Методическая разработка урока по МДК.01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций. "Введение в профессию оператор связи"
методическая разработка по теме

Одина Юлия Анатольевна

Методическая разработка урока по МДК.01.01. "Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций" на тему "Введение в профессию оператор связи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ СО «Ртищевский политехнический лицей»

        

Методическая разработка урока по МДК.01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций.

Тема урока «Введение в профессию «Оператор связи»

        Подготовила:

Преподаватель спецдисциплин

        Одина

        Юлия Анатольевна

2016-2017 уч.год

Тема урока: Введение в профессию оператор связи.

Тип урока: урок первичного усвоения знаний

Форма урока: творческая мастерская

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, игровой.

Методическая цель: использование технологии сотрудничества и деятельностного подхода в обучении, обеспечивающих развивающий потенциал урока.

Цели:  

Обучающие:

  • Сформировать представление о профессии « Оператор связи»; сформировать понятие о сущности и социальной значимости профессии;
  • Развивающая:  способствовать формированию личностных и  коммуникативных  компетенций: умения работать в команде, производить отбор информации в соответствии с поставленными задачами.
  • Воспитательная:  воспитание активной жизненной позиции, чувства гражданской ответственности за результат своей профессиональной деятельности.

Задачи урока:

  • Показать студентам  выполнение приемов и операций по специальности                        « Оператор связи»
  • Организация самостоятельной деятельности студентов по сортировке почтовых отправлений, оформлению поздравительных писем ветеранам ВОв.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. В.В. Шелихов, Н.Н. Шнырёва, Г.П. Гавердовская. Простая и заказная письменная корреспонденция. Москва «Академия», 2012 г.
  2.  Мультимедийная презентация.
  3. Дидактический материал.

План урока.

  1. История почты
  2. Игровой момент
  3. Адресование почтовых отправлений
  4. Выполнение практического задания «Сортировка почтовых отправлений»
  5. Выполнение практического задания «Письма победы»
  6. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный  момент.

Добрый день, уважаемые ребята. Меня зовут Юлия Анатольевна. Сегодня я проведу с вами урок. Внимательно посмотрите на экран (ролик из мультфильма «Простоквашино») Как вы думаете, какая сфера профессиональной деятельности представлена на экране? (ответы детей).  Поднимите руку кто из вас хоть раз бывал на почте? Какими услугами почты вы пользовались? Ребята назовите, пожалуйста, профессии людей которые работают на почте.

Тема нашего урока «Введение в профессию оператор связи»

     2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель?

Мы с вами познакомимся с такой профессией, как « Оператор связи», узнаем об истории ее возникновения, о ее значимости в наше время  и  получим первый опыт работы в качестве оператора связи.

3.Актуализация знаний студентов.

Как вы думаете, что собой представляет профессия оператор связи?

Что должен уметь оператор связи?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Днём и ночью, в любое время года, независимо от погодных условий, непрерывным потоком по нашей стране и по всей огромной планете во всех направлениях движется почта: шагает по жарким пустыням, снежным просторам, карабкается в горы, бороздит реки, озёра, моря и океаны, парит или мчится в заоблачные выси, устремляется в космос.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано». По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения «mansio pozita...» - «станция в пункте...» и произошло слово «почта». 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен.

Предпосылки к организации регулярного почтового сообщения были заложены в 13 веке созданием чисто русской системы пересылки писем с использованием конной эстафеты - ямской гоньбы. Ямская гоньба представляла собой сеть почтовых станций с ямщиками и лошадьми для безостановочного передвижения гонцов с приказами и донесениями. Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель Афана́сий Лавре́нтьевич Орди́н-Нащо́кин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII веков.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно- полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только с конца XVII века в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил «Воинский Устав» Петра I, в который вошла статья «О чине полевой почты».

1782 г.  стал этапным в развитии отечественных средств связи. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

Для удобства оплаты пересылки письменной корреспонденции 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка России. А ещё раньше в 1845 году были введены первые знаки почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов. А с 1 декабря 1848 года были введены конверты с напечатанными марками для всей России, в том же году в Петербурге и Москве были установлены первые почтовые ящики, которыми мы пользуемся и в настоящее время.

Почта России сегодня – одно из самых сложных и интересных российских предприятий. Это традиционный представитель отрасли, системообразующее предприятие, посредством которого государство реализует свою политику в области обеспечения информационного и экономического единства страны.

Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.( Видеоролик о Почте России сегодня )                                                                                                                                          Раздаётся стук в дверь                                                                                                                       Преподаватель: Кто там?                                                                                                                           Голос из-за двери: Это я, почтальон Печкин!                                                                          Преподаватель: Входите!

