МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
методическая разработка по теме
Данная разработка содержит примерный перечень практических заданий по учебной дисциплине "Государственная и муниципальная служба в РФ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Южно-Уральский государственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Подготовила преподаватель юридических дисциплин Бабенцева Ирина Артуровна
Челябинск, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов знания теоретических и практических основ государственной и муниципальной службы как правового института, а также навыков, необходимых для профессиональной деятельности юриста в сфере государственной и муниципальной службы, а именно: для правильной квалификации обстоятельств, разработки документов, дачи юридических заключений на проекты правовых актов управленческого характера, принятия правовых решений.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- воспитание у студентов навыков самостоятельной работы с нормативным материалом, актами судебной практики и литературой (в том числе с использованием компьютерных справочных правовых программ);
- приобретение студентами навыков анализа законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы (как федеральных и регионального уровня);
- формирование у студентов умений применять действующие нормативно-правовые акты государственно-служебного характера на практике, особенно в процессе работы в органах государственной власти;
Поставленные задачи решаются при выполнении студентами практических заданий.
Данная методическая разработка содержит примеры практических заданий по разделу «Государственная служба»
Планы практических занятий (семинаров) и практикум по дисциплине
Тема 1. Государственная служба в системе государственного управления (исполнительной власти)
Цель практического занятия:
Определить место государственной службы в системе государственного управления.
Вопросы:
1. Государственное управление: понятие и система. Функции и методы государственного управления.
2. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Взаимосвязь государственной службы и государственного управления. Государственная служба как институт государственного управления.
4. Основные направления (содержание) административной реформы и реформы государственной службы.
Задачи и задания:
Задание 1. Определите систему государственного управления и содержание ее элементов. Проанализируйте государственную службу как подсистему в рамках системы государственного управления.
Задание 2. В чем заключаются различия между федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и государственными комитетами? Каковы функции приведенных федеральных органов исполнительной власти и роль государственной службы в их реализации?
Задание 3. Раскройте структуру Администрации Президента РФ, цели ее формирования и полномочия. Какую роль играет Руководитель Администрации Президента РФ в реализации функций Администрации?
Задание 4. Сравните главные направления реформирования государственной службы РФ и приоритетные направления административной реформы. Есть ли сходство?
Задание 5. Что входит в систему исполнительных органов государственной власти (исполнительной власти) Челябинской области? Какая роль отводится государственной службе в реализации функций и методов государственного управления?
Задание 6. В чем состоят отличия между органами государственного управления и органами исполнительной власти? Приведите примеры данных органов.
Тема 2. Государственная служба как правовой институт
Цель практического занятия:
Определить государственную службу как правовой институт
Вопросы:
Место государственной службы в системе административного права. Государственная служба как институт административного права, межотраслевой правовой институт (понятие, содержание).
Государственно-служебные отношения как часть государственно-управленческих отношений. Понятие и содержание организационно-структурных и организационно-функциональных государственно-управленческих (административно-правовых) отношений.
Законодательство о государственной службе Российской Федерации.
Задачи и задания:
Задание 1. Определите предмет, метод и систему административного права. Правильно ли утверждение, что государственная служба является институтом исключительно административного права?
Задание 2. На примере Министерства образования и науки РФ раскройте организационно-структурные и организационно-функциональные государственно-управленческие (государственно-служебные) отношения в данном органе.
Задание 3. Проанализируйте федеральную программу «Реформирование государственной службы РФ» (2003 – 2005 годы) и Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» Какие нормативные правовые акты (федеральные и субъектов РФ) необходимо принять (приняты в настоящее время) в развитие названной федеральной программы и ФЗ «О системе государственной службы РФ»
Задание 4. Могут ли субъекты Российской Федерации осуществлять правовое регулирование государственной службы? Если да, то по каким вопросам?
Задание 5. Распространяется ли на государственную службу трудовое законодательство?
Тема 3. Государственная должность
Цель практического занятия:
Раскрыть основные признаки и виды государственной должности
Вопросы:
Понятие и признаки государственной должности.
