Написание бизнес-плана страховой компании
методическая разработка на тему
для помощи студентам в подготовке материала по 1-му разделу МДК 01.02
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_posobie.razrabotka_biznes-plana.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление науки и образования Липецкой области
Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Грязинский технический колледж»
Специальность 38.02.02 Страховое дело (имущественное)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
к циклу практических занятий
по МДК 01.02 Прямые продажи страховых продуктов (имущественных отношений)
ПМ 01 Реализация различных технологий розничных продаж страховых продуктов
Раздел 1. Бизнес-план открытия точки розничных продаж
Выполнила:
преподаватель спецдисциплин
Петрова Светлана Николаевна
Рассмотрены и утверждены на
заседании цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
«______»______________2016 г.
Председатель комиссии С.Н.Петрова
2016 год
Методическое пособие рекомендовано для использования в учебном процессе. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38.02.02 Страховое дело (имущественное). Также может служить помощью преподавателю для подготовки к занятиям по вопросам бизнес-планирования в страховой деятельности.
Составитель: С.Н.Петрова – преподаватель спецдисциплин, профессоинальных модулей
Аннотация
В данном пособии предлагается короткое, но содержательное изложение теоретических основ бизнес-планирования, сопровождающееся практическими примерами. Такое представление способствует лучшему усвоению изучаемой дисциплины, развивает логическое мышление, умение анализировать, позволяет осознать практическую применимость изучаемой тематики.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….3
СТРУКТУРА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС- ПЛАНА………………………. 4
1.Общие сведения
2. Структура бизнес-плана
3. Последовательность разработки бизнес-плана
4. Приложения к бизнес-плану
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..36
Введение
Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показала мировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением или с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д.
Бизнес - экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; целью любого бизнеса является прибыль. Точнее говоря, бизнес – это экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.
Программа МДК 01.02 предусматривает изучение не только теоретических основ сущности бизнес-плана и его важности в деятельности современного предприятия, но и составления, разработки бизнес-плана на примере конкретной организации. Помочь студенту в осуществлении практического подхода при изучении раздела 1. Бизнес-план открытия точки розничных продаж и является целью данных методических рекомендаций.
Теоретическая часть включает: понятие бизнес-плана, его функции, основные этапы бизнес-планирования. Подробна рассмотрена структура бизнес-плана, которая не является жестко регламентированной как в России так и за рубежом, поэтому она представлена с учетом российской и зарубежной практики.
Но подчас многих предпринимателей ставит в тупик чисто техническая сторона разработки бизнес-плана. Планы часто получаются слишком концептуальными и неорганизованными и разработчики планов не знают, как правильно структурировать материал.
Практическая часть построена с обобщением опыта различных специалистов в области бизнес-планирования. Приобретая навыки в составлении бизнес-плана, студенты должны уметь использовать имеющийся базовый запас знаний по различным дисциплинам: экономика организации, маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет, финансы, внешнеэкономическая деятельность предприятия, налогообложение, стратегический менеджмент.
Представленные методические рекомендации являются определенным источником, систематизирующим труды разных авторов в области бизнес-планирования. В данной работе изложены особенности разработки каждого из разделов бизнес-плана сопровождающиеся примерами.
Представленные методические рекомендации могут быть использованы как студентами, так и начинающими преподавателями, лицами, интересующимися данной сферой деятельности.
СТРУКТУРА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
- конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.) ;
- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Ключ к созданию эффективного бизнес-плана – четкое аргументирование своих целей и подкрепление заявлений конкретными примерами. В качестве аргументов необходимо использовать статистические данные, различного рода исследования. Если вы утверждаете, что объем рынка вырастет в следующем году на 20 %, вам следует предоставить результаты маркетингового исследования или статистические данные о темпах роста рынка в последние несколько лет.
Необходимо помнить о том, что бизнес-план должен быть живым и интересным.
На этапе аналитических работ особенно важно, точно определить масштабы будущего проекта, т.е. величину планируемого выпуска или количественные параметры деятельности в сфере услуг. Причина очевидна: от масштаба будущей деятельности на вновь создаваемом производственном объекте будут зависеть не только потребности в инвестициях, но и величина затрат на производство продукции, поскольку некоторые виды затрат меняются строго пропорционально объемам производства, а другие зависят от них хоть и в меньшей степени, но не настолько, чтобы этим можно было пренебречь без опасности получить неверный результат оценки приемлемости инвестиций.
Итак, вы решили написать бизнес-план. Естественно, успешно выполнить эту задачу вы сможете, если будете иметь представление о приблизительном объеме бизнес-плана. Более того, любой документ психологически проще писать, зная, сколько страниц текста от вас потребуется, и какие вопросы должны быть освещены.
2. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в России, так и за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей.
Рекомендуется следующая последовательность разделов бизнес-плана:
- меморандум о конфиденциальности;
- резюме;
- описание отрасли;
- характеристика предприятия;
- описание продукции (услуг);
- анализ конкурентоспособности и выбор конкурентной позиции;
- маркетинговый план;
- организационный план;
- производственный план;
- финансовый план;
- анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;
- приложения.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела бизнес-плана, который сопровождается соответствующей инструкционной картой практической работы по дисциплине.
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Бизнес-план начинается с титульного листа, который в общем случае включает следующие атрибуты:
- Название вашей компании и/или название проекта.
- Место подготовки плана;
- Имена и адреса учредителей, телефоны;
- Дата выпуска (обратите внимание на то, чтобы ваш бизнес-план не устаревал)
- Гриф. Если ваш план предназначен для внутреннего использования, вынесите на первую страницу гриф «Для служебного пользования». Это добавит уважения к вашему документу.
После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Задание 1. Составьте титульный лист своей фирмы по образцу:
Пример
Задание 2. Продумайте содержание бизнес-плана, сформулируйте разделы.
- МЕМОРАНДУМ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Форма соглашения может быть такой:
«Настоящий документ является конфиденциальным и допускается к использованию только лицами и компаниями, имена и названия которых приведены ниже. Документ является собственностью (название вашей компании) и не может распространяться, копироваться или частично воспроизводиться без согласия (название вашей компании). Настоящая копия передана (имя лица/ название компании, которому передается бизнес-план)».
- РЕЗЮМЕ
Резюме представляет собой краткое изложение сути проекта. Оно должно быть кратким (1-2) страницы и содержать описание ключевых моментов, которые позволяют лицам, принимающим решение, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту.
С этой целью указывают следующие данные:
- полное название, адрес;
- описание предприятия, его специфики;
- краткие сведения об управленческом персонале;
- цель составления бизнес-плана;
- цель предприятия;
- краткая характеристика конъюнктуры рынка;
- суть предполагаемого проекта;
- результаты реализации проекта;
- факторы риска;
- совокупная стоимость проекта;
Краткое описание проекта – это, по сути, «бизнес-план в бизнес-плане», и следует его писать только после того, как будет готов основной план. Его назначение – убедить потенциального инвестора еще до прочтения бизнес-плана в верности выбранной вами стратегии бизнеса.
Задание 3. Составить резюме бизнес-плана на основе примера:
Резюме
Бизнес-план посвящен организации фирмы __________ с целью расширения страховой деятельности. Наша фирма обладает высоким потенциалом, ее уставный капитал ________ рублей. Учредителями являются __________________. Представительство располагается по адресу: ________
В нашей организации работает ____ человек, из них квалифицированных специалистов ____, а именно ________ Таким образом наша фирма обладает высоким производительным потенциалом.
