Программа для подростков с девиантным поведением «Молодость»
рабочая программа на тему
Программа направлена на комплексную реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей, состоящих на учете в КДН, в органах внутренних дел, на учете внутри училища).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для подростков с девиантным поведением «Молодость»
г. Королев
Разработана: ГОУ НПО ПУ № 89 МО г. Королева в 2009 году
Направлена на комплексную реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей, состоящих на учете в КДН, в органах внутренних дел, на учете внутри училища).
1. Актуальность программы
Постановка проблемы
Воспитание подрастающего поколения во все времена играло немаловажную роль в развитии общества. Характерная особенность этого процесса в настоящих условиях заключается в том, что он протекает в постоянно изменяющемся мире, что естественно находит отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьезные беспокойства в обществе.
Современная ситуация как в целом по стране, так и в Московской области порождает массовые антиобщественные модели поведения детей и подростков, вплоть до саморазрушающих: алкоголизм, наркомания и т.д. Самое страшное, что эти модели становятся привлекательными и доступными для широкого круга детей и подростков. Асоциальное поведение, как правило, проявляется в свободное от учебы время, поэтому с особой остротой встает проблема организации свободного времени подростков.
Особые опасения вызывают показатели развития тенденций асоциального поведения подростков. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день, как юноши, так и девушки. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в "своей" компании. За пределами "своей" группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию.
Алкоголизация у подростков почти всегда сочеталась с табакокурением, обычно начало табакокурения на 1-1,5 года предшествовало первому алкогольному эксцессу. Больше половины имели опыт употребления или продолжали эпизодически употреблять (не более 1-4 раз в месяц) наркотические вещества. Наркотики употреблялись, как правило, в компании сверстников.
В городе Королеве, осуществляется комплекс мер социальной помощи подросткам, находящимся в социально опасном положении (состоящим на учете в КДН; из многодетных, опекунских, неполных семей, сиротам, беспризорным, и безнадзорным).
В связи с этим главной задачей сегодня является помочь подросткам самореализоваться и адаптироваться в окружающем мире.
Целевая группа
Целевая группа – подростки 15-18 лет с девиантным поведением. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:
- проявляющих повышенную агрессивность;
- склонных к совершению правонарушений;
- имеющих трудности в общении;
- с крайне ограниченными духовными интересами;
- склонных к бродяжничеству;
- из многодетных семей;
- малообеспеченных семей;
- опекаемых семей и других.
Специфика воспитанников такова, что многие подростки не имеют элементарных условий для обучения и развития, поэтому подростки проявляют все признаки дезадаптации, а именно не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков.
Выводы
Решающим фактором успешной социализации и психокоррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних является изменение неблагоприятного ближайшего окружения социально-дезаптированных подростков, включение их в систему новых коллективных отношений, позволяющих восстановить социальный статус и привить навыки социально одобряемого поведения, переориентировать их направленность, т.е., в конечном счете, осуществить реализацию личности социально-дезадаптированного несовершеннолетнего. Одной из эффективных форм работы с подростками групп социального риска является проведение программы по реабилитации и адаптации. Для проведения эффективной реабилитации и социализации подростков специалистами ГОУ НПО ПУ № 89 МО г. Королева была разработана данная программа.
- Пояснительная записка
Сегодня все более значимой становится целесообразность разработки социальных программ и мероприятий, направленных на социализацию, реабилитацию подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особенности данной категории подростков, как показали результаты психологических и социальных исследований, является дефицит теплых, неформальных отношений, поддержки со стороны взрослых.
Проект данной программы, наряду с организацией труда, отдыха и правового воспитания подростков, предполагает решение задачи их реабилитации в условиях временного трудового коллектива.
Программа ориентирована на подростков 15-18 лет и основана на принципах: саморазвития, самокоррекции и активного моделирования в подходе к каждому воспитаннику, предполагает широкие творческие потенции вследствие применения различных игровых приемов и психотехник, возможность видоизменять и дополнять упражнениями лично и индивидуально ориентированными.
Достижение личностного роста, самореализации, нормальной самооценки воспитанника происходит путем реализации специальных эффектов программы через обучение, соучастие, устранение непродуктивных форм психологической защиты и стереотипов поведения, обучение общению, раскрытие креативности и спонтанности, работу с состоянием внутренней свободы и независимости, формирование и развитие гражданственности, патриотических чувств и сознания.
- Цель программы
Комплексная реабилитация подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (учащихся, состоящих на учете в КДН и в органах внутренних дел, на учете внутри училища).
- Задачи программы
Достижение поставленной цели обеспечивается решением двух блоков задач.
4.1. Задачи реабилитации:
- психологическая реабилитация;
- социальная реабилитация;
- педагогическая реабилитация.
4.2. Задачи социализации:
- профилактика асоциального поведения;
- информирование о правах и механизмах правовой защиты подростков;
- создание условий для самореализации личности подростков.
- Участники
Участниками являются:
- подростки с ГОУ НПО ПУ № 89
- психолог;
- социальный педагог;
- работники ОВД.
- Сроки реализации программы
6.1. «Молодость» для подростков с девиантным поведением, функционирует в период каникул.
6.2. Требования к территории, пищеблоку, сооружениям и оборудованию регламентируются общероссийскими санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, санитарно-техническими правилами и нормами для образовательных учреждений, утвержденные государственными органами власти.
6.3. В своей деятельности «Молодость» руководствуется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и другими нормативными актами, принятыми в соответствии с ними законодательством Московской области.
- Направления работы
7.1. Социально-психологическая реабилитация.
Задачи социальной реабилитации:
- коррекция личностных социальных установок
- повышение самооценки (отношение к себе)
- понижение конфликтности (отношение к окружающим)
- способствовать формированию гуманистических ценностей (отношение к миру).
- развитие качеств и способностей подростков
- коммуникативности
- креативности
- эмпатии
- рефлексии
Задачи психологической реабилитации:
- понижение тревожности
- понижение агрессии
- коррекция волевой сферы
- выявление случаев психопатии и акцентуаций характера и предотвращение негативных тенденций развития патологии.
Содержание работы:
Проведение психокоррекционных занятий с подростками (групповые и индивидуальные) на сплочение коллектива, на снятие напряжения, на выработку доверия, на самовыражение (с использованием арт -, игро-, сказкотерапии), проведение тренингов, семинаров для сотрудников, проведение психодиагностики, использование методов коррекции: эмоционально-волевой сферы, развития мыслительных процессов образования.
Психологическая работа должна способствовать социально-психологической адаптации путем создания новых целевых ориентиров и переосмысления уже имеющихся ценностных установок у подростков.
Работа включает в себя развитие творческих способностей.
Проводимые тренинги предполагают непосредственное общение, наличие элементов игровых методик. Раскрываются личностные качества, укрепляется вера в творческое начало в человеке и красоту мира.
Сказкотерапия способствует нормализации эмоционального состояния и благодатно влияет на психическое развитие подростков.
Психологическая работа с подростками позволяет:
- снизить напряженность и тревожность;
- пробудить веру в возможность справиться со страхами и проблемами;
- получить навыки выражения своих эмоций;
- обсудить проблемы выбора и ответственности.
Психокоррекционная и психолого-педагогическая работа с воспитанниками должна сводиться к пониманию и принятию мира через познание себя. Эту работу проводит психолог.
План проведения психологической работы:
Первый этап – Диагностический
Цель: диагностика имеющегося уровня агрессии, ценностных ориентаций.
Задачи:
- получение эмпирических данных;
- формирование группы для тренинга.
Второй этап – Профилактический (психологическая коррекция)
Цель: расширение адаптационной возможности подростков и формирование адекватной осознанности системы ценностей.
Задачи:
- снижение уровня агрессии и враждебности;
- обучение неагрессивным способам взаимодействия;
- создание условий, при которых подросток переосмысливал бы имеющиеся ценности.
Третий этап – Диагностический
Цель: повторная диагностика имеющегося уровня агрессии, ценностных ориентаций.
Задачи:
- выявление уровня агрессии, враждебности;
- определение системы осознанных ценностных ориентаций.
Четвертый этап – Анализ работы
Цель: обобщение полученных данных, формирование выводов и рекомендаций для дальнейшей работы.
Задачи:
- сравнение результатов;
- разработка практических рекомендаций для учащихся, родителей;
- разработка практических рекомендаций для дальнейшей организации подобной работы.
7.2. Профилактика асоциального поведения.
Задачи профилактики:
- повышение уровня информированности по вопросам ВИЧ;
- профилактика подростковой беременности и абортов.
7.3. Информирование о правах и механизмах правовой защиты подростков.