Виды государственных должностей. Классификация государственных должностей гражданской службы. Категории и группы государственных должностей. Способы замещения государственных должностей.
Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания государственной службы. Классные чины гражданской службы. Реестры должностей государственной службы.
Квалификационные требования к государственным должностям государственной службы (гражданской службы).
Задачи и задания
Задание 1. Как определяется «должностное лицо» в действующем законодательстве? Каково соотношение понятий «должностное лицо» и «государственная должность»?
Задание 2. Чем отличаются лица, замещающие государственные должности РФ и субъектов РФ от лиц, замещающих государственные должности государственной службы? Какие различия имеются в правовом статусе федерального министра, губернатора, начальника управления федерального министерства, начальника управления областной администрации? Сделайте ссылку на необходимые нормативные акты.
Задание 3. Какой классный чин может быть присвоен следующим лицам, замещающим государственные должности:
- первый заместитель федерального министра;
- руководитель департамента федерального министерства;
- заместитель начальника отдела федерального министерства;
- консультант управления федерального министерства;
- специалист 1-ой категории федерального министерства;
- руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ;
- консультант управления Администрации области;
- советник Конституционного Суда РФ;
- советник судьи Конституционного Суда РФ
- секретарь судебного заседания федерального суда общей юрисдикции;
- секретарь суда;
- помощник председателя областного суда?
Каково соотношение понятий «государственная должность» и «классный чин»?
Задание 4. Относятся ли к государственным должностям государственной гражданской службы следующие лица:
- Уполномоченный по правам человека РФ;
- Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
- помощник судьи;
- председатель Центральной избирательной комиссии;
- начальник управления в центральной избирательной комиссии;
- руководитель аппарата – администратор Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Губернатор Кемеровской области;
- Председатель комитета Администрации Кемеровской области?
Задача 1
Руководитель федерального органа исполнительной власти (федеральной службы) издал приказ о назначении на должность начальника управления, заключил с ним служебный контракт на 1 год без прохождения конкурса и испытания.
Правильно ли поступил руководитель? К какой категории и группе государственных должностей относится начальник управления федерального органа исполнительной власти (федеральной службы)? Какой для него предусмотрен способ замещения должности? В каких случаях заключается срочный служебный контракт, не проводится конкурс и не устанавливается испытание при поступлении на государственную гражданскую службу?
Задача 2
Министр здравоохранения и социального развития РФ издал приказ о лишении классного чина государственного советника РФ 1-го класса своего заместителя Сергеева за ненадлежащее исполнение Указа Президента РФ «О мерах по развитию физической культуры и спорта в РФ».
Сергеев обратился в суд с жалобой, полагая, что приказ министра не соответствует ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», поскольку она не предусматривает подобного дисциплинарного взыскания. Представитель министра в суде пояснил, что приказ о применении к Сергееву дисциплинарного взыскания полностью соответствует Указу Президента РФ
от 6 июня 1996г. №810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».
Суд в удовлетворении жалобы отказал.
Через месяц уволился по собственному желанию министр здравоохранения и социального развития. Одновременно министр предупредил своего заместителя, что ему придется также уволиться, поскольку должность, которую он замещает ограничена сроком пребывания в должности министра.
Дайте юридическую оценку дела, действиям министра, решению суда. К какой категории и группе государственных должностей относится должность, замещаемая Сергеевым? Какой способ замещения данной должности? Каков порядок присвоения и лишения классного чина? Какие квалификационные требования предъявляются к должности заместителя федерального министра?
Тема 4. Понятие и виды государственной службы
Цель практического занятия:
Раскрыть понятие и виды государственной службы
Вопросы:
Понятие службы и ее виды.
Понятие и признаки государственной службы.
Система государственной службы. Виды и уровни государственной службы.
Принципы государственной (гражданской) службы. Принципы построения и функционирования системы государственной службы, служебного поведения государственных служащих.
Задания и задачи
Задание 1. Назовите признаки, отличающие государственную службу от иных видов службы.