Выбор видов страховых услуг объясняется прежде всего наличием опыта в этой области у руководителей фирмы, которые в своей деятельности ориентируются на изучение потребностей и запросов клиента и одной из своих главных задач считает повышение качества сервиса страховых услуг.
Реализация рыночной стратегии организации строится на взаимовыгодном сотрудничестве с клиентами. Это дает стабильный рынок сбыта в соответствии с имеющимся портфелем заказов и заключенными контрактами. Такое сотрудничество может развиваться дальше и предполагает в будущем открытие сети филиалов и соответственно рекламного обеспечения. На рынок нашей фирмой поставляются следующие виды страховых услуг: ___________. Нашей компанией предусмотрен ряд конкурентных стратегий для занятия своего места на рынке. Основными конкурентами являются ___________. Для организации бизнеса и начала деятельности потребуется время – 2 месяца.
Первый этап развития предприятия потребует время равное 1 году, по истечении которого процесс становления филиала закончится, и к этому времени фирма завоюет определенную репутацию, уверенность руководства в успешном развитии дел базируется на том, что предполагаемый уровень спроса на страховые услуги в первый год должен устойчиво повышаться, также подкреплен платежеспособностью и это создает перспективу функционирования в будущем.
Уровень квалифицированного и творческого мастерства специалистов обеспечивает неповторимый образ оказываемым услугам.
Основные показатели деятельности фирмы:
- Объем продаж (выручка) – ________
- Затраты на оплату труда, численность – __________
- Затраты на приобретение основных средств и НМА – _________
- Затраты на деятельность общие –___________
- Сумма налогов – ____________.
- Чистая прибыль – __________
- Рентабельность – ____________
- Срок окупаемости вложенных средств ___________
- ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Описание отрасли и предприятия имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта. В этом разделе дается анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса.
Задание 4. Составьте описание отрасли, используя нижеприведённый образец
Раздел 1. Описание вида деятельности
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель за определенную плату гарантирует страхователю компенсацию возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного бедствия. Страхование – особая форма финансово-кредитного предпринимательства. Оно заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Время течет незаметно. Сегодня мы полны сил и энергии, у нас есть планы и финансовые возможности для их реализации. Но проходят дни, месяцы, годы. Мы все так же полны идей, но, к сожалению, у нас уже не хватает здоровья и средств для их осуществления. Почему бы нам не посмотреть вперед и не подумать о будущем? Ведь в нем мы проведем значительную часть оставшейся жизни.
Если вы заинтересованы решить заранее будущие проблемы, то Вам всегда помогут специалисты нашей компании, которые для любого возраста и любых потребностей смогут разработать соответствующие предложения по страхованию жизни и здоровья".
Страховая компания "_______" - универсальная страховая компания. Компания планирует осуществлять деятельность по __________видам страхования и перестрахованию с использованием 76 различных правил страхования. Особое внимание компания уделяет развитию региональной сети.
Залогом успеха в данном случае является достижение финансовой стабильности компании и грамотная работа со страхователями. Планируется сформировать коллектив, состоящий из профессионалов своего дела, отрабатывается политика компании в отношении клиентов. В будущем появятся оригинальные наработки в сфере защиты прав застрахованных, что позволит обеспечить уверенность в будущем нашим застрахованным.
Удобство для клиентов и защита их интересов поставлены во главу угла работы специалистов компании. Обслуживание клиентов будет проводиться как в офисах компании, так и с выездом на место.
Защита интересов клиентов проводится в форме постоянного контроля за исполнением страхового договора, а так же по фактам обращения клиентов в компанию. Опытными экспертами будет проводиться мониторинг качества страхования, оказываемой нашим клиентам. Специалистами отдела защиты прав застрахованных оперативно рассматриваются жалобы от наших клиентов, принимаются соответствующие меры, при необходимости привлекаются юристы компании для защиты интересов застрахованных в досудебном и судебном порядке.
Страховая компания ________________входит в состав страховой группы СОАО «ВСК". Этот брэнд – синоним стабильного положения на рынке страховых услуг, что в значительной степени усилило наши позиции.
Задание 4. Составьте характеристику фирмы, используя нижеприведенный образец
Раздел 2. Характеристика фирмы
Город ______________ - перспективный город экономического значения.
Фирма «__________» создается с целью организации и развития страховой деятельности.
Страховая компания ________________входит в состав страховой группы СОАО «ВСК". Этот брэнд – синоним стабильного положения на рынке страховых услуг, что в значительной степени усилило наши позиции
СОАО «ВСК» ежегодно укрепляет позиции на рынке России, стабильно поднимается в рейтингах крупнейших страховщиков. Приоритетные цели развития компании: рост капитализации, внедрение международных стандартов деятельности. Свои перспективы СОАО «ВСК» связывает с внедрением более высоких стандартов деятельности, повышением качества страхового продукта и сервисного обслуживания.
Организацию своей страховой деятельности Страховая компания ________________ планирует провести за счет собственных средств, без привлечения инвесторов.
Фирма «___________» предполагается разместить в арендованном помещении площадью ___кв. , располагаемом по адресу: _______________________________
В нашей фирме работают только квалифицированные работники и руководители.
Состав руководителей: директор - Прокушева М.
бухгалтер - Затерт В.
Состав персонала: специалисты страхового дела – 3 человека
Наши учредители - коммерческий директор и исполнительный директор - внесли в уставной капитал по _____________. руб. В случае банкротства они отвечают размерами своих вкладов. Оба квалифицированные специалисты в своей области, закончили высшие учебные заведения. Каждый отвечает за свой проект, возможно привлечение психолога. Мы можем привлекать по мере необходимости эксперта- оценщика и экспедитора. Считаем, что уже за один год работы наша фирма приобретет хорошую репутацию.
Интерес покупателя к товару мы рассчитываем привлечь за счет:
- прямых связей с клиентами;
- рекламы через компьютерные сети;
- высшего качества обслуживания, дружеской атмосферы обращения, открытости;
- личных контактов наших сотрудников.
Перечень предполагаемых услуг:
- Добровольное страхование автотранспортных средств.
- Страхование грузов.
- Страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей.
- Страхование имущества физических лиц.
- Добровольное страхование от несчастных случаев и болезней.
- Комплексное страхование граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства.
- Страхование сельскохозяйственных животных.
- Комплексное ипотечное страхование.
- Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляемого по Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 г. № 263.
- Страхование предпринимательского риска.
Название фирмы «__________________»дано не случайно: оно отражает наше желание быть лучше всех J
Задание 5. Составьте раздел «Описание продуктов (услуг)»
Образец
Раздел 3. Описание услуги
Наши предложения юридическим лицам:
Страхование имущества: зданий и сооружений, производственного оборудования, мебели, вычислительной и оргтехники, инвентаря, принадлежащего предприятию или за которое предприятие несет ответственность;
Страхование транспорта: грузовых и легковых автомобилей, автобусов, специальной и дорожно-строительной техники отечественного и иностранного производства
Страхование перевозок и грузов;
Страхование гражданской ответственности предприятия;
Страхование от вынужденной перерыва в производстве;
Страхование лизинговых, факторинговых и кредитных операций;
Страхование строительно-монтажных работ;
Страхование сельскохозяйственных рисков,
Страхование опасных производственных объектов.
