вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и неплохо уживаетесь с людьми. И все же Вам есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков.

26–38 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности.  Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других.  Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать наилучшее решение. Это свидетельствует о сильном характере. Только избегайте чрезмерной жесткости.

Свыше 38 баллов.  Такой результат оценить очень трудно – просто потому, что не верится, что есть люди с таким безупречным характером. А может быть, такая сумма очков – это результат не совсем объективной самооценки?

                Приложение 2

 6.2. ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТhttp://agrednews.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%9F%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-1140x1037.gif

b_post15367525

Инструкция: Посмотрите на пять фигур.  Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это — «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Первая выбранная фигура — Ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные показатели, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит: тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности:

Квадрат

        Положительные черты: организованный, внимательный к деталям, трудолюбивый, рациональный, эрудированный, терпеливый, бережливый, настойчивый.

Отрицательные черты: педантичный, мелочный, излишне осторожный, упрямый, бедная фантазия, сопротивляющийся новшествам.

Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. И Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Треугольник

Положительный черты: лидер, решительный, конкурентный, уверенный в себе, энергичный, честолюбивый.

Отрицательные черты: эгоистичный, нетерпеливый, коварный, ориентированный на карьеру.

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, "ищут новые методы работы, стиля жизни.

Круг

Положительные черты: общительность, способность понимать, чувствовать состояние людей, доброжелательность, выдержанность, уступчивость.

Отрицательный черты: нерешительность, не способны к лидерству.

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Крута — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», Который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Крути «болеют» за свой коллектив и высоко популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Зигзаг

Положительные черты: образность, интуитивность, креативность, одержимость новой идеей, эмоциональность.

Отрицательные черты: конфликтность, не терпит рутины, однообразия, не настойчив в доведении дела до конца, если теряет интерес к нему.

 Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Итак, как и Вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образность, интуитивность. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Используя свое природное остроумие, зигзаги могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, их раздражают фиксированные обязанности, постоянные способы работы.

Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Когда у него появляется новая идея, новая мысль, он готов поведать её всему миру.  Однако им не хватает политичности: они не сдержанны, экспрессивны – «режут правду в глаза», отчего часто конфликтуют с окружающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...

Методическая разработка по теме «Описание характера и личностных качеств людей». Лексико-грамматические упражнения

Основными целями данной разработки являются: • ознакомление студентов с терминологией по теме «Описание характера и личностных качеств людей»; • развитие навыков понимания англоязычной речи на слу...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...