Индивидуальный проект СМЕЩЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
творческая работа учащихся
В современном обществе появляется все больше людей, которые отказываются от гендерных стереотипов, поэтому важно понять, по каким причинам в обществе смещаются гендерные роли и насколько это сказывается на повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smeshchenie_gendernyh_roley_v_sovremennom_obshchestve_-_kopiya.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение
«Колледж Петербургской моды»
Индивидуальный проект
СМЕЩЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Работу выполнил:
Машенькин Константин Юрьевич,
обучающийся 27 группы
Руководитель:
Атабекова Генриетта Гарриевна,
преподаватель ИП
Санкт-Петербург
2022
Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие гендера5
Глава 2. Маскулинность и ее парадигмы6
Глава 3. Феминность, феминизм и его основные идеологии8
Глава 4. Изучение гендерных проблем в современной социологии10
Практическая часть11
Заключение15
Список литературы17
Приложение18
Введение
На постсоветском пространстве гендерные вопросы начали обсуждаться в начале 90-х годов, и, несмотря на то, что данные дискуссии ведутся большими массами людей, остается много вопросов, на которые даже современная наука не способна дать четких ответов, которые бы имели достаточный объем подтверждений.
Во всем мире развиваются политические движения, которые борются за полноправие обоих полов, против сексизма, стереотипов, различного рода гендерных рамок. Социологи со всей планеты изучают тему гендеров, их влияния на судьбу отдельных людей и общества в целом.
В современной науке рассматриваются следующие компоненты половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Обычно в обществе ожидается гармоническое единство данных четырех компонентов, что человек будет себя идентифицировать, исходя из его биологического пола; как он будет вписываться в гендерные рамки, которые на него ставит общество по факту его рождения. Однако это не всегда совпадает с реальной картиной мира, и некоторым людям некомфортно в тех рамках, которые перед ними ставятся.
Целью сегодняшнего исследования является определение особенностей явления смещения гендерных ролей.
Задачи данной работы:
- Раскрыть суть научного понятия «гендер»;
- Понять, по каким причинам в современном обществе смещаются гендерные роли и насколько это сказывается на повседневной жизни;
- Проанализировать степень лояльности к данному явлению у молодежи.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе появляется все больше людей, которые отказываются от гендерных стереотипов.
Выдвигаемая гипотеза, которую нам предстоит подтвердить или опровергнуть, звучит как «полное смещение гендерных ролей в современном обществе не было осуществимо на данный момент».
Предмет исследования – гендерные роли, их смещение и особенности данного явления среди молодежи.
Объект исследования – люди возраста 16-30 лет, в том числе обучающиеся колледжа.
Глава 1. Понятие гендера.
Гендер – это обозначение пола, как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов.
В некоторых случаях слово «гендер» используется как синоним к слову «пол», хотя изначально данный термин был введен как противопоставленный ему, поскольку слово «пол» обозначает совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик. Слово «пол» следует применять только в отношении характеристик и поведения, которое непосредственно вытекает из биологических отличий между людьми мужского и женского пола.
В рамках концепции Э. Гидденса гендер – организованная модель социальных отношений, которая определяет не только форму поведения себя в рамках семейных отношений, но и в основных институтах общества. Соответственно, гендер – одно из базовых измерений социальной культуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.
Однако, несмотря на четкое деление «гендера» и «пола» как отдельные понятия, издавна существуют гендерные роли, которые связаны именно с биологическим полом человека.
Гендерная роль – это форма поведения, которая считается обществом допустимой и желательной для человека в зависимости от его принадлежности к определенному полу.
Гендерные роли возникли еще в первобытном мире, где мужчине предписывалась роль «добытчика», а женщине - «хранительницы очага». Данные гендерные идеалы преследуют человечество в течение всего времени, и до сих пор, несмотря на огромные успехи феминистических и антисексистских движений, эти прототипы актуальны.
Гендерные роли формируются религией, экономикой и культурой. Они закрепились при формировании эволюционной теории, и поскольку вектор развития цивилизации сместился на социальный аспект, общественные институты всегда поддерживали доминирование мужских качеств.
Смещение гендерных ролей напрямую связано с гендерным неравенством, которое и подталкивает различные социальные группы добиваться определенных корректировок в законодательстве и моральных устоях на определенной территории.
Теперь рассмотрим более конкретно гендерные роли мужчины и женщины в современном мире.
Глава 2. Маскулинность и ее парадигмы.
Итак, маскулинность (мужественность) – это комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку мужского пола.