Страхование персонала от несчастных случаев и болезней;
Страхование жизни;
Дополнительное пенсионное страхование;
Добровольное медицинское страхование;
Страхование сотрудников, выезжающих в командировки за рубеж, по России и странам СНГ,
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), а так же другие виды, в зависимости от профиля предприятия, организации.
Дополнительные (Специальные) предложения для финансовых учреждений:
Страхование недвижимого имущества.
Страхование ценностей банка в хранилищах и операционных кассах.
Страхование банкоматов и денежной наличности в них.
Страхование инкассаторских перевозок.
Страхование имущества, переданного в залог.
Ипотечное страхование;
Страхование жизни и трудоспособности заемщика.
Страхование ответственности заемщика перед третьими лицами.
Страхование лизинговых и факторинговых операций.
Страхование банковских кредитных и дебетовых карт и другие.
Наши предложения физическим лицам:
Комплексное страхование автотранспорта (КАСКО)
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)
Добровольное страхование автогражданской ответственности
Страхование квартиры,
Страхование ответственности перед соседями
Комплексное страхование имущества и ответственности,
Страхование дачи и строений
Страхование домашнего имущества
Добровольное медицинское страхование
Страхование выезжающих за рубеж
Страхование путешествующих по России и СНГ
Страхование дайверов
Страхование от несчастных случаев
Страхование жизни
Территория действия полиса неограниченна. Единственное условие - какая-либо из точек маршрута должна находиться на территории РФ. Страхователи - юридические лица как резиденты РФ, так и нерезиденты. Предварительное согласование заявки возможно по электронной почте, подтверждение - факсом. Курьер доставит оригиналы документов в течении одного - двух дней.
Дополнительные услуги для наших клиентов. В случае необходимости фирма готова организовать сюрвейерский контроль за погрузкой, разгрузкой, перегрузкой груза, а также для оценки размера ущерба и урегулирования претензий наших клиентов в любой точке мира. Также возможна организация охраны Вашего груза. Учитывая опыт в сфере грузоперевозок, фирма можем порекомендовать Вам перевозчика или экспедитора, который специализируется именно на Вашем направлении, характере груза: - страхование грузов; - страхование ответственности перевозчика; - страхование ответственности экспедитора.
Приоритетные цели развития компании: рост капитализации, внедрение международных стандартов деятельности. Свои перспективы «__________»" связывает с внедрением более высоких стандартов деятельности, повышением качества страхового продукта и сервисного обслуживания клиентов.
Свои перспективы «_________» связывает с внедрением более высоких стандартов деятельности, улучшением качества страхового продукта и сервисного обслуживания клиентов.
Услуги страховой компании «___________» востребованы в разных регионах России
Были проведены небольшие маркетинговые исследования рынка страхования и его перспектив в г.________ В исследованиях приняли участие как юридические, так и физические лица. Физическим лицам была предложена небольшая анкета с целью поиска необходимой информации. Юридические лица были опрошены представителями компании лично.
Проведенные исследования показали, что данные услуги будут востребованы. Юридические и физические лица заинтересованы в появлении представительства «_______», поэтому всячески будут содействовать реализации данного проекта. Для реализации замысла необходимо просчитать все затраты и результаты деятельности будущей организации.
- АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ВЫБОР КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ
В данном разделе дается описание существующей конкуренции на рынке и отображаются результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства.
Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги) .
Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений.
На основе анализа формулируется стратегия. Это может быть: стратегия контрольной точки, воспринимаемой ценности, «снятия сливок», внедрения товара на рынок, ценовая стратегия, стратегия качества.
Задание 6. Вспомните: какие конкуренты могут встретиться вам во внешней среде.
Охарактеризуйте воздействие со стороны конкурентов, заполнив таблицу описания факторов, характеризующих сильные и слабые стороны фирмы. Используйте образец:
Раздел 4. Оценка конкурентоспособности
В тройку наших ближайших конкурентов входят:
1._страховая компания «Росгосстрах»___
2._ страховая компания « Согласие»_____
3._страховая компания «Ингосстах»_____
В порядке убывающей значимости можно выделить определяющие факторы конкурентоспособности и рассчитывать её количественные параметры.
Таблица Факторы конкурентоспособности
Факторы | Фирма ____________ | «Росгосстрах» | «Согласие» | «Ингосстрах» |
Качество услуги | Сертификат достижений компании | Сертификат достижений компании | Сертификат достижений компании | |
Квалификация персонала | Высшее образование | Среднее образование страхового специалиста | Среднее и высшее образование | |
Местонахождение | Рядом с остановкой | 200 м. от банка | Расположение отдаленное | |
Уровень цены | высокая | Высокая | Выше среднего | |
Исключительность услуги | Зеленая карта | _ | _ | |
Ассортимент услуг | Все виды кроме медицинского страхования | Не страхуют грузовые автомобили и медицинское страхование | Все виды страхования | |
Время работы | 10.00 – 13.00 14.00- 17.00 18.00-21.00 | 10.00-20.00 | 9.00-18.00 | |
Репутация фирмы, изделия | Постоянные клиенты | Постоянные клиенты | Надежная репутация | |
Быстрота страховых выплат | Достаточно быстро | Средне | средне | |
Послепродажное обслуживание | консультации | -консультации, смс предупреждения | консультации | |
Качество и стиль интерьера | ||||
Парковка | Бесплатно, охрана | Бесплатно, | Бесплатно, охрана |
Расчет конкурентоспособности
Параметры | Весомость параметров | «________» | «Росгосстрах» | «Согласие» | «Ингосстрах» | ||||
А1 | Р1 | А1р1 | Р2 | А1р2 | Р3 | А1р3 | Р4 | А1р4 | |
Качество услуги | |||||||||
Квалификация персонала | |||||||||
Местонахождение | |||||||||
Уровень цены | |||||||||
Исключительность услуги | |||||||||
Ассортимент услуг | |||||||||
Время работы | |||||||||
Репутация фирмы, изделия | |||||||||
Быстрота страховых выплат | |||||||||
Послепродажное обслуживание | |||||||||
Качество и стиль интерьера | |||||||||
Парковка | |||||||||
Сумма а1р1 | Е=1,00 | сумма | сумма | сумма | сумма |
Р1 – ранжированное значение параметра;
А1Р1 – показатели конкурентоспособности.
Сумма А1р1 – отражают действительное положение фирмы на рынке. Преимущество фирмы «……» значительно выше по сравнению с конкурентами Относительно этих конкурентов фирма «…….» занимает устойчивое положение на рынке. Фирмы (№ 1 и № 2) имеют и сложившуюся репутацию, и постоянных клиентов. Нашей фирме необходимо провести ряд мероприятий по повышению качества оказания страховых услуг и завоеванию симпатий потребителей. Немаловажно, что это нововведение лишь в незначительной мере повлияет на цену изделия. Наш самый большой плюс – это быстрота обслуживания, надежность нашей фирмы, а самое главное, установление долговременных отношений с нашими клиентами, используя систему скидок, дисконтных карт. В дальнейшем возможно расширение ассортимента путем ориентации на более узкий сегмент потребительского рынка. Вежливое, быстрое обслуживание, широкий ассортимент страховых услуг – все это, несомненно, завоюет симпатии потребителей.
- МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.
Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей — от менеджеров до членов совета директоров.
История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.
Здесь дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации проекта.
