МДК.02.03 Рабочая программа "Техническое нормирование"
рабочая программа на тему

Штыкова Светлана Анатольевна

Для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 33._rp._tehnicheskoe_normirovanie._mdk.02.03.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Организация и управление работой структурного подразделения

МДК.02.03. Техническое нормирование

по специальности

200105 Авиационные приборы и  комплексы

(базовая подготовка)

Москва,

2015

ОДОБРЕНА

кафедрой технических дисциплин

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

.

          СОСТАВЛЕНА

на основе   Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования специальности 200105 Авиационные приборы и  комплексы

по профессиональному модулю

ПМ. 02 Организация и управление работой структурного подразделения

МДК.02.03. Техническое нормирование

Заведующий кафедрой

технических дисциплин

__________ В.М.     Левченко

Зам. директора по координации

учебных программ и проектов

  ___________  О.В.Фомина                                                                                                                                                    

Составитель (автор):

Штыкова С.А., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», высшая квалификационная категория

Рецензент:    

 

                       

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

4

  1. Результаты освоения профессионального модуля

5

  1. Структура и содержание профессионального модуля

6

  1. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01 Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация и управление работой структурного подразделения и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).

ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке экологов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • планирования и организации работы производственного участка;

уметь:

  • организовывать деятельность трудового коллектива;
  • оформлять служебную документацию;
  • проводить инструктаж и знать отчетность по участку;
  • составлять календарные планы работ участка;

знать:

  • цели и задачи участка;
  • технико-экономические показатели участка;
  • рациональные методы планирования;
  • основы научной организации труда, технику безопасности и охрану труда.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:

всего – 120 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и управление работой структурного подразделения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).

ПК 2.2

Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.

ПК 2.3

Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.

ПК 2.4

Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.

ПК 2.5

Эффективно использовать вычислительную технику в сфере управления.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план раздела профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

ПК 2.1

ПК 2.3

МДК.02.03. Техническое нормирование

120

80

48

-

40

-


3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ПМ.02 Организация и управление работой структурного подразделения

МДК.02.03. Техническое нормирование

Раздел 1. Основы технического нормирования

Тема 1.1. Трудовой процесс и классификация затрат рабочего времени.

Содержание

1

Введение. Содержание и структура дисциплины. Нормирование труда. Основные и вспомогательные производственные процессы. Трудовые элементы операции: трудовое движение, трудовой прием, трудовое действие. Нормируемое и ненормируемое время.

2

2-3

Самостоятельная работа

Таблица классификации затрат рабочего времени – конспект.

2

Тема 1.2. Техническая норма времени и ее структура.

Содержание

1

Норма времени. Норма длительности. Норма численности. Норма обслуживания. Структура технически обоснованной нормы времени. Норма выработки.

2

2-3

Самостоятельная работа

Структура нормы времени – конспект. Расчетные формулы штучного времени.

2

Тема 1.3. Методы изучения затрат рабочего времени.

Содержание

1

Классификация методов. Метод нормирования по укрупненным нормативам или сравнение с типовой нормой времени. Аналитический метод. Опытно-статистический метод. Фотография рабочего времени (ФРВ). Классификация ФРВ.

2

2-3

Практические занятия

Изучение затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего времени.

4

Самостоятельная работа

Конспект – сущность аналитически-исследовательского метода фотографии рабочего времени и хронометража.

4

Тема 1.4. Применение технических средств в нормировании труда.

Содержание

1

Группы технических средств, используемых в нормировании труда. Приборы для измерения затрат рабочего времени.

2

2

Тема 1.5. Сущность и разновидность нормативов. Основные требования к нормативным материалам.

Содержание

1

Нормативные материалы для нормирования труда. Отраслевые нормативы. Заводские нормативы. Нормативы времени, нормативы обслуживания, нормы численности.

2

1

Тема 1.6. Методические положения по разработке нормативных материалов.

Содержание

1

Этапы разработки нормативов. График хронометража.

2

1

Самостоятельная работа

Графики хронометражных данных. Пример графоаналитической обработки влияния числа сопрягаемых деталей на продолжительность сборочной операции.

4

Тема 1.7. Организация управления нормированием труда на предприятии.

Содержание

1

Функции нормирования труда, выполняемые на различных уровнях управления. Централизованная система организации нормирования труда на предприятиях. Аппарат управления нормированием труда.

2

1

Раздел 2. Нормирование работ на металлорежущих станках

Тема 2.1. Основные принципы нормирования труда.

Содержание

1

Подбор наиболее рациональных режимов работы оборудования. Время машинной и время вспомогательной работы.

2

1

Практические занятия

Нормирование токарных работ.

4

Самостоятельная работа

Определить норму времени на обработку втулки на токарном станке 16ВТ20П.

4

Тема 2.2. Нормирование обработки отверстий сверлами, зенкерами и развертками. Нормирование фрезерных работ.

Содержание

1

Сверление, зенкерование и развертывание на сверлильных станках. Исходные данные для расчетов режимов резания и норм времени. Скорость резания.

1

2

2

Нормирование фрезерных работ. Минутная подача фрезерования. Основное и вспомогательное время операции фрезерования.

1

2

Практические занятия

Нормирование сверлильных работ.

4

Нормирование фрезерных работ.

4

Самостоятельная работа

Конспект таблицы «Расчет характеристик процесса резания для различных видов обработки отверстий».

4

Тема 2.3. Нормирование строгальных и долбежных работ. Нормирование протяжных работ.

Содержание

1.

Величина врезания и перебега в направлении рабочей подачи на строгальных станках. Основное и вспомогательное время строгания.

1

1

2.

Протягивание – особенности процесса. Основное и вспомогательное время.

1

1

Практические занятия

Нормирование строгальных и долбежных работ.

4

Нормирование протяжных работ.

4

Самостоятельная работа

Определение штучного и штучно-калькуляционного времени на строгание поверхности заготовки. Определение основного времени на обработку отверстия 30Н9 на горизонтально-протяжном станке.

4

Тема 2.4. Нормирование зуборезных работ. Нормирование шлифовальных и доводочных работ.

Содержание

1

Нарезание цилиндрических зубчатых колес фрезами. Виды зубофрезерования. Величина подачи, скорость резания. Нормирование штучного и подготовительно-заключительного времени.

1

1

2

Режимы резания при шлифовании. Отделочное шлифование, хонингование, суперфиниширование. Пример определения нормы штучного времени на шлифование вала продольной подачей на круглошлифовальном станке.

1

1

Практические занятия

Нормирование зубофрезерных работ.

4

Нормирование шлифовальных и доводочных работ.

4

Самостоятельная работа

Ознакомиться с таблицами:

- значение пробега фрезы для косозубых колес;

- скорость резания при зубофрезеровании червячными фрезами;

- скорость резания и движение подачи для дисковых модульных фрез.

2

Тема 2.5. Нормирование труда при многостаночном обслуживании. Нормирование многоинструментальной обработки.

Содержание

1

Норма штучного времени при многостаночном обслуживании. Норма выработки для каждого станка, норма выработки рабочего в смену. Оперативное время изготовления одной детали. Время на организационное обслуживание рабочего места. Нормы времени и выработки в условиях поточного производства.

1

1

2

Особенность установления режимов резания при многоинструментальной обