Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
методическая разработка

Татьяна Михайловна Семибратова

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова для студентов 1 курса СПО с аннотацией, задачами, сответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_publikatsiya_.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА 1 КУРСЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                             Семибратова Татьяна Михайловна,

                                                                                  Преподаватель русского языка и литературы

                        ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»

г. Балашиха

                              E-mail:  semibratova.1956@mail.ru                                                          

Аннотация. В последнее время для промежуточной проверки усвоения учебного материала по литературе широко применяются тестовые задания, которые позволяют выявить степень подготовки  студентов по пройденной теме.

         Ключевые слова: промежуточная проверка, литература, тестовые задания.

Annotation. Recently, for intermediate checking of mastering of educational material in literature widely used tests to determine the degree of preparation of students on the  subject. 

Key words: progress test, literature test.

       В последнее время для промежуточной проверки усвоения учебного материала по литературе широко применяются тестовые задания, которые позволяют выявить степень подготовки  студентов по пройденной теме.

        Контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с требованиями программы по литературе для студентов учреждений среднего профессионального образования. Тест предназначен для студентов 1 курса и составлен по учебнику Литература, допущенному Министерством образования Российской Федерации, под редакцией Г. А. Обернихиной.     

       Тест представляет собой сформулированные вопросы  для написания развернутого ответа, который в большей степени раскрывает знания учащегося и исключает возможность угадывания вариантов ответов «вслепую». Данный тест можно провести на компьютере.

Цели:

Образовательная: закрепление знаний и проверка, умений и навыков по теме: «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».

Развивающая:  развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль  и  навыки  работы с компьютером, развивать культуру логического мышлении, развивать умения  и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

Воспитательная: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность при работе с компьютером.

 В результате выполнения работы учащиеся должны показать следующие результаты:

  • Знания основных сведений о жизни и творчестве писателя - поэта М. Ю. Лермонтова;
  • Владение элементами анализа текста;
  • Умение сопоставлять тексты произведений;
  • Знание стихотворений и повестей  поэта;
  • Знание портретной характеристики героев  произведений М. Ю. Лермонтова.    

Инструкция по выполнению работы

На выполнение тестовой работы по литературе дается 45 минут.

Работа состоит из 27 вопросов, на которые необходимо дать  краткий ответ.

Записывайте ответ на этот вопрос в  работе в отведенном для этого месте словами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов.

За каждый правильный  ответ учащийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 36 . Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее:

  • «отлично» - 90-100% заданий;
  • «хорошо» - до 75 % заданий;
  • «удовлетворительно» - до 60 % заданий;
  • «неудовлетворительно» - менее 60 % заданий

Желаем успеха!

 

ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

1.Где и когда родился М. Ю. Лермонтов?

2. К какому роду принадлежал М. Ю. Лермонтов?

3. Кто после смерти мамы М. Ю. Лермонтова стал самым близким человеком, ангелом – хранителем поэта?

4. Кто занимался воспитанием юного Лермонтова?

5. Какими иностранными языками владел М. Ю. Лермонтов, чем любил заниматься?

6. Получив домашнее воспитание, куда определила бабушка Лермонтова?

7.После двух лет обучения в пансионе, куда поступил  Лермонтов?

8. Как складывались отношения Лермонтова со сверстниками и одноклассниками?

9.Какой лирический образ проходит через всё творчество Лермонтова?

10.Назовите основные мотивы лирики Лермонтова.

11. Московский период жизни Лермонтова принёс ему любовь, к кому?

12. Как называется поэма, посвящённая любимой?

13.Какая драма считается самой яркой в творчестве Лермонтова петербургского периода?

14.Какой образ воспевал М. Ю. Лермонтов?

15.Как, каким образом расплачивается Арбенин (герой драмы «Маскарад») за убийство жены Нины?

16.Как называется стихотворение, написанное Лермонтовым после смерти Пушкина?

17.За какое стихотворение М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию?

18. Как называется стихотворение, в котором  поэт обращается к событиям войны 1812 года и ведёт повествование от лица простого русского солдата?

19. Назовите последние две поэмы М. Ю. Лермонтова?

20.С кем состоялась дуэль Лермонтова в феврале 1840года, на которой он был ранен?

21. За что был сослан Лермонтов на Кавказ второй раз?

22. Какое стихотворение экспромтом прочитал Лермонтов на квартире Карамзина перед второй ссылкой?

23. О чём роман М. Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени»?

