Открытое мероприятие на тему: “ Толерантность.” Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», происхождением термина, его значением , актуальностью его формирования как нравственного фактора. Задачи: Образовательная: - Дать понять учащимся, почему так важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам важность проблемы, способы решения их мирным путём.
Развивающая: - Развивать умение высказывать своё мнение, формировать его.
- Учиться уважать чужое мнение.
Воспитательная: - Воспитывать добрые отношения учеников к себе, одноклассникам.
- Научиться прощать и понимать.
Оборудование: раздаточный материал ( анкеты), информационный стенд, мультимедийное оборудование, слайды. 1.Организационный момент (слайд №1) 2. Введение в тему. Воспитатель: -Ребята, вы находитесь в процессе становления личности, постепенно усваиваете требования общества, приобретаете социально - значимые характеристики сознания и поведения. Процесс этот начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Он бесконечно сложен и обусловлен множеством факторов. На формирование личности определённое влияние оказывают биологические факторы, а так же факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главным фактором, определяющим процесс формирования личности, безусловно, является групповой опыт и субъективный личностный опыт. И сегодня мы поговорим о таком понятии, как толерантность, остановимся на некоторых аспектах жизни общества, где толерантность или говоря по-русски терпимость, есть условие обязательное, без которого многие стороны нашей жизни оказываются под угрозой. 3. Знакомство с новым понятием.(слайд№2) Воспитатель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. - Толерантность – способность признавать, отличные от своих собственных, идей и мнения. (Испанский)
- Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Воспитатель: Что общего в этих определениях? Ответы детей: Воспитатель: Умение жить в мире и согласии со всем миром. Я хотела бы продолжить наш разговор на эту тему, прочитав вам притчу о гвоздях ( слайд № 3)
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется. Поэтому никогда не срывайся, чтоб не оставить шрамы на чужих сердцах. Воспитатель: В последнее время говорить о толерантности стало очень актуально. Как вы думаете почему? Ответы детей. Воспитатель: Происходит активный рост конфликтов, преступности. Мир становится агрессивным. |
Воспитатель: Что значит быть толерантным? Ответы детей. Толерантность – это: •Доброжелательное отношение к другим людям и принятие их такими, какие они есть; •Умение уважительно воспринимать другую личность, народ, его культуру; •Принятие и уважение другого, иного; •Готовность быть снисходительным к недостаткам или отличиям других; •Позитивное отношение к другому мнению (причем этот процесс двусторонний).
4. История понятия ( слайд№4) Воспитатель: Слово «толерантность» используется сейчас очень часто. Когда мы его слышим, кажется, понимаем, о чем идет речь. Но если нас попросят объяснить это понятие простым языком, многие окажутся в затруднении. Само определение «толерантность» пришло из медицины. Так врачи называют привыкание организма к лекарствам, при котором медикаменты уже не оказывают лечебного воздействия. Со временем, у этого слова появились новые значения: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Слово «толерантность» первоначально функционировало только в роли термина, использующегося в физиологии, где оно означает способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Более широкое значение слова, с которым оно вошло в современный русский язык, – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Есть некая схожесть в произношении и в общих чертах... но все же.... Воспитатель: Толерантность – термин, означающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувству, мнению. Латинское слово tolerantia — «терпение», существовал давно. Применялось в смысле «неприхотливость», «способность переносить невзгоды», по отношению к рабам или солдатам. Однако смотрим дальше. Откуда современное значение и новый смысл? Дело в том, что в понятие «толерантность» было введено в словарный оборот только в XIХ веке. А в ХХ стало неразрывно связываться с именем Шарля Морриса Талейрана, получив, таким образом, двусмысленный оттенок. До этого забытое слово мертвого латинского языка не применялось вовсе. Талейран – бессменный министр иностранных дел Франции, удержавшийся у власти 44 г (1790-1834) , давший присягу 18 правительствам, и всех их предавший, епископ, отлученный папой от церкви, двойной агент нескольких государств одновременно, человек, руливший всеми интригами 4-х монарших домов в течение полувека, вымогатель и взяточник (например за взятку проведший черту при делимитации голландской границы севернее Антверпена, из-за чего тот попал в состав Бельгии, где находится и поныне), человек, которого презирали за алчность и вероломство, но желали иметь рядом за талант. Он продал всех, кто его покупал. Воспитатель: Думаю, каждый решит для себя сам, как связывать это понятие и эту личность. 5. Виды толерантности. Воспитатель : «толерантность» чаще изображают в виде солнышка. Почему? Ответы детей. Воспитатель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь. А можно нарисовать дерево толерантности или планету. А можно изобразить в виде пирога или торта (слайд№ 5). Существует множество видов толерантности. В том числе: Этническая толерантность - способность человека проявлять уважение к малознакомому образу жизни представителей других народностей (их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д.). Конфессиональная толерантность – уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий. Возрастная толерантность – уважительное отношение к людям разных возрастных категорий (например, между детьми и взрослыми, молодежью и пожилыми людьми и т.