РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 «ВЕТЕРИНАРНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| 4 |
| 5 |
| 15 |
| 16 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnoy_distsipliny_op._05_veterinarnaya_farmakologiya.docx | 67.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Работкинский аграрный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 «ВЕТЕРИНАРНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
п. Волжский, 2019 год
Одобрено предметной Составлена в соответствии
цикловой комиссией с Государственными требованиями специальных дисциплин к минимуму содержания и уровню
Председатель (С.Н. Акашева) подготовки выпускников
Протокол №_____от_______20___г. по специальности: 36.02.01.
«Ветеринария»
Зам. директора по учебной работе
_________________ В.И.Распопов
« » _____________ 20 г.
Организация-разработчик:- Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Работкинский аграрный колледж»
Разработчик: Богданова Ю. О. – преподаватель ветеринарных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ветеринарная фармакология.
1.1. Область применения программы
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;
- готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;
- рассчитывать дозировку для различных животных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства;
- нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;
- принципы производства лекарственных средств;
- основы фармакокинетики и фармакодинамики;
- ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы;
- механизмы токсического действия;
- методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического действия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 112 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 16 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы
| |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 56 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работы
| 56 |
Итоговая аттестация по дисциплине- зачёт
|
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «ВЕТЕРИНАРНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение. | Дисциплина «Ветеринарная фармакология», её значение, задачи, содержание и связь с другими дисциплинами. Краткая история развития. | 2 | 1 | ||||
Раздел 1. | Рецептура. | 6 | 1 | ||||
Тема 1.1. Общая рецептура. | Содержание учебного материала: | ||||||
1 2. 3. | Предмет и задачи рецептуры. Виды рецептуры. Понятие о лекарственном веществе, лекарственной форме, лекарственном средстве, лекарственных препаратах. Государственная фармакопея. Рецепты и нерациональные (несовместимые) прописи рецептов. Физическая, химическая, фармакологическая несовместимости лекарственных веществ. Аптека, типы аптек. Правила хранения лекарственных веществ. Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств. | ||||||
Практическое занятие: - ознакомление с устройством и оборудованием аптеки, взвешивание, меры массы и объема. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о роли отечественных ученых в развитии фармакологии. | 2 | ||||||
Тема 1.2. Лекарственные формы. | Содержание учебного материала: | 8 | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм. Название лекарственной формы на русском и латинском языках, составные части, способы применения, образцы выписывания рецептов. Жидкие лекарственные формы: растворы, эмульсии, суспензии, микстуры, настои, отвары, слизи, настойки. Твердые лекарственные формы: порошки, таблетки, драже, гранулы, капсулы, микрокапсулы, сборы, пилюли, болюсы, брикеты. Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, линименты, суппозитории, пластыри. Аэрозоли. Премиксы. Галеновые и новогаленовые препараты | ||||||
Лабораторные занятия: -приготовление жидких лекарственных форм; - приготовление твёрдых лекарственных форм; - приготовление мягких лекарственных форм. Практическое занятие: - выписывание рецептов на разные лекарственные формы. | 6 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выписывание рецептов на лекарственные формы по заданию преподавателя. Записать и запомнить рецептурные сокращения. | 4 | ||||||
Раздел 2. | Общая фармакология. | 6 | 2 | ||||
Тема 2.1. Фармакокинетика и фармакодинамика. | Содержание учебного материала: | ||||||
1 2.. 3. | Пути введения и всасывания лекарственных средств. Энтеральный путь введения. Введение через рот, в рубец, прямую кишку. Парентеральное введение лекарственных средств: под кожу, в мышцу, в вену, в артерию, внутрибрюшинно. Ингаляционным путем. Введение лекарственных средств на кожу и слизистые оболочки; наружный слуховой проход, в полости сердца. Химические превращения (биотрансформация, метаболизм) лекарственных средств. Выведение лекарственных средств из организма. Изменения в организме, вызываемые лекарственными средствами: тонизирование, возбуждение, успокоение, угнетение, паралич. Виды действия средств: местное, разорбтивное, рефлекторное, избирательное, общее, прямое, косвенное, главное, побочное, обратимое, необратимое. Действие лекарственных средств при повторном и комбинированном применении: кумуляция, привыкание, идиосинкразия, синергизм, потенцирование, антогонизм. Дозирование лекарственных средств. Дозы профилактические, лечебные, токсические, летальные. Дозы на один прием, суточные и на весь курс лечения. Терапевтическая широта действия. Дозирование лекарственного средства с учетом вида, возраста, массы тела, пола, пути введения, упитанности и состояния животного. Отравления лекарственными средствами. Причины, основные признаки, формы отравления, диагностика. Общие принципы лечения острых отравлений. Профилактика отравлений. | ||||||
Практические занятия: Ознакомление с навыками введения лекарственных средств в организм животных разными способами. | 4 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу с указанием преимуществ и недостатков путей введение лекарственных средств: внутрь, в прямую кишку, подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутриартериально, ингаляционно. Составить таблицу с указанием вида действия лекарственных веществ: после всасывания в кровь; преимущественно на сердце, до всасывания в кровь; после всасывания в кровь на многие ткани и органы. | 6 | ||||||
Раздел 3. | Частная фармакология. | 8 | 2 | ||||
Тема 3.1. Противомикробные и противопаразитарные средства. | Содержание учебного материала: | ||||||
1. 2. 3. 4. | Понятие о противомикробных и противопаразитарных средствах. Классификация средств. Бактерицидное и бактериостатическое действие. Антисептические и дезинфицирующие средства. Механизм действия. Требования к антисептикам и дезинфектантам. Щелочи и кислоты. Общая характеристика. Антимикробное и местное действие. Механизм действия. Щелочи: натрия гидроксид, калия гидроксид, кальция гидроксид, натрия карбонат, натрия гидрокарбонат. Щелочесодержащие препараты. Кислоты: Кислота хлористоводородная, кислота уксусная, кислота молочная, кислота борная. Альдегиды: Формальдегид и его препараты: раствор формальдегида, параформ,. Свойства, действие и применение. Окислители: раствор перекиси водорода, гидроперит, калия перманганат. Свойства, действие и применение. Препараты хлора, механизм действия. Кальция гидрохлорид, хлорамин Б. Свойства, действия и применение. Препараты йода: Характеристика йода. Раствор йода спиртовой 5% -ный, раствор Люголя, калия и натрия йодид, йодоформ, йодинол, йодтриэтиленгликоль. Свойства, действие, применение. Группа фенола. Общая характеристика, действие и применение препаратов группы фенола. Фенол чистый и раствор, креолин, деготь березовый, ихтиол. Соединения металлов. Общая характеристика группы. Механизм действия и условия влияющие на их активность. Возможные случаи отравления и меры первой помощи. Препараты алюминия- квасцы. Свойства, действия и применение. Препараты цинка: сульфат цинка, оксид цинка. Свойства, действия и применение. Препараты меди: сульфат меди. Свойства, действия и применение. Препараты свинца. Свойства, действия и применение. Препараты серебра: нитрат серебра. Свойства, действия и применение. Красители: бриллиантовый зеленый, этакридина лактат, метиленовый синий. Свойства, действие, применение. | ||||||
Практические занятия: - определение содержания активности хлора в хлорной извести. - расчеты потребности дезинфицирующих и антисептических средств - выписывание рецептов. | 6 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Препараты ртути. Ртуть как загрязнитель биосферы. Какие препараты используют при первичной хирургической обработке ран? Дайте сравнительную характеристику действия и применения средств группы йода, окислителей и препаратов тяжелых металлов, используемых для промывания ран кожи и слизистых оболочек рта и носа. | 6 | ||||||
Тема 3.2. Химиотерапевтические средства. | Содержание учебного материала: | 12 | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Антибиотики. Общая характеристика, получение, дозирование антибиотиков. Спектры и механим противомикробного действия. Сочетание антибиотиков, устойчивость микробов и побочное действие антиобиотиков. Показания к применению и пути введения антибиотиков. Классификация. Группа пенициллина. Основные сведения о препаратах. Препараты: бензилпенициллина натриевая соль, бензилпенициллина каливая соль, бензилпенициллина новаиновая соль, бициллины, ампициллин, амоксициллин, амоксиклав. Свойства, действие и применение. Группа цефалоспоринов: Происхождение, механизм действия. Препараты: цефалоридин, цефазолин, цефалотин, цефалексин, цефуроксим, цефотаксим, цефтриаксон, цефоперазон, кобактам 2,5 % -ный. Свойства, действие и применение. Группа тетрациклина. Общая характеристика, механизм действия. Препараты: биовит-40,-80, -120, окситетрациклина гидрохлорид, тетрациклина гидрохлорид, тетрациклин, нитокс 200, терраветин. Свойства, действие и применение. Группа левомицетина: Левомицетин, синтомицин. Свойства, действие, применение. Группа аминогликозидов. Стрептомицин: стрептомицина сульфат. Антибиотики аминогликозиды: неомицина сульфат, мономицин, канамицин, канаветин, гентамицина. Свойства, действия, применение. Антибиотики макролиды: Эритромицин, олеандомицина- форсфат, тилозин, фрадизин. Свойства, действие, применение. Антибиотики-полипептиды: Полимиксина М сульфат, бацилихин, нубатрин. Свойства, действие и применение. Антибиотики разных групп: Линкомицина гидрохлорид, грамицидин. Действие, применение. Полиеновые (противогрибковые) антибиотики: нистатин, леворин, гризеофульвин. Свойства, действие, применение. Комплексные препараты антибиотиков: Биофарм -120, дорин, лекомицин А, раствор полиген, ривициклин, рифан, рифапол, рифациклин. Действие и применение. Фторхинолин:байтрил, флубактин, энроксил. Формы выпуска, применение. Сульфаниламидные препараты. Общая характеристика. Противомикробное действие. Механизм действия. Классификация средств по всасыванию и применению. Препараты резорбтивного действия: стрептоцид, норсульфазол, этазол, уросульфан, сульфацил, сульфазин, сульфадимезин, сульфапиридазин, сульфадиметоксин, сульфален. Препараты, действующие в желудочно-кишечном тракте: сульгин, фталазол, фтазин. Комплексные сульфаниламидные препараты: бактрим, бисептол, септрин, метаветрим, сульф-120 -480, тримеразин, триметин, трисульфон. Свойства, действия, применение. Противовирусные средства, механизмы действия. Анандин, камедон, кинорон, миксоферон, неоферон, фоспренил. | ||||||
Лабораторные работы: - антибиотики, расчеты доз и приготовление растворов, выписывание рецептов. | 4 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: При какой реакции мочи усиливается выведение сульфаниламидов кислой или щелочной? Как проявляется побочное действие антибиотиков? Подготовить сообщение по истории открытия и применения антибиотиков. Подготовить сообщение о комплексных противомикробных препаратах. | 8 | ||||||
Тема 3. 3. Антигельминтные, противоэймериозные, инсектоакарипидные и дератизационные препараты. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 | ||||
1. 2. 3. | Антигельминтные средства, механизм действия, классификация. Трематоциды: левацид, фазинекс. Действие и применение. Цестодоциды: азинокс, дронцит,дронтал. Действие и применение. Нематоциды: пиперазина гексагидрат, тетрамизол, пирител, левамизол. Действие и применение. Антигельминтные препараты широкого спектра действия: альбендазол, дронтал, празицид, фебтал, ивомек. Действие и применение. Противоэймериозные средства. Ампролиум, байкокс, монензин, монлар, салинофарм, фармкокцид, химкокцид, юмамицин. Действие и применение. Противопротозойные средства. Механизм действия. Противоплазмицидные и трипаноцидные препараты, их применение. Азидин, беренил, метронид, пироплазмин, метронидазол. Инсектициды и акарициды. Общая характеристика. Классификация по происхождению, действию путям проникновения в организм насекомых, по характеру действия. Меры предосторожности при работе с инсектоакарицидами. Хлорофос, гиподермин-хлорофос, неоцидол, капли ушные «Барс», больфо (порошок, шампунь, ошейник), байгон, анандин, демос-люкс, ципам, биорекс ГХ, энтомозан, амит, дана, декта, демос, аверсект, баймек, ивермектин, универм, фасковерм. | ||||||
Практическая работа: Инсектоакарицидные препараты, расчеты при подготовке рабочих растворов с разным содержанием АДВ, приготовление растворов. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа. 1. Расчитать: - какое количество необходимо хлорофоса содержащего 97% ДВ, чтобы приготовить раствор для обработки 50 голов крупного рогатого скота против подкожного овода; - какое количество необходимо пиперазина гексагидрата для обработки 10 голов свиней при аскаридозе. 2. Выписать рецепты на лекарственные средства и обосновать практическое применение. | 4 | ||||||
Тема 3.4. Лекарственные средства действующие на органы и системы. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 | ||||
1. 2. 3. | Вещества, действующие на органы пищеварения. Вещества, улучшающие пищеварение. Растительные горечи: ароматические (корневища аира болотного, трава и настой полыни горькой, трава тысячелистника), чистые горечи (корни одуванчика, трава золототысячника). Действие и применение. Слабительные вещества. Классификация по происхождению, механизму и месту действия в кишечнике. Показания и противопоказания к применению. Натрия сульфат, магния сульфат, масло касторовое. Действие и применение. ' Рвотные и руминаторные средства. Понятие о рвоте, руминации и тимпании. Препараты: апоморфина гидрохлорид, корневища и настройка чемерицы, тимпанол. Действие и применение. Антацидные средства: магния оксид, алюминия гидроксид (альмагель). Действие и применение. Вещества, действующие на органы дыхания. Вещества, возбуждающие дыхание: лобелина гидрохлорид. Действие и применение. Отхаркивающие средства. Понятие об отхаркивании. Механизм отхаркивания. Деление отхаркивающих средств: солевые, растительные, рефлекторно действующие, выделяющие через легкие, раздражающие рецепторы бронхов. Показания к применению. Аммония хлорид, терпингидрат, трава термопсиса, плоды тмина, аниса и укропа, бромгексин. Действие и применение. Диуретические средства. Понятие и механизм мочегонного действия. Препараты фуросемид, можжевеловые ягоды, листья толокнянки. Особенности действия и применение. Маточные средства. Препараты простагландинов, питуитрин, окситоцин, синэстрол. Действие и применение. Вещества, действущие на сердечно-сосудистую систему. Сердечные гликозиды. Понятие о механизме действия сердечных гликозидов на сердце. Препараты наперстянки: листья наперстянки, гитален, лантозид. Препараты горицвета весеннего: трава горицвета, адонизид. Препараты ландыша майского: трава ландыша, настойка ландыша, корглихон. Препараты строфанта: строфантин К, строфантидина ацетат. Действие и применение. Спазмолитические средства: папаверин, но-шпа. Действие и применение. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить сообщение – внутриматочные средства, их применение при болезнях матки. 2.Составить рецепт диуретического сбора собаке на 2 приема и выписать рецепт. 3.Выписать рецепт и обосновать практическое применение: настой травы горицвета с натрия бромидом лошади на 8 приемов. | 6 | ||||||
Тема 3.5. Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена веществ. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1. | Общая характеристика. Классификация средств. Средства, стимулирующие эритропоэз. Препараты железа: железо восстановленное, железа лактат, железа закисного сульфат, ферковен, ферроглюкин. Свойства, всасывание, местное и резорбтивное действие. Соли щелочных и щелочно- земельных металлов. Значение солей для организма. Классификация солей натрия, калия, кальция и магния. Действие солей в молекулярном виде и при распаде на ионы. Изотонические и гипертонические растворы. Натрия хлорид, кальция хлорид, кальция глюконат, кальция фосфат. Действие и применение. Плазмозамещающие средства, их роль при обезвоживании организма. Солевые растворы, коллоидные жидкости (полиглюкин), гидролизаты белков. Действие и применение. | ||||||
Практическое занятие: ознакомление с препаратами, разбор действия и применения средств, влияющих на процессы тканевого обмена веществ. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по открытию и изучению витаминов. | 2 | ||||||
Тема 3.6. Средства, применяемые для коррекции роста и продуктивности животных. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1. | Общая характеристика. Группы и вещества, применяемые для откорма. Сущность, действия, условия, влияющие на действие веществ. Антибиотики для ускорения роста. Группы, формы применения, длительность назначения, сущность действия. Показания к применению молодняку птиц и свиней и противопоказания к назначению антибиотиков племенным животным, дойному скоту и курам -несушкам. Препараты гризина: кормогризин 5,10 и 40, препараты бацитрацина: бациллихин 10,20,30,60,90 и 120. Применение и дозы. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по открытию и изучению тканевых препаратов Дорогова | 2 | ||||||
Тема 3. 7. Вещества, действующие на центральную нервную систему. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 | ||||
1. 2. 3. | Общая характеристика группы. Классификация средств. Вещества, угнетающие центральную нервную систему. Средства для наркоза. Понятие о наркозе. Действие наркоза на ЦНС, стадии наркоза. Премедикация и способы применения наркозных средств. Показания к применению и противопоказания. Средства для ингаляционного наркоза; фторотан , эфир, хлорэтил, хлороформ. Особенности ингаляционного наркоза. Средства для неингаляционного наркоза: пропанид, метогекситал, тиопентал – натрий, гексенал, кетамин, хлоралгидрат, спирт этиловый. Свойства, действие, применение. Особенности неингаляционного наркоза. Снотворные лекарственные средства. Механизм действия, показания к применению. Нитразепам, бротизолам, триазолам, эктазолам, реладорм, бронизовал, зопиклон, геминейрин, фенобарбитал. Успокаивающие лекарственные средства. Нейролептики: аминазин, пропазин, левомепромазин, трифтазин, галоперизол, ромпун, рометар. Особенности действия, применение. Транквилизаторы: холозепид, сибазон, феназепам, нозезпам, лоразепам, мезапам, амизил. Особенности действия, применение. Седативные средства: натрия бромид, бромкамфара, корневище с корнями валериан, трава пустырника, трава пассифлоры, корвалол, валокардин. Особенности и применение. Болеутоляющие (анельгезирующие) средства. Понятие о анальгезии, значимость анальгезирующих средств для практической ветеринарии. Наркотические анальгетики (препараты опия и синтетические заменители его): промедол, папаверин, морфин, кодеин, но-шпа. Особенности действия и применение. Ненаркотические анальгетики: производные салициловой кислоты (кислота ацетилсалициловая, салицилат натрия, метилсалицилат). Фармакодинимика. Производные пирозолона: бутадион, анальгин, антипирин. Производные парааминфенола; парацетамол, фенацетин. Особенности действия и применения. Комбинированные препараты. Средства, стимулирующие (возбуждающие) ЦНС. Классификация. Средства, преимущественно повышающие возбудимость коры головного мозга: кофеин, кофеин-бензоат натрия. Получение, действие и применение. Препараты, тонизирующие ЦНС: экстракт левзеи жидкий, настойка лимонника китайского, настойка женьшеня. Действие и применение. Аналептики: камфора и ее препараты, кордиамин, коразол. Действие и применение. | ||||||
Лабораторная работа: Ознакомление с действием лекарственных веществ для наркоза; расчеты доз и концентрации. Выписывание рецептов. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление таблицы с указанием преимуществ и недостатков ингаляционных средств для наркоза. 2.Проведение сравнительной характеристики действия снотворных по схеме: название препарата; пути введения, доза; время наступления сна; длительность снотворного эффекта. 3.Выписать 3 рецепта на лекарственные средства действующие на Ц.Н.С. | 5 | ||||||
Тема 3.8. Вещества, действующие на вегетативную нервную систему. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 | ||||
1. 2. 3. | Анатомо- физиологические особенности вегетативной иннервации. Холинореактивные и адренореактивные системы. Понятие о М – и Н холинореактивных системах (рецепторах). Возможные случаи отравления животных препаратами группы и меры первой помощи. Классификация средств. Средства стимулирующие М и Н- холинорецепторы (М и Н - холиномиметики). Ацетилхолин – хлорид, карбахолин. Действие и применение. Антихолинэстеразные средства: физостигмина салицилат, прозерин, аминостигмин, амиризин, такрин. Действие и применение. Реактиваторы холинэстеразы: дипироксим, аллоксим. Средства стимулирующие М- холинорецепторы (М- холиномиметики):пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин. Средства, блокирующие М – холинорецепторы (антихолинэргические средства). Атропина сульфат,и атропиносодержащие препараты. Скополамина гидробромид. Платифилин. Апрофен,арпенал. Действие и применение средства,стимулирующие Н- холинорецепторы Н-холиномиметики: лобелина гидрохлорид, цититон. Действие и применение. Вещества, блокирующие Н- холинорецепторы: бензогексоний, пахикарпина гидрохлорид. Действие и применение. Мышечные релаксанты: дитилин, диплацин. Действие и применение. Средства стимулирующие адренергическую иннервацию (адреномиметики). Адреналина гидрохлорид, норадреналина гидротартрат, эфедрина гидрохлорид, мезатон, нафтизин. Действие и применение. | ||||||
Практическое занятие: Ознакомление с действием веществ на ВНС. Выписывание рецептов и расчеты доз. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать рецепты и обосновать показания и противопоказания к практическому применению: 1.Атропина сульфат как противоядие при отравлении хлорофосом лошади. 2. Пилокарпина гидрохлорид корове под кожу на 2 инъекции. 3. Прозерин корове. 4. Адреналина гидрохлорид собаке. 5. Спазмометин собаке. | 5 | ||||||
Тема 3.9. Вещества, дествующие в области чувствительных нервов. | Содержание учебного материала: | 6 | 2 | ||||
1. 2. 3. | Средства, понижающие чувствительность окончаний афферентных нервов. Местноанестезирующие средства. Понятие о местной анестезии. Механизм действия. Виды анестезии. Анестезин, дикаин, пиромекаин, новокаин, тримекаин, лидокаин. Комплексные препараты. Действие и применение. Вяжущие лекарственные средства. Общая характеристика, механизм действия, применение и классификация. Растительные вяжущие: танин, танальбин, кора дуба, трава зверобоя, корневище змеевика, корневище и корни кровохлебки, листья шалфея, соплодия ольхи, плоды черники и черемухи, цветы ромашки. Металлосодержащие соединения. Препараты алюминия: квасцы, жидкость Бурова. Препараты висмута: висмута нитрат основной, ксероформ, дерматол. Препараты