Задание 2. Каким образом соотносятся между собой понятия: «государственная служба», «государственная гражданская служба», «лицо, замещающее государственную должность», «лицо, замещающее должность на государственном предприятии», «руководитель государственного органа», «помощник (советник) руководителя государственного органа»?
Задание 3. Правильно ли, на ваш взгляд, мнение, что в системе государственной службы существуют два вида правоотношений:
- внутренние отношения (или трудовые отношения), то есть отношения, связанные с осуществлением служащими профессиональной (трудовой) деятельности, которые складываются по поводу труда (служебной деятельности) служащих;
- внешние отношения (или административные правоотношения), то есть отношения служащего с третьими лицами в связи с осуществлением им государственно-властных функций и полномочий?
Задание 4. Раскройте понятие «государственная служба», его содержание с социально-политической и правовой точек зрения, то есть «государственная служба» как вид деятельности и как система правовых норм. Имеются ли отличия государственной службы от службы муниципальной, в общественных объединениях и других некоммерческих организациях? Назовите не менее десяти правовых источников, регулирующих государственно-служебные отношения.
Задание 5. Какие принципы государственной службы предусмотрены в следующих нормативных актах:
- Конституция РФ 1993г.;
- Федеральный закон «О системе государственной службы РФ»;
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ»;
- Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих»;
- Закон Кемеровской области «О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области»
Задание 6. Определите систему государственной службы РФ, ее элементы. Какие виды государственной службы включаются в данную систему. Назовите формы взаимодействия между видами государственной службы, входящими в систему государственной службы РФ с учетом Федерального закона «О системе государственной службы РФ», Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
По каким критериям можно выделить виды государственной службы? Какова взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы?
Задание 7. Проведите разграничение понятий «государственная должность» и «государственная должность государственной службы». Приведите примеры таких государственных должностей. Распространяется ли на лиц, замещающих государственные должности, законодательство о государственной службе?
Задача 1
Начальник Главного управления внутренних дел одной из областей издал приказ об
увольнении Соколова из органов внутренних дел на основании п. «л» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ за совершение проступков, не совместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника милиции. Соколов считает свое увольнение из органов внутренних дел незаконным, так как он не совершал таких проступков, а само увольнение проведено по основанию, которое не предусмотрено действующим законодательством. Соколов обратился в суд с иском о признании незаконным приказа об увольнении его из органов внутренних дел, восстановлении на службе в должности дежурного дежурной части отдела внутренних дел.
Дайте юридическую оценку дела. Какое решение должен принять суд?
Тема 5. Правовое положение (статус) государственного служащего
Цели практического занятия:
Раскрыть элементы правового положения (статус) государственного служащего
Вопросы:
1. Государственный служащий: понятие, классификация, формирование кадрового состава.
2. Понятие и содержание правового положения (статуса) государственного служащего.
3. Основные права и обязанности государственного (гражданского) служащего. Требования к служебному поведению гражданского служащего.
4. Ограничения и запреты, связанные с государственной (гражданской) службой.
5. Конфликт интересов на государственной (гражданской) службе: понятие, механизм урегулирования.
6. Государственные гарантии на государственной (гражданской) службе.
Задания и задачи
Задание 1. Какие можно выделить критерии классификации прав, обязанностей гражданских служащих, ограничений и запретов, связанных с государственной службой?
Задание 2. Вправе ли государственный служащий обжаловать в суд мотивированный отзыв, выданный ему непосредственным руководителем?
Задание 3. Каким образом государственный служащий может реализовать свое право на проведение по его заявлению служебной проверки, предусмотренное ч. 1 п. 14 ст. 14-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»? Какие права при этом имеет государственный служащий? Вправе ли представитель нанимателя временно отстранить от замещаемой должности государственного служащего на время проведения служебной проверки?
Задание 4. Вправе ли государственный служащий работать по совместительству?
