Статья на тему "Применение актуальных технологий образования".
статья
Статья на тему "Применение актуальных технологий образования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_aktualnyh_tehnologiy_obrazovaniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение актуальных технологий образования
на дисциплинах историко-обществоведческого цикла».
Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования вычислительной техники.
Современное преподавание истории и обществознания – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологиях развивающего обучения.
Сегодня определён обязательный минимум содержания исторического и обществоведческого образования выпускников СПО. Постепенно складывается представление о том, что делать на занятиях истории и обществознания, чему обучать, как преподавать и обучать, как учить и учиться.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность студенов.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории и обществознания, полезно учитывать следующие правила:
- В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (студенты).
- Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
- обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
- Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчётом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
- Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.
- Каждый участник семинара в группе должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:
- резко возрастает уровень использования наглядности на занятии;
- повышается производительность труда преподавателя и студентов на занятии;
- устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;
- появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;
- преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний обучающихся;
- изменяются к лучшему взаимоотношения преподавателя с студентами, далёкими от истории, особенно увлечёнными ПК; эти обучающиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;
- изменяется, особенно у обучающихся среднего звена, отношение к ПК как дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Использование компьютера на занятии является сферой оптимизации труда преподавателя, способствует повышению интереса обучающихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки обучающихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму занятия, возрастает возможность организовать проектную деятельность обучающихся и т.д.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную и групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как преподавателем, так и самими обучающимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения. Результаты выполненных проектов должны быть материальны (презентации, видеофильм, различные виды публикаций, и т.д.).
Проектная деятельность заинтересовывает обучающихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому студенту увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы студентов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- Развивают у себя исследовательские умения;
- Развивают системное мышление.
В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (надпредметных) умений и социализации обучающихся.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы источников. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы обучающихся с информацией, самостоятельности формирований ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания.
Провозглашённый поворот в сторону гуманной, культуросообразной, социализированной личности наталкивается в первую очередь на недостаточно высокий нравственный уровень самого общества. Осуждение авторитарных способов обучения и воспитания далеко не всегда сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но – педагогически эффективных технологий. На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.
Многоуровневое обучение предполагает:
- Учёт индивидуальных типологических особенностей обучающихся (черт характера, способностей, темперамента);
- Умение составлять психологическую характеристику студентов (тип мышления, особенности памяти и др.);
- Анализ имеющегося опыта студентов, накопленных ими знаний и умений;
- Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).
Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки обучающихся, можно использовать следующий вид работы. В течение 8 – 10 минут студенты самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.
Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.
Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора студентом уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к студенту как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы.
С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего образования. Суть технологии заключается в следующем: за каждым видом мыслительной деятельности стоят соответствующие учебные приёмы ( составление плана, сравнительных таблиц, определение понятия, пересказ и др.). задача состоит в том, чтобы научить студентов этапам работы, из которых складывается умственная деятельность. Причём необходимо соблюдать соответствие и последовательность всех проводимых операций с тем, чтобы сформировать умения студентов переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику знаний. Таким образом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и умственное развитие студентов.
Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:
- объяснение преподавателем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
- применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);
- использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;
- выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.
Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для обучающихся, так и для нас сами
Литература:
1. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания.// Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003г.
2. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. №8 2001г.
3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. №2 №3 2007г.
4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч №8 207г.
5. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003г.
6. Лисин Е. Чему учить и как учить.// Республика Татарстан. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС СПО. Актуальные проблемы образования
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
"Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий как одно из условий подготовки компетентностного специалиста" - статья опубликована в журнале " Профессиональное образование и общество", № 2, 2014 г.
Апрель 2014 года. Принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение качества подготовки кадров в условиях модернизации экономики"....
Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования патриотической культуры подрастающего поколения"
Статья на тему патриотического воспитания у подрастающего поколения...
на тему: Актуальные методы образования
Доклад на тему: Актуальные методы образования был представлен на педсовете и на цикловой комиссии торгового цикла ...
Актуальные проблемы образования в нaчaльнoй шкoлe
Анализ сoвpeмeннoгo сoстoяния пepвoгo звeнa систeмы oбщeгo oбpaзoвaния - Нaчaльнoй шкoлы, позволил выявить и oхapaктepизoвaть внeшниe (oбуслoвлeнныe сoциaльнo-экoнoмичeскими фaктopaми) и внутpeнниe (o...
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...
Статья на тему: "Актуальные проблемы обучения иностранному языку"
Почему так трудно изучать английский язык....