Л.А. Говоров - создатель полевых укрепрайонов.
статья по теме

Пятунина Татьяна Анатольевна

Статья посвящена деятельности Л. А. Говорова в качестве командующего Ленинградским фронтом. Особое внимание уделяется истории особых воинских формирований - полевых укрепленных районов Ленфронта. Они были созданы  летом 1942 года для усиления обороны Ленинграда.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_govorov.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пятунина Татьяна Анатольевна

Л. А. Говоров – создатель полевых укрепрайонов

В апреле 1941 года Ставкой было принято решение об объединении Ленинградского и Волховского фронтов в единый Ленинградский фронт под командованием Михаила Семеновича Хозина.

Волховский фронт был ликвидирован, превращен в Волховскую группировку.

Войска, расположенные в кольце блокады, становятся Ленинградской группой войск.

Командующим группой, с правами заместителя Хозина был назначен генерал-лейтенант артиллерии Говоров. Впоследствии, в июне восстанавливается Ленинградский фронт внутри блокадного кольца и Леонид Александрович Говоров становится командующим Ленинградским фронтом.

Положение прибывшего в Ленинград Говорова вначале оказалось довольно сложным. Он понимал, что ведущую роль вЛенинграде играл Жданов  один из видных деятелей партии (кстати Говоров тогда был еще беспартийным). Однако, видимо понимая своеобразие ленинградской обстановки  Сталин уполномочил Говорова принимать вместе со Ждановым самостоятельные решения по действиям войск внутри кольца.

Жданов сразу понял, что Говоров не тот человек, который склонен советоваться по мелочам, что для него полнота ответственности неотделима от полноты прав единоначальника, и вынужден был с этим считаться.

Выше среднего роста, сухощавый, подтянутый генерал Говоров, в то же время мог показаться мешковатым из-за того, что ходил неторопливо и как бы с прижатыми к корпусу руками (говорят – признак замкнутости). Вообще он был человек скупых жестов. Темные с проседью волосы, аккуратный пробор, резко очерченные брови и коротко подстриженные усы. Серые глаза глядели не очень-то приветливо.

В военных кругах еще задолго до войны Леонид Александрович слыл необщительным человеком с нелегким характером. Редко кто мог похвастаться, что видел его улыбающимся и почти никто – смеющимся. Одни отзывались – «сухарь», другие – «молчун» или «ему анекдота не расскажешь».

С первых же дней прибытия в Ленинград Говоров уделил главное внимание борьбе с дальнобойной артиллерией.

Но к началу 1942 г. острота проблемы огневого господства заключались не в качестве кадров и не в количестве орудий, а в недостатке боеприпасов из-за блокады города. Суточная норма снарядов для Ленинграда из тяжелых дальнобойных орудий Ленинграда доходила до 3-4-х снарядов на орудие. Это было катастрофически мало, обрекало на пассивность главную силу позиционной обороны.

Ко времени вступления Говорова в командование фронтом руководству Ленинграда удалось добиться увеличения поставок из глубины страны тяжелых снарядов, которые в Ленинграде не изготавливались. Было положено и начало централизации управления огнем всей тяжелой артиллерии, включая орудия Краснознаменного Балтийского флота.

Говоров-командующий, сам артиллерист высокого класса   теперь придал этим и другим мерам еще более широкий размах и большую целеустремленность.

Он поручил начальнику артиллерии Одинцову авиационные корректировочные эскадрильи, не выпускавшие из-под надзора ни одной вражеской батареи; при уничтожении этих батарей намечалось использовать комбинированные удары нашей авиации.

Завязалась сложная и упорная борьба-дуэль. Одной из первых ее целей стало отвлечение огня осадных орудий от города – «огонь на себя»… Гитлеровцев все чаще заставляли вступать в бой с нашей артиллерией, а не бить по городу. Их батареи начали менять позиции, прибегать к другим методам стрельбы, а артиллеристы-ленинградцы стали преследователями. Соотношение сил в дуэлях изменилось, наши артиллеристы приобретали тактическое мастерство и завоевывали тактическое господство. К июлю 1942 г. число снарядов, выпущенных врагом по жилым кварталам, снизилось до 2 тыс. в месяц.