Первая часть предполагает описание рыночных существующей ситуации на рынке: структуру рынка, конкуренцию, других поставщиков, спрос, потребление.
Вторая часть предполагает описание ценовой стратегии. Так определение цены базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов, оценки издержек предприятия на производство и реализацию продукции.
Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который она хочет создать для своей продукции.
При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений. Возможная цена товара может определяться, исходя из:
- себестоимости продукции;
- цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;
- уникальных достоинств товара;
- цены, определяемой спросом на товар.
На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена товара (услуги), которая соответствует наименьшим издержкам.
На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен. Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.
Может быть использована стратегия сниженных цен, стратегия округленных цен.
Следует также рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.
Если разработан детальный прейскурант и он может помочь рецензенту разобраться в сути, следует привести его в сокращенном виде. Можно поместить его полностью в приложении.
Третья часть раздела предполагает отражение методов стимулирования сбыта. А именно характеризуются методы установление контактов с потребителями. Описываются рекламные мероприятия, и производится расчет их эффективности.
Задание 7. Составьте раздел «Маркетинг-план». Обратите внимание на ниже приведённый образец.
Образец
Раздел 5. Маркетинговый план
План маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке. Целевой рынок компании «___________» состоит из страховых компаний, имеющих известную репутацию
Преимуществами компании «__________» будут более широкий перечень видов страхования, индивидуальный подход к каждому клиенту, гибкая политика цен, высокая квалификация специалистов, хороший сервис, отличная репутация головной компании, ее имя.
Сильные стороны компании «____________» заключаются в следующем.
- Опыт
- Образование персонала
- Крупная клиентская база.
Слабости компании : Односторонняя связь с клиентами, Ограниченная возможность рекламы
Ценообразование
Компания «_________» предлагает своим клиентам вполне разумные цены и гибкое обслуживание на индивидуальной основе. Мы понимаем, что каждая страховая услуга уникальна и готовы вступать в переговоры, делая скидки с учетом конкретной ситуации.
Для установления цены используют структуру тарифных ставок по лицензируемым видам страхования для филиалов СОАО «ВСК»
Структура тарифных ставок
Наименование вида страхования (правила) | Структура (%) | ||
Нетто ставка | Нагрузка | ||
расходы для ведения дела | в т.ч. комиссионное вознаграждение | ||
1. Добровольное страхование автотранспортных средств | 70 | 30 | 25 |
2. Страхование грузов | 70 | 30 | 25 |
3. Страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей | 70 | 30 | 25 |
4. Страхование имущества физических лиц | 70 | 30 | 25 |
5. Добровольное страхование от несчастных случаев и болезней | 70 | 30 | 25 |
6. Комплексное страхование граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства | 50 | 50 | 30 |
7. Добровольное медицинское страхование | 80 | 20 | 10 |
8. Страхование сельскохозяйственных животных | 70 | 30 | 25 |
9. Комплексное ипотечное страхование | 70 | 30 | 25 |
10. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляемого по Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств | 77 | 23 | 10 |
11. Страхование предпринимательского риска | 70 | 30 | 25 |
Оказание услуг будет осуществляться жителям и организациям г.________ и прилегающих к нему поселков.
Тарифные ставки на различные виды услуг зависят от многих факторов (сумма страхования, мощность двигателя автомобиля и т.п.), поэтому в компании была рассчитана средняя стоимость одного продаваемого полиса. Она составила 8040 рублей.
Оценим рынок сбыта и рассчитаем возможную выручку филиала
- Оценка рынка
№ п/п | Наименование услуги | Средняя стоимость продаваемого полиса, руб. | Реальный объем продаж | |||
месяц | год | |||||
шт. | Тыс .руб | шт. | тыс. руб. | |||
1 | Страхование | 8040 | 44 | 354,167 | 529 | 4250 |
Стимулирование сбыта
В своей деятельности по продвижению страховых услуг на рынок фирма «_______________» намерена использовать, прежде всего, информативную рекламу. Ее суть заключается в размещении в наиболее массовых и популярных печатных изданиях оригинальных и кратких обращений по конкретным видам услуг. В своей рекламной кампании фирма «_______________» намерена осуществлять наряду с постоянным еженедельным размещением стандартных сообщений в СМИ публикацию разовых клиентоориентированных сообщений, направленных на повышение интереса к предлагаемым услугам у конкретных групп потенциальных потребителей.
Фирма «_______________» в своей деятельности намерена ориентироваться на наружную рекламу и рекламу в СМИ при одновременном использовании непосредственно в офисе фирмы таких видов рекламы как календари и проспекты. Такой выбор объясняется тем обстоятельством, что в связи с выходом на рынок фирме необходимо, прежде всего, привлечь новых клиентов, а для этих целей как нельзя лучше подходят именно первые два вида рекламы. Рекламные календари и проспекты являются одним из средств убеждения посетителей офиса фирмы в целесообразности выбора услуги, а, значит, используются вслед за первыми двумя видами рекламы.
Расчет затрат на проведение рекламной кампании в 2003 году выполнен в таблице
Таблица 15. Расчет затрат на проведение рекламной кампании фирмы «Ринкострах»
№ | Вид рекламы | Ед. изм. | Кол-во в год | Цена, руб. | Стоимость, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вывески и рекламные щиты | шт. | 4 | 2500 | |
2 | Рекламные объявления в газетах и журналах: «Комсомольская правда» «Экстра-М» «Центр-Плюс» | Объявл. в нед. То же То же Объявл. в мес. | 52 26 26 24 | 500 300 100 500 | |
3 | Рекламные календари | шт. | 500 | 3 | |
4 | Рекламные проспекты | шт. | 500 | 20 | |
ИТОГО |
Расчет затрат на продвижение страховых услуг.
В условиях современного российского рынка страховых услуг, характеризующегося наличием большого числа конкурирующих компаний, существенно возрастает роль и значение маркетинговых подходов в организации и продвижении услуг на рынке. Характеристика схемы продвижения услуг на рынок, используемая фирмой «______________» представлена в таблице
Таблица Характеристика схемы продвижения услуг фирмы «_______»
№ | Каналы продвижения | Предложения в план на 2003 год | ||
п/п | страховых услуг | Доля, % | Оценка эффективности, в баллах | |
Абсол. | В % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Продажа в офисе фирмы | 70 | 10 | 7 |
2 | Продажа через агентов | 15 | 6 | 0,9 |
3 | Продажа на выставках | 6 | 8 | 0,48 |
4 | Продажа организациям | 9 | 8 | 0,72 |
Итого | 100 | 9,1 |
На основании приведенных в таблице данных можно сделать вывод, что основной объем реализации страховых услуг фирмы приходится на офисную продажу. Вместе с тем в своей деятельности фирма использует и другие каналы реализации услуг, эффективность которых достаточно высока. В своей дальнейшей деятельности фирма «___» намерена увеличить объемы реализации услуг и повысить эффективность использования существующие каналов их продвижения на рынок.
Для улучшения продвижения страховых услуг на рынок фирма планирует осуществлять стимулирование своих потенциальных клиентов, посредников и собственного персонала. Для стимулирования собственного персонала – премирование по результатам личных продаж услуг.
