Статья: Социальное проектирование
статья

Прусова Ульяна Анатольевна

Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное проектирование.

Характеристика условий успешной социализации учащихся. Факторы социализации.

Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Современная студенческая жизнь является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.

Определяющим фактором социализации в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры личности. Для формирования информационной культуры личности необходимо понять, каковы основы информационной культуры общества - какие нормы морали, права приемлемы, каков вектор развития информатизации, на чем она строится, каковы ее мировоззренческие основы и ценности.

        Информационная культура личности - это одна из важнейших составляющих частей всей общей культуры человека и человечества; это совокупность системы знаний и умений и информационного мировоззрения, которые обеспечивают самостоятельную целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием новых и традиционных информационных технологий.

 «Социальная проба», «социальная практика», «социальный проект».

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. 
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Основные этапы социального проектирования.

Этапы социального проектирования:

– замысел (идеи);

– анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы;

– разработку проекта;

– реализацию проекта;

– оценку результатов (итогов);

– подведение итогов (закрытие проекта).

Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие.

К основным работам относятся:

– предпроектный анализ (изучение социальной проблемы и ее характеристик);

– определение главных целей;

– планирование социального проекта (кто и в какие сроки будет разрабатывать проект);

– собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.;

– принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта;

– его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив;

– подведение итогов выполнения проекта (его закрытие).

Типы социальных проектов по направлениям деятельности.

Типы проектов по направлениям деятельности:

1. образовательные проекты, задача которых – предоставление образовательных услуг. Приобретение знаний, умений, навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности.

2. научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через предоставление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.).

3. культурные проекты несут особую нагрузку в сфере социальной работы, они могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что на первый план выходят не эстетические стороны, а социальные функции проектов.

4. воспитательные проекты, как правило, предлагают либо целостную систему воспитания, либо систему мероприятий по отдельным направлениям воспитания и развития личности человека.

5. охранно-защитные проекты отличаются более тесной связью с проблемами социальной работы, оказанием различных видов помощи людям в трудных жизненных ситуациях, приведением в действие защитных механизмов государства и общества по отношению к отдельному человеку, а также активизацией внутренних защитных механизмов каждого человека при решении личностных проблем.

По количеству направлений проекты делятся на:

- комплексные – это проекты многообразной деятельности, сочетающие различные направления в специфических условиях конкретного учреждения.

- профильные – это проекты с одним ведущим направлением деятельности.

Какие методы и методики предполагают коллективную работу над проектом? Примеров и их краткое описание.

Методы социального проектирования:

1) метод матрицы идей: на основе независимых параметров составляются варианты решений и определяется эффективный путь реализации проекта;

2) метод мозгового штурма: мобилизация интеллектуального потенциала для разработки вариантов решения проблемы;

3) метод аналогии: отбирают лучшее из имеющихся достижений и создают аналог;

4) метод ассоциации: решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь к цели и другие методы;

5) вживание в роль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: социально-нравственное воспитания детей в современных условиях

статья рассматривает вопрос социально-нравственного воспитания детей в современных условиях. Актуальный вопрос который рассматривает современная педогогика....

Статья "Социальная работа: вчера и сегодня"

Статья  "Социальная работа: вчера и сегодня" раскрывает организацию и проведения информационных дней в учреждении социального обслуживания населения. В статье читателю  предоставлена возможн...

Статья "Педагогическое проектирование"

В данном материале рассматриваются следующие вопросы: 1. Понятие педагогического проектирования;2. Этапы проектирования;3. Принципы проектной деятельности...

Технология социального проектирования

Технология социального проектирования  обеспечивает  равноправный диалог между властью и обществом для решения задач   современного социума.В настоящее время разработаны различные ...

методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе

При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1)    пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации для учителей начальных классов, студентов педагогического колледжа...

Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."

  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических пробле...