свинца: ацетат свинца, вода свинцовая. Антацидные средства: магния оксид, магния карбонат основной, ренни, кальция карбонат осажденный, алюминия гидроксид, альмагель. Действие и применение. Обволакивающие (слизистые) средства: крахмал, корни алтея, семена льна. Действие и применение. Адсорбирующие средства, механизм действия, применение. Тальк, уголь активированный, белая глина, полисорб ВП, карболонг. Комплексообразующие соединения (комплексоны), их действие и применение. Унитиол. Натрия тиосульфат. Тетацин-кальций. Пенициламин. Лекарственные средства, раздражающие чувствительные нервные окончания слизистых оболочек, кожи и подкожных тканей. Раздражающие средства. Местное, рефлекторное, отвлекающее и резорбтивное действие. Показания и противопоказания к применению. Раствор аммиака, масло терпентинное (скипидар), листья мяты перечной, ментол, горчичное масло и горчичники, настойка перца, настойка эвкалипта, муравьиный спирт. | ||||||
Лабораторное занятие. Ознакомление с средствами, действующими в области чувствительных нервных окончаний, разбор действия и применение, выписывание рецептов. Действие анестезирующих и раздражающих средств. муравьиный спирт. | 4 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Выписать по 2 рецепта на местноанестезирующие, вяжущие, адсорбирующие, раздражающие, слабительные, рвотные и руминаторные, отхаркивающие и обосновать показния и противопоказания к применению. 2.Составить рецепт сбора для улучшения пищеварения корове на 3 приема и выписать рецепт. 3.Составить кроссворд из 15 названий лекарственных средств, действующих в области чувствительных афферентных окончаний. | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «ветеринарной фармакологии и латинского языка».
Оборудование учебной лаборатории и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по «фармакологии»;
- лабораторное оборудование, посуда;
- весы и разновесы;
- лекарственные средства разных групп;
- гербарии лекарственных и ядовитых трав.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Соколов В.Д. Фармакология – СПб.М.Кр.: Лань, 2016;
Дополнительные источники:
- Мозгов И.Е. Фармакология. – М.: Агропромиздат, 1994;
- Соколов В.Д., Ноздрин Г.А., Рыбаков Ю.Н. Лекарственные средства, применяемые в ветеринарной практике – Новосибирск: Сибирское отделение издательства «Наука», 1994
- Соколов В.Д., Рабинович М.И., Горшков Г.И. и др. Фармакология.- М.: Колос,2000;
- Уша Б.В., Жуленко В.Н., Волкова О.И. Фармакология. - М.: Колос С, 2003;
- Червяков Д.К. Фармакология с рецептурой. -М.: Агропромиздат, 1986.
Интернет – ресурсы:
1. https://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система Издательства Лань
2. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
3. http://www.ditm.ru/ Межбиблиотечный онлайн центр "ДИТ-М" - Здесь можно заказать электронные версии книг из Российской национальной библиотеки, Государственной центральной медицинской библиотеки.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения | Практические занятия |
готовить жидкие и мягкие лекарственные формы | Практические занятия |
рассчитывать дозировку для различных животных | Практические занятия |
Знания: | |
ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства | Домашняя работа |
нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных | Лабораторные работы |
принципы производства лекарственных средств | Практические занятия |
основы фармакокинетики и фармакодинамики | Домашняя работа |
ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы | Домашняя работа |
механизмы токсического действия | Домашняя работа |
методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического действия | Домашняя работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 07 Фармакология, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.
Рабочая программа ОП. 07 ФАРМАКОЛОГИЯ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело,...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 07 Фармакология, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.
Рабочая программа ОП. 07 ФАРМАКОЛОГИЯ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело,...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ФАРМАКОЛОГИЯ » Специальность: 31.02.01 Лечебное дело 2014u/
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «Фармакология» для образовательных учреждений реализующих образовательные программы СПО. ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Правовое обеспечение ветеринарной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Правовое обеспечение ветеринарной деятельности разработана на основе ФГОС СПО , утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 504 (ред. от 09.04.201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...