Задание 5. В чем состоит содержание обязанности государственного служащего исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий (ч.1 п.3 ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»)? Как должен поступить государственный (гражданский) служащий при получении от руководителя неправомерного распоряжения?
Задача 1
Два начальника управления областной администрации организовали совместно с другими тремя лицами общество с ограниченной ответственностью по оформлению различных документов граждан и областной администрации. Соответствуют ли эти действия государственных служащих законодательству? Проанализируйте необходимые нормативные правовые акты.
Задача 2
Назовите признаки государственного служащего. Кто из ниже перечисленных лиц не является таковым:
Президент РФ, ректор ВУЗА, следователь прокуратуры, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, судебный пристав-исполнитель, Руководитель Секретариата председателя Конституционного Суда РФ, член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, судья федерального суда, губернатор области (края), полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, аудитор Счетной палаты, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ, доцент государственного университета, администратор областного суда, помощник председателя Конституционного Суда РФ, руководитель аппарата Счетной палаты?
Задача 3
Начальник управления федеральной службы выявил факт передачи в средства массовой информации подчиненным ему консультантом проекта приказа руководителя федеральной службы. Начальник отстранил консультанта от занимаемой должности на один месяц. По истечении данного срока объявил предупреждение о неполном должностном соответствии.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Задача 4
В налоговую службу обратился предприниматель Федосов по поводу неправильного начисления налога. В налоговой службе он встретил своего бывшего однокурсника Славина, с которым он не виделся несколько лет, работавшего старшим инспектором отдела по налогообложению предпринимателей. Узнав, что у Славина день рождения, Федосов подарил ему бутылку коньяка и коробку конфет. На следующий день вопрос Федосова был благополучно разрешен.
Узнав о данном факте, руководитель налоговой службы отстранил Славина от замещаемой должности и назначил служебную проверку.
Проведите юридическую оценку дела.
Тема 6. Прохождение государственной службы
Цели практического занятия:
Дать характеристику основных этапов прохождения государственной службы
Вопросы:
1. Общая характеристика процесса прохождения государственной службы: понятие, стадии (элементы), основные черты.
2. Поступление на государственную (гражданскую) службу. Назначение на должность государственной (гражданской) службы. Испытание при поступлении на государственную службу.
3. Служебный контракт: понятие, стороны, содержание, форма, срок действия, порядок заключения.
4. Аттестация государственных (гражданских) служащих. Квалификационный экзамен.
Задания и задачи
Задание 1. Что такое должностной регламент? Какого его содержание, значение?
Задание 2. Как можно определить понятие «служебная карьера» государственного служащего и каким образом она оформляется?
Задание 3. Какие документы должен представить гражданин представителю нанимателя при поступлении на государственную (гражданскую) службу? Какие имеются отличия с лицами, которые оформляются на работу в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Задание 4. Чем отличается испытание при поступлении на государственную (гражданскую) службу от испытания, предусмотренного Трудовым кодексом РФ?
Задание 5. Определите отличия служебного контракта от трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Задание 6. Какого соотношение понятий «служебный контракт», «должностной регламент», «испытание», «конкурс», «поступление на государственную (гражданскую) службу»?
Задание 7. Каковы цели аттестации государственных служащих, порядок ее проведения, результаты. Кто из государственных (гражданских) служащих не подлежит аттестации?
Задание 8. В чем состоят отличия аттестации государственных (гражданских) служащих от квалификационного экзамена?
Задание 9. Составьте проект акта соответствующего государственного органа (представителя нанимателя) о назначении на должность государственной гражданской службы.
Задача 1
Соколов представил в отделе кадров Министерства промышленности и энергетики РФ заявление с просьбой назначить его на государственную должность советника министра. К заявлению были приложены документы. Начальник управления кадров в устной беседе сказал Соколову, что, во-первых, он не представил справку об отсутствии у него судимости; во-вторых, для принятия на эту должность требуется представление министра.
Дайте юридическое заключение по делу. К какой категории и группе государственных должностей относится должность, на которую претендовал Соколов?
