Методические указания для проведения ЛПЗ по техническому обслуживанию тракторов МТЗ-80
методическая разработка по теме
В настоящем издании представлены методические указания (инструкционные карты) для проведения лабораторно-практических работ по предмету: «Техническое обслуживание и ремонт машин»
Методические указания предназначены для обучающихся по профессии: «Мастер сельскохозяйственного производства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_mtz_romanov.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Н. Романов
Техническое обслуживание и ремонт машин
Методические указания для проведения ЛПЗ по техническому обслуживанию тракторов МТЗ-80
г. Урень
2012 г.
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Шахунский агропромышленный техникум
Уренский филиал
А.Н. Романов
Техническое обслуживание и ремонт машин
Методические указания по проведению ЛПЗ по техническому обслуживанию тракторов МТЗ-80
для обучающихся по профессии
«Мастер сельскохозяйственного производства»
г. Урень
2012 г.
А.Н. Романов.
Техническое обслуживание и ремонт машин:
Методические указания по проведению ЛПЗ по техническому обслуживанию тракторов МТЗ-80. – г. Урень:
Шахунский агропромышленный техникум, Уренский филиал
2012 г.
В настоящем издании представлены методические указания (инструкционные карты) для проведения лабораторно-практических работ по предмету: «Техническое обслуживание и ремонт машин»
Методические указания предназначены для обучающихся по профессии: «Мастер сельскохозяйственного производства»
Рецензент:
© ________________________, 2012 г.
© ГБОУ ШАПТ
Уренский филиал, 2012 г.
Методические указания по проведению ЛПЗ по плановому техническому обслуживанию в процессе эксплуатации трактора МТЗ – 80 установлены следующие виды планового технического обслуживания
Наименование и обозначение видов технического обслуживания | Периодичность | |
в моточасах работы трактора | в кг израсходованного топлива | |
Ежемесячное техническое обслуживание (ЕТО) Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) Техническое обслуживание №3 (ТО-3) | 10 60 240 960 |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 1
Тема №1. Ежесменное техническое обслуживание
(ЕТО проводится через каждые 10 моточасов)
Содержание работ и методика проведения | Технические требования | Приборы, инструменты и приспособления для выполнения работ |
| До верхней метки «П» на маслоизмерительном стержне До основания заливной горловины верхнего бака До основания заливной горловины | Агрегат технического обслуживания Заправочная воронка Заправочная воронка |
| До полного удаления грязи и конденсата | |
| Окно индикатора не должно перекрываться поршнем красного цвета | Индикатор ОР – 9928 |
| Дизель должен работать устойчиво на всех оборотах коленчатого вала, органы управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочиститель и тормоза быть технически исправными | Проверку производить при движении трактора |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 2
Тема № 2. Техническое обслуживание № 1 (ТО № 1 проводится через каждые 60 моточасов)
Содержание работ и методика проведения | Технические требования | Приборы, инструменты и приспособления для выполнения работ |
| Трактор должен быть чистым | Моечная установка 1112, скребок, ветошь |
| Натяжение на ветви «шкив генератора – шкив коленчатого вала» должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 30-50 Н (3-5 кгс) прогиб ремня был в пределах 10 – 15 мм Давление в шинах передних колес 0,14 – 0,25МПа (1,4 – 2,5 кгс/см2), задних колес 0,1 – 0,16 МПа (1,0 – 1,6 кгс/см2) в зависимости от выполняемой работы | Приспособления КИ-8920 или КИ-13918, гаечные ключи 12*14 и 17*19, монтажная лопатка Прибор НИИАТ-458М |