Страховые услуги представляют собой достаточно специфический продукт. Для его успешной реализации на рынке как никогда важна организация работы с клиентами. Каждый клиент фирмы еще до покупки страховой услуги должен достаточно четко представлять тот пакет услуг, который ему предлагает фирма. Донести до клиента все выгоды и преимущества каждой конкретной услуги обязаны менеджеры (агенты) страховой фирмы. При этом сделать это надо ненавязчиво, но настолько аргументировано и убедительно, чтобы побудить клиента приобрести данную услугу. В этой связи основными задачами в работе с клиентами для фирмы являются:
- предложение услуг, соответствующих потребностям клиентов и требованиям рынка (оптимальное соотношение показателей «цена – качество»);
- объективно и как можно более подробно информировать клиента до покупки им услуги о предлагаемых услугах, с тем, чтобы предотвратить диссонанс между его ожиданиями и действительным предложением;
- достижение стабильно высокого качества предлагаемых услуг и высокой степени удовлетворенности клиентов, формирование на этой основе постоянной клиентуры и создание позитивного имиджа фирмы.
Намерения и планы развития
В случае увеличения спроса на другие виды страхования в данном регионе филиал «_______» готов расширить перечень оказываемых услуг, перейдя к индивидуальному обслуживанию пациентов, архивированию данных клиентов, оказанию помощи при наступлении страхового случая, предоставление необходимых специалистов, оказание консалтинговых услуг.
Вид рекламы | Кол-во в мес. | Продолжит. | Место трансляции | Цена руб. | Сумма руб. |
Телеролик | 10 | 30 сек.. | ТВК в Липецке | ||
Радиоролик | 5 | 20 сек. | Липецк. Радио | ||
Пресса | 5 | Размер 60*40 текст инд. 50 знаков | Грязинские известия | ||
Бегущая строка | 4 | 10 слов | НТВ |
Агенты будут постоянно проходить переподготовку в головной компании. Затраты будут только на командировку, обучение бесплатное.
Будет постоянно улучшаться качество оказания услуг, сокращаться время на оформление документов, применяться современные технологии. Расходы на это составят 10 % от общих затрат.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В данной части бизнес-плана дается описание концепции и структуры управления проектом (организационная схема по структуре предприятия), а также характеристика состава группы управления.
Задание 8. Составьте раздел «Организационный план».
Раздел 6. Организационный план
Организационная структура предназначена для приведения взаимодействий фирмы с рынком (внешние взаимодействия) и внутренних взаимодействий между ее структурными подразделениями в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей фирмы в рамках выбранной ею стратегии развития.
Вместе с тем, эффективность работы предприятия или фирмы лишь в слабой степени зависит от формальной структуры. Любая идеальная схема сама по себе не гарантирует качества работы. Отдельные функции могут выполняться персоналом с высоким качеством либо нет, и тогда несущественно, заложены они в формальную схему или нет. ОАО «_______________» имеет организационную структуру, представленную на рисунке.
Анализируя организационную структуру фирмы, можно утверждать, что она в целом отвечает основному направлению ее деятельности. Штат фирмы достаточен для организации сбыта страховых услуг. Персонал фирмы обладает достаточной квалификацией для выполнения своих функциональных задач. Основным направлением дальнейшего совершенствования организационной структуры фирмы является достижение высокого качества и своевременности обработки управленческой и текущей деловой информации.
Организационная схема управления
страховой организацией«__________»
Директор несет материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов.
Бухгалтер ведет всю финансовую деятельность фирмы по составлению документальных отчетов предприятия (начисление и уплата налогов, распределение прибыли, расчет и выдача зарплаты, составляет баланс).
Оплата труда для руководителей, специалистов, служащих и обслуживающего персонала фирмы осуществляется по установленным должностным окладам с выплатой премиальных за дополнительно выполненную работу по заданию руководства предприятия или по результатам производственной деятельности. Расчет фонда заработной платы выполнен на основании штатного расписания фирмы ОАО «___________», которое утверждено управляющим фирмой. Принятая система оплаты труда закреплена в Положении об оплате труда, которое разработано руководящим составом фирмы. Положением предусмотрена повременная оплата труда персонала фирмы и применение премиальной системы при выполнении фирмой в целом и ее сотрудниками запланированных показателей. При этом общий объем премиальных выплат не превышает 50 % фонда оплаты труда. Распределение и периодичность премиальных выплат является прерогативой руководящего состава фирмы. Независимо от принятой формы заработной платы и системы премиальных выплат ОАО «_________________» намерено использовать в своей деятельности следующие виды разовых премий:
- вознаграждение по итогам работы за год;
- единовременное поощрение за выполнение отдельных особо важных заданий и непредвиденных работ;
- премиальные выплаты к праздничным и торжественным датам.
Таким образом, общие затраты на заработную плату персонала составят ______________ руб.
Таблица 13. Расчет фонда оплаты труда персонала фирмы «---------------»
№ п/п | Должность | Категория | Число штатных единиц | Оклад по должности в месяц, руб. | Годовой фонд оплаты труда, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Управляющий | Руководитель | |||
2 | Главный бухгалтер – Заместитель управляющего | Руководитель | |||
Итого: | |||||
3 | Офис-менеджер (агент) | Специалист | |||
4 | Менеджер (агент) | Специалист | |||
5 | Менеджер по рекламе – водитель | Специалист | |||
6 | Менеджер по организации сбыта страховой продукции (агенты) | Специалист | |||
Итого: | |||||
7 | Помощники менеджера | Служащий | |||
Итого: | |||||
ВСЕГО ФЗП: | |||||
8 | Заработная плата по бюджету маркетинга | 10 % ФЗП | |||
9 | Премиальные выплаты | 50 % ФЗП | |||
ВСЕГО: |
Специалисты страхового дела занимаются ___________________________________________________________________________________________________________________
Зарплата сотрудников нашей фирмы может увеличиваться. В зависимости от прибыли сотрудникам выдается премия. Следовательно, все будет зависеть от качества их работы.
Сотрудниками нашей фирмы будут в основном молодые, энергичные люди в возрасте от 18 лет. Для нас в человеке обязательны качества:
- коммуникабельность•
- добросовестность
- дисциплинированность
- квалификация
- честность.
Сотрудники нашей фирмы должны работать качественно, добросовестно, не допускать халатности. При наборе рабочих мы будем пытаться создать команду. Высокая квалификация обязательна, т.к. намечается тенденция к расширению, и страховые специалисты будут иметь реальные шансы возглавить предприятие в будущем.
9. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Данный раздел бизнес-плана наряду с маркетинг-планом является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта.
Основная цель раздела – описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.
Задание 9. Составьте раздел «Операционный план».
Раздел 7. Операционный план
Поскольку фирма ОАО «____________» планирует вести свою работу в одну смену, то количество основных работников будет соответствовать количеству рабочих мест, то есть:
Краб. = Краб.мест = 4 чел.
Расчет необходимого оборудования для оснащения рабочих мест.
Необходимое оборудование для офиса фирмы определяется исходя из ее основной деятельности – оформления страховых полисов. В составе оборудования в основном присутствует офисная техника и мебель. Расчет стоимости и состав необходимого офисного оборудования приведен в таблице 1.
Таблица 1. Расчет стоимости необходимого оборудования
Наименование оборудования | Кол-во единиц | Цена за единицу, руб. | Стоимость, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Персональный компьютер, ММХ-166 | 18000 | ||
Персональный компьютер, ММХ-133 | 13000 | ||
Факсимильный аппарат | 3000 | ||
Телефонный аппарат | 2000 | ||
Принтер лазерный, НР-4050 | 10000 | ||
Осветительная система офиса | 6000 | ||
Комплект офисной мебели в кабинет | 4000 | ||
Комплект мягкой мебели в офис | 4000 | ||
Комплект мебели в прихожую | 3000 | ||
Комплект мебели на кухню | 5000 | ||
ИТОГО ОБОРУДОВАНИЯ: |
Расчет амортизационных отчислений.