Задача 2
Дочь губернатора одной из областей, уволившись с работы инженера в одном из предприятий, была назначена на должность советника губернатора. После успешных выборов, в результате которых губернатор был переизбран на второй срок, дочь, как один из главных организаторов предвыборной компании получила ценный подарок от частных лиц. Кроме того, она приобрела 40 государственных краткосрочных облигаций, после выборов была назначена главным консультантом одного из общественных объединений, занимающихся подготовкой к выборам. Также была издана ее книга по организации и проведению предвыборных компаний, гонорар за которую ей выплачен иностранной организацией.
Проанализируйте ситуацию с учетом законодательства о государственной службе.
Задача 3
Леонтьев представил в отдел кадров заявление с просьбой назначить его на старшую должность государственной службы. Предложенный конкурс он прошел успешно. С Леонтьевым был заключен служебный контракт и издан приказ о его назначении на должность. Приказ предусматривал прохождение испытательного срока в течение года. По окончании испытания Леонтьеву был присвоен классный чин советника государственной гражданской службы 3-го класса. Проанализируйте ситуацию.
Тема 7. Изменение служебного контракта и его прекращение
Цели практического занятия:
Раскрыть основания изменения служебного контракта и его прекращения
Вопросы:
1. Перевод государственного (гражданского) служащего на иную должность государственной (гражданской) службы. Перемещение на иную должность государственной (гражданской) службы.
2. Изменение существенных условий служебного контракта. Временное замещение иной должности государственной (гражданской) службы.
3. Прекращение служебного контракта: основания и последствия.
Задания и задачи
Задание 1. В чем состоит отличие перевода государственного (гражданского) служащего на иную должность государственной (гражданской) службы от перемещения?
Задание 2. Что понимается под существенными условиями служебного контракта? Каковы правовые последствия изменения таких существенных условий?
Задание 3. Чем отличается временное замещение иной должности государственной (гражданской) службы от перевода на иную должность государственной (гражданской) службы и перемещения?
Задание 4. Каково соотношение общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной (гражданской) службы и увольнения с гражданской службы от общих оснований прекращения трудового договора?
Задание 5. Расторгается ли автоматически служебный контракт по истечении срока его действия?
Задание 6. Обязательно ли согласование с профсоюзным органом расторжения служебного контракта с государственным служащим?
Задание 7. В чем состоит разница между прекращением и приостановлением служебного контракта?
Задача 1
Государственный служащий категории «помощники (советники)» Ильин при ознакомлении со своим личным делом обнаружил в нем данные о его членстве в Либерально-демократической партии, внесенные кадровой службой министерства. Через некоторое время руководство министерства потребовало от Ильина прекратить членство в партии, иначе он будет освобожден от занимаемой должности в министерстве. Ильин отказался выполнить требование руководства. Министр издал приказ о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Ильин обратился с жалобой на незаконный приказ в суд. Разрешите дело по существу.
Тема 8. Поощрения и ответственность государственных служащих.
Служебная дисциплина на государственной (гражданской) службе.
Цель практического занятия:
Раскрыть основания применения мер поощрения и основания привлечения государственных служащих к ответственности
Вопросы:
1. Поощрения и награждения государственных служащих.
2. Дисциплинарная ответственность государственных (гражданских) служащих.
3. Материальная ответственность государственных служащих.
4. Административная ответственность государственных служащих.
Задания и задачи
Задание 1. Кто принимает решение о поощрении и награждении государственных служащих? Какие существуют государственные награды России?
Задание 2. Что такое служебная дисциплина на государственной (гражданской) службе?
Задание 3. Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены к государственным служащим. Каков порядок их применения и снятия? Распространяются ли нормы Трудового кодекса РФ о дисциплинарных взысканиях к государственным служащим?
Задание 4. Чем отличается освобождение от замещаемой должности государственной (гражданской) службы от увольнения с государственной (гражданской) службы как видов дисциплинарных взысканий?
Задание 5. Отражаются ли дисциплинарные взыскания в трудовой книжке государственного служащего?