24. Каким Орденом  должен был  быть награждён М. Ю. Лермонтов за героическое поведение в бою при реке Валерик,  в каком  стихотворении он описал этот бой?

25. Получил ли он орден? Чем был награждён?

26. С кем и на какой горе состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова?

27.В каком стихотворении Лермонтов с точностью воспроизвёл картину собственной гибели?

28. Определите названия произведений по фрагментам:

А. Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка…[2, с 185]                  

Б. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания. [2, с 199]

В. Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья…[2, с 207]

 Г. Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! [2, с 222]

Д. И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье. [2, с 185]

29. По отрывку определить произведение

А. Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.  [2, с 600-601]

Б. Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой; [2, с 555]

В. Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный. [2, с 460]

30.Когда состоялись похороны М. Ю. Лермонтова? Где его похоронили?

КЛЮЧ К ТЕСТУ ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

1.3 (15) октября 1814 года в Москве, в доме у Красных Ворот, где сейчас стоит памятник ему.

2. Предки поэта по отцу происходили из древнего шотландского рода.

3. Его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

4. Гувернантка – немка и гувернёры – французы.

5. Владел немецким, французским и английским языками, умел играть на скрипке и фортепьяно, любил рисовать пейзажи и батальные сцены.

6. В Московский университетский Благородный пансион.

7.На словесный факультет Московского университета.

8. Трудно, он был очень одинок.

9.Образ Демона.

10. Одиночество, самопознание, противоборство земных и небесных сил в душе человека, стремление к абсолютной свободе и  отрицание действительности.

11. К Варваре Лопухиной.

12. Поэма «Демон».

13.Драма «Маскарад» (1835г.)

14.Образ современника, героя своего времени.

15.За свой грех он расплачивается безумием.

16. «Смерть поэта».

17.  «Смерть поэта».

18. «Бородино».

19. Поэмы  «Мцыри», «Демон».

20.С сыном французского посланника Э. де  Барантом.

21. За дуэль с Э. де Барантом.

22. Стихотворение «Тучи».

23. О герое и о времени, в котором он жил.

24. Орденом Св. Владимира 4 степени, стихотворение «Валерик».

25. Нет, высшее командование не хотело отличать строптивого офицера. Вместо ордена получил двухмесячный отпуск и в начале 1841 года приехал в Петербург.

26. С Мартыновым, бывшим приятелем по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, на горе Машук.

27. В стихотворении «Сон».

28. А.«И скучно, и грустно»

      Б.«Тучи»

      В.  «Родина»

       Г. «Выхожу один я на дорогу»

       Д. « Как  часто  пёстрою толпою окружён…»

29.  А.  Поэма «Мцыри».

        Б.  Поэма «Демон».

        В. Поэма « Сашка»

30.Похороны М. Ю. Лермонтова состоялись 17 июля на кладбище Пятигорска без воинских почестей, но при огромном скоплении людей, пришедших проститься. Весной 1842 года его прах был перевезён в имение Тарханы и погребён рядом с могилой матери.

        Список литературы

  1. Литературы:  для студентов средних профессиональных учебных заведений (Г. А. Обернихина, И. Л. Вольнова, Т. В. Емельянова и др.); под ред. Г. А. Обернихиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И. С. Чистовой; Вступ. Ст. И. Л. Андроникова. – М.: Правда, 1988. – 720с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

Тест по творчеству Н.А.Некрасова.

Данный тест по творчеству Н. А.Некрасова  составлен для учащихся первого курса НПО с целью проверки знаний после изучения творчества поэта. Рассчитан на один урок. Предполагает знание учащимися о...

Тесты по творчеству Тургенева (10 класс)

Данные тесты предлагаются для учащихся 1 курса как итоговый контроль после изучения творчества И.С.Тургенева....

Тест по творчеству А. С. Пушкина с ответами

Тест по творчеству А. С. Пушкина с ответами. Есть пояснительная записка, поставлена цель и определены задачи. Тест представляет собой сформулированные вопросы для написания развёрнутого ответа, которы...

Тест по творчеству Л.Н.Толстого 16.12.18

Тестовые задания ждя проверки знаний студентов 1 курса по творчеству Л.Н.Толстого...

Урок - литературная гостиная "Творчество М.Ю. Лермонтова"

Литературная гостиная - одна из форм проведения внеклассной работы, позволяющая создать атмосферу возвышенной поэзии, музыки. Это позволяет студентам почувствовать некую сопричастность к высокому иску...

Введение. А.С. Пушкин. Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова, 2024

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружие...