Проблемы при надомном обслуживании пожилых и инвалидов
статья

Гуляева Юлия Викторовна

В статье рассматриваются основные проблемы при надомном обслуживании пожилых и инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_pri_nadomnom_obsluzhivanii.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Основные проблемы и способы их устранения в деятельности социального работника при надомном обслуживании пожилых граждан и инвалидов

Основными видами социальных услуг клиентской группе являются услуги трех видов:

социально-бытовые: покупка и доставка на дом продуктов питания; промышленных товаров первой необходимости; содействие в приготовлении пищи из продуктов заказчика; доставка воды; топка печи; помощь в работе на приусадебном участке; содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без централизованного отопления; сдача вещей в ремонт, химчистку, стирку и т.д.;

социально-медицинские: содействие в оказании клиенту медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых, краевых программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

социально-психологические: оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, мотивация к активности, психологической поддержки жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому; социально-правовые: помощь в оформлении документов; социально-педагогические: организация экскурсионных и прогулочных поездок; содействие в посещении праздничных мероприятий, театров и музеев; проведение виртуальных экскурсий на дому у клиентов; вовлечение пожилых людей в клубы на дому по интересам.

Самыми востребованными услугами клиентской группы являются бытовые и медицинские услуги.

Неизменным успехом и популярностью у клиентской группы пользуются особые услуги: сиделки на дому, услуга «тревожная кнопка», по которой социальные работники своевременно успевают оказать помощь своим подопечным в случае крайней необходимости.

Однако, есть проблемы, которые необходимо решать, например, внедрять помощь пожилым людям и инвалидам в сельской местности, привлекать не только государственные, но и внегосударственные ресурсы помощи, внедрять новые востребованные формы услуг.

Объемы финансирования на социальное обслуживание за счет бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно возрастают, ввиду того, что потребность в социальных услугах прежде всего со стороны пожилых и инвалидов увеличивается, что является одним из закономерных последствий старения населения как объективного социально-демографического процесса, что также говорит о необходимости поиска новых технологий социального обслуживания этих граждан и их законодательного закрепления.

Президентом РФ Д. Медведевым на Третьем съезде социальных педагогов и социальных работников в г. Москве в 2005 году поставлено несколько задач по совершенствованию социального обслуживания в России. Говоря о государственном приоритете в сфере социального обслуживания, об особом государственном внимании к проблемам отрасли, Президентом РФ было отмечено: «Крайне важно, чтобы проблемами пожилых людей занимались не только государственные структуры, но и неправительственные структуры, общественные объединения и деловые круги. Зрелость нашего бизнеса как раз в этом-то и должна проявляться». Другими задачами, поставленными Президентом в сфере социального обслуживания, является внедрение современных технологий, включая технологии управленческие, технологии дистанционные, создание мобильных бригад, оказание медико-социальных услуг, особенно в сельской местности, потому что не все люди даже в городе способны прийти в соответствующие учреждения.

Следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление в Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственным сектором социального обслуживания, негосударственные социальные службы в России не получили должного развития. Вместе с тем активное внедрение в сферу социального обслуживания рыночных механизмов будет способствовать развитию конкурентной среды в сфере предоставления социальных услуг, даст возможность гражданам самим выбирать поставщиков социальных услуг. Кроме того, развитие негосударственных социальных служб позволит активно развивать услуги, не относящиеся к гарантированному государством перечню услуг, но являющиеся жизненно необходимыми, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Применительно к социальному обслуживанию на дому к таким услугам, например, относятся услуги сиделки, осуществляющей уход за пожилыми и инвалидами частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, что обеспечит создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход оставаясь в привычных домашних условиях, а также предоставит возможность членам их семей полноценно жить и работать, и, тем самым, обеспечить себя необходимыми для существования средствами. Такие услуги начинают развиваться в Пермском крае, но на территории Добрянского муниципального района их пока нет. К таким услугам относятся и «экспресс-помощь на дому», где в комплексе одновременно оказываются медицинская помощь и социальные услуги больным людям.

Заслуживает внимания опыт некоторых субъектов Российской Федерации по внедрению такой инновационной технологии социального обслуживания на дому, как создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. К лицам, нуждающимся в социальных услугах, отнесены одинокие или одиноко 150 проживающие пожилые граждане (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе инвалиды с детства), нуждающиеся вследствие возраста, травмы или болезни в постоянной или временной посторонней помощи. Приемная семья создается на основании договора между учреждением социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах. Лицу, оказывающему социальные услуги в рамках приемной семьи, согласно договору устанавливается ежемесячная оплата труда в размере 2500 руб. за одного обслуживаемого. Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов созданы в Ростовской области и Красноярском крае, где приняты соответствующие законодательные акты, регулирующие порядок создания приемных семей, виды социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в приемных семьях, права и обязанности лиц, создавших приемную семью, формирование бюджета приемной семьи и другие вопросы.

Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр. В настоящее время активно развивается и повсеместно внедряется очень востребованная на селе технология социальной помощи на мобильной основе – срочная социальная помощь, которая осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочная социальная помощь включает в себя следующие гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции, консультативной и другие виды и формы помощи.

Бригадный метод социального обслуживания на дому» направленнарасширение спектра и количества оказываемых услуг, повышение качества услуг и увеличение производительности труда социальных работников. Бригадный метод социального обслуживания на дому внедряется с целью повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. В отделении социального обслуживания на дому создается Бригада по обслуживанию клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, как в городской, так и в сельской местности. В бригаду входит от 2 до 5 социальных работников, выполняющие комплекс социальных услуг постоянного, временного или разового характера с учетом индивидуальных потребностей клиентов отделений.

Основными направлениями в работе бригады являются предоставление гарантированных государством социальных услуг; предоставление дополнительных социальных услуг; проведение мероприятий социально-реабилитационного характера.

Услуги, которые они должны оказывать, делятся на группы:

- в первую группу входят услуги социально-бытового характера: выполнение социально-бытовых услуг в пределах квартиры клиента;

- вторая группа услуг включает в себя решение вопросов финансово-правового характера, оплата коммунальных услуг, покупка и доставка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, оказание социальных услуг вне дома;

- третья группа включает услуги социально-реабилитационного характера: осуществление мероприятий по социокультурной, социально-медицинской, социально-педагогической, социально-средовой реабилитации.

Бригадная форма работы имеет неоспоримые преимущества:

- расширяется спектр и количество оказываемых услуг без увеличения штатной численности работников отделений;

- снижается трудоёмкость некоторых социальных услуг;

- рационально используется время работников и услуги предоставляются быстрее;

- повышается качество услуг и увеличивается производительность труда социальных работников.

Таким образом, клиентской группе по надомному обслуживанию оказывается стандартный набор социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических услуг, из которых особой популярностью пользуется услуга сиделки на дому, услуга «тревожная кнопка», по которой социальные работники своевременно успевают оказать помощь своим подопечным в случае крайней необходимости. Однако, есть проблемы, которые необходимо решать, например, внедрять помощь пожилым людям и инвалидам в сельской местности, привлекать не только государственные, но и внегосударственные ресурсы помощи, помещать одиноких граждан инвалидов в приемные семьи, применять бригадные надомные методы работы.

Пожилые граждане - пенсионеры и инвалиды являются наиболее уязвимыми категориями гражданами населения, нуждающимися в государственной поддержке и адекватной реакции со стороны граждан. социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, от качества которого зависит и качество самой жизни нуждающихся людей.

На территории Санкт-Петербурга оказывается государственная услуга по «Надомному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста». Государственная услуга предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет), инвалидам и иным гражданам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Деятельность по оказанию социальной услуги по надомному обслуживанию подробно регламентирована нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня.

Работа по социальному обслуживанию пожилых инвалидов в отделении включает в себя медико – социальную, социально – бытовую, социально – психологическую, правовую помощь. В отделении социального обслуживания на дому используются различные формы социального обслуживания с учётом возрастных особенностей инвалидов, в сотрудничестве с различными субъектами социальной работы. Особой популярностью среди клиентов пользуется услуга сиделки на дому, услуга «тревожная кнопка», по которой социальные работники своевременно успевают оказать помощь своим подопечным в случае крайней необходимости.

Однако, есть проблемы, которые необходимо решать, например, внедрять помощь пожилым людям и инвалидам в сельской местности, привлекать не только государственные, но и внегосударственные ресурсы помощи, помещать одиноких граждан инвалидов в приемные семьи. Назрела необходимость во внедрении современных технологий, включая технологии управленческие, технологии дистанционные, создание мобильных бригад, оказание медико-социальных услуг, особенно в сельской местности, потому что не все люди даже в городе способны прийти в соответствующие учреждения.

Несмотря на законодательное закрепление в Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственным сектором социального обслуживания, негосударственные социальные службы в России не получили должного развития. Причины этого постоянно анализируются учеными и профессионалами социальной сферы. Вместе с тем предлагаются новые технологии надомного социального обслуживания, например, из подобного рода услуг на территории Санкт-Петербурга существует «экспресс-помощь на дому», где в комплексе одновременно оказываются медицинская помощь и социальные услуги больным людям.

Заслуживает внимания опыт некоторых субъектов Российской Федерации по внедрению такой инновационной технологии социального обслуживания на дому, как создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теоретическое основы изучения пожилых и инвалидов как объектов социальной работы по дисциплине МДК Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами

Данная презентация может быть полезна как студентам специальности 040401 " социальная работа" СПО, так и преподавателям данного направления....

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"   может быть...

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.

Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов....

Презентация к лекции Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ.

Презентация  к лекции Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ....

Тестирование по темам "Социальное обслуживание инвалидов", "Социальное обслуживание пожилых людей".

Тестирование состоит из 10 вопросов. Задания помогут проверить знания по темам "Социальное обслуживание инвалидов", "Социальное обслуживание пожилых людей"...