творческая работа -эссе Манжиковой Ольги 2 курса учащейся лицея "Живая память"
творческая работа учащихся по теме
Творческая работа-эссе учащейся посвящена истории семьи в годы депортации калмыков. При написании работы были использованы как официальные источники - это монографии ученых- историков Бугая Н.Ф. , Убушаева В.Б., так и воспоминания очевидцев - членов семьи. Обращение к драматическим страницам истории своего народа через историю своей семьи оказывает эмоциональное воздействие на молодых людей, развивает гражданские качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
творческая работа -эссе "Живая память" | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «ЭЛИСТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Х.Б.КАНУКОВА РК, Г.ЭЛИСТА 4МИКР-ОН, Д.38 |
Живая память |
Манжикова Ольга учащаяся 2 курса педагогического лицея при БОУ СПО «ЭПК им.Х.Б.Канукова» Форма участия: очная Название секции:70-летие депортации малых народов в период ВОВ» |
Научный руководитель: Шараева Валентина Владимировна, преподаватель общественных дисциплин, Почетный работник СПО РФ, Лауреат Премии Президента РФ |
Все дальше уходят от нас события далеких лет, когда по всей стране проходили репрессии и депортации целых народов в нашей стране. 28 декабря 2013 года исполняется 70 лет, когда калмыцкий народ был обвинен в предательстве и выслан в Сибирь. С тех пор выросло два поколения калмыков, которое знает о репрессии своего народа только из рассказов старших родственников, учебного курса истории, СМИ. Проходит время, постепенно стираются в памяти людей трагические годы истории депортации. Наш гражданский долг перед памятью тысяч жертв сталинского геноцида – не забыть эту страшную трагедию народа, помнить о ней и не допустить в будущем такой несправедливости.
28 декабря 1943 г. в 6 часов утра согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943г и приказа НКВД СССР началась тщательно запланированная карательная операция «Улусы», утвержденной Наркомом внутренних дел Союза ССР Л.Берия. Все калмыки выселялись в восточные районы. Депортация автоматически приводила к ликвидации национальной автономии. В 1944 году Калмыцкая автономная республика прекратила свое существование. Ее районы вошли частично в административное подчинение соседних областей, Ставропольского края. Западный и Яшалтинский улусы вошли в состав Ростовской области,г. Элиста (переименована в г. Степной) и прилегающие улусы Приютненский, Кетченеровский, Черноземельский, Троицкий, Юстинский, Приволжский, Каспийский – в состав Астраханской области, Малодербетовский, Сарпинский улусы- в состав Сталинградской области.
Выселение калмыков с 28 по 31 декабря 1943 г. коснулось в основном калмыцкого населения на территории Калмыцкой АССР и являлось первым этапом депортации калмыцкого народа: было выселено 93139 калмыков.
Вторым этапом в марте 1944 г. стала операция по выселению калмыков,
проживающих на территории Ростовской области - более 2,5 тысяч. В июне
1944 г. третьим этапом было осуществлено переселение в Сибирь калмыков,
проживающих в Сталинградской области - около 1200человек. Был еще и
четвертый этап депортации в отношении солдат и офицеров калмыцкой
национальности, находившихся на фронтах. Это более 15000 человек. Общее
число выселенных калмыков составляло около 120000 человек. [1]
Данные сведения сообщают нам документы, долгое время считавшимися секретными. Из докладной Л.Берии от 2 января 1944г товарищу Сталину И.В. мы узнаем, что «погруженные в эшелоны калмыки были отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Во время проведения операции происшествий и эксцессов не было…»
О той тяжелой жизни, где люди гибли, замерзая, умирали от голода, физических и моральных унижений в памяти народа годы депортации будут всегда отзываться болью. Рассказы о Сибири – это связь времен; связь с прошлым, «память» о близких, соотечественниках. Забвение общей исторической памяти может привести к распаду этноса. Поэтому важно для нас, современников, обращение к истории депортации через рассказы родных. Моя бабушка Имкенова Зинаида Харитоновна вспоминает, что годы депортации с самого начала были кошмаром, который она помнит так ясно, как будто это было вчера. Горько и больно было родным, когда пришли солдаты, зачитав Указ, в котором всех калмыков обвиняли в измене и предательстве. В многодетной семье, где было 4 детей, бабушка была старшей. Ей всего лишь было 9 лет. Их отец Очиров Харитон Иванович воевал в это время на фронте. Солдаты приказали собраться в течение 20 минут. В суматохе собрали вещи, не зная, что положить в дальнюю дорогу. Дорога в Сибирь была дорогой страха, ужаса, смерти и выживания. По пути в вагоне умирали люди от голода. Всех умерших сопровождающие солдаты просто оставляли на снегу, а поезд трогался вперед…
Мной были изучены документы о движении калмыков в Красноярский край. Семья бабушки должна была в числе других прибыть в этот самый дальний сибирский регион. Рапорты начальников эшелонов, докладные специальных уполномоченных НКВД СССР констатируют наиболее высокий процент смертности калмыков в пути следования, и в первые месяцы пребывания в крае. Основными причинами смерти людей были дистрофия и воспаление легких. Эшелоны, следовавшие в Красноярский край, имели большое количество умерших и обмороженных трупов. Общее количество умерших калмыков из приехавших в Красноярский край составило 826 человек.[2] Моей бабушке запомнилось, как на коротких остановках все торопились набрать снега. Его могли потом в вагоне растопить и пить.