| До уровня кольцевого пояса на поддоне: в масле механических примесей не допускается | Агрегат технического обслуживания |
| До появления чистого топлива До полного удаления грязи и конденсата | Гаечный ключ 17 * 19, емкость для отстоя |
| 4-6 нагнетаний шприцем До появления смазки из- под рабочих кромок манжет | Шприц рыжачно-плунжерный Ш1-391 1010-А Шприц штоковый с насадкой |
- воду в радиаторе
| До поверхности метки «П» на маслоизмери-тельном стержне Клеммы должны быть чистыми, вентиляционные отверстия открытыми До основания заливной горловины верхнего бака радиатора До основания заливной горловины | Агрегат технического обслуживания Наждачная бумага, шабер, стеклянная трубка с внутренним диаметром 3-5 мм, воронка Заправочная воронка, ведро Заправочная воронка, ведро |
| Дизель должен работать устойчиво, без стука и шума на всех оборотах коленчатого вала; органы управления, системы освещения и сигнализа-ции, стеклоочиститель и тормоза должны быть технически исправными | Проверку проводить при движении трактора |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 3
Тема № 3. Техническое обслуживание № 2
(ТО № 2 проводится через каждые 240 моточасов)
Содержание работ и методика проведения | Технические требования | Приборы, инструменты и приспособления для выполнения работ |
| Трактор должен быть чистым | Моечная установка 1112, скребок, ветошь |
| Натяжение на ветви «шкив генератора – шкив коленчатого вала» должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 30-50 Н 93-5 кгс) прогиб ремня был в пределах 10-15 мм Величина зазора на холодном дизеле должна быть 0,25-0,30 мм 40-50 мм при замере по подушке педали Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 20 о при работающем двигателе Полный ход каждой педали тормозов 70-90 мм при усилии 120Н (12 кгс) Давление воздуха в пневмосистеме 0,63-0,73 МПа (6,3-7,3 кгс/см2) Падение давления воздуха в течение 15 мин не должно превышать 0,03 кгс/см2 при свободном положении педалей тормозов 4-8 мм Давление в шинах перед-них колес 0,14 – 0,25 МПа (1,4-2,5 кгс/см2) , задних колес 0,1-0,16 МПа )1,0-1,6 кгс/см²) в зависимости от выполняемой работы | Приспособление КИ-8920 или гаечные ключи 12*14 и 17*19, монтажная лопатка Щуп пластинчатый 0,25*100 ГОСТ882-64) приспособление КИ-9918, отвертка, гаеч-ные ключи 12*14, 22*24, 32*36 Гаечный ключ 17*19, линейка 1-300 мм (ГОСТ 427-56, пас-сатижи, приспособ-ление КИ-13912 Прибор К-402, гаечные ключи 12*14, 22*24, 27*30 Линейка 1 - 300 мм, приспособление КИ-13912 Контрольный манометр Контрольный манометр, секундомер Приспособление КИ-650, гаечные ключи 27*30 и 32*36 мм Прибор НИИАТ-452 |
(МТЗ-80Л, МТЗ-82Л, МТЗ-82ЛН) | Окно индикатора не должно перекрываться поршнем красного цвета До полной очистки фильтра, центральной трубы; корпуса и фильтрующих элементов Промойте до удаления загрязнения Залейте чистое масло до уровня кольцевого пояска на поддоне. Дизель, работающий на средних оборотах, должен быстро остановиться, если перекрыть центральную трубу воздухоочистителя при снятом фильтре грубой очистки воздуха. При недостаточной герметичности подтяните соединения Промойте до удаления загрязнения | Индикатор ОР-9928, техническая щетка, ванночка с дизтопливом, ветошь, гаечные ключи 8*10, 12*14 Ванна для дизтоплива, щетка, ветошь, гаечные ключи 8*10, 12*14 Ванна для дизтоплива, щетка, ветошь Кружка для заправки масла Прибор КИ-4870, гаечные ключи 8*10, 12*14 Ванна для дизтоплива |
| Слой отложений должен быть полностью удален с внутренних стенок стакана ротора. Ротор должен вращаться после остановки дизеля 30-60 с | Прибор КИ-9912, гаечные ключи 17*19, 22*24, 32*36, деревянный скребок, отвертка |
| Промойте до удаления загрязнения | Отвертка, ванна для бензина; щетка |