В рамках исследований проблем маскулинности существуют разные парадигмы изучения маскулинности, которые дополняют друг друга и используются различными научными направлениями. В настоящее время исследователи (И. Кон) выделяют четыре ключевых парадигмы маскулинности: биолого-эволюционную, психоаналитическую, социально-психологическую и постмодернистскую. Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, молчаливо подразумевая, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления. Вторые две парадигмы – конструктивистские, они считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.
В биолого-эволюционной парадигме маскулинность – генетически предопределенная форма поведения, как совокупность природных качеств, которая связана со стремлением к власти, склонностью к насилию.
На основании феминистской критики биолого-эволюционной парадигмы можно отметить следующие ее недостатки: упрощение сложных процессов формирования маскулинности, игнорирование вариативных свойств маскулинности и т.д.
Несмотря на непопулярность биолого-эволюционной парадигмы в гендерных исследованиях, ученые отмечают связь некоторых аспектов мужского поведения с психофизиологическими механизмами.
Психоаналитическая парадигма – парадигма, согласно которой свойства задаются не биологически, а формируются в процессе индивидуального развития человека, в ходе его социализации (взаимодействие с родителями, обществом). Маскулинное самосознание и поведение определяется в результате подражания и идентификации с конкретным мужчиной (отцом) или его образом.
Психоаналитическая парадигма активно применяется в феминистических культурологических и искусствоведческих исследованиях, антропологических изысканиях. Она рассматривает субъективные переживания мужчин, описывает проблему «кризиса маскулинности».
Критика данной парадигмы идет со стороны ученых, чьи кросскультурные, этнографические, социально-психологические изыскания позволили получить данные, опровергающие тезис о постоянстве и биологической детерминации маскулинности.
Социально-психологическая парадигма изучения рассматривает маскулинность как результат существующей гендерной системы, в которой формирующийся в ходе социализации индивид усваивает исторически изменчивые мужские роли, которые ребенок усваивает в ходе социализации. Поэтому особое внимание психология, антропология, социология уделяют не индивидуальным чертам, а социокультурным стереотипам, нормам, стилям социализации. Маскулинность в данном случае трактуется как мобильная и переменная множественность.
Постмодернистская парадигма рассматривает маскулинность как условность, которая связана с определенным контекстом. Она может разыгрываться и представляться по-разному (гендерный дисплей, перфоманс). Множественность и изменчивость образов маскулинности проявляется в жизни каждого индивидуума, который в разнообразных контекстах представляет разные виды маскулинности.
Глава 3. Феминность, феминизм и его основные идеологии.
Феминность (женственность) противопоставляется маскулинностью, и означает:
- Характеристики, связанные с женским полом;
- Характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе;
- Социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине.
Парадигмы рассмотрения феминности также совпадают с парадигмами рассмотрения маскулинности.
Феминизм является социально-политическим движением, которое сосредоточено на женщинах и их правах, и у всех идеологий современного феминизма разные подходы к данной цели, которые значительно отличаются теоретической базой.
Основные идеи неолиберального феминизма заключаются в равенстве полов: равных правах, условиях труда, одинаковых умственных способностях и т.д. Большинство авторов рассуждает о мужчинах и женщинах исключительно как о гомогенных группах. Теория неолиберального феминизма была изложена Бетти Фридан в ее книге «Загадка женственности» (1963), в которой она на основе собственных исследований женщин-домохозяек среднего класса делает вывод, что женщины и мужчины в Америке не обладают равными правами.
Неолиберальные феминистки XX в. считали, что для решения проблемы равенства между полами нужны социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества.
Основная критика неолиберальных феминисток состоит в том, что они нивелируют половые различия, провозглашая идею равенства; выдвигают идею экономической независимости женщины, но не решают ее двойной занятости.
Социалистический феминизм утверждает, что путь к полноправию женщин лежит исключительно через уничтожение экономических и культурных причин угнетения женщин. Социалистический феминизм также поддерживает во многих положениях макрсистские идеи. Современный социал-феминизм исследует следующий ряд социальных областей:
- Роль домохозяйки в капиталистической системе, где ее труд не оплачивается, малоценный и почти невидимый;
- «Двойная занятость женщин» и культурные стереотипы общества, определяющие для мужчин и женщин ту или иную социальную роль;
- Поведение мужчин и женщин в обществе;
- Новые общественные структуры с целью формирования альтернативных видов мышления.
Критика социал-феминизма базируется на том, что многие вопросы не до конца разработаны в теории, а в гендерной проблематике не учитывается патриархальное доминирование в обществе.
Радикальный феминизм рассматривает патриархат как систему глубинного основания для угнетения женщин.
На развитие этого направления феминизма повлияла книга французской феминистки и философа Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949), где впервые была поставлена проблема подавления феминного в культуре. Человеческое общество идентифицирует мужское/маскулинное как позитивную культурную норму, женское/феминное как негативное отклонение от нормы, или Другое. Эти культурные стереотипы усваиваются мужчинами и женщинами в процессе социализации.
Таким образом, биологическое неравенство между полами и репродукция, были названы радикальными феминистками основной причиной угнетения женщин. Устранение насилия, направленного на женщину, - это основная цель политики и практики радикальных феминисток.
Глава 4. Изучение гендерных проблем в современной социологии.
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются личностных черт, особенностей поведения человека, его способностей к определенному виду деятельности.
И. Броверман с соавторами в 1972 году попросили людей дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате выявился различный набор качеств
Мужчина: агрессивный; предприимчивый; доминирующий; независимый; скрывающий эмоции; любит математику и науку; обладает деловыми навыками; знает, как осваивать мир; легко принимает решения; самодостаточен; свободно говорит о сексе с другими мужчинами.
Женщина: тактичная; нежная; разговорчивая; интересуется собственной внешностью; нуждается в защите; аккуратная; спокойная.
В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.
Полоролевые стереотипы в наименьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовывались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.
Любопытное наблюдение: при составлении своего индивидуального портрета 25% женщин употребили стереотипно предписанные мужчинам прилагательные, и та же ситуация с мужчинами: 25% мужчин себя охарактеризовали теми же словами, что и стереотипных женщин. В описании идеального друга/подруги же респонденты употребили слова, которые соответствуют гендерному идеалу.
Из этого анкетирования можно сделать вывод, что далеко не все люди в обществе соответствуют гендерным идеалам, которые диктуются современным миром, однако смещение гендерных ролей не было проведено 50 лет назад.
Практическая часть.
А если говорить про сегодняшние реалии, то в ходе данной исследовательской работы было проведено анкетирование, в котором приняло участие 160 респондентов в возрасте от 16 до 30 лет. Вопросы из анкетирования можно найти в приложении.
Итак, первый вопрос был задан по той причине, что мне хотелось провести статистику среди людей разного пола, и результаты вышли следующие: 84% респондентов – это женщины, 13% респондентов – это мужчины, 3% респондентов предпочли не указывать свой пол в анкете. Из данных результатов следует, что анкетирование было проведено в основном среди людей женского пола, что показывает действительную заинтересованность данной темой именно у женского населения. Многие мужчины просто отказывались голосовать из-за того, что были не заинтересованы в данной теме.
Второй вопрос был задан для того, чтобы проверить, сколько человек живет в исконно патриархальной семье. И ответы были следующие: 34% - мать, 10% - отец, 33% - роли распределяются равномерно, 23% - не подходит ни один из вариантов. И это неудивительно: во многих семьях отца попросту нет, т.е. детей воспитывает мать-одиночка. По официальным данным Росстата, в 2020 году число неполных семей, достигло 30% относительно всего количества семей. И из числа неполных семей 90% - это семьи без отцов, а 10% - семьи без матерей. Из чего можно сделать вывод: в обществе еще осталось мнение, что женщины в среднем более способны на то, чтобы нести груз ответственности за ребенка. Да, с развитием феминизма женщины могут позволить себе работать, учиться, получать какие-то навыки, не связанные с домашним хозяйством, однако на данный момент на женщине все еще закреплена роль «хранительницы очага». Также хотелось бы отметить, что меня удивил тот факт, что во многих полных семьях главой семьи не является мужчина, а роли распределяются равномерно, что показывает начало смещения гендерных ролей в данной сфере в сторону равноправия. Итог: несмотря на то, что главой семьи мужчина сейчас является в редких случаях, в обществе все еще остались патриархальные устои, однако движение в сторону равноправия в семьях есть.
Профессия президента в обществе считается мужской, поэтому о смещении гендерных ролей можно, в том числе, судить, исходя из того, каким образом люди оценивают шансы женщины встать на эту должность. И результаты следующие: 71% респондентов считают, что приход к посту руководителя страны вполне вероятен, и 98% из них считают, что успеха в этой сфере женщина вполне может добиться, а 2% отнеслись к этому максимально скептически. Оставшиеся 29% посчитали, что в нашей стране на данный момент это маловероятно, и из них лишь 10% отнеслись к данному таким образом, что женщине в принципе не место на должности президента. Остальные 90% просто посчитали, что наше общество не готово к такому. Из результатов данного голосования можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов не против того, чтобы женщина заняла этот пост (95%), и их мнение по большей части расходится лишь в том, как именно общество отнесется к этому. По данным Росстата на 2019 год, в высшей группе должностей на федеральной государственной службе процент женщин – всего 31,7, однако общество не отрицает, что способных к данному роду деятельности женщин может быть и больше.
Четвертый вопрос был обращен к респондентам для того, чтобы увидеть, как люди оценивают сегодняшнюю ситуацию в мире с точки зрения гендерных ролей: насколько они на данный момент в обществе актуальны и на какой стадии мы находимся на сегодняшний день. И аудитория ответила следующим образом: 6% считает, что гендерных ролей сейчас в принципе нет; 43%, что гендерные роли в современном обществе еще остаются актуальными; а 51% респондентов посчитали, что гендерные роли все еще остались в современном обществе, однако частично путь к полному смещению гендерных ролей все же был пройден. И поскольку большинство не считает гендерные роли полностью отсутствующими в современном мире, но отмечают частичное прохождение пути к отказу от них, это демонстрирует в первую очередь то, что люди стали обращать на них внимание, задумываются о них и анализируют наличие гендерных рамок и их уровень в повседневной жизни.
Далее следовал вопрос, результаты которого показали в общем отношение опрашиваемых к феминизму как к социально-политическому движению за права женщин. Многие представители данного движения выступают за смещение гендерных ролей, т.к в рамках гендерных ролей в том числе и происходит принижение женщин в современном обществе, а также некоторые пункты законодательства разных стран напрямую базируются на гендерных ролях мужчины и женщины. И результаты следующие: 46% относятся к феминизму позитивно, 48% - нейтрально, и лишь 7% опрошенных относятся к феминизму негативно. Из этого можно сделать вывод, что в современном обществе феминизм имеет достаточно большую поддержку среди населения, и данное движение до сих пор остается актуальным в наше время.
Шестой вопрос касается напрямую смещению гендерных ролей в современном обществе, и были представлены образы достаточно неподходящих под гендерные идеалы мужчины и женщины. Задача участников опроса была в том, чтобы дать свое оценочное суждение данным образам: в какой степени они допускают для себя их существование в современном мире и насколько лояльно они относятся к тому, что человек не вписывается в общественные рамки своего гендера. И результаты показали, что практически все опрошенные (96%) к этому относятся лояльно, однако у 27% из них все равно в голове остались некоторые внутренние рамки, которые показывают неполноту отказа от гендерных стереотипов. И лишь 4% респондентов в вопросе несоответствия гендерному идеалу приняли позицию непринятия, из них 43% не допускают этого в принципе, 43% считают, что это нормально лишь по отношению к людям женского пола, и всего 14% лояльны к этому исключительно в случае с мужчиной. На мой взгляд такая статистика относительно лояльности исключительно в случае с женщиной объясняется тем, что часто «исконно мужские» черты характеризуются как позитивные, «правильные», и если женщина обладает таким набором качеств, то она считается уважаемой в обществе, а мужчина в таком случае же часто воспринимается как человек слабый, т.к именно такой в массовой культуре женщина и представлена. Если же говорить в общем, то по результатам опроса можно сделать вывод, что многим людям не принципиально, насколько человек вписывается в гендерные рамки, что показывает большую готовность от них отказаться в сравнении с ситуацией 50 лет назад.
И последний, седьмой вопрос в моем анкетировании был на тему парадигм рассмотрения гендера, и результаты показали, что 8% респондентов придерживаются идеологии биолого-эволюционной парадигмы, 1% - психоаналитической, 54% - социально-психологической, 36% - постмодернистской. Из этого можно сделать вывод, что на данный момент наиболее актуальными в обществе по мнению респондентов являются конструктивистские парадигмы, которые считают гендерную социализацию продуктом культуры и общественных отношений. И это неудивительно, т.к если бы все решалось анатомией и следованием единому гендерному идеалу, вопрос смещения гендерных ролей в современном обществе просто-напросто не стоял бы настолько остро, как сейчас.
Заключение
О данной теме можно рассуждать долго, рассматривать различные точки зрения и решения вопроса смещения гендерных ролей, и по результату поиска различной информации в интернете и проведенному анкетированию можно сделать вывод, что мнения достаточно разнятся. Хоть во многом люди и имеют пересечения во мнении, однако есть различные тонкости, в которых и отображается данное различие.
