комплект практических занятий по МДК 02.01 Организация работы органов ПФРФ и организаций, учреждений социальной защиты населения
методическая разработка на тему
методические разработки практических заданий по МДК 02.01 для специальности 40.02.01. "Право и организация социального обеспечения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практическая работа №1 | 29.98 КБ |
практическая работа №2 | 21.53 КБ |
практическая работа №3 | 27.31 КБ |
практическая работа №4 | 17.67 КБ |
практическая работа №5 | 15.22 КБ |
практическая работа №6 | 15.67 КБ |
практическая работа №7 | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №1
вариант 1
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний об элементах социальной сферы и основных направлениях социальной политики государства, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
С использованием лекционного материала и справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта», определите, на основе каких нормативно-правовых актов государство осуществляет социальную политику в отношении групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке. Ответ оформите в виде следующей таблицы:
Группы и слои, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке (основные социальные объекты) | Нормативно-правовые акты, определяющие социальную политику государства в отношении конкретных групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке |
инвалиды | |
безработные | |
участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица | |
труженики тыла во время Великой Отечественной войны | |
одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям) | |
вдовы и матери военнослужащих, погибших в войнах | |
бывшие несовершеннолетние узники фашизма | |
лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные | |
беженцы и вынужденные переселенцы | |
лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний | |
лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений | |
лица без определенного места жительства | |
семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики | |
семьи, имеющие детей-инвалидов | |
семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
семьи с низким уровнем доходов | |
многодетные семьи | |
семьи несовершеннолетних родителей | |
молодые семьи (в том числе студенческие) | |
матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком | |
беременные женщины и кормящие матери | |
самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости) | |
осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети | |
безнадзорные дети и подростки | |
дети и подростки девиантного поведения | |
дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию | |
разводящиеся семьи | |
семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители психологически несостоятельны | |
лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам |
ЗАДАНИЕ 2
Распределите перечисленные объекты социальной работы по строкам таблицы:
Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; безнадзорные дети; семьи, имеющие на попечении детей-сирот; лица, склонные к суицидальным поступкам; семьи, в которых имеются дети-инвалиды; вынужденные переселенцы; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; одинокие пожилые люди; граждане-инвалиды; реабилитированные лица; разводящиеся семьи; многодетные семьи; дети, имеющие психологические затруднения; кормящие матери; вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время; лица без определенного места жительства; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом; дети и подростки девиантного поведения; осиротевшие дети; семьи, состоящие из одних пенсионеров; молодые семьи; семьи с низким уровнем доходов; неполные семьи; беременные женщины; беженцы; члены семей лиц, подвергшихся политическим репрессиям; участники Великой Отечественной войны; семьи несовершеннолетних родителей; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; несовершеннолетние узники фашистских лагерей.
Основания классификации объектов социальной работы | Группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации |
состояние здоровья | |
служба и труд в экстремальных социальных условиях | |
пожилой, пенсионный возраст | |
девиантное поведение в его различных формах и видах | |
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей | |
особое положение детей | |
бродяжничество, бездомность | |
положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии | |
правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитированных |
Контрольные вопросы
- Укажите основные субъекты социальной работы
- Охарактеризуйте федеральный уровень регламентации социальной работы
- Укажите основные черты социальной работы как учебной дисциплины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №1
вариант 2
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний об элементах социальной сферы и основных направлениях социальной политики государства, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
С использованием справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта» определите нормативно-правовые акты, регламентирующие различные уровни социальной работы (не менее 3-х по каждому уровню) и заполните следующую таблицу:
Уровень социальной работы | Нормативно-правовые акты | Какие вопросы регламентируют |
Федеральный уровень | Образец: Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 | Содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов. |
Региональный уровень | ||
Муниципальный уровень | ||
Локальный уровень | ||
ЗАДАНИЕ 2
Распределите перечисленные объекты социальной работы по строкам таблицы:
Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; безнадзорные дети; семьи, имеющие на попечении детей-сирот; лица, склонные к суицидальным поступкам; семьи, в которых имеются дети-инвалиды; вынужденные переселенцы; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; одинокие пожилые люди; граждане-инвалиды; реабилитированные лица; разводящиеся семьи; многодетные семьи; дети, имеющие психологические затруднения; кормящие матери; вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время; лица без определенного места жительства; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом; дети и подростки девиантного поведения; осиротевшие дети; семьи, состоящие из одних пенсионеров; молодые семьи; семьи с низким уровнем доходов; неполные семьи; беременные женщины; беженцы; члены семей лиц, подвергшихся политическим репрессиям; участники Великой Отечественной войны; семьи несовершеннолетних родителей; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; несовершеннолетние узники фашистских лагерей.