| Клеммы должны быть чистыми от окислов, а вентиляционные отверстия – открытыми Уровень электролита должен быть выше защитной решетки пластин на 12015 мм Разряд больше 50% летом и 25% зимой не допускается | Наждачная бумага, шабер Стеклянная трубка с внутренним диаметром 3-5 мм, воронка Денсиметр аккумуляторный 13901.06.000 (ГОСТ 1895-66) |
| До появления чистого топлива До полного удаления грязи и конденсата | Гаечный ключ 17*19 емкость для слива |
М-8В2:
| Слейте масло и на прогретом дизеле, залейте чистое масло до верхней метки «П» на маслоизмерительном стержне | Гаечный ключ 30*32, емкость для отработанного масла |
| Корпус силовой передачи – до появления масла из контрольного отверстия, гидроусилитель – до верхней метки масломера До уровня заливных отверстий До уровня заливного отверстия До появления масла из контрольного отверстия До метки «П» масломерной линейки | Гаечные ключи 12*14, 22*24, заправочная воронка, агрегат технического обслуживания Гаечные ключи 12*14, 17*19, шприц заправочный Гаечный ключ 12*14, шприц заправочный Гаечный ключ 12*14, шприц заправочный Гаечный ключ 22*24, заправочная воронка, агрегат технического обслуживания |
| 4-6 нагнетаний шприцем 10-12 нагнетаний шприцем До появления смазки из-под рабочих кромок манжет | Шприц штоковый с насадкой Шприц штоковый с насадкой Шприц штоковый с насадкой |
| До основания заливной горловины верхнего бака До основания заливной горловины | Заправочная воронка, ведро Заправочная воронка, ведро |
| Ослабление креплений не допускается | Комплект гаечных ключей |
| Дизель должен работать устойчиво на всех оборотах коленчатого вала; органы управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочиститель и тормоза должны быть технически исправными | Проверку проводить при движении трактора |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 4
Тема № 4. Техническое обслуживание № 4 (ТО № 3 проводится через каждые 960 моточасов)
Содержание работ и методика проведения | Технические требования | Приборы, инструменты и приспособления для выполнения работ |
| Трактор должен быть чистым | Моечная установка 1112, скребок, ветошь |
| Комплект диагностических средств | |
| ||
МТЗ-82/82Л, МТЗ-82Н/82Р
(МТЗ-82/82Л, МТЗ-82ЛН)
| Натяжение на ветви «шкив генератора – шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 30-50 Н (3-5 кгс) прогиб ремня был в пределах 10 – 15 мм. Болты крепления головки цилиндров затягивайте равномерно в два или три приема на прогретом двигателе. Момент затяжки 160-180 Нм (16-18 кгс м). величина зазора между клапанами и коромыслами на холодном дизеле должна быть 0,25 – 0,30 мм. Угол опережения подачи топлива относительно ВМТ поршня по мениску моментоскопа 26 Давление впрыска 17,5 – 18,0 МПа (175 0 180 кгс/см²). Качество распыла без сплошных струй и сгущений. Подтекание распылителей не допускается 40-50 мм при замере по подушке педали Давление в шинах передних колес 0,14-0,25 МПа (1,4-2,5 кгс/см²) в зависимости от выполняемой работы Осевой зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,08-0,30 мм Осевой зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,1-,3 мм Угол отклонения рычага управления муфтой редуктора должен быть в пределах 45-50° от вертикали (против часовой стрелки) Свободный люфт рулевого колеса должен быть не более 20° при работающем двигателе, момент затяжки гайки 20 Н · м (2 кгс · м) Зазор в шарнирах рулевых тяг не допускается. Сходимость колес 4-8 мм Полный ход каждой педали тормозов 70-90 мм при усилии 120 Н (12 кгс). | Приспособления КИ-8920, КИ-13918, гаечные ключи 12*14 и 17*19, монтажная лопатка Ключи 12*14, 17*19, 22*24, 32*36 мм, динамометрическая рукоятка с головкой S = 22 мм, отвертка, щуп пластичный 0,25*100 (ГОСТ 882-64), приспособление КИ-9918 Стенд для регулировки топливной аппаратуры