Обеспечение транспортной безопасности в РФ
статья

Иконников Михаил Иванович
Обеспечение транспортной безопасности в РФ: история, опыт, прогноз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_transportnoy_bezopasnosti_v_rf.docx396.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение транспортной безопасности в РФ: история, опыт, прогноз

                                         Иконников Михаил Иванович,

преподаватель дисциплин профессионального цикла

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

Являясь местом массового присутствия людей, сосредоточением техники и материальных ценностей, транспорт потенциально привлекает террористов большим количеством возможных жертв и тяжестью последствий. В нашей стране проводится курс на повышение уровня защищенности транспортного комплекса, целенаправленно создается комплексная система безопасности населения на транспорте. Причем в создании механизма безопасности участвуют как государственные институты, так и собственники объектов транспорта, перевозчики.

С учетом глобального характера международных автомобильных перевозок и автомобильного сообщения потребность регулировать эти процессы на международном уровне возникло давно.

Первым соглашением была Парижская Конвенция по автомобильному движению 1909 года, затем 1926 года. В 1931 году в Женеве очередная конференция по дорожному движению. Советский Союз присоединился в 1959 году. В 1968 году в Вене на конференции ООН принята Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. В дальнейшем в 1993, 1995, 2001, 2006 году принятые поправки к этим документам об обеспечении безопасности в дорожном движении.

В нашей стране также проводилась и проводится работа в сфере безопасности дорожного движения. Начиная с первого января 1961 года и в последующие 1975, 1976, 1979, 1980, 1984, 1987, 1996, 2000, 2002, 2003, 2005, 2006, 2008,2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 и последующие годы в нормативные документы и правила дорожного движения вносились изменения и дополнения в сфере безопасности дорожного движения.

Транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, в этой связи неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Это особенно важно, в первую очередь, для России. Протяженность ее территории и важность обеспечения безопасности транспортных коммуникаций во все времена вызывали необходимость наличия соответствующих силовых структур и нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы транспортную безопасность. Если вспомнить истории, то еще в начале XIX в. кроме городской и сельской полиции в Российской Империи были созданы специализированные полицейский органы на транспорте, которые действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции.

Позже задача борьбы с преступностью на транспорте была возложена на жандармские полицейские управления железных дорог, входивших в состав Отдельного корпуса жандармов. После революции вопросы обеспечения транспортной безопасности продолжали оставаться одними из ведущих. Были созданы специальные подразделения в составе всероссийской чрезвычайной комиссии – транспортные ЧК. В дальнейшем подразделения по обеспечению безопасности на транспорте не раз меняли свою ведомственную принадлежность, тем не менее, выполняемая ими задача оставалась весьма важной для обеспечения государственных интересов. В годы Великой Отечественной войны и почти до середины 50-х годов XX в. порядок на транспорте обеспечивали структурные подразделения органов государственной безопасности, наряду с другими силовыми структурами и собственными вооруженными формированиями Министерства путей сообщения. В дальнейшем функции обеспечения безопасности на всех видах транспорта были переданы Министерству внутренних дел, в настоящее время, в составе которого функционирует Главное управление на транспорте.

Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз.

Обеспечение транспортной безопасности – это система, включающая технические средства, ограждения, сооружения, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровых людей, имущества собственников, объектов транспорта, путей сообщения, транспортных средств, транспортного оборудования от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности России включает:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

- реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;

- осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

- инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.

Основные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Перспективы развития области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: формирование и имплементация системы нормативно-правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Основными угрозами на транспорте являются:

- террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.);

- иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта, (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, телефонный "терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические, психологические последствия;

- криминальные действия против пассажиров;

- криминальные действия против грузов;

- чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе, нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285 принята «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте».

Целью программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приоритетными направлениями Программы являются:

- повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- гармонизация законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы;

- формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте;

- создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте;

- создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.

В настоящее время структура состоит из двух аппаратов: центральный аппарат Минтранса России и Управление транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств.

В Центральном аппарате Минтранса России за транспортную безопасность отвечает Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России и отделы, контролирующие и обеспечивающие определенную область транспортной безопасности: нормативного обеспечения транспортной безопасности; мониторинга и анализа государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности; координации и взаимодействия в области обеспечения транспортной безопасности; мобилизационной подготовки и гражданской обороны; специальный отдел.

Департамент транспортной безопасности и специальных программ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации. Деятельность Департамента координирует и контролирует заместитель Министра транспорта Российской Федерации, а в части обеспечения режима секретности, мобилизационной подготовки и мероприятий гражданской обороны - Министр транспорта Российской Федерации.

Основными задачами Департамента являются:

1) формирование государственной политики в области транспортной безопасности;

2) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности;

3) координация и контроль деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств в области обеспечения транспортной безопасности;

4) интеграция в международную систему обеспечения транспортной безопасности;

5) обеспечение мобилизационной подготовки в области транспорта, мероприятий по гражданской обороне Министерства, а также контроль и координация деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке и гражданской обороне;

6) обеспечение режима секретности и ведение секретного делопроизводства в Министерстве.

В связи с определенными особенностями видов транспорта, обеспечение безопасности является процессом индивидуальным. Поэтому в структуре выделены подразделения, отвечающие за безопасность на каждом виде транспорта. Эти подразделения и входят в состав второго аппарата именуемые как «управления транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств», к ним относятся: Росавиация, Росморечфлот, Росжелдор, Росавтодор. Контролирующим органом данного аппарата является Ространснадзор.

Угроза международного терроризма вынуждает различные государства сотрудничать в борьбе с ним. Необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона или всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать все силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов.

Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом, заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте.

Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств - участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса: человек-автомобиль-дорога-окружающая среда.

Недостаточная надежность элементов этой системы (низкая дисциплина участников дорожного движения, неудовлетворительное техническое состояние машины, дороги и др.) является причиной дорожно-транспортных происшествий.

В Острогожском районе в 2021 году совершено 534 ДТП.

Основными причинами ДТП явились: столкновение (52), наезд на стоящее транспортное средство (6), нарушение правил проезда перекрестков (134), нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части (186), неправильный выбор дистанции (33), несоответствие скорости движения (19), наезд на пешеходов (8), управление транспортным средством в состоянии опьянения (7), управление транспортным средством лицами не имеющими водительское удостоверение (18).

Таким образом, от недисциплинированности участников дорожного движения, качественной подготовки водителей и состояние дорожной инфраструктуры решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Статус России как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий не только в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте, но и более четкому позиционированию своих интересов и инициатив в международных организациях – по авиационной безопасности (ИКАО), морской безопасности (Конвенция СОЛАС-74) и др.


Литература

1. Закон о безопасности дорожного движения от 10.05.2015 г.

2. Барбакадзе А. Правила дорожного движения с комментариями и расшифровкой сложных терминов по состоянию на 01.07.2017 г. –М.: ООО «Издательство АСТ», 2017. -160с.

3. Закон «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ

4. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации/А.Ю. Якимов, М.Б. Афанасьев, В.Д. Кондратьев и др; под ред. В.Н. Кирьянова. – М.: ООО «За рулем», 2016. -336с.

5. Федеральный закон от 29.11.2021 года №389-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона». О государственной регистрации транспортных средств Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» - вступил в силу 10.12.2021 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Данное Положение разработано для  реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории и объект...

Презентация урока по ОБЖ по теме "Техногенные аварии и катастрофы и обеспечение личной безопасности"

Этот материал поможет студентам правильно действовать в случае техногенных аварий и катастроф....

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Тема «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»

Методическая разработка по учебной дисциплине по  учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтер...

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305)   Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...