Да, практически все респонденты отметили то, что гендерные роли не исчезли из нашего общества, однако в этом направлении движение все же присутствует. В проблемах, которые ставит феминизм и другие смежные ему движения, четко отображается то, что это действительно достаточно сильно отражается на повседневной жизни простых людей, и многие бытовые трудности, связанные с гендерным делением, нашему обществу все еще предстоит решить. И именно по той причине, что многим приходится сталкиваться в своей жизни с проблемами, которые вызваны гендерным неравенством, и появилась тенденция смещения ролей мужчины и женщины в обществе.
Гендер является социальным конструктом, без которого действительно на данный момент сложно представить мир, и, на мой взгляд, до его смещения в нашем обществе далеко, и то, как подтверждает информация о разных парадигмах рассмотрения гендера, некоторые аспекты все же останутся в социуме, хоть и будут видоизменяться с течением времени.
Также из бытового общения и нашего опроса, который охватывал аудиторию с 16 до 30 лет, можно сделать вывод, что среди молодежи это одна из самых актуальных тем для обсуждения и в данной возрастной категории достаточно много людей, которые выступают за смещение гендерных ролей в современном обществе. Такая тенденция больше всего распространена среди девушек, и, на мой взгляд, здесь играет роль осведомленность об этой теме среди мужского населения. Несмотря на то, что многие мужчины этому противятся, здесь играет роль восприятие самой проблемы, ведь никто не заставляет никого менять кардинально свое поведение, если самому человеку это не причиняет дискомфорт и не вредит окружающим людям.
Таким образом, цели и задачи данной работы были выполнены, основные положения были изучены, несмотря на то, что взятую тему можно раскрывать до бесконечности.
Список литературы
- Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов, 2004. – 336 с.
- Берн Ш. Гендерная психология, 2007. – 320 с.
- Гендерология и феминология: учеб. пособие / Ерохина, Л. Д. Ерохин, А. К. Коваленко, С. В. – М.: Флинта, 2009. – 384 с.
- Заблоцкая, В. С. Гендерные стереотипы // Юный ученый. – 2016 - №6. – С. 122-125.
- Социальная психология: учеб. пособие / Андреева, Г.М. – М.: Аспект-Пресс, 2017. – 363 с.
- Pol-_biologiya,, Inc(2022). Пол (биология). Pol-_biologiya,.Web: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8917
Приложение
Вопросы анкетирования:
1.) Ваш пол
А) мужской
Б) женский
В) предпочитаю не указывать
2.) Кто является главой в Вашей семье?
А) мать
Б) отец
В) роли распределяются равномерно
Г) не подходит ни один из вариантов
3.) Допускаете ли Вы то, что ближайшие 10 лет в России президентом станет женщина?
А) да, женщина способна на то, чтобы быть достойным президентом, и это зависит от конкретного человека, а не от пола
Б) да, однако это негативно повлияет на развитии страны
В) нет, женщины не могут в политику
Г) нет, российское общество не готово к тому, чтобы принять женщину на данный пост
4.) На Ваш взгляд, исчезли ли гендерные роли в современном обществе?
А) да
Б) нет
В) частично
5.) Как Вы относитесь к феминизму как к социально-политическому движению?
А) позитивно
Б) негативно
В) нейтрально
6.) Считаете ли Вы нормой ситуацию, когда мужчина не вписывается в рамки маскулинности (не обладает большой физической силой, отдельное внимание уделяет своему внешнему виду, эмоционален, способен к таким эмоциям, как плач и т.д), а женщина – в рамки феминности (сильная, не боится старости, в общении с людьми проявляет активность, не нуждается в чужой защите, не занимается активно домашним хозяйством и т.д)?
А) да
Б) нет
В) да, но в умеренном проявлении
Г) да, но только по отношению к мужчине
Д) да, но только по отношению к женщине
7.) Каким образом по Вашему мнению определяется поведение человека в зависимости от его гендера?
А) при рождении
Б) путем следования гендерному идеалу
В) путем социализации в обществе
Г) условно, в зависимости от того, в какой обстановке человек находится
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...
Роль начально профессионального образования в современном обществе
К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...
Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции...
Роль среднего профессионального образования в современном обществе
За последние десятилетия в нашей стране сложился четкий стереотип: хочешь быть успешным – получи высшее образование, и перед тобой откроются все двери.В современном обществе, не без участия сред...
Роль информационной деятельности в современном обществе.
План1.Основные этапы развития информационного общества.2.Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.3. Значение информат...
Педагогическая профессия и её роль в современном обществе
Педагогическая профессия и её роль в современном обществе...