Бабушка вместе с семьей приехала в Красноярск. По прибытию эшелонов на станциях назначения умерли 94 человека калмыков и было сразу госпитализировано 294 человека с тяжелыми простудными заболеваниями (данные УНКВД края)[3] « Из докладной записки комиссара НКВД Меркулова народному комиссару Л.Берии мы узнаем, что местные организации не подготовились к приему и расселению спецпереселенцев-калмыков. Прием и разгрузка эшелонов происходили в течение 6-7 дней. Расселение калмыцкого населения в разгар сильных январских холодов, особенно по дальним районам, в глубинные колхозы и леспромхозы, оказалось делом нелегким. Многие подводы пришли с запозданием из-за бездорожья ввиду разыгравшихся буранов и добирались обратно с большим трудом»[4] Снабжение спецпереселенцев хлебом и продуктами питания не организовано, нормальные бытовые условия не созданы. Большая скученность, вшивость, отсутствие медицинского обслуживания и систематическое недоедание привели к эпидемическим заболеваниям и большой смертности среди калмыков»
Бабушка вспоминает, что всех прибывших в Красноярск калмыков поселили в бараки, в комнаты по 30 человек. После долгих месяцев изнуренного пути повезли в баню. Но многие настолько ослабли, что не смогли спастись от тифа. Основная часть прибывших переселенцев были старики и дети. Умерших от тифа вывозили, сваливая всех в общую яму, не разрешая хоронить.
Болью отзываются в памяти первые ощущения по прибытию - сибиряки
встречали калмыков настороженно. Из уст озлобленных людей можно было
услышать: «Предатели», «изменники Родины», «людоеды». В тяжелых
сибирских местах калмыки находили силы, несмотря на лишения, отсутствие элементарных бытовых условий, жесткий режим проживания, осваивались и старались начинать новую жизнь.
Конечным пунктом семьи бабушки комбинат город Копай Шушинского
района, в котором выращивали овощи. Бытовые условия были тяжелейшие,
сами переселенцы копали землянки, для того чтобы устроить свои семьи. Но через некоторое время опять переезд. Переселенцев все время перемещали с одного поселения в другой. В большой семье Очировых умерло 5 человек. Постоянно не хватало еды. На иждивенцев, то есть детей положены были только 100 граммов хлеба, на взрослых работающих-400 грамм. Нормой для
каждого была 1 картошка. Таково было детство моей бабушки. Но несмотря
на трудности, она осталась жизнерадостным и сильным человеком. Сейчас ей
79 лет. Она на пенсии. У нее 3-е детей, 9 внуков и 3 правнука.
В свободное время любит петь. Зинаида Харитоновна –солистка народно-фольклорного этнографического ансамбля «Эрдм». В 2001 году в числе многих земляков на поезде «Памяти» проехала по всем сибирским станциям, с которыми связаны горькие детские воспоминания.
Я часто думаю, смогли бы мы выдержать такие испытания? А если такое может произойти сейчас? Что нужно делать, чтобы не допустить такой трагедии?
Нам, молодым, особенно стоит задуматься об уроках депортации. Строя будущее, мы обязаны помнить прошлое – это наш гражданский долг перед убитыми и погибшими от голода и холода в Сибири. Как продлить существование своего народа в условиях глобализации? Только сохраняя историческую память о событиях депортации. А если этого не будет, то возможно начало утраты общей исторической памяти. Знание истории, сохранение исторической памяти способствует духовному и нравственному развитию человека, обогащает его мировоззрение, помогает стать полноценной личностью.
Список литературы
1.Так это было. Национальные репрессии в СССР. Под ред.С.Алиевой том 2 Москва 1993
2.Операция «Улусы». Бугай Н.Ф.Элиста 1991
3.Калмыки. Выселение и возвращение 1943-1957гг. Убушаев В.Б.Элиста 1991
4.История Калмыкии с древнейших времен до наших дней, том2. Элиста2009,раздел4,глава3
[1] Калмыки. Выселение и возвращение. Убушаев В.Б стр28
[2] Операция «Улусы»Бугай Н.Ф.стр44
[3] Калмыки. Выселение и возвращение.Убушаев В.стр60
[4] Калмыки. Выселение и возвращение.Убушаев В.Б стр61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра-форма развития творческих способностей и позновательного интереса учащихся
учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) научно-технического творчества Методическая разработка «Игра – форма развития творческих способностей ...
Рисунки учащихся представленные на I Международном конкурсе творческих работ "Здоровым быть здорво!"
Рисунки учениц 3 класса...
Творческие работы учащихся
Творческие проекты 1-11 классы...
Произведения М. Пришвина как тексты-образцы в период подготовки к творческой работе учащихся
Писатель Михаил Иванович Пришвин – тонкий прозаик, оставивший замечательные по простоте и силе слова лирические миниатюры – размышления о природе, дружбе, настроение человека и др....
Сборник творческих работ "Память предков храня..."
Проект "Память предков храня..." вошел в число ста лучших грантов Президента Российской Федерации.Реализация проекта была направлена на взаимодействие ребенка с культурным миром на воспитани...
«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»
laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...
творческая работа учащихся
В работе представлены исследования безвоздушных шин...