Задачи:
- познакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка;
- ознакомить с правовыми основами трудоустройства;
- предоставление информации о существующих организациях оказывающих юридическую помощь;
- оказание правовой помощи подросткам в решении практических задач;
- формирование духовно-нравственной личности и гражданской позиции подростков.
Содержание работы:
- профилактические мероприятия;
- лекции, консультации.
7.4. Создание условий для самореализации личности подростков.
Задачи:
- раскрытие индивидуальных творческих способностей;
- формирование и развитие эстетических качеств;
- проведение культурно-массовых мероприятий с целью выявления творческого потенциала учащихся и формирование коллектива;
- проведение работы по выявлению лидерского и творческого потенциала учащихся;
- творческое освоение подростком социальных норм поведения в рамках правовой, нравственной и эстетической культуры, как способа профилактики нарушения поведения;
- развитие потребности в самообразовании и самовоспитании, выработка активных форм деятельности, ощущения себя субъектом социальной деятельности;
- формирование ценностных ориентаций подростка, в том числе на благотворительность и гуманистические ценности, гражданской позиции;
- решение проблемы реабилитации подростков в естественных условиях досуга.
Содержание работы:
- культурно-массовая работа – тематические беседы, концерты художественной самодеятельности, КВН и др.;
- спортивная работа – товарищеские встречи по футболу, волейболу, эстафеты, спортивные мероприятия
7.5. Социальная трудотерапия.
Задачи:
- сформировать практические трудовые навыки;
- обучить основным видам работы с подручным материалом;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- включать подростков в общественно значимую трудовую деятельность;
- предоставить подростку возможность самостоятельно зарабатывать, оказывать материальную помощь семье.
Содержание работы:
- ремонтные работы своих учебных заведений;
8. Принципы развития программы.
8.1. Доступность.
- Открытость.
- Поэтапное, систематическое решение задач.
- Постоянный анализ результатов.
- Своевременная корректировка планов, отражающая решение ситуации.
- Кадровое обеспечение
9.1. Общее руководство содержанием программы осуществляет директор учебного заведения.
- Директор ГОУ НПО ПУ № 89 МО:
- обеспечивает, координирует и контролирует учебно-трудовую деятельность ГОУ НПО ПУ № 89 МО;
- утверждает сроки проведения и содержание инструктажей по охране труда, производственной санитарии, противопожарной безопасности;
- контролирует рациональное использование средств;
- взаимодействует со средствами массовой информации с целью пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде.
- Механизмы реализации программы.
- Деятельность программы основывается на следующих принципах:
- безопасность жизни и здоровья подростков и работников, защиты их прав и личностного достоинства;
- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации подростков;
- конфиденциальность в решении личных проблем, конфликтов учащихся;
- свобода выбора форм и методов деятельности педагогических работников для реализации обозначенных задач.
- «Молодость» работает с учащимися от 15 до 18 лет, системы профтехобразования согласованным с городской Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Организация трудовой деятельности подростков осуществляется отделением содействия занятости и трудоустройства подростков, Центра социально-психологической помощи молодежи.
- «Молодость» самостоятельно определяет программу своей деятельности по согласованию с Комитетом по делам молодежи в соответствии с целями, принципами и задачами настоящего Положения.
- «Молодость» осуществляет свою деятельность в индивидуальных групповых и массовых формах.
11. Ожидаемые результаты
Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект
- повышение уровня гражданского самосознания, деловой и социальной активности подростков;
- улучшение физического здоровья молодого поколения, снижение уровня асоциальных явлений в молодежной среде;
- увеличение количества подростков, занятых общественно-полезным трудом через различные формы организации работы;
- создание условий для профилактики асоциальных явлений (беспризорность, бродяжничество, правонарушения) посредством предоставления возможности организованного досуга;
- формирование в молодежной среде позитивных взглядов на здоровый образ жизни;
- объединение сил и способностей молодежи для предупреждения правонарушений, алкогольной и наркотической зависимости в городе.
- формирование профессионально значимых качеств личности, отношения к труду;
- умение учащихся целенаправленно организовывать свой досуг в каникулярный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Девиантное поведение подростков"
В презентации содержится материал о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....
Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.
Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков. Изменения, ...
Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы
Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...
Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы
Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков
Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков, причинах возникновения и т.д. Лекция предполагает дальнейшее обсуждение с педагогами вариантов контроля и профилактики...
Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1 Девиантное поведение, сущность ...