Расчет амортизационных отчислений осуществляется исходя из установленных норм с учетом стоимости оборудования и нормативного срока его службы. Поскольку фирма ОАО «__________» является малым предприятием, то она будет использовать механизм ускоренной амортизации активной части основных средств и льготу по дополнительному списанию в качестве амортизации активной части основных средств до 50 % их первоначальной стоимости, что допускается только для первого года работы малого предприятия.
Таблица 2. Расчет амортизационных отчислений на 2016 год
Наименование оборудования | Стоимость оборуд-ния, руб. | Норматив. срок эксп-ции, год | Норма аморт. отчислений, % | Кол-во оборуд-ния | Аморт. отчисления, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПК ММХ-166 | 8 | 50 | |||
ПК ММХ-133 | 8 | 50 | |||
Факс | 8 | 50 | |||
НР-4050 | 8 | 50 | |||
Освет. Сист. | 10 | 50 | |||
К-т мебели в кабинет | 10 | 50 | |||
К-т мебели в офис | 10 | 50 | |||
К-т мебели в прихожую | 10 | 50 | |||
К-т кухон. мебели | 10 | 50 | |||
ИТОГО АМОРТ.ОТЧИСЛЕНИЙ |
Расчет размера основных и вспомогательных помещений и оплата их аренды.
Расчет размера основных и вспомогательных площадей осуществлен исходя из нормативов площади на одно рабочее место. Он приведен в таблице 3.
Таблица 3. Расчет размера основных и вспомогательных помещений
Наименование помещений | Норматив площади, м2 | Общая площадь помещений, м2 |
1 | 2 | 3 |
Кабинет управляющего | 12,0 | |
Кабинет гл. бухгалтера | 12,0 | |
Рабочие кабинеты менеджеров (4) | 12,0 | |
Комната приема посетителей | 15,0 | |
Комната отдыха | 9,0 | |
Кухня-столовая | 9,0 | |
Прихожая | 6,0 | |
Сан. узел | 2,0 | |
Кладовая | 3,0 | |
ИТОГО ПЛОЩАДЬ: |
Стоимость аренды помещения площадью ___________ м2, занимаемого фирмой ОАО «_______» по адресу_________, определяется на основании договора аренды, Согласно договору срок аренды полуподвального помещения составляет 10 лет, а стоимость аренды – ______________. в год.
Расчет потребности в электроэнергии, коммунальных услугах и материалах.
Расчет потребности в электроэнергии и коммунальных услугах выполнен на основании соответствующих договоров со специализированными службами, обеспечивающими территорию данными услугами. Сроки выплат и тарифы за указанные услуги также определены в договорах. Расчет затрат на коммунальные услуги и электроэнергию представлен в таблице 4.
Таблица 4. Расчет стоимости коммунальных платежей
Виды услуг | Единица измерения | Потребное кол-во на год | Тариф за единицу, руб. | Стоимость услуг, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Электроэнергия | кВт-ч | 12×500 | 30,0 | 180000 |
Горячее водоснабжение | м3 | 12×132 | 8,0 | 12672 |
Холодное водоснабжение | м3 | 12×132 | 2,0 | 3168 |
Отопление | м2 | 12×132 | 8,0 | 12672 |
Телефон, факс | за месяц | 12 | 120,0 | 1440,0 |
Уборка мусора | за месяц | 12 | 20,0 | 240,0 |
ИТОГО ПЛАТЕЖЕЙ | 210192 |
Расчет потребности в материалах выполнен на основе определения примерного расхода основных материалов, необходимых для осуществления фирмой предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг. Он представлен в таблице 5.
Таблица 5. Расчет стоимости материалов
Материалы | Единица измерения | Потребное кол-во на год | Цена за единицу, руб. | Стоимостьруб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Бумага писчая | пачка | 120,0 | ||
Бумага для факса | рулон | 80,0 | ||
Картриджи к принтеру | шт. | 3000,0 | ||
Бланки (чистые) | шт. | 25,0 | ||
Прочие материалы | - | - | ||
ИТОГО ПЛАТЕЖЕЙ |
Для ведения деятельности Представительство будет пользоваться услугами сторонних организаций:
Таблица5
Услуги сторонних организаций
Наименование | Затраты |
Лицензирование и оформление документов | |
Utel - услуги стационарной связи | 50 000 |
«Билайн» | 36 000 |
Роспечать | 16 000 |
Сбербанк | 20 000 |
Сопровождение программ | 10 000 |
Всего: | ?? |
Для ведения деятельности Представительству необходима рабочая сила. По предварительным расчетам Представительство будет в год продавать _______ полисов. Норма на одного агента составляет в среднем 5 полисов в день. По норме достаточно одного агента , но Представительство будет работать 12 часов в день, предполагаются выезды агента на место. Поэтому нанято будет два агента. Сведения о персонале приведены в таблице .
Система оплаты труда построена на использовании повременно-премиальной формы. В дальнейшем предусматривается переход на большую систему организации оплаты труда, гибко учитывающую количество и качество затраченного труда. Оплата труда руководителей и других категорий работников построена на основе окладов и зависит от величины фактически отработанного времени и достижений конечных результатов в деятельности филиала.
Таблица 6
Расчет потребности в персонале и заработной плате.
Наименование категорий работников | Зарплата | Отчисления на социальные нужды -26% | |||
Коли-чество человек | Зарплата на 1 человека | Затраты на зарплату | Затраты на зарплату за год | ||
Специалисты и служащие | 1 | 2 | 3=2*1 | 4=3*12 мес. | 4*26% |
1.1.Управляющий | …. | …. | …. | ||
1.3.Бухгалтер | …. | …. | …. | ||
1.4. Специалист страхового дела | …. | …. | …. | ||
….. | |||||
Итого: | ??? | ??? | ??? | ??? |
Предприятие будет работать _____ до _______ без перерыва.
Выходной день – воскресенье.
График работы агентов – посменный.
Агенты будут проходить переподготовку (командировочные составят 30 тыс.руб.).
Таблица 7
Полная себестоимость деятельности организации за год (руб.)
№ п/п | Наименование элемента затрат | Всего, руб. |
Переменные затраты | ||
1 | Услуги сторонних организаций | Табл. 5 |
2 | Административные расходы (командировка) | |
Всего переменных затрат: | ?? | |
Постоянные затраты: | ||
1 | Зарплата руководителей, специалистов и служащих | Табл.6 |
2 | Отчисления на социальные нужды (ЕСН) | Табл.6 |
3 | Затраты на амортизацию основных фондов | Табл.3 |
4 | Прямые материальные затраты | Табл.4 |
5 | Арендная плата | Начало раздела |
6 | Затраты на рекламу | Маркетинговый план |
7 | Услуги сторонних организаций | Табл.7 |
8 | Транспортный налог | рассчитать |
10 | Страховые выплаты (45% от страховой премии) | |
Всего постоянных затрат: | ?? | |
Итого: | ?? |
Рекомендации: транспортный налог зависит от вида транспортного средства, мощности двигателя т.е. кол-во средств * мощность двигателя * ставку.
Ставка автомобиля с мощностью до 100 л.с. –
более 100 л.с. -
10.ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции.
Финансовый план включает три документа:
- Отчет о прибылях и убытках;
- Отчет о движении наличности;
- Ведомость чистого дохода.
Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.
Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.
На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования инвестиционного проекта.
Заключительным документом является балансовый отчет. В нем содержится полный перечень активов фирмы и пассивов. Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Последний документ также необходим при подаче налоговой декларации.
С помощью приведенных план отчетов рекомендуется произвести анализ безубыточности производства и самоокупаемости фирмы:
Объем товара, обеспечивающий безубыточность= (Постоянные издержки) / (Продажная цена — (Переменные издержки / Объем реализованных товаров) )
Если спрос на данный товар меньше, чем объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым.
Задание 10. Составьте раздел «Финансовый план».
Раздел 8. Финансовый план
Финансовый план фирмы «………» строится на основе прогноза плана маркетинга и исходя из возможностей производственного плана. Эти прогнозы представляют собой наиболее вероятные оценки будущих финансовых результатов фирмы, рассчитанные ее руководством.
Потребность в инвестициях и источники их финансирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Потребность в инвестициях и источники их финансирования
Наименование показателя | Величина показателя, руб. |
Потребность в инвестициях, всего: | |
в т. числе: А) приобретение основных средств (оборудование) | табл.2. произв.плана |
Б) материалы | табл.4 произв.плана |
В) строительно-монтажные работы (ремонт) | Табл. 2 произв.плана |
Г) лицензирование, оформление документов | Табл. 7 произв.плана |
Д) оплата аренды за 3 месяца | Производственный план |
Е) оплата труда на 3 месяца | Табл.6 произв.плана |
Источники финансирования, всего: | |
- Собственные средства - Кредит |
Таблица 2
Прогноз объёмов реализации (оказания услуг) за год
Наименование услуг | Реальный объем продаж (шт.) | Средняя стоимость продаваемого полиса (руб.) | Стоимость реализованной продукции (выручка) |
1 | 2 | 3 | 2*3 |
Страхование | Маркетинговый план | Маркетинговый план | Маркетинговый план |
Разработаны два вида плановых документов: прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств.
Таблица 3
Прогноз движения денежных средств за год (руб.)
ПОКАЗАТЕЛИ | 1 |
1. Денежные средства в наличии на начало года | (уставной капитал) |
2. Денежные поступления – выручка от реализации | Из табл. 1 |
3. Всего денежных поступлений. (1+2) | |
4.Денежные поступления на сторону: А) переменные издержки; Б) постоянные издержки В) страховые выплаты | Из производственного плана |
5. Всего денежных платежей на сторону (а+б+в) | |
6. Денежные средства на конец года (3 – 5) |
Рассчитаем основные показатели предприятия по итогам работы за год:
- Валовая прибыль:
П вал = (Рп – Спр)
Рп – стоимость реализованной продукции
Спр – полная себестоимость реализованной продукции
- Рентабельность продукции
Рпр. = П вал /Спр.
- Чистая прибыль:
П чист. = П вал – Н
Н – налоги
Страховая деятельность облагается налогом по ставке 25 % от доходов за минусом расходов и страховых выплат клиентам.
Налог на прибыль – П вал * 25%
Прочие налоги:
Налог на рекламу=Затраты на маркетинг * 5%
Финансово-экономические показатели проекта сведены в ведомость:
Таблица 4
Прогноз прибылей и убытков за год (руб.)
№ п/п | Показатели | год |
1 | Объем реализации (Выручка) | (табл. 2 финансов.плана) |
2 | Себестоимость деятельности организации | (из табл.7 произв. плана) |
3 | Амортизация | (из табл. 7произв.плана) |
4 | Валовая прибыль от реализации (1-2) | |
5 | Налоги (на прибыль, на рекламу) | |
6 | Чистая прибыль (4-2) | |
7 | Кэш-флоу (6+3) | |
8 | Рентабельность (1/2) в % |
Расчет критического объема продаж и запаса финансовой прочности представлен в таблице:
Таблица 5
Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
Наименование показателя | Величина показателя, руб. |
1. Объем реализации услуг - выручка | Табл.2 фин.плана |
2. Условно-постоянные издержки | Табл.7 произв.плана |
3. Условно-переменные издержки | Табл.9 произв.плана |
4. Удельный вес условно-переменных расходов в выручке | 3/1 |
5. Критический объем продаж (точка безубыточности) | расчеты под таблицей использовать таблицу 2 финансового плана и таблицу 7 производственного плана |
6. Запас финансовой прочности | 1-5 |
Тб (точка безубыточности) = СФИ / (Цi – Пиi), полисов
где СФИ – совокупные фиксированные (постоянные) издержки;
Цi – цена за единицу продукции, работ;
ПИi – переменные издержки на единицу продукции, работ.
Данные таблицы показывают, что проект имеет высокий уровень запаса финансовой прочности - ____________.
В целом результаты финансово-экономической оценки проекта свидетельствует о высокой его эффективности и целесообразности практической реализации.
Подготовка к реализации данного проекта (получение разрешения, заключение договоров, приобретение необходимых ресурсов и т.п.) предполагается с _______ года.
Открытие филиала предполагается 01.01._______ года.
Первые продажи страховых полисов предполагаются с 01.01.______ года.
Достижение полных возможностей предполагается с 01.03._______ года.
11. АНАЛИЗ РИСКОВ (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) ПРОЕКТА
Проблема риска и дохода в производственной и финансовой деятельности предприятия является одной из главных. Для предприятия, риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.
Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение размера риска, что является более сложной задачей.
Целью анализа чувствительности является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты проекта.
Задание 11.. Составьте раздел «Анализ рисков и чувствительности проекта».
- Оформите таблицу по следующим этапом:
Составьте исчерпывающий перечень рисков (по конспекту);
2)определите удельный вес каждого риска:
- W. Вес W характеризует принадлежность риска в соответствующий зоне.
W = 1 – катастрофический риск
W = 0,1 – критический риск
W = 0,06 – повышенный риск
W= 0,001 – минимальный риск
3)Оценка вероятности наступления события – V
Используйте следующую систему оценок:
«0» - событие не возникает;
«25» - событие скорее всего не возникает;
«50» - о вероятности возникновения определённо сказать нельзя;
«75» - событие скорее всего проявится;
«100» - событие реализуется наверняка.
3)Подсчет риска по каждой группе (V * W)
Все эти данные сведите в таблицу и оформите раздел 9 по образцу:
Раздел 9. Анализ рисков и чувствительности проекта
При развитии дела неизбежно возникают трудности, и приходится рисковать.
У Представительства в городе _________ будут конкуренты: Росгосстрах и несколько коммерческих организаций.
Преимуществами Представительства будут более широкий перечень видов страхования, индивидуальный подход к каждому клиенту, гибкая политика цен, высокая квалификация специалистов, хороший сервис, отличная репутация головной компании, ее имя.
Самым опасным риском для реализации данного проекта может стать отсутствие достаточного количества клиентов. Для предотвращения данного риска Представительство может в ближайшем будущем расширить перечень страховых операций, клиентам Представительства может быть предложена гибкая политика тарифов на оказание услуг.
