Игровая технология как средство обучения
методическая разработка

Павликова Татьяна Александровна

Методическая разработка содержит разнообразный информационный материал для проведения урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство обучения

Подготовил преподаватель

ГБПОУ ПСХТ

Павликова Т.А

2016 г.

Актуализация темы. В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых уроков по изучению спецдисциплин и междисциплинарных курсов по специальности « Технология продукции общественного питания» . Для повышения теоретического уровня преподавания необходимо усиление познавательной активности обучающихся. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным , разнообразным и интересным для учащихся. Время ,в котором мы живем , выдвинуло перед начальным профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением. Вопреки устоявшемуся мнению , что обучающиеся приходят на занятия технологии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, более 60% из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Я часто использую на своих уроках игровые технологии, особенно на 1 курсе обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников ,начиная знакомство с предметом ,на обучающихся обрушивается поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить. Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают , что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Игровые формы проведения уроков я подбираю по окончанию темы изучаемого модуля. Такие уроки значимы для личностной деятельности. Деятельность превращается в общественно значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все обучающиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие , проявить собственную инициативу. Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования обучающихся. Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве . Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Нестандартные уроки

Нестандартный урок- импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру, содержание формы, которые вызывают прежде всего интерес обучающихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей. Классификация нестандартных уроков: Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками. * Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов; * Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;

* Уроки с различным составом обучающихся (деление на подгруппы). Виды нестандартных уроков: * Урок-деловая игра; * Пресс-конференция * Лекция; * Бинарный урок; * Уроки-экскурсии; * Театрализованные уроки; * Уроки типа КВН; * Уроки с групповыми формами работы. Почему же нестандартные уроки получили такое распространение? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков. Такие поиски направлены на решение цели обучающихся и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор

не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Из опыта работы.

Основная задача моей педагогической деятельности- подготовка конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе. Исходя из этих задач основными целями считаю:

-формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и практических навыков обучающихся по освоению выбранной профессии;

-развитие познавательных способностей и творческого мышления;

-воспитание профессиональной самостоятельности;

-выработка активной жизненной позиции;

-активация деятельности учащихся путём постановки проблемных ситуаций на занятиях;

Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований Государственного образовательного стандарта осуществляю через использование на уроках теоретического обучения элементов новых педагогических технологий. Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении учащихся на первом курсе применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные методы обучения. На втором и третьих курсах обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на уроке, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей обучающихся.Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению учащихся. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую на первых-третьих курсах обучения. Это связанно с тем, что возраст таких обучающихся 15-17 лет – переходный этап в жизни учащихся: во-первых – формируется личность, а во-вторых, дети попадают в новую среду. Задача преподавателя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугало, не разочаровало, а, наоборот, способствовало возникновению интереса к обучению. Мне как преподавателю спецдисциплин приходится решать такую задачу каждый день. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, преподаватель увлекает обучающихся и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те обучающиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого ребёнка возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности педагогических игр
  2. Оказать возможную методику организации урока с использованием игровых технологий
  3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе

Технология опыта.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. В современном бучении игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элементы более обширной технологии;

-в качестве занятия или его части;

-как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса: 1.Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2.Познавательные, воспитательные, развивающие; 3.Репродуктивные, продуктивные,творческие; 4.Коммуникативнве,диагностические;

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результаты игры. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Существуют определённые требования к организации дидактических игр.

  1. Игра – это форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры
  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры

Выделяю следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)
  2. Игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания)
  3. Игры-соревнования (участники делятся на команды)

ВЫВОДЫ

Такой подход открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, я анализирую результаты обучения. Для этого использую контрольные, самостоятельные работы, разноуровневые тесты, диктанты, кроссворды. В результате общая успеваемость по спецпредметам составляет 100%, качество обученности 73%, средний балл 3,5-4.

В целях выявления результативности применения нетрадиционных уроков и методов в учебном процессе разработано и проведено исследование в качестве «резюме». В резюме предлагалось ответить на вопросы, отражающие их отношение к учебному процессу . Исследования проходили в конце 2012-2013 учебного года.

Игры, творческие задания – 94%; Пресс-конференции – 90%; Работа в мини группах – 92%; Лекция – 70%

Итак, эффективность учебного процесса во м6ного зависит от умения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Однако, хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам занятий нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счёте, приведёт к падению у обучающихся интереса к предмету.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 2004 г.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Москвичев В.В. Возможности развития ролевой игры//«Мастера». 1997. №1.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1997.
  5. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994.
  6. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  7. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры//Избранные труды. М., 1995.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Доклад Игровая деятельность как средство обучения

Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма орг...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка, в которой рассказывается и методах обучения  в виде игровых технологий на уроках...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка содержит разнообразный информационный материал для проведения урока...