В истории развития любого государства можно увидеть специфическую
взаимосвязь между возникающими социальными проблемами и развитием
учреждений социальной защиты и поддержки населения. В полной мере это
относится и к появлению в начале 90-х годов института социальной работы в
России, времени радикальных реформ во всех сферах жизни общества.
Последствия непродуманных преобразований привели к резкому падению
уровня жизни населения; у черты бедности по данным статистики оказались
около 80% семей, в том числе почти 20% — за чертой бедности. Глубокие и
сложные процессы в современном российском обществе — социальный
кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные
изменения, социальные конфликты и т. д. — происходят в обществе
переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень
крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и
своеобразия этого перехода. Только в свете общего системного подхода к
рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения
структурно-функциональных особенностей становления новой социальной
системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и
значимость конкретных социальных процессов, происходящих в
современном российском обществе. Непосредственное осуществление
современных рыночных реформ в нашей стране сопряжено со сложностями и
противоречиями. В сложившейся ситуации появляется огромное количество
социальных проблем. Существенное их обострение, необходимость их
определенного глубокого исследования И разрешения, различные
теоретические ограничения, в целом, существующего сегодня
отечественного подхода к различным социальным проблемам, в целом,
объясняют постоянно растущее внимание ученых к каким-либо
концептуальным разработкам в сфере социальных проблем. Таким образом,
изучение сущности и специфики социальных проблем современной России защиты представляет на сегодняшний день большой интерес Все это обуславливает
актуальность темы данной работы Построение новой модели социальной
помощи населению осложняется, с одной стороны, ослаблением
возможностей оказания социальной поддержки населению традиционными
учреждениями советской системы (детские сады, пионерские лагеря,
больницы, службы по оказанию бытовых услуг), с другой — неразвитостью
новых типов социальных учреждений, их фрагментарностью,
разобщенностью как в социально-территориальном, так и системно-
организационном плане. Отражая существующее в настоящее время
политическое, экономическое и социально-психологическое состояние
российского общества, в социальной работе ведущими направлениями
становятся социальная защита наиболее «слабых» слоев общества и
активизация механизмов самопомощи в самообеспечении социально
активных групп населения. Важной сферой деятельности социальных
работников становится оказание чрезвычайных мер по оказанию помощи
населению так называемых зон социально-экономического неблагополучия.
В ряде регионов страны реализуются социально-реабилитационные
программы, имеющие целью оздоровление социально-экологической
обстановки, оказание помощи пострадавшему населению. Не менее значима
проблема суверенизации регионов, особенно на национально—
государственной основе, что затрудняет проведение эффективной
социальной политики и приводит к разрушению единого социального
пространства, нарушению социальных прав граждан. Социальная работа в
России нуждается в дальнейшем развитии, оптимизации с учетом требований
практики, специфики социального развития страны, ментальности и образа
жизни населения, а также передового зарубежного и отечественного опыта. В
ближайшей перспективе социальная политика должна быть направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
каждого человека. В связи с этим важными направлениями социальной работы становится поддержка занятости населения, усиление социальной защиты неработающих и качественной улучшение социального обеспечения по возрасту, В случае болезни, инвалидности, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, развитие системы социальных служб, повышение пособий и иных гарантий социальной защиты населения.