д.). Гендерная толерантность – равенство полов (мужчин и женщин). Равные возможности для всех в получении образования, выборе работы, личностном и профессиональном развитии. (слайд№ 6.7,8,9.10) Воспитатель : История Яши Хейфеца (слайд№11). Когда ребёнку исполнилось 3 года отец купил ему скрипку и стал сам учить его на этом инструменте. Однако мальчик делал столь быстрые успехи, что отец поспешил отдать его в обучение к известному Виленскому ( г. Вильнюс) педагогу- скрипачу Илье Малкину. В 6 лет Яша дал первый концерт в родном городе, после чего решено было везти Яшу в Петербург к прославленному Ауэру. Яша с отцом отправились в Петербург, и Яша стал учиться у Леопольда Ауэра. Тут же возникли две проблемы. Дело в том, что Санкт-Петербург находился вне черты оседлости и евреям-инородцам разрешалось находиться в городе только до захода солнца, когда закрывались городские ворота. Впрочем, директор консерватории Александр Глазунов, наслышанный о таланте Хейфеца, добился от градоначальника разрешения на то, чтобы отец и сын могли находиться в Петербурге и по ночам. Другая проблема заключалась в том, что Яша был ещё слишком молод (ему было 9 лет) для того, чтобы быть принятым в консерваторию. Поэтому официально в консерваторию был зачислен его отец. Как студент, отец Хейфеца получил право на жительство в Петербурге, а сам Хейфец никакого права жить в городе не имел и должен был прятаться, когда в квартиру, где он жил с отцом, приходили околоточные надзиратели с проверками. Законами Российской империи евреям запрещалось жить в Петербурге. На это требовалось специальное разрешение полиции. Впрочем, директор консерватории Александр Константинович Глазунов, силой своего авторитета обычно добивался такого разрешения для своих одарённых питомцев, за что его даже шутливо прозвали “царём иудейским”. Вопросы. Это какой вид интолерантности? Ответы детей. Воспитатель: История И. Бродского (слайд№12). !3 марта 1964 года "нашему рыжему сделали биографию" – суд приговорил Иосифа Бродского к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности, максимально суровому наказанию за "тунеядство" (читаю фрагмент протокола судебного заседания). Судья: А вообще, какая ваша специальность? Бродский: Поэт, поэт-переводчик. Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому? Судья: А вы учились этому? Бродский: Чему? Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат… Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием. Судья: А чем же? Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога… Вопросы. А это какой вид нетерпимости? Ответы детей. Воспитатель: История любви. Елена Денисьева и Федор Тютчев (слайд №13). Не нам судить, насколько сложна и необъяснима бывает тропа любви, на каких невидимых струнах звучит над ней музыка притяжения, насколько сильна в этой мелодии нота страсти и как прочно она переплетена с сердечным порывом. В разных судьбах это предстает по-своему, и порой внешний взгляд обращается к чувствам влюбленных и любящих с осуждением, а посторонние языки готовы опозорить эти чувства, особенно если они выливаются в длительные отношения.
Жертвой узаконенного лицемерия, сделался Ф.И. Тютчев. Великий поэт Ф. И. Тютчев, петербуржец, дипломат, человек уже немолодой и женатый, отец двух дочерей, воспитывающихся в Смольном институте, был охвачен глубоким, неподдельным чувством к двадцатилетней девушке Е.А. Денисьевой. Страсть вспыхнула в обоих. Ф.И. Тютчев посвятил безумной страсти к своей Леле самый пронзительный цикл стихотворений. Это стихи о любви к женщине, положившей на алтарь любви всю жизнь свою, а не только благополучие и светское одобрение. Если бы известный в Петербурге чиновник завёл “прилично обставленную ” , незаконную связь с молодой гувернанткой, это никого не потревожило бы. Но чувство, связывавшее Тютчева и Денисьеву, было глубоким и подлинным. Петербургский свет всполошился. Разразился скандал. От неё отрёкся отец, отвернулся весь свет…
Воспитатель: Читает стихотворение Ф.И. Тютчев “Чему молилась ты с любовью…“ Трагическая любовь длились 14 лет. Особый придворный женский мир, выросший на нравах Смольного института, пронизанный интригами, погубил Денисьеву, подверг её остракизму и довёл до преждевременной смерти.
История любви. Наши дни (слайд№14). Воспитатель: Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной подростковой литературы. Тема детей-отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Е. Мурашова не развлекает читателя. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознавать себя как человека, личность, гражданина. Разговор о фильме, как об обращении к молодому поколению, о главной идее фильма, его значимости. Высказывания детей, их мнение. Воспитатель цитирует высказывания о фильме: «Картине, кажется, вновь удалось соединить то, что в нашем кино давно распалось: все признаки "артхаусного фильма" со страстным социальным посылом и способностью сразить любую аудиторию - и киноклубную и мейнстримовскую. Наконец, это редкий пример обращения к стихийно табуированной у нас теме судьбы людей с ограниченными возможностями - в обществе, возможности которого еще более ограничены.» — Валерий Кичин, Российская газета.