Основания классификации объектов социальной работы | Группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации |
состояние здоровья | |
служба и труд в экстремальных социальных условиях | |
пожилой, пенсионный возраст | |
девиантное поведение в его различных формах и видах | |
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей | |
особое положение детей | |
бродяжничество, бездомность | |
положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии | |
правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитированных |
Контрольные вопросы:
- Укажите основные объекты социальной работы
- Охарактеризуйте муниципальный уровень социальной работы
- Укажите особенности социальной работы как вида профессиональной деятельности
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №2
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологический процесс социальной работы
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний о технологическом процессе социальной работы, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
Наталье 52 года. Возраст предпенсионный. Три года назад она стала вдовой. На ее иждивении две дочери-студентки и престарелая мать. Издательство, в котором она работа, закрылось. Работу в ее возрасте найти трудно, специальность у нее только одна, да и та не очень ходовая – редактор. Но Наталья – женщина решительная. Она поставила перед собой цель: найти работу. Однако она понимает, чтобы достичь этой цели, нужно разработать конкретный план действий, разделенных на определенные этапы.
Она предлагает следующий детальный план:
1. Критерии выбора работы.
Наталья не хочет получить любую работу. Ей нужна такая работа, которая соответствовала бы определенным критериям.
2. Резюме.
Для того чтобы предложить себя на рынке труда, она должна подготовить резюме, которое соответствовало бы всем стандартам и содержало бы и подчеркивало те особенности подготовки Натальи, ее опыта и личных качеств, которые помогли бы ей заинтересовать работодателя.
3. Информация.
Наталья должна иметь информацию о том, где можно узнать о различных вакансиях, изучить рынок спроса на рабочую силу и выбрать наиболее подходящие для себя направления для рассылки своего резюме.
4. Выбор наилучших и наиболее подходящих фирм и организаций.
Рассмотрев различные направления, Наталья предполагает просеять предлагаемые вакансии и отобрать наиболее привлекательные для себя.
5. Встречи с работодателями.
Далее она предполагает начать обзвон возможных работодателей и рассылку им своего резюме, а также проведение встреч с ними.
6. Выбор наиболее подходящего предложения. Если будет предложено более одной работы, то ей придется делать выбор. Для выбора также необходимо разработать определенные критерии, такие как: престижность,
возможность роста, заработная плата, рабочий день, удаленность от дома, коллектив, начальство и пр.
7. Разработка нового плана в случае, если она не сможет найти работу таким образом.
Дайте оценку логике представленного плана. Укажите, насколько полно он отражает стремление к достижению поставленной цели.
ЗАДАНИЕ 2
Ирина – 48-летняя разведенная женщина. У нее есть взрослая замужняя дочь и престарелая мать. У всех – отдельные квартиры. Каждая живет своей собственной жизнью. Ирина была замужем за художником. Ей казалось, что он обязательно будет знаменитым. Но его талант сгубило пристрастие к спиртному, к которому он приучил и Ирину. В доме часто собирались молодые художники, много пили и много говорили. Утром трудно было разобраться, где кто и кто с кем. Для Ирины такая жизнь была непривычной. Но муж часто говорил ей: «Хочешь быть женой художника – терпи и привыкай. Мы – народ свободный и не любим условностей». На глазах Ирины ее муж стал устраивать свою личную жизнь с другой женщиной. В отместку Ирина вступила в близкие отношения с молодым художником-авангардистом. Потом она сломалась и стала пить, не переставая. Она не могла простить себе своей слабости. Родители вначале забрали к себе ее дочь. А потом ее, насильно уложили в клинику на лечение. В клинике он поняла, что жизни не будет, если она останется со своим художником. Их развели.