Наиболее существенным фактором риска может стать неполная или ошибочная информация, собранная в результате проведения маркетинговых исследований. Действие этого фактора может негативно сказаться на деятельности всей фирмы, поскольку результаты плана маркетинга лежат в основе расчета всех плановых показателей и ошибка на этом этапе может перечеркнуть все дальнейшие расчеты.
Таблица 17. Оценка возможных рисков деятельности фирмы «Ринкострах» в 2003 году
№п | Факторы риска | Вероят-ность, доля | Потери времени, чел.-дн. | Ожидаемый ущерб, руб. (4×ПТплд)[1]∗ | Ущерб с учетом вероятности его наступления, руб. (3×5) | Мероприятия по снижению вероятного ущерба |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Стихийные бедствия | 0,25 | 40 | 17052 | 4264 | Создание резервов для компенсационных выплат |
2 | Вооруженные конфликты | 0,25 | 80 | 34104 | 8526 | Расширение ассортимента и географии услуг |
3 | Невыполнение условий договора контрагентами фирмы | 0,10 | 15 | 6395 | 640 | Штрафные санкции в договорах с контрагентами |
4 | Забастовки | 0,10 | 100 | 42630 | 4263 | Штрафные санкции в договорах со службами обеспечения |
5 | Недостаточная информация для формирования плана маркетинга | 0,15 | 200 | 85260 | 12789 | Совершенствование маркетинга на фирме |
6 | Изменение налогового кодекса | 0,15 | 100 | 42630 | 6395 | Создание резервов |
ИТОГО: | 1,0 | 36877 |
Сделаем вывод, какая группа рисков самая опасная.______________________________________________________
Для уменьшения риска и повышения надежности проекта проведем анализ чувствительности проекта.
Для этого необходимо рассчитать чистую дисконтированную стоимость исходя из КЭШ-флоу.
КЭШ-флоу = чистый доход + амортизация.
NPV – чистая дисконтированная стоимость
NPV = CF/ (1 + r)n – I
CF – кэш флоу
r – ставка дисконта (основана на уровне банковской ставки = 24 %)
n – число лет за которое производится суммирование дохода.
I – первоначальные инвестиции.
Критерии эффективности – положительная величина NPV.
4. ПРИЛОЖЕНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ
Одним из серьезных аспектов разработки бизнес-плана является то, что вы ограничены в объеме информации, которую должны в него включить. И приложения к бизнес-плану – это самое подходящее место для информации, которая способна поддержать, подтвердить, усилить умозаключения, приведенные вами в плане. В приложении вы можете представить детали, касающиеся частных аспектов вашего бизнеса. Однако всегда помните о том, что данные, являющиеся ключевыми для понимания вашего бизнеса, должны быть включены в сам бизнес-план.
Обратите внимание на некоторые виды информации, которые могут быть включены в приложения:
- Фотографии
- Результаты маркетинговых исследований.
Если в провели интенсивные маркетинговые исследования, ,включите их результаты в приложения. Вы также можете использовать информацию Госкомстата и других государственных организаций, описывающую дополнительные детали вашего рынка.
- Резюме ключевых менеджеров
Если резюме ваших менеджеров достаточно впечатляюще, и их количество велико, то включите их в приложения.
- Техническая информация
Если ваша компания использует или развивает новые технологии, включите в приложения специфическую техническую информацию, а также, если необходимо, рисунки.
- Производственная информация.
Если вы связаны с производством, вы можете включить в приложения описание производственного процесса или используемого оборудования.
Заключение
Таким образом, представленный план составления бизнес-плана позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.
Но исключительная роль, которую играет бизнес-план как средство решения проблем практической организации бизнеса, отражается не только в обязательности его присутствия в повседневной деятельности предпринимателей, но и в колоссальном количестве теоретических работ и методических руководств по составлению бизнес-планов. Представленные методические рекомендации являются определенным вкладом в развитие практических основ составления бизнес-плана предприятия.
Данная методическая работа направлена на формировании у студентов целостности представления предмета, по изучении которого, должен научиться:
- использовать творческий подход к написанию бизнес-плана;
- оценивать конкурентов и выбирать в соответствии с данным анализом стратегию;
- выбирать оптимальные пути выхода на рынок;
- прогнозировать и рассчитывать себестоимость и ее составляющие;
- определять чистую прибыль и суммы основных налогов;
- применять методики определения цен на товары, проводить анализ рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для Вузов – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2015.
- Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана, 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2013.
- Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2013.
- Пособия эрнст энд янг. Составление бизнес-плана/ Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 2015
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.
- Экономика предприятия: Учебник /В.Я.Горфинкель, Е.М.Купрякова и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.
- Как разработать бизнес-план. Европейская комиссия. Люксембург. Офис официальных изданий. Генеральный директор А.Тасис.
- Бизнес-план. Ассоциация, «Форум-90».
- Структура и последовательность разработки бизнес-плана – Липецк.: НП
- Центр развития малого бизнеса, образования и международних связей «Сократ», 2014.
РЕЦЕНЗИЯ
на методические рекомендации
по теме «Составление бизнес-плана предприятия»
выполненные преподавателем спецдисциплин
Петровой С.Н.
Представленное учебное пособие выполнено грамотно, оформлено в соответствии со всеми требованиями и принятой формой. Введение включает в себя сущность работы, задачи и значимость рассмотренного вопроса. Преподавателем обоснован выбор темы в соответствии с необходимостью планирования каждого предприятия, взгляда в будущее, для предотвращения рискованных и опасных моментов. Представленная структура бизнес-плана основана на анализе практики, как отечественных специалистов, так и зарубежных в данной области. Это делает работу более емкой и значимой.
Практический подход в работе гибко подстроен под учебный процесс изучения основных вопросов дисциплины «Бизнес-планирование». В данном учебном пособии этапы разработки бизнес-плана сопровождаются представленными инструкционными картами, где отображены цель, задачи каждого этапа. Инструкционные карты помогают студентам организовать работу, а приведенные примеры к заданиям помогут успешно с ними справиться. В практической части рекомендаций заложен большой творческий потенциал как студента так и преподавателя, что повышает заинтересованность студента к изучению дисциплины.
Представленное учебное пособие может служить полезным практическим пособием для студентов, облегчить самоподготовку преподавателя и являются интересным источником информации для лиц, интересующихся вопросами планирования в организации.
Рецензент
Преподаватель спецдисциплин О.П.Пряхина
[1]∗ Показатель (ПТплд) характеризует усредненную ежедневную производительность труда персонала фирмы. В нашем случае он составляет 426,3 руб./чел.-дн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
бизнес-план
Бизнес-план по реализации инновационного проекта...
Принятие мер по предупреждению страхового мошенничества в страховой компании «Росгосстрах»
Презентация на примере страховой компании Росгосстрах о предупреждении страхового мошенничества....
Страховые компании и негосударственные пенсионные фонды
Учебное наглядное пособие по теме: «Страховые компании и негосударственные пенсионные фонды» составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.14 «Деятельность кредитно-финансовых и...
План учебного занятия. Бизнес-план
план учебного занятия...
План учебного занятия. Защита бизнес-плана
план учебного занятия...
основные характеристики программы «1С: Управление страховой компанией»
В профессиональную программу системы 1:С входит отдельный блок «Управление страховой компанией». Структура программы имеет общее ядро 1С: Предприятие, в сосав которого мог...
План урока по теме 5.4 Разработка бизнес-плана дисциплина Основы экономики
Приводится технологическая карта к практическому занятию....