Задание 6. Можно ли государственного (гражданского) служащего временно отстранить от замещаемой должности? Если да, то в каких случаях это допускается? Является ли данная мера дисциплинарным взысканием? Каковы основания, порядок и правовые последствия такого отстранения?
Задание 7. Что означает «служебная проверка»? Охарактеризуйте ее основания, порядок проведения, сроки, результаты? Какие права имеет государственный служащий, в отношении которого проводится проверка?
Задача 1
Губернатор одной из областей РФ издал постановление о запрещении исполнять на территории данной области некоторые Указы Президента РФ. Может ли Президент РФ привлечь губернатора к дисциплинарной ответственности и освободить от занимаемой должности?
Какие принудительные меры может применять Президент РФ к губернаторам?
Задача 2
Начальник отдела федерального государственного органа Симонов как один из организаторов предвыборной компании получил ценный подарок от частных лиц. Руководитель государственного органа, обнаружив данный факт уволил Симонова по ч.1 п. 13 ст.34 Федерального закона «О государственной гражданской службе».
Дайте юридическую характеристику дела.
Тема 9. Оплата труда государственных служащих. Служебное время и время отдыха. Государственные гарантии на государственной службе.
Цели практического занятия:
Раскрыть порядок оплаты труда государственных служащих.
Вопросы:
1. Оплата труда государственных (гражданских) служащих. Фонд оплаты труда. Финансирование государственной (гражданской) службы. Программы развития государственной (гражданской) службы.
2. Служебное время и время отдыха. Отпуска на государственной (гражданской) службе.
3. Государственные гарантии государственных (гражданских) служащих: основные и дополнительные. Стаж государственной службы.
Задания и задачи
Задание 1. В чем состоит разница между денежным содержанием государственного (гражданского) служащего и должностным окладом?
Задание 2. Влияет ли классный чин на денежное содержание государственного (гражданского) служащего?
Задание 3. Какие дополнительные выплаты предусмотрены для государственного (гражданского) служащего?
Задание 4. Определите отличия в денежном содержании следующих государственных служащих, заполнив сравнительную таблицу:
Должность | Стаж гражданской службы | Классный чин | Денежное содержание |
Руководитель департамента федерального министерства Консультант федерального министерства Начальник отдела в управлении федерального министерства Начальник управления федерального министерства Специалист 1-ой категории Советник федерального министра Советник федерального министерства |
Задание 5. Может ли устанавливаться особый порядок оплаты труда государственных (гражданских) служащих? Учитываются ли показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности при определении денежного содержания государственного (гражданского) служащего? Если да, то кто определяет такие показатели?
Задание 6. Из каких средств формируется фонд оплаты труда государственных (гражданских) служащих? Возможно ли перераспределение таких средств?
Задание 7. Из каких источников финансируется государственная гражданская служба? Может ли государственный (гражданский) служащий субъекта РФ получать денежное содержание за счет средств федерального бюджета?
Задание 8. Могут ли проводиться эксперименты в рамках программ развития государственной (гражданской) службы?
Задание 9. Назовите нормативные правовые акты, принятые в РФ, направленные на реализацию основных и дополнительных государственных гарантий для государственных (гражданских) служащих.
Задание 10. Какую роль играет стаж государственной (гражданской) службы? Включается ли в стаж государственной (гражданской) службы время работы:
- на должностях муниципальной службы;
- на должностях в государственных органах бывшего СССР, РСФСР;
- на должностях в органах КПСС.
Тема 10. Управление государственной службой. Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
Цели практического занятия:
Раскрыть основные элементы системы управления государственной службой.
Вопросы:
1. Система управления государственной службой. Органы управления государственной службой.
2.Индивидуальный служебный спор: понятие, порядок рассмотрения. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров, их компетенция.
Задания и задачи
Задание 1. Какова цель управления государственной службой?
Задание 2. Определите органы управления государственной службой, их компетенцию.
Задание 3. Как образуется комиссия государственного органа по служебным спорам? Каков ее состав и полномочия?
