Методические рекомендации по выполнению практических работ
методическая разработка
Практические работы по предмету "Основы философии" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty._osnovy_filosofii.docx | 61.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ___________ Е.И. Будасова «_____»________________ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
УД.ОГСЭ 01 Основы философии
Специальности:
«Документационное обеспечение управления и архивоведение» «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» «Технология продукции общественного питания»
«Программирование в компьютерных системах»
«Стилистика и искусство визажа»
Ленинск-Кузнецкий 2018
Методические рекомендации по выполнению практических работ по УД.ОГСЭ 01 Основы философии для специальностей «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология продукции общественного питания», «Программирование в компьютерных системах», «Стилистика и искусство визажа», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум». – Ленинск-Кузнецкий , 2018. – 28 с.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» (протокол от «___»________ № «___»).
Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию методическим советом Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» (протокол от «___»_________ № «___»).
Составитель: Аносов В.И., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ИСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению практических работ по УД ОГСЭ 01 Основы философии разработаны на основании положений: основной профессиональной образовательной программы по специальностям:
46.02.01«Документационное обеспечение управления и архивоведение»
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
- программы учебной дисциплины ОГСЭ 01 «Основы философии».
Согласно рабочей учебной программе УД ОГСЭ 01 «Основы философии» на практические занятия отводится 8 аудиторных часов.
Практические работы позволят выяснить прочность и глубину усвоения материала по истории, а также повторить и систематизировать свои знания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека к общества;
основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Практические работы направлены на освоение практических умений и знаний согласно требованиям ФГОС СПО
Методические указания по проведению практических работ содержат краткую инструкцию, практические задания, требования к их оформлению и критерии оценивания практических работ.
Практические работы по УД ОГСЭ 01 Основы философии проводятся в следующих формах:
-работа со словарем и учебной литературой
-составление тестовых заданий по темам;
-составление и заполнение сравнительной таблицы.
Обучающимся предлагаются практические работы разного уровня и разного содержания. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход к организации выполнения практических работ обучающимися.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению заданий. Студент, не подготовленный к работе, не может быть допущен к ее выполнению.
Работа должна быть выполнена в той же последовательности, в какой приведены вопросы практического занятия.
Следует полностью записывать формулировку вопроса согласно заданию, затем давать ответ.
В практическом занятии должны быть приведены условия задания, исходные данные и решения.
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе следует делать в рабочей тетради или (по указанию преподавателя) на отдельных листах и бланках. Содержание отчета указано в описании практической работы.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
- ответы выполнены правильно и в полном объеме
- сделан анализ задачи работы и вывод по результатам работы
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы
- отчет выполняется в соответствии с требованиями к выполнению работы
ИСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Внимательно читайте все задание и указания по выполнению.
2. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему.
3. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу.
4. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
5. Все задания выполняйте на отдельном листе или в тетради.
6. Если ошибся, то зачеркни ошибку и запиши другой ответ.
7. Когда выполнишь все задания, проверь работу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Что такое философия?Предмет и определение философии.»
Цель: выявление сущности предмета и понятия философии
Перечень оснащения и оборудования, источников:
Основные источники:
Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание:работа с текстами источников (Аристотель, Метафизика) «Определение предмета и понятия философии»
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
КОНСПЕКТА
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
7. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
8. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Отчет: письменная работа
Контрольные вопросы:
- Что понимается под определением философии?
- Что является предметом философии?
Критерии оценки учебного конспекта:
«Отлично» - полнота использования учебного материала.
Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» - Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное.
Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное.
Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Предпосылки философии в Древнем мире.Становление философии в Древней Греции.Философия Древнего Рима.Средневековая философия.»
Цель: выявление основных направлений философии Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья.
Перечень оснащения и оборудования, источников:
Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание :1.философия Древнего Китая и Древней Индии (составление сравнительной таблицы);
2.Философские школы Древней Греции (сравнительный анализ);
3.Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии (сравнительная характеристика).
Инструкция по заполнению сравнительной таблицы:
- Прочитайте текст в учебнике.
- Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения
- Определите черты сходства и различия.
- Сделайте все необходимые выводы из приведенного сравнения.
- Занесите данные в таблицу
Отчет : письменная работа
Контрольные вопросы:
- Каковы особенности философии Древнего Китая?
- Какова специфика Античной философии?
- Чем отличалась философия Древнего Рима от Средневековой?
Формы контроля и критерии оценок
Таблицы заполняются в рабочих тетрадях и оцениваются, как письменные работы по следующим критериям.
Критерии оценки:
«Отлично»: при составлении и заполнении таблицы соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы полно без фактических ошибок. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.
«Хорошо»: при составлении и заполнении таблицы соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы полно с незначительными фактическими ошибками. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.
«Удовлетворительно»: при составлении и заполнении таблицы соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы с фактическими ошибками. Не все события расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.
«Неудовлетворительно»: при составлении и заполнении таблицы не соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы с фактическими ошибками. События расположены не хронологически и неверно охарактеризованы. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Эпоха Возрождения. Особенности философии Нового времени.Немецкая классическая философия.»
Цель: выявление особенностей философии Нового времени
Перечень оснащения и оборудования, источников: Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание :составление тестовых заданий по теме:Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени;
работа с философским словарем «Основные понятия немецкой классической философии»
Инструкция по составлению тестовых заданий
Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (образцовых) ответов к ним.
1 Основные этапы составления теста.
1.1 Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.
1.2 На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.
1.3 После составления тестовых заданий необходимо оформить правильный ответ.
2 Формы тестовых заданий.
Существуют разные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
- задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
- задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;
- задания па установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Некоторые формы можно разделить на виды. Например, для закрытой формы можно выделить задания с двумя, тремя и большим числом выборочных ответов. Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала. Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными, но при этом не исключается применение других, новых форм.
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к тестовым заданиям:
- каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
- задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа студента;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.
Задания закрытой формы. В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти.
В дополнение к общим имеется еще ряд требований к заданиям закрытой формы:
- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
- частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
Задания закрытой формы имеют как достоинства, так и недостатки. Их преимущества связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных студентов при ответах на наиболее трудные задания теста.
Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа". В случае компьютерной выдачи заданий используют инструкцию: "Наберите номер правильного ответа".
Задания открытой формы. При ответе на открытое задание студент дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования. В том случае, если это возможно, после прочерка указываются единицы измерения.
Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины.
В процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции.
Для задания открытой формы рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: "Дополните".
Задания на соответствие. В этих заданиях проверяется знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных.
К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: "Установите соответствие".
Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве.
Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д.
В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте.
Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид "Установите правильную последовательность".
Задания на установление правильной последовательности действий обладают определенными преимуществами при разработке комплексных тестов, так как они удобны для оценки уровня профессиональной подготовки студентов, непосредственно связанной с их будущей деятельностью.
При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других. Поэтому нет и не может быть единых рекомендаций для правильного выбора формы.
Отчет : письменная работа
Контрольные вопросы:
- Каковы особенности философии Возрождения?
- Каковы были особенности Немецкой классической философии?
Критерии оценивания тестовых заданий, составленных студентами:
«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём тестовых заданий– 20-25. Корректность формулирования заданий. Задания разнообразны по видам. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Эстетичность, правильное оформление. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– 18-20. Корректность формулирования заданий. Задания разнообразны по видам. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Допущены некоторые неточности в оформлении. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– 15-18. Допущены некорректные формулировки заданий. Задания однотипные. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Допущены неточности в оформлении. Самостоятельность при составлении.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– менее 15. Допущены некорректные формулировки заданий. Задания однотипные. Допущены терминологические и орфографические ошибки. Тестовые задания оформлены небрежно. Несамостоятельность при составлении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: Современная философия
Цель: выявление особенностей и основных направлений в современной философии
Перечень оснащения и оборудования, источников:
Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание :составление тестовых заданий по теме«Основные направления философии ХХ в.);
Философия экзистенциализма и психоанализа ( работа с философским словарем)
Инструкция по составлению тестовых заданий
Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (образцовых) ответов к ним.
1 Основные этапы составления теста.
1.1 Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.
1.2 На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.
1.3 После составления тестовых заданий необходимо оформить правильный ответ.
2 Формы тестовых заданий.
Существуют разные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
- задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
- задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;
- задания па установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Некоторые формы можно разделить на виды. Например, для закрытой формы можно выделить задания с двумя, тремя и большим числом выборочных ответов. Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала. Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными, но при этом не исключается применение других, новых форм.
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к тестовым заданиям:
- каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
- задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа студента;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.
Задания закрытой формы. В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти.
В дополнение к общим имеется еще ряд требований к заданиям закрытой формы:
- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
- частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
Задания закрытой формы имеют как достоинства, так и недостатки. Их преимущества связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных студентов при ответах на наиболее трудные задания теста.
Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа". В случае компьютерной выдачи заданий используют инструкцию: "Наберите номер правильного ответа".
Задания открытой формы. При ответе на открытое задание студент дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования. В том случае, если это возможно, после прочерка указываются единицы измерения.
Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины.
В процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции.
Для задания открытой формы рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: "Дополните".
Задания на соответствие. В этих заданиях проверяется знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных.
К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: "Установите соответствие".
Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве.
Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д.
В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте.
Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид "Установите правильную последовательность".
Задания на установление правильной последовательности действий обладают определенными преимуществами при разработке комплексных тестов, так как они удобны для оценки уровня профессиональной подготовки студентов, непосредственно связанной с их будущей деятельностью.
При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других. Поэтому нет и не может быть единых рекомендаций для правильного выбора формы.
Отчет : письменная работа
Контрольные вопросы:
- Перечислите основные направления современной философии?
- Дайте им характеристику
Критерии оценивания тестовых заданий, составленных студентами:
«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём тестовых заданий– 20-25. Корректность формулирования заданий. Задания разнообразны по видам. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Эстетичность, правильное оформление. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– 18-20. Корректность формулирования заданий. Задания разнообразны по видам. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Допущены некоторые неточности в оформлении. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– 15-18. Допущены некорректные формулировки заданий. Задания однотипные. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Допущены неточности в оформлении. Самостоятельность при составлении.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– менее 15. Допущены некорректные формулировки заданий. Задания однотипные. Допущены терминологические и орфографические ошибки. Тестовые задания оформлены небрежно. Несамостоятельность при составлении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Структура и основные направления философии
Цель: характеристика структуры и основных направлений философии
Перечень оснащения и оборудования, источников: Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание : характеристика основных этапов и методов философии (конспект).
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
КОНСПЕКТА
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
7. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
8. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Отчет: письменная работа
Контрольные вопросы:
Назовите структурные элементы философии
Перечислите основные направления философии
Критерии оценки учебного конспекта:
«Отлично» - полнота использования учебного материала.
Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» - Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное.
Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное.
Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: «Учение о бытии и теория познания»
Цель: выявление особенностей учения о бытии и теории познания
Перечень оснащения и оборудования, источников:Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание : составить сравнительнуютаблицу: «Отличия философской, научной и религиозной истин».
Инструкция по заполнению сравнительной таблицы:
- Прочитайте текст в учебнике.
- Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения
- Определите черты сходства и различия.
- Сделайте все необходимые выводы из приведенного сравнения.
- Занесите данные в таблицу
Отчет : письменная работа
Контрольные вопросы:
- Что такое бытие?
- Что такое познание?
- Какова взаимосвязь бытия и познания?
Формы контроля и критерии оценок
Таблицы заполняются в рабочих тетрадях и оцениваются, как письменные работы по следующим критериям.
Критерии оценки:
«Отлично»: при составлении и заполнении таблицы соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы полно без фактических ошибок. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.
«Хорошо»: при составлении и заполнении таблицы соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы полно с незначительными фактическими ошибками. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.
«Удовлетворительно»: при составлении и заполнении таблицы соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы с фактическими ошибками. Не все события расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.
«Неудовлетворительно»: при составлении и заполнении таблицы не соблюдена хронология дат и периодов, периоды охарактеризованы с фактическими ошибками. События расположены не хронологически и неверно охарактеризованы. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: Этика и социальная философия
Цель: характеристика этики и социальной философии.
Перечень оснащения и оборудования, источников:
Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание : «Социальная философия и глобальные проблемы современности» (составление тестовых заданий по теме).
Инструкция по составлению тестовых заданий
Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (образцовых) ответов к ним.
1 Основные этапы составления теста.
1.1 Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.
1.2 На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.
1.3 После составления тестовых заданий необходимо оформить правильный ответ.
2 Формы тестовых заданий.
Существуют разные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
- задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
- задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;
- задания па установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Некоторые формы можно разделить на виды. Например, для закрытой формы можно выделить задания с двумя, тремя и большим числом выборочных ответов. Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала. Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными, но при этом не исключается применение других, новых форм.
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к тестовым заданиям:
- каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
- задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа студента;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.
Задания закрытой формы. В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти.
В дополнение к общим имеется еще ряд требований к заданиям закрытой формы:
- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
- частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
Задания закрытой формы имеют как достоинства, так и недостатки. Их преимущества связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных студентов при ответах на наиболее трудные задания теста.
Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа". В случае компьютерной выдачи заданий используют инструкцию: "Наберите номер правильного ответа".
Задания открытой формы. При ответе на открытое задание студент дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования. В том случае, если это возможно, после прочерка указываются единицы измерения.
Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины.
В процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции.
Для задания открытой формы рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: "Дополните".
Задания на соответствие. В этих заданиях проверяется знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных.
К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: "Установите соответствие".
Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве.
Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д.
В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте.
Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид "Установите правильную последовательность".
Задания на установление правильной последовательности действий обладают определенными преимуществами при разработке комплексных тестов, так как они удобны для оценки уровня профессиональной подготовки студентов, непосредственно связанной с их будущей деятельностью.
При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других. Поэтому нет и не может быть единых рекомендаций для правильного выбора формы.
Отчет : письменная работа
Контрольные вопросы:
- Что такое этика?
- Что такое социальная философия?
- Какова взаимосвязь этики и социальной философии?
Критерии оценивания тестовых заданий, составленных студентами:
«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём тестовых заданий– 20-25. Корректность формулирования заданий. Задания разнообразны по видам. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Эстетичность, правильное оформление. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– 18-20. Корректность формулирования заданий. Задания разнообразны по видам. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Допущены некоторые неточности в оформлении. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– 15-18. Допущены некорректные формулировки заданий. Задания однотипные. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Допущены неточности в оформлении. Самостоятельность при составлении.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём тестовых заданий– менее 15. Допущены некорректные формулировки заданий. Задания однотипные. Допущены терминологические и орфографические ошибки. Тестовые задания оформлены небрежно. Несамостоятельность при составлении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Тема:Место философии в духовной культуре и ее значение
Цель: выявление места философии в духовной культуре общества
Перечень оснащения и оборудования, источников: Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
Время на подготовку и выполнение:
1 академический час
Задание :творческое задание: «Сравнение философии с другими отраслями культуры» или «Сопоставление личности философа и его философской системы» (любой исторический период).
Инструкция по составлению сравнительной характеристики:
1.Прочитайте текст в учебнике.
2.Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения
3. Определите черты сходства и различия.
4.Сделайте все необходимые выводы из приведенного сравнения.
5.Занесите данные в тетрадь
Отчет : письменная работа
Контрольные вопросы:
- Перечислите отличительные черты философии.
- Определите место философии в духовной сфере общества
Формы контроля и критерии оценок
Характеристика заполняется в рабочих тетрадях и оцениваются, как письменные работы по следующим критериям.
Критерии оценки:
«Отлично»: при составлении и заполнении характеристики соблюдена хронология , процессы и персоналии охарактеризованы полно без фактических ошибок. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.
«Хорошо»: при составлении характеристики персоналии охарактеризованы полно с незначительными фактическими ошибками. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.
«Удовлетворительно»:при составлении характеристики персоналии охарактеризованы полно с фактическими ошибками. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.
«Неудовлетворительно»:при составлении характеристики персоналии охарактеризованы неполно с фактическими ошибками. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Основные источники:
- Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 12 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320с.
- Катаева, О.В. Философия [Текст]: учебник для учреждений сред. проф. образования/ О.В. Катаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317с.
Дополнительные источники:
1.Борулин, В.С. Социальная философия [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.С. Барулин. – 2-е изд., М.: ФАИР – Пресс, 1999. – 560с.
2.Курбатов, В.И. Основы философии [Текст]: Учебное пособие/ В.И. Курбатов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», ростов н/Д: Наука – Пресс. 2007. – 352с.
3.Философия [Текст]: Конспект лекций в схемах. – М.: А – приор, 2007. – 240с.
4.Философия [Текст]: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512с.
5.Философия [Текст]: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1997. – 432с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»
Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по работе с программой MyTestX
С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным ди...
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"
Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...
Методические рекомендации к курсовым работам по дисциплине МДК 04.02 Организация работы структурным подразделением
Работа содержит 4 документа. 1. Методические рекомендации 2. Примерные темы курсовых работ.3.Требования к презентации.4. Примеры предмета, объекта, целей и задач....
Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ
Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....