Почтальон Печкин: Добрый день! Ох, и долго же я до вас добирался аж из самого Простоквашино! Думал, не успею на ваш урок, хорошо Дядя Фёдор свой «Запорожец» починил и подбросил меня! На велосипеде точно бы не успел! Я, собственно говоря, вот зачем явился! Нынче Простоквашино стало очень популярным местом, почты приходит видимо, не видимо, не справляюсь я один. Помогите мне письма заказные рассортировать! (Почтальон Печкин достаёт из сумки письма). А что это вы сидите, разве не знаете, что когда почтальон письма приносит танцевать надо! Танцуют все! (Все ребята танцуют под музыку из мультфильма Простоквашино). Молодцы! Получайте письма для сортировки, а я пока отдохну. Да только правильно рассортируйте письма, чтобы точно до адресата дошли! (Почтальон Печкин присаживается отдохнуть)

Преподаватель: Для того чтобы помочь почтальону Печкину с сортировкой писем, нам с вами необходимо познакомиться с работой оператора связи. Как вы думаете, а какие операции выполняет оператор связи? (ответы студентов). Правильно.

Оператор принимает, обрабатывает, отправляет и выдает письма, бандероли, посылки, деньги по переводам, телеграммы, выплачивает пенсии и пособия, принимает подписку на периодическую печать. Сортирует почтовые отправления и периодическую печать по доставочным участкам, организует работу почтальонов. Контролирует состояние абонентских шкафов и почтовых ящиков.  Его задача - обслуживание населения в отделениях связи, обработка почтовых отправлений, управление потоком писем и другой корреспонденции из одного населенного пункта в другой. Главный результат совместного труда многих тысяч операторов связи, работающих по всей России - это быстрая, надежная передача вестей от одного человека к другому через разделяющее их расстояние. 

Оператор связи представляет собой лицо почты, по его работе судят о работе почтовой связи. Требования к современному оператору связи очень высокие: давайте вместе с вами перечислим те качества, которыми должен обладать современный оператор связи (ребята перечисляют качества)

Преподаватель: Молодцы, а теперь внимание на экран:

-это и прекрасное знание компьютера, и умение работать с людьми, и знание языков, умение управлять собой, личная организованность, активность, инициативность, внимание, собранность, коммуникабельность, уравновешенность, тактичность, вежливость, честность. Оператор связи должен уметь улавливать особенности человека и сделать так, чтобы клиент ушел из отделения связи довольным, с хорошим настроением.

Адресование и оформление внутренних почтовых отправлений.

Почтовое отправление проходит большой путь, прежде чем дойти от отправителя до адресата: 1. Приём (приём почтовых отправлений от отправителя для дальнейшей отправки их адресату). 2. Сортировка (сортировка почтовых отправлений по направлению места назначения и по видам (письма, бандероли, посылки)). 3. Транспортировка (транспортировка  почтовых отправлений различными видами транспорта до места назначения). 4.  Вручение почтового отправления адресату. Но в самом начале отправитель должен правильно написать адрес получателя, т.е. осуществить адресование почтового отправления. А знаете ли вы, как правильно написать адрес на конверте?

На оболочке письменной корреспонденции отправителем указываются точные адресные данные отправителя и адресата. Почтовый адрес адресата пишется в правой нижней части почтового отправления, а почтовый адрес отправителя — в левом верхнем углу. Адреса на письменной корреспонденции, пересылаемой в пределах территории Российской Федерации, указываются на русском языке.

На внутренней письменной корреспонденции почтовые адреса пишутся отправителем в следующей последовательности:

наименование отправителя или адресата (для физических лиц — фамилия, имя, отчество (ФИО), для юридических лиц — полное или краткое наименование);

название улицы, номер дома, номер квартиры;

название поселения (города, поселка и т.п.);

название муниципального района;

название субъекта Российской Федерации;

почтовый индекс.

Пример написания адреса на письменной корреспонденции в административные центры муниципальных районов или города:

Егоровой Галине Сергеевне, ул. Малыгина, д. 3, кв. 21, г. Москва, индекс получателя 446009.         

5.Первичная проверка понимания изученного материала ( фронтальный опрос)

1. Назовите основные операции, которые совершает  оператор связи?

2. В какой последовательности производится написание адреса на конверте?

6. Первичное закрепление.

Преподаватель:  Предлагаю приступить к выполнению просьбы Почтальона Печкина.

Почтальон Печкин подготовил всё необходимое для того, чтобы вы смогли рассортировать и оформить почтовые отправления в постпакеты для дальнейшей транспортировки. Постпакет это рассортированные и упакованные почтовые отправления для дальнейшей транспортировки  по направлению адресования. Вам предстоит произвести следующие операции по заделке заказных писем в постпакет.

1. Разложить письма по месту их назначения (одна стопка в город Балашов, другая в город Ртищево). Внимательно прочитывайте адрес отправителя и адресата, если обнаружите нарушения в адресовании письма, то отложите его.

2. После того как все письма рассортированы,  необходимо оформить ярлык формы ф.11, на котором указывается откуда и в каком направлении отправляется постпакет.   Не забудьте расписаться в графе «Заделывал». Ведь вы выступаете в роли настоящего оператора связи. В правом нижнем углу оператор ставит оттиск календарного штемпеля, но это возможно сделать только в отделении связи.

3. Ярлык укладывается поверх пачки писем. Постпакет почти готов, осталось только обвязать его шпагатом. Обвязываем следующим образом: накладываем шпагат наверху, перехлёстываем снизу и завязываем сверху.