Задание 4. Может ли государственный служащий при возникновении индивидуального служебного спора обратиться за его разрешением непосредственно в суд, минуя комиссию по служебным спорам?
Задание 5. Какие служебные споры рассматриваются непосредственно в судах?
Задание № 6
Классифицируйте полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления по основаниям, указанным в таблице:
Вид полномочий | Полномочия органов государственной власти | |
Российская Федерация | Субъекты Российской Федерации | |
Регулирующие | ||
Обеспечивающие | ||
Контролирующие |
Задача 1
Андреев обратился с заявлением в Верховный Суд РФ о признании недействующим (незаконным) п.5 ч.2 ст.22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающего, что при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, конкурс не проводится. Верховный Суд РФ удовлетворил заявление Андреева. Правильно ли решение суда?
Задача № 2
Глава города получил анонимную жалобу на действия заведующего отделом социального обеспечения районной администрации и переслал ее главе соответствующей районной администрации.
Правильно ли поступил глава города?
Какими должны быть последующие действия главы районной администрации?
Рассмотрите вариант с не анонимной жалобой.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
- Внимательно изучить условия задачи.
- Выявить проблему предложенной ситуации. Это достигается через конкретизацию основных и дополнительных вопросов.
- Найти нормы права, способные разрешить возникший спор. Задачи, предлагаемые в процессе изучения дисциплины «Муниципальное право», в основном решаются на основании положений ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
- Внимательно изучить положения закона и сопоставить их с проблемой, изложенной в задаче.
- Дать ответы на дополнительные вопросы задачи. Ответы должны опираться на соответствующие нормы закона. Поэтому студент должен четко указывать правовую норму, на которую он опирается в данном конкретном случае (например, «Согласно положениям ст.21 ФЗ № 131 …» или «В соответствии с положениями ст. 21 ФЗ № 131 ).
- В заключении, подводя итог всему выше сказанному, студент должен дать ответ на основной вопрос (вопросы) сформулированные в задаче.
Пример решения задачи.
В соответствии со ст.32 ФЗ № 131 граждане имеют право обращаться с жалобами в органы местного самоуправления. Однако не все жалобы могут быть рассмотрены по существу.
Так, согласно п.1 ст.11 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ на обращение не дается, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и его адрес.
Поэтому, отвечая на вопросы в задаче, можно сформулировать следующие выводы:
- Правильно ли поступил глава города? Нет, т.к. анонимные обращения не рассматриваются.
- Какими должны быть последующие действия главы районной администрации? Оставит жалобу без ответа.
Рассмотрите вариант с не анонимной жалобой.
Если жалоба была составлена с соблюдением всех условий (ст.7 ФЗ № 59), то необходимо дать ответ по существу обращений граждан в течение 30дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 ФЗ № 59).
Нормативные акты
- Конституция РФ. Принята 12.12.1993года.
- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002г. « 67 – ФЗ (ред. от 21.07.2005).
- ФЗ «Об обеспеченности конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 г. ( ред. от 21.07.2005г).
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 от 06.10.2003г.
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.06 (принят государственной Думой 21.04.06.)
- Закон Челябинской области от 28.11.2002 № 120- ЗО «О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области».
- Закон Челябинской области от 25.09.2003г. № 180 –ЗО (ред. от 31.03.2005) «О местном референдуме в Челябинской области».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»
laquo;Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы военной топографии»
laquo;Ориентирование на местности без карты»....
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
laquo;Действия в экстремальных ситуациях»...
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
laquo;Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»...
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Строевая подготовка»
Тема «Способы и приемы передвижения на поле боя». Занятие № 2: «Выполнение перебежек»...
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Строевая подготовка»
Тема «Способы и приемы передвижения на поле боя». Занятие № 4: Комплексное выполнение способов передвижения...
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Строевая подготовка»
Тема «Способы и приемы передвижения на поле боя». Занятие № 1: «Передвижение солдата в бою. Выполнение приемов «К бою», «Встать»...