КИ-13902, ключи 8*10, 12*14, 17*19, 27*30, 32*36, спецключи 14*17 (тонкий) и квадратный 4*4, отвертка, моментоскоп КИ-4941 Приспособление КИ-9917, отвертка, ключи 12*14, 17*19 и 22*24 мм, пенал с иглами для прочистки отверстий распылителя Приспособление КИ-13912, линейка 1-300, ключ гаечный 17*19 Приспособление НИИАТ-458М Приспособление КИ-4850, гаечные ключи 12*14, 32*36, пассатижи Индикатор со стойкой Гаечный ключ 12*14 Приспособление К-402, гаечные ключи 12*14, 22*24, 27*30 Гаечный ключ 27*30, пассатижи, линейка КИ-650 Линейка 1-300 мм (ГОСТ 427-56), набор гаечных ключей, отвертка Прибор К-402, гаечные ключи 12*14, 22*24, 27*30 Приспособление КИ-650, гаечные ключи 27*30 и 32*36 мм |
Приложение
Таблица 1
Вид ТО | Трудоемкость (оперативная), чел-ч | |||
На одно ТО | За цикл 960 моточасов | |||
Всего по трактору | В том числе по двигателю | Всего по трактору | в том числе по двигателю | |
ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО | 0,521 1,347/ 1,400 8,420/ 8,620 3,33/ 3,60 | 0,188 0,441/ 0,491 4,728/ 4,898 0,350/ 0,683 | 6,654 4,044/ 4,204 8,420/ 8,620 2,863/ 3,100 | 2,254 1, 324/ 1,474 4,728 /4,898 0,249/ 0,485 |
Итого | 27,282/ 27,892 | 10,775/ 11,348 |
Удельная трудоемкость, чел-ч/ мтч – 0,0284/ 0,029
Таблица 2
Для тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-82Н/82ЛН/82Р
Вид ТО | Трудоемкость (оперативная), чел-ч | |||
На одно ТО | за цикл 960 моточасов | |||
Всего по трактору | В том числе по двигателю | Всего по трактору | В том числе по двигателю | |
Обкатка ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО | 0,06 0,50 1,46/ 1,51 8,548/ 8,748 3,33/ 3,60 | 0,025 0,188 0,441/ 0,491 4,722/ 4,898 0,350/ 0,683 | 0,716/ 0,729 4,667 7,454 4,329/ 4,490 8,548/ 8,748 | 0,220/ 0,237 2,000 2,254 1,324/ 1,474 4,728/ 4,898 |
Итого | 29,358/ 29,969 | 10,775/ 11,348 |
Удельная трудоемкость, чел-ч/мтч – 0,030/ 0,031
Таблица 3
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РАСХОД МАТЕРИАЛОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ МТЗ-80Л, МТЗ-82Л
Наименование материала | Единица измерения | Расход материалов | |||||
При обкатке | ЕТО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | СТО | ||
Дизельное топливо | л | 8 | - | 1,0 | 5,0 | 5,0 | 6,0 |
Моторное масло | л | 23,0 | 1,2 | 1,7 | 21,0 | 25,0 | 88,0 |
Трансмиссионное масло | л | 41/ 48 | - | - | 4,0/ 4,5 | 4,0/ 4,5 | 80/ 94 |
Консистентная смазка | кг | 0,15 | - | 0,02 | 0,6 | 0,10 | 1,0 |
Смазка № 158, масло Тап-15 | кг | 0,04 | 0,05 | ||||
Бензин | л | - | - | - | - | 1,0 | 1,5 |
Антифриз | л | - | - | - | - | - | 20 |
Дистиллированная вода | л | 0,2 | 0,15 | 0,15 | |||
Лента изоляционная | кг | - | - | - | 0,01 | 0,06 | - |
Ветошь | кг | 1,5 | 0,2 | 0,2 | 1,0 | 1,5 | 3 |
Таблица 4
Номер позиции на схеме смазки (заправки) | Наименование точек смазки и заправки | Наименование, марки и обозначение стандарта на смазочные материалы | Количество точек смазки и ее объем, л | ||
Смазка и заправка в период эксплуатации при температуре | Смазка при хранении | ||||
От – 40 °С до + 5 °С | От + 5 °С до + 50 °С | ||||
5 17 3 8 | Воздухоочистители Картер дизеля Корпус гидро-усилителя руля Корпус редук-тора пускового двигателя | Масла моторные По ГОСТ 8581 - 78 | То же, что и при эксплуатации То же То же То же | Одна; 1,7 л Одна; 15 л Одна; 6л Одна; 0,4 л | |
М-8Г2, М – 8В2 То же То же, То же | М-10Г2, М-10В2, М-12ВУ поТУ 38.001248-76 То же То же То же | ||||
29 2 2 | Корпус силовой передачи Колесный редуктор Корпусы колесного редуктора переднего ведущего моста Корпус переднего моста | Масла трансмиссионные по ГОСТ 23652-79 | То же что и при эксплуатации То же » | Одна; 40 л Две; 3,7 л – каждый Две; 2,3 л каждый Одна; 1,7 л | |
