ПМ 02 МДК 02.02
статья
Лекция на тему:Организационные основы реабилитации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_1_1.pptx | 103.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реабилитация – ( re – вновь; habilis – приспособленный) – восстановление (от лат. rehabilito ). Изначально термин существовал в юридической практике и означал «восстановление в правах».
Реабилитация – это комплекс мероприятий, направленный на профилактику развития патологических процессов приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности (инвалидности) в период лечения заболевания и помощь лицам (больным или инвалидам) с нарушенными в результате болезней , травм и врожденных дефектов функциями в достижении ими максимально возможной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в условиях общества, в котором они живут.
Различие между реабилитационным и лечебным процессом Лечебный процесс направлен на устранение этиологического фактора (этиотропное лечение) и патогенетических проявлений . Реабилитационный процесс, в контексте лечебных мероприятий, направлен на коррекцию и компенсацию нарушенных функций организма (метаболических, иммунных) и профилактику осложнений.
Пример: Диетотерапия, используемая при острых и при обострении хронических заболеваниях ЖКТ – лечебный процесс и диетотерапия, используемая при стомах толстого кишечника – реабилитационный процесс
Процесс реабилитации имеет три фазы: 1 фаза реконвалесценция – выздоровление с восстановлением нарушенных функций организма. Итогом 1 фазы может быть и формирование дефекта (при психологической или физиологической травме)
2 фаза адаптация ( реадаптация ) – приспособление к условиям существования иногда с использованием компенсанаторных или резервных способностей.
Направления адаптационных мероприятий: - аллопластическая адаптация – изменение внешней среды в соответствии с возможностями индивидуума - аутопластическая адаптация – изменение личности (умений и навыков) для оптимального приспособления к внешнему окружению - альтернативно-средовая адаптация – помещение индивида в среду, оптимально благоприятную для него
В отношении детей с врожденными дефектами используют термин – абилитация – формирование неразвитых физических, психологических, социальных функций. Дословно – абилитация – приобретение способностей к чему-либо.
3 фаза ресоциализация – восстановление нарушенных хр. болезнью или травмой взаимоотношений с окружающей средой. Успешная реализация данной фазы возможна только при эффективных первых 2 фаз.
Виды и аспекты реабилитации Различают 9 аспектов реабилитации (исходя из задач реабилитации) : медицинский, психологический, физиологический, социальный, педагогический, бытовой, профессиональный, юридический, экономический.
1. Медицинская реабилитация - это комплекс лечебных мероприятий, направленных на максимальное восстановление нарушенных физических и психических функций, а в случае невозможности – развитие компенсанаторных и заместительных функций . МА включает в себя медикаментозную терапию, хирургическое лечение, различные методы немедикаментозного лечения (диета, ФТО, трудотерапия, механотерапия, массаж и.т.д .).
2. Психологическая реабилитация – коррекция возникающих в связи с болезнью, травмой или дефектом психических нарушений, формирование положительного эмоционального настроя в течении лечебного процесса, а также психологическая адаптация пациента в обществе, в связи с изменившимися условиями жизни.
3. Профессиональная реабилитация – включает в себя оценку трудоспособности, восстановление профессиональных навыков (при необходимости – переквалификацию), трудоустройство и адаптацию на рабочем месте.
Основные принципы реабилитации: 1. ранее начало 2. комплексность с привлечение специалистов разного профиля 3. непрерывность и преемственность между отдельными этапами Р 4. этапность 5. индивидуализация и активное участие пациента 6. социальная направленность
Оценка последствий нарушения здоровья (болезнь, травма, дефект) Категории лиц нуждающихся в реабилитации. Оценка последствий нарушения здоровья необходима для разработки комплексной индивидуальной реабилитационной программы и формирования реабилитационного прогноза, и проводиться по рекомендациям ВОЗ (1989 год «Трехмерная концепция оценки последствий болезни»).
БОЛЕЗНЬ --> НАРУШЕНИЕ --> ОГРАНИЧЕНИЕ --> СОЦИАЛЬНАЯ --> инвалидность ЖИЗНЕДЕЯТ-ТИ НЕДОСТАТ-ТЬ
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
Нарушение или недостаток – это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры (органы, части тела) или функции систем (зрение) организма, такая как существенное отклонение или утрата.
Основные виды нарушений функций организма человека 1. нарушения психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций 2. нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной ( ринолалия , дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной ( дисграфия , дислексия),вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр. 3. нарушения сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой и пр.
4. нарушения статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений 5. нарушения функций систем: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и.т.д . 6. нарушения, обусловленные физическим уродством : деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять деятельность характерную для человека данного возраста, вследствие нарушения здоровья: осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль своего поведения, обучение и трудовую деятельность
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
Ограничения I степени — незначительно или умеренно выраженные — имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Ограничения II степени — выраженные — возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.
Ограничения III степени — значительно выраженные — констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.
Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению или отсутствию возможности выполнять обычную для его положения (возраст, пол, социальные положение и культурные традиции) социальную функцию и требующие реализации мер социальной помощи или защиты.
Первичная социальная недостаточность – нарушения биосоциальных функций, обусловленные личностными особенностями индивидуума (писать, ставить цели, находить источники информации)
Вторичная социальная недостаточность – социально-средовое несоответствие внешнего окружения возможностям и способностям индивидуума (ограничение мобильности)
Инвалидность (медицинская модель) - социальная недостаточность вследствие стойкого нарушения функций организма, обусловленная заболеванием, травмой, анатомическим дефектом, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Инвалидность (социальная модель) – препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.
Вопросы для текущего контроля: Укажите причины инвалидности исходя из определения №1?
Чем обусловлено ограничение жизнедеятельности человека исходя из определения № 2?
1 Ответ: к инвалидности приводит заболевание, травма или анатомический дефект. 2. Ответ: ограничение жизнедеятельности создает не болезнь, а общественные условия
Домашнее задание: «Роль семьи в социальной и психологической адаптации инвалидов» «Реакция членов семьи на инвалидность. Проблемы семей, имеющих инвалидов »