Молодцы! Наши постпакеты готовы к дальнейшей транспортировке! Ну что, почтальон Печкин, принимай работу.

Печкин: Вот спасибо. Молодцы! Помогли. Ну  что ж, доброго здоровичка всем, спасибо ещё раз. Побегу на почту, в отдел транспортировки!

Звучит песня «Огонёк»

.Преподаватель: В годы Великой Отечественной войны почтовики наравне с воинами действующих частей покрыли себя неувядаемой славой. Не раз приходилось им браться за оружие, многие из них пали на своем посту, ставшем боевым. Героически действовали почтовики и в ближайшем тылу, в городах-героях. Работники гражданской и военной почты делали все возможное, а порой и невозможное, чтобы обработать, перевезти и доставить все почтовые отправления. А их количество было огромно. Только в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет. «Громыхают гусеницами по разбитым фронтовым дорогам танковые колонны, устало плетутся пешие батальоны, степенно движется артиллерия, укрытые брезентом «катюши». И следом в любую погоду, ночью и днем поспешают запыленные, иссеченные осколками фургоны с белой косой полосой и надписью на борту: «Полевая почта». А в случае, не дай бог, увязнуть в распутицу почтовой машине,  — солдаты дружно на плечах вытащат почтовую машину из дорожной хляби. Ведь на войне солдату необходимы были оружие и боеприпасы, хлеб и теплые письма любимых, родных, близких.

В канун 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне на занятиях кружка «Мэйл-арт – почтовое искусство» мы со студентками лицея подготовили  ветеранам особый подарок: специальные поздравления, выполненные в  форме традиционного фронтового письма, сложенного треугольником. Эти поздравления мы решили разослать  не только ветеранам ВОВ, но и своим родным, друзьям, знакомым, т.к. эта дата важна и значима для каждого жителя нашей страны, ведь война не обошла ни одну семью. В этих письмах мы написали следующие строки.

                                                    Всегда будет помнить страна

                                                    День майской Великой Победы,

                                                    Героев своих имена,

                                                   Отцов славных наших и дедов!

                                                   Пусть мирным всегда будет дом

                                                    И небо безоблачным, ясным!

                                                    Здоровья, тепла день за днём,

                                                    Приятных событий и счастья!

Вы можете написать своё пожелание и отправить это письмо ветеранам города Балашова или поздравить своих родных и друзей с Днём Победы. Вам всего лишь необходимо будет сложить поздравление в почтовый треугольник, правильно указать адрес отправителя и адрес получателя, прийти на почту оплатить почтовый сбор и Ваше поздравление полетит к адресату. Это и будет вашим домашним заданием. Давайте с вами потренируемся в складывании такого вот письма-треугольника.

Как хорошо, что люди придумали почту…Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и отправишь  в другую душу. Письмо – это не просто  слова,  бегущие  по  чистому  листу  бумаги.  Это действительно кусочек души,  который  ты  даришь  адресату.  Поэтому  каждое письмо – удивительное  произведение  искусства.  

 (Фрагмент из мультфильма « Простоквашино»).

Преподаватель: Ребята, посмотрите на экран. Почтальон Печкин доставил ваши письма по адресу. Значит, наша работа помогла ему.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Написать поздравление ветеранам ВОв

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы узнали об истории почты, помогли почтальону Печкину рассортировать и оформить почтовые отправления в постпакеты для дальнейшей доставки их адресатам, оформили ветеранам поздравительные письма. Увидели значимость профессии « Оператор связи».

Мне очень хотелось бы узнать  ваше мнение о сегодняшнем занятии. Уходя из кабинета, опустите  в почтовый ящик смайлик, который соответствует вашему настроению после урока. Вы сегодня молодцы! Спасибо за урок.

Дидактический материал к уроку


Макеты почтовых отправлений для заделки постпакетов

Приписной ярлык формы ф.11


Поздравительный конверт-треугольник для поздравления ветеранов ВОв

        ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Схема сворачивания конверта-треугольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный тест по профессии "Оператор связи", 1 курс.

Тест создан для итогового контроля знаний обучающихся по МДК 01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений,оформление почтовых операций. По профессии «Оператор связи» 1 курс...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методические рекомендации по производственной практике для профессии оператор связи.

Методическое пособие содержит рекомендации по составлнию отчета по практике для обучающихся....

Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов обучения в группе профподготовки по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», учебная дисциплина: Программное обеспечение ЭВМ.

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов, интерактивных методов обучения при проведении современного занятия профессиональной подготовки специалистов по пр...

Методическая разработка урока профессионального обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ"

Методическая разработка урока  производственного обучения по теме  «Cоздание тематической видеооткрытки в программе MS Power Point»...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования» на тему «Введение в профессию «Оператор швейного оборудования»»

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 курса средних профессиональных образовательных учреждений с ОВЗ 8 вида (умственная отсталость) по профессии «Оператор швейного оборудо...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии "Оператор швейного оборудования" по теме "Обработка застёжки гульф"

Методическая разработка урока учебной практики ПМ.02. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов по теме "Обработка застёжки гульф",  профессия 29.01.08 О...