ТЭп-15 (до - 23°С). Масло трансмиссионное по ТУ 38.101529-75 (до – 25°С) То же » | ТЭп-15, ТАП-15В. Масло трансмиссионное по ТУ 38.101529 – 75 То же » | ||||
2 | Корпусы верхней конической пары | » | » | Две; 0,3 л | |
12 | Промежуточная опора | » | » | Одна; 1,15 л | |
8 | Приводной шкив | » | » | Одна; 0,5 л | |
13 | Подшипники шарниров карданных валов | Масло трансмиссионное Тап-15 В по ГОСТ 23652 – 79 Смазка консистентная № 158 (ТУ 38-101320 - 72) | То же, что и при эксплуатации | Четыре, до появления смазки из-под всех рабочих кромок сальников | |
5 | Корпус гидроагрегатов | Масла моторные | То же | Одна; 20,5 л | |
М-8Б2, М-8В2 по ГОСТ 8581 – 78, М-8А по ГОСТ 10541 - 78 | М-10В2 По ГОСТ 8581 – 78, М-12ВУ по ТУ 38.001. 248-76 | ||||
10 | Подшипник отводки муфты сцепления | Смазка «Литол – 24» по ГОСТ 21150 – 75; солидол жировой по ГОСТ 1033-73; солидол синтетический по ГОСТ 4366-76 | » | Одна; 3-5 нагнетаний шприцем | |
11 | Подшипники ступиц передних колес Подшипники поворотных цапф | То же | » | Две; по 0,4 л в каждую | |
1 | » | То же | Две; по 10-12 нагнетаний шприцем |
6 10 | Ось рычажка прерывателя магнето пускового двигателя и фетровая щетка кулачка Карданный шарнир привода рулевого управления Шестерня регулируемого раскоса Втулка вала механизма навески | М-8В2, М-8Г2 по ГОСТ 8581 - 78 | М-10В2, М-10Г2 по ГОСТ 8581 - 78 | » То же, что и при эксплуатации То же » | Две; 2-3 капли Одна; 3-4 нагнетания шприцем Одна; 3-4 нагнетания шприцем Две; нагнетания шприцем допоявле-ния смазки из зазоров |
Смазка «Литол-24» по ГОСТ 21150 – 75; солидол синтетический ПО ГОСТ 4366 – 76; солидол жировой по ГОСТ 1033-73 То же » | |||||
18 19 |
Примечания: 1. При отсутствии в зимнее время моторного масла требуемой марки допускается применение летних сортов масла с добавлением 115% (по массе) дизельного топлива зимних сортов.
2. Для улучшения эксплутационных свойств масел необходимо:
а) зимой при температуре ниже 20 °С во все емкости трактора, кроме дизеля, на две части при меняемого масла добавить одну часть веретенного масла АУ по ГОСТ 1642-75;
б) в районах страны, куда не поставляются зимние сорта масел, в емкости трактора, кроме дизеля, при установившейся температуре 0 °С применяйте смесь двух частей летних сортов масел и одну часть веретенного масла АУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы по дисциплине "Техническое обслуживание и ремонт тракторов"
Данные методические указания разработаны для курсантов учебного многофункционального центра по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного проивзодства"...
Методические рекомендации МДК 01.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (для заочного отделения)
Методические рекомендации МДК 01.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...
Методическая разработка урока ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление».
Методическая разработка урокаПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание иремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» по профессии 23.01.03 Автомеханик...
Учебно методический комплект по ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочие программы по дисциплине, учебным и производственным практикам....
Методическая разработка урока учебной практики Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля
Методическая характеристика урока МетодМетодический приемСредства обученияМетоды стимулирования и мотивации интереса к учениюСоздание проблемной ситуации, познавательной новизны, способствующей ф...
Методическая разработка на тему:м«Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля ГАЗ-3307»
Тема урока: «Техническое обслуживание тормозной системы с гидроприводом автомобиля «ГАЗ 3307»Цели урока:Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по содержанию и осно...