Прошло уже много лет, но Ирина так и осталась одинокой. Мужчинам она не верит. Спиртное употребляет один раз в год, но запоем. Пьет недели две беспробудно, из-за этого не может удержаться на постоянном месте paботы.
Укажите на те причины, которые не позволили Ирине сопротивляться в жизни и сохранить свою целостность. Какие черты характера Ирины привели к печальному исходу?
ЗАДАНИЕ 3
У Игоря обнаружили серьезное заболевание. Врачи порекомендовали ему прежде всего бросить курить. Игорь начал курить еще в подростковом возрасте, несколько раз пытался бросить эту привычку, но безуспешно. На этот раз сами обстоятельства, связанные с угрозой для его жизни, вынуждают его на этот шаг. Он разработал для себя следующую стратегию, направленную на то, чтобы покончить с курением: 1) постепенно снижать количество сигарет, выкуриваемых за день; 2) каждый день сокращать количество сигарет на одну.
Приведет ли план Игоря к достижению поставленной цели? Предложите свой план.
Контрольные вопросы:
- Перечислите основные принципы технологии социальной работы
- Определить сущность технологии социальной работы
- Представьте классификацию В. И. Банерушева
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №3
вариант 1
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологии социальной реабилитации и адаптации
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной адаптации и реабилитации, формирование и развитие профессиональных компетенций, практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
На основе изученного учебного материала заполните следующую таблицу определений:
Понятие | Определение понятия |
Социальная адаптация | |
Адаптационный шок | |
Добровольная адаптация | |
Вынужденная адаптация | |
Адаптационное поведение | |
Функциональная адаптация | |
Организационная адаптация | |
Ситуативная адаптация |
ЗАДАНИЕ 2
Владимир, 40 лет, работал водителем-экспедитором на собственной машине. У него довольно большая семья – жена-учительница, дочь – студентка коммерческого вуза и престарелые родители жены. В результате обстоятельств, сложившихся роковым образом, Владимир попал в аварию и лишился ноги. Теперь он находится в депрессивном состоянии и не знает, как ему дальше жить, как кормить семью.
Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Владимиру в сложившейся ситуации и почему.
Укажите, как ему выйти из сложившейся трудной жизненной ситуации.
ЗАДАНИЕ 3
Николай, 12 лет, постоянно убегал из дома и бродяжничал, так как его родители злоупотребляли спиртными напитками, а, напившись, устраивали дома скандалы и погромы. Нередко приводили собутыльников сомнительного вида и рода занятий. Из-за недополучения воспитания Николай рос хулиганом и попал под влияние старших «товарищей», которые стали привлекать его к распространению наркотических средств.
Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Николаю в сложившейся ситуации и почему.
Каким образом можно преобразовать сложившуюся ситуацию, чтобы Николай вырос нормальным членом общества?
ЗАДАНИЕ 4
Тамара, журналистка, потеряла престижную работу в одной из центральных газет. Хотя ее уволили по сокращению штатов, но многие говорили, что из-за ее неуживчивости и желания постоянно ставить под сомнение распоряжения начальства. В настоящее время Тамара, зарегистрировавшись на бирже труда, получает пособие по безработице, готовит обеды своему взрослому сыну и пишет по заказу статьи в различные газеты и журналы. Ее цель – получить работу в одной из приличных газет. Для этого она должна заняться поисками работы и походами на собеседования. Но часто она просто отказывается ходить на собеседования уже во время телефонного приглашения. Она сама попыталась проанализировать причины этого и обнаружила, что недовольна своим внешним видом – седыми и неухоженными волосами, отсутствием косметики, джинсами, которые она донашивает за сыном. Всякий раз, когда ей нужно идти на очередное собеседование, она обнаруживает, что не готова к нему по вышеперечисленным причинам. Кроме того, в день собеседования у нее обязательно что-то случается — заболевает подруга, текут краны, привозят новую мебель и др.
Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Тамаре в сложившейся ситуации и почему.
Каким образом Тамаре можно выйти из создавшейся трудной жизненной ситуации?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №3
вариант 2
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологии социальной реабилитации и адаптации
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной адаптации и реабилитации, формирование и развитие профессиональных компетенций, практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
На основе изученного учебного материала заполните следующую таблицу определений:
Понятие | Определение понятия |
Социальная реабилитация | |
Потребность в социальной реабилитации | |
Социально-медицинская реабилитация | |
Социально-психологическая реабилитация | |
Социально-педагогическая реабилитация | |
Профессиональная и трудовая реабилитация | |
Социально-средовая реабилитация |
ЗАДАНИЕ 2
У молодой 35-летней женщины, совсем недавно вышедшей замуж, обнаружили рак груди. Хирурги сообщили ей о необходимости удаления левой груди. Женщина не боится смерти. Она не знает, как сообщить своему мужу о том, что она будет инвалидом, неполноценной, с ее точки зрения, женщиной. И никогда не сможет иметь детей, о чем они оба мечтали. Жизнь кончилась для нее, как она считает.
Какая информация поможет ей выйти из тупиковой ситуации и увидеть возможности нормальной жизни после операции?
Какой механизм социальной адаптации будет иметь место в данном случае?
ЗАДАНИЕ 3
Ирина, выпускница социального университета, получила работу в одном из роддомов. Ей пришлось очень трудно. Социальный работник — довольно новое и необычное явление в медицинском учреждении. Врачи не высказывали своего большого расположения к ней и не понимали, для чего она здесь нужна без медицинского образования. Некоторые из них не только с недоверием, но и даже с презрением наблюдали за ее общением с пациентками и их родственниками. К тому же она обратила внимание на то, что некоторые мужчины-акушеры неуважительно относятся не только к ней, но и ко всем женщинам, работающим там. Один доктор часто очень обидно подшучивал над ней, рассказывал скабрезные анекдоты, а иногда и просто бросал колкости, ставящие под сомнение ее профессионализм. Одна из медсестер посоветовала Ирине поговорить с этим врачом начистоту и сказать ему все, что она о нем думает. Но Ирина считает следующее: «Я думаю, это не принесет мне ничего хорошего. Лучше я своей работой докажу, что могу помочь несчастным женщинам, в особенности тем, кому некуда податься с ребенком и они хотят отказаться от него. Тогда и врачи поймут, что если они лечат тело женщины и ее ребенка, то я – их душу. Лучше не обращать внимание на глупые шутки и просто не замечать их, чем создавать конфликтную ситуацию, которая ни к чему хорошему не приведет».
Ответьте на следующие вопросы:
Можно ли во всем согласиться с Ириной? Она выступает с позиции так называемого здравого смысла и не хочет ни с кем конфликтовать. Но не прячет ли она, как страус, голову в песок?
Согласны ли вы с предлагаемым видением перспективы развития ситуации?
Какие действия необходимо предпринять для решения подобной ситуации?
Что бы вы предложили Ирине сделать для решения ее проблемы?
Какой вид социальной адаптации будет иметь место в данном случае?
ЗАДАНИЕ 4
Тамара, журналистка, потеряла престижную работу в одной из центральных газет. Хотя ее уволили по сокращению штатов, но многие говорили, что из-за ее неуживчивости и желания постоянно ставить под сомнение распоряжения начальства. В настоящее время Тамара, зарегистрировавшись на бирже труда, получает пособие по безработице, готовит обеды своему взрослому сыну и пишет по заказу статьи в различные газеты и журналы. Ее цель – получить работу в одной из приличных газет. Для этого она должна заняться поисками работы и походами на собеседования. Но часто она просто отказывается ходить на собеседования уже во время телефонного приглашения. Она сама попыталась проанализировать причины этого и обнаружила, что недовольна своим внешним видом – седыми и неухоженными волосами, отсутствием косметики, джинсами, которые она донашивает за сыном. Всякий раз, когда ей нужно идти на очередное собеседование, она обнаруживает, что не готова к нему по вышеперечисленным причинам. Кроме того, в день собеседования у нее обязательно что-то случается — заболевает подруга, текут краны, привозят новую мебель и др.
Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Тамаре в сложившейся ситуации и почему.
Каким образом Тамаре можно выйти из создавшейся трудной жизненной ситуации?
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №4
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологии социальной работы в сфере здравоохранения
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний по основным аспектам применения различных социальных технологий в сфере здравоохранения, формирование и развитие профессиональных компетенций, практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
На основе изученного учебного материала заполните следующую таблицу определений:
Понятие | Определение понятия |
Медико-социальная работа профилактической направленности | |
Медико-социальная работа патогенетической направленности | |
Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний | |
Члены семей наркологических больных и их ближайшее окружение | |
Профилактические программы | |
Лечебные программы | |
Специализированные программы |
ЗАДАНИЕ 2
С использованием возможностей справочных правовых систем определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируется социальная работа с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами, и заполните следующую таблицу:
№ п/п | Название документа | Виды социальной работы с наркоманами, предусмотренные этим документом |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
ЗАДАНИЕ 3
От Николая (20 лет) ушла его любимая девушка. С работы его уволили за то, что однажды он появился там в нетрезвом состоянии. С родителями отношения расстроились. Все это стало для Николая ударом, из-за чего он стал искать утешения в спиртных напитках, а затем пристрастился к наркотикам, стал общаться с сомнительными личностями. Жизнь Николая пошла под откос, он нигде не работал, перебивался случайными заработками, которые тут же уходили на приобретение наркотических средств. Часто ночевал в подвале с другими, ведущими такой же образ жизни, лицами. Когда наступало отрезвление, он думал о том, что так жить нельзя, но продолжал злоупотреблять наркотиками.
Как вы считаете, можно ли каким-либо образом наладить жизнь Николая, вернуть ее в нормальное русло?
С помощью каких методов социальной работы возможно воздействие на Николая, оказавшегося в безвыходной ситуации?
ЗАДАНИЕ 4
С использованием возможностей справочных правовых систем определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируется социальная работа с онкологическими больными, и заполните следующую таблицу:
№ п/п | Название документа | Виды социальной работы с онкологическими больными, предусмотренные этим документом |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
ЗАДАНИЕ 5
У Михаила (35 лет) обнаружили онкологическое заболевание в запущенной стадии. По прогнозам врачей жить ему оставалось недолго. Михаил упал духом, стал отказываться от лечения, мотивируя это тем, что смысла лечиться нет, так как он скоро все равно умрет. У него началась глубокая депрессия, он стал отказываться от общения с друзьями и родственниками, которые всячески хотели поддержать его в сложившейся ситуации и помочь ему, чем могли.
Какая социальная помощь требуется Михаилу в создавшейся ситуации?
Дайте полный мотивированный ответ по существу дела.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №5
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной работы с пожилыми людьми, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
Министерством экономического развития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какие социальные меры в сфере социальной работы с пожилыми людьми установлены в этом прогнозе.
ЗАДАНИЕ 2
С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» изучите Федеральную целевую программу «Социальное развитие села» и заполните следующую таблицу:
Наименование программы | |
Основание для разработки программы | |
Государственный заказчик – координатор программы | |
Основные разработчики программы | |
Цели и задачи программы | |
Сроки и этапы реализации программы | |
Основные мероприятия программы | |
Ожидаемые результаты реализации программы |
ЗАДАНИЕ 3
С использованием Справочной правовой системы «Референт Дельта» определите, какая социальная программа развития села действует в Приморском крае и заполните следующую таблицу:
Наименование Программы | |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик - координатор Программы | |
Государственные заказчики Программы | |
Основные разработчики Программы | |
Цели и задачи Программы | |
Сроки и этапы реализации Программы | |
Основные мероприятия Программы | |
Исполнители основных мероприятий Программы | |
Объемы и источники финансирования | |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №6
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологии социальной работы с инвалидами
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной работы с инвалидами, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
ЗАДАНИЕ 1
С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими нормативно-правовыми актами определяется социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:
Ответ оформите в виде таблицы:
Нормативно-правовой акт | Регламентация |
ЗАДАНИЕ 2
С использованием Справочной правовой системы «Референт Дельта» определите, какими нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне Приморского края определяется социальная политика в отношении инвалидов в Приморском крае. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:
Ответ оформите в виде таблицы:
Нормативно-правовой акт | Регламентация |
ЗАДАНИЕ 3
Работник-инвалид просил работодателя предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 34 календарных дня, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам должен предоставляться ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Поскольку конкретно такой срок не установлен и не ограничен, по мнению работника, он вправе просить у работодателя предоставление отпуска большей, чем 30 дней, продолжительности.
Определите, действительно ли такой отпуск может быть большей продолжительности?
ЗАДАНИЕ 4
Супруги Н. планируют продать квартиру в целях оплаты лечения и реабилитации ребенка-инвалида за рубежом. Семья является малообеспеченной, супруг - нетрудоспособный инвалид второй группы, супруга не работает, так как ухаживает за ребенком-инвалидом.
Определите, применяется ли освобождение от уплаты НДФЛ по доходам от продажи квартиры в вышеуказанном случае?
Предоставляется ли социальный налоговый вычет по НДФЛ на лечение и реабилитацию ребенка-инвалида за рубежом?
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы №7
Дисциплина: Теория и методика социальной работы
Тема: Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства
Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной работы с лицами без определенного места жительства, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.
Норма времени: 2 часа.
Дидактический материал:
1. Методические указания по выполнению практической работы;
2. Тетради для практической работы;
Нормативно-правовая база СПС Консультант+
Литература:
1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы . М, ИЦ «Академия», 2007
2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.
3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.
4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.
5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.
Ход работы
№ | Последовательность выполняемых заданий | Применяемые документы | Содержание работы |
1 | Вводный инструктаж |
| Разъяснение последовательности |
2 | Ознакомление с методическими указаниями | Методические указания | Записать тему и цель урока в тетрадь |
3 | Самостоятельное выполнение заданий | Индивидуальные задания | Выполнить письменно в тетради |
4 | Контроль за приобретенными навыками | Решение практической задачи | Выполнить задачу письменно в тетради . Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради. |
5 | Выполнение контрольных вопросов | Методические указания | Выполнить письменно в тетради |
6 | Вывод по работе | Методические указания | Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы |
Задание 1.
С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируется социальная работа с лицами без определенного места жительства. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:
Ответ оформите в виде таблицы:
Нормативно-правовой акт | Регламентация |
ЗАДАНИЕ 2
С использованием Справочной правовой системы «Референт Дельта» определите, какими нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне Приморского края определяется социальная политика в отношении лиц без определенного места жительства в Приморском крае. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:
Ответ оформите в виде таблицы:
Нормативно-правовой акт | Регламентация |
ЗАДАНИЕ 3
С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какую социальную работу с лицами без определенного места жительства осуществляет учреждение социальной помощи для таких лиц.
ЗАДАНИЕ 4
С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими правами и обязанностями обладают лица, пребывающие в учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства.
ЗАДАНИЕ 5
С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, что представляет собой дом ночного пребывания для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий и какие задачи и функции такие дома выполняют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРЕЧЕНЬ экзаменационных вопросов по дисциплине «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» для студентов заочного отделения
Размещен для ознакомления Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)»
Представлена для ознакомления КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда РФ».
Представлена авторская МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия профессиональной направленности по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защ...
Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
Методические указания для выполнения курсовой работы по МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) для студенто...
Рабочая программа ПМ 02ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МДК 02.01.Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов ПФ РФ
Рабочая программа ПМ 02ПМ 02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» МДК 02.01. «Организаци...
МАТЕРИАЛЫ Контрольных оценочных средств По дисциплине МДК.02.01. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Контрольное оценочное средство - тесты По дисциплине МДК.02.01. Организация работы органов Пенсионного фонда РФ, органов и учреждений социальной защиты населения. 40.02.01. Право и ор...
Программа промежуточной аттестации по учебной дисциплине/МДК ПМ 02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. МДК.02.01 Организация работ органов Пенсионного фонда РФ
Спецификацией оценочного средства устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства для осуществления внутренней системы оценки основных показателей образователь...