«А самая большая удача Твердовского – это грамотное лавирование между опасными камнями эксплуатации темы инвалидов и критики в адрес системы образования. Да, пандусы строят криво и короче, чем нужно. Да, училки по-хамски общаются с учениками, а те хамят им в ответ. Но все это – не более, чем не самый благополучный фон для истории о том, как Лена и Антон встретились и полюбили друг друга.» — Илья Миллер, The Hollywood Reporter Russia
6.Физкультминутка (слайд №16) Условие игры : я в быстром темпе и вразброс называю слова, характеризующие толерантную и интолерантную личность, а вы, встав в круг, хлопаете в ладоши, если слово- характеристика положительного качества, и прыжок на месте. если это слово характеризует интолерантную личность. Начнём! - Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание
- Прощение
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Сотрудничество
- Уважение прав других
- Раздражение
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
7. Проблемные ситуации. Воспитатель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? Ответы: нет, ссоримся… Воспитатель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, с одноклассниками. Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем. Сценка № 1 Вы стоите в очереди в аптеке, где перед вами стоит пожилой человек. Он в силу возраста очень медленно и неуверенно выбирает лекарства, долго расплачивается, всё время что-то забывает, переспрашивает. А вы очень торопитесь. Стоящие за вами люди начинают возмущаться;- они тоже торопятся. Как поступить в этой ситуации? Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие? Сценка № 2. Вы гуляете по городу со своим другом, хорошо и весело проводите время, и в один момент замечаете в парке человека, которому срочно надо оказать помощь. Этот человек плохо одет, его все сторонятся. Вы решаетесь помочь ему, но ваш спутник вас отговаривает, указывая вам на наличие опасности при общении с такими людьми. Как поступить в этой ситуации? Памятка как надо себя вести. - Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
Упражнения на закрепление понятия «толерантность»: Воспитатель: итак, быть толерантным, значит: - Уважать другого.
- Любить ближнего своего.
- Не злиться.
- Быть добрым, терпимым.
- Сострадать.
8. Игра: Кухни мира. Воспитатель предлагает классу создать две команды и поочерёдно предлагать гостям блюда мировой кухни. Побеждает команда, предложившая большее количество блюд. 9. Анкета (слайд№17) Оцените, насколько приведённые ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где 0 – совсем неверно, 1 – верно в некоторой степени, 2 – верно в значительной степени, 3 – верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.
№ | Утверждения | Баллы | 1. | Медлительные люди обычно действуют мне на нервы |
| 2. | Меня раздражают суетливые, непоседливые люди |
| 3. | Шумные детские игры я переношу с трудом |
| 4. | Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно |
| 5. | Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня |
|
| Всего: |
|
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнёра.
№ | Утверждения | Баллы | 1. | Считаю, что на грубость надо отвечать тем же |
| 2. | Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен |
| 3. | Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своём |
| 4. | Мне неприятны самоуверенные люди |
| 5. | Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека |
|
| Всего: |
|
Максимальное число баллов по каждой шкале – 15 баллов. Чем выше число набранных Вами баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.
( Опрос представлен в сокращённом виде, из 9-ти шкал предложены две за номерами 1 и 4)
10. Обобщающая беседа. Воспитатель:- бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас? - Что вы чувствовали в тот момент? Ответы детей. - А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо? Ответы детей. - Как вы думаете, что чувствовал тот человек? Ответы детей. - Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. - Какое наставление вам помогает жить в мире? Ответ: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Воспитатель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону? - Человек должен стремиться жить в мире и согласии со всеми. 11. . Итог. Притча о чаше ( слайд №18)
Однажды ученик попросил своего учителя объяснить ему природу человеческого терпения. Выслушав ученика, учитель взял пустую чашу и поставил её ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой. Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, учитель сказал:
— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится и рискуешь облить самого себя.
Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:
— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?
— Не только, — ответил учитель, — в том, что ты оберегаешь свои же колени, особой добродетели и заслуги нет.
— Так что же ещё он должен делать? — спросил недоуменно ученик, не открывая глаз.
— Добродетельный человек должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась - сказал учитель.
|
Воспитатель: ребята, выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера, то есть два положительных качества которыми вы обладаете. Запишите эти качества на ладошках, нарисованных вами на символическом дереве толерантности, и наш хрупкий мир станет сильнее и добрее. 12. Поём (слайды № 19,20,21) Воспитатель: - Предлагаю спеть песню, которую во всём мире считают неофициальным гимном толерантности. (Д. Леннон Imagine). Мои пожелания: Ребята! Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми, надёжными, щедрыми и заботливыми. Добрый человек всегда внимателен, терпелив, заботлив и милосерден, а самое главное способен на любовь. А надёжный человек – это честность, правдивость. Щедрый человек всегда великодушен, бескорыстен. И всё это вам поможет жить в мире. |
|