Чтобы «доставать «все осадные батареи противника, передовые огневые позиции тяжелой артиллерии вперед до возможных пределов – под самые Пулковские высоты. Кроме того, Говоров решил перебросить часть орудий через Финский залив на Ораниенбаумский Плацдарм. Увеличивалась дальность стрельбы, огонь велся теперь во фланг и тыл осадным батареям фашистов на Пулковском направлении.

Дуэли переросли в систему контрбатарейной борьбы. Об этом говорят убедительные цифры: с декабря 1941 г. по март 1942 г. гитлеровцы выпустили по Ленинграду более 20 тыс. снарядов, а за последние 6 месяцев 1942 г.  7699. (стр. 23-24)

Создание укрепрайонов Ленфронта.

Говоров изучил план инженерной обороны. План создания системы разветвленных траншей в сочетании с ДОТами и убежищами, разработанный инженерным управлением фронта не удовлетвори его полностью:

«Я вижу здесь только идею жесткой обороны, а надо вложить и идею активности обороны. Необходимо расширить всю систему инженерных позиций и как исходный наступательный плацдарм… не только в глубину, назад, но и вперед, на максимальное сближение с противником для броска в атаку.

Это положение стало основным во всех инженерных работах под Ленинградом.

Идее активной борьбы в блокаде Говоров подчинил все виды деятельности различных родов войск и служб.

Самое главное:

  1. во-первых, всемерно развивая жесткую и устойчивую позиционную оборону блокированного Ленинграда, придать ей максимально активные формы
  2. и, во-вторых, выполняя эту задачу, создать из внутренних сил ударную группировку для крупной операции

Говоров много ездит по частям, встречается с командирами. Этот мрачный человек, скованный в движениях, со стальными глазами, всюду видит одни недостатки и упущения. Однако, в воспоминаниях о нем разных людей нет и тени обиды.  Все понимали, что суть не в личных симпатиях и антипатиях, а в деле, от которого зависит жизнь множества людей. Говоров завоевывает сначала глубочайшее к себе уважение, затем и всеобщую любовь.

…В начале лета Говоров начнет осуществлять то, что не было предусмотрено военной наукой: укрепляя противотанковую оборону на южном фасе обороны, начнет отводить часть войск в тыл, в резерв. Оборудуются полигоны, где солдаты, выведенные с переднего края, будут учиться преодолевать препятствия, ходить за огневым валом.

Главная директива войскам:

«Во-первых, всемеро развивая жесткую и устойчивую оборону блокированного Ленинграда, придать ей и максимально активные формы и, во- вторых, выполняя эту задачу, создать из внутренних сил ударную группировку для крупной операции»

Изучая состав и расположение войск, Говоров заметил, что отдельные артиллерийско-пулеметные батальоны (ОПАБ), созданные летом 1941 года из народных ополченцев для обороны построенных тогда же ДОТов, сейчас как-то растворились на полевых позициях в дивизиях.

Говоров предложил свести ОПАБы в систему укрепрайонов: «По штатам и огневым средствам они будут не слабее полков. И позиции себе построят соответствующие. Тогда можно начать выводить в резерв стрелковые полки, а потом и некоторые дивизии».

Идея Говорова содержала элемент риска, грозя некоторым ослаблением первого эшелона в период, когда не исключалась вероятность наступления фашистских войск. Однако, Военный совет фронта поддержал предложение Говорова. В это время помогла Ставка – она направила довольно большое пополнение в Ленинград: 25 батальонов УР, 6 противотанковых полков, 2 танковых бригады и вооружение.

В укрепрайоны входили:

  1. отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны (ОПАБ)
  2. 25 отдельных противотанковых артиллерийских дивизионов

В черте города были построены сотни артиллерийских ДОТов и ДЗОТов, десятки километров противотанковых рвов, баррикад, крытых ходов сообщения.

Таким образом, укрепрайоны превратились в последний рубеж обороны города без права отступления.

Если где-то в обороне появлялось слабое звено, в бой вступали артиллерийские батальоны укрепрайонов.

Всего было создано 6 УР:

  1. 22, 34– держали оборону на Карельском перешейке;
  2. 9, 79, 14– внутренняя оборона города,
  3. 16 – на Неве, в районе Шлиссельбурга

Так очень быстро под Пулково, Колпино и на Неве сформировались и начали создавать себе сильные позиции полевые укрепрайоны. Говоров продолжал методически выполнять свой план: начался постепенный вывод в резерв частей для боевой подготовки. Строились крупные узлы внутренне обороны города. Резко снизились потери в войсках от артиллерийского огня в результате создания широкой системы глубоких траншей.

Штаб 79-го укрепрайона находился во время блокады всего в 1 км от Средней Рогатки. Недалеко тот этого места расположена наша школа № 508. Не случайно школьный музей посвящен именно укрепрайонам, он был открыт в мае 1985 года и носит имя создателя полевых укрепрайонов Ленфронта  Леонида Александровича Говорова.

Каков же был жизненный путь человека, под руководством которого, Ленинград превратился в неодолимую крепость?

Жизненный путь Леонида Александровича Говорова.

Леонид Александрович Говоров родился в 1987 г. в селе Бутырки Вятской губернии. Отец не только крестьянствовал, он часто и подолгу ходил в бурлаках и матросах по Каме. Грамотный, повидавший свет отец отошел от земли и решил изменить судьбу семьи (в ней подрастало уже четверо сыновей). К 1907 году семья Говоровых перебралась в маленький городок Саранск, где отец устроился письмоводителем в землеустроительную комиссию, а через два года в уездный город покрупней – Елабугу. Там отец стал письмоводителем в реальном училище. Это определило и дальнейшее образование сыновей.

Леонид был старшим. Будучи еще учеником, он начал подрабатывать репетитором. Сам учился отлично, а о лентяях, с которыми занимался, отзывался – «бездельники». Вот с каких пор он невольно употреблял это словечко, когда был недоволен кем-либо. В 1916 году, окончив училище, Говоров поехал в Петроград и сдал экзамен на кораблестроительное отделение Политехнического института. Зимой он попал под мобилизацию и был направлен в юнкерское артиллерийское училище. В июле 1917 года Леонид Говоров – уже младший офицер мортирной батареи в г. Томске.

После Октябрьской революции, когда по декрету Советского правительства началась демобилизация старой армии, подпоручик Говоров сразу поехал домой к родителям.

В Елабуге вчерашний студент и юнкер стал мелким служащим местного кооператива. В сентябре 1918 года городок захватили войска Колчака, провозгласившего себя верховным правителем России. Говорова мобилизуют в армию Колчака.

Осенью 1919 года он с частью своей батареи дезертирует и, скрываясь, пробирается к Томску, а с приходом в Томск частей регулярной Красной армии вступает в ее ряды. Ему поручают сформировать артиллерийский дивизион 51 стрелковой дивизии, которой командовал известный полководец Блюхер.

С 51 дивизией Говоров участвовал во многих боях, уничтожал огнем своих орудий английские танки, отбивал конные атаки белых, был дважды ранен, награжден орденом Красного Знамени.

Десять лет жизнь Говорова были связаны с 51 Перекопской дивизией. Там он командовал артиллерийским полком, был начальником артиллерии дивизии, оттуда начался и его дальнейший путь в большую военную науку.

Вначале – трехлетний заочный курс Военной академии им. Фрунзе, затем еще годичный курс оперативного факультета, изучение немецкого языка, задача экзамена на военного переводчика. Все это одновременно с напряженной службой строевого командира.

« Ничто не могло оторвать его от книг, военных карт,  вспоминала жена – Он возвращался с учений, полевых поездок усталый, но ночами просиживал за выполнением заданий, полученных из Академии».

Так было и потом, когда в 1934 году, Говоров, уже опытный артиллерист,  поступает в Академию Генерального штаба, в первый набор слушателей для подготовки высшего командного состава.

. Труд, труд и труд…Это было, пожалуй, главной чертой в его характере

Все, кто знал этого суховатого, неулыбчивого человека, удивлялись его преображению, когда он читал лекции. Это был блестящий лектор с чеканным стилем изложения.

Не случайно, в мае 1941 г. Л.А. Говоров был выдвинут на пост начальника Артиллерийской академии им. Дзержинского. Назначения состоялось, но спустя три недели начинается война, и уже в июле 1941 года Говоров на фронте в должности начальника артиллерии Резервного фронта под командованием Г.К. Жукова.

В середине октября 1941, в разгар битвы под Москвой  года генерал-майор Говоров вступает в командование 5-й армией западного фронта. Именно в этой критической битве у стен Москвы проявились многие качества Говорова как крупного военачальника.

И вот наконец,  назначение на Ленинградский фронт.

Самые знаменитые операции, блестяще осуществленные войсками Ленинградского фронта под командованием Говорова  это прорыв (в январе 1943г.) и ликвидация (в январе 1944 г.) блокады Ленинграда.

Далее следовал разгром противника на Карельском перешейке в июне 1944 года. Тогда за две недели была пройдена тройная линия укреплений финской армии.

Это не только обезопасило северные подступы к Ленинграду, но и вынудило финское правительство начать мирные переговоры.

Именно во время этой операции, 18 июня 1944 года Говоров был удостоен звания Маршала Советского Союза.

Непросто складывалась жизнь Леонида Александровича после войны. Над головой Маршала прокатывались все бури, которые переживала страна. Вскоре после войны было сфабриковано т. н. «Ленинградское дело», когда пострадали многие руководители блокадного Ленинграда.

Говоров не был репрессирован…Но мы можем только догадываться, как он прожил годы, когда по Ленинграду шел кровавый каток, когда расстреливали и сажали его сподвижников по блокаде, когда растаптывалась сама память о подвиге города.

«Белым пятном» остается и последний период его деятельности в должности командующего войсками ПВО. А ведь это было время, когда создавался ракетно-ядерный щит страны.

Леонид Александрович был награжден Орденом «Победа», и многими другими орденами и медалями. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Л. А. Говоров умер 19 марта 1955 года, в возрасте 58 лет, от тяжелой формы гипертонической болезни. До последних минут он оставался верен своему главному жизненному принципу: прежде всего – высокие требования к себе. Последние словами, которые он продиктовал, решив написать письмо руководителям государства, были: «Я должен был сделать больше, но сделал, что успел, что смог…»

Нельзя точно сказать, скольких людей, военных и гражданских сумел сберечь командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров, сколько памятников музеев, зданий он сохранил для будущих поколений. Нельзя точно сказать, скольких людей, военных и гражданских сумел сберечь командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров, сколько памятников музеев, зданий он сохранил для будущих поколений. Но и сегодняшний вид города, и жизнь живущих в нем людей, во многом определяются тем, что сделал для защиты Ленинграда этот выдающийся военачальник. Поэтому для всех нас, и старых ленинградцев, и новых петербуржцев, Леонид Александрович Говоров – близкий и родной человек.

Источники:

  1. Бычевский Б.В., «Командующий фронтом», Изд. политической литературы, Москва, 1974
  2. Лисочкин И. «Слово о Говорове», Санкт-Петербургские ведомости», 21 февраля, 1997
  3. «Маршал Великого города», (материалы военно-исторической научно-теоретической конференции), Санкт-Петербург, 1997

Санкт Петербург. Энциклопедия, Санкт Петербург-Москва, «Российская политическая энциклопедия», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок «Вечное – созданное мгновением (электрические законы и их создатели)»

Педагогическая сущность бинарного урока по теме: "Вечное - созданное мгновением" заключается в совмещении изучения учебного материала  двух взаимосвязанных  предметов - Физики и Электротехни...

Методическое пособие "Полевые транзисторы"

1) Устройство и принцип действия полевых транзисторов с управляющим  p-n переходом.2) Характеристики и параметры полевых транзисторов. 3) Полевые транзисторы с изолированным затвором4) Структура ...

Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.

Летняя  учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения  Казанского медицинского колледжа  проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...

Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.

Летняя  учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения  Казанского медицинского колледжа  проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"

В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...

Учебная презентация "Изобретения, которые погубили своих создателей" к зачетному занятию по теме «Правила дорожного движения для пассажиров» к образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения

В работе представлена учебная презентация "Изобретения, которые погубили своих создателей" к зачетному занятию по теме ««Правила дорожного движения для пассажиров» к о...

Пушкин – создатель современного русского литературного языка

Цель: познакомить студентов с деятельностью  А.С. Пушкина по созданию нового литературного языка ,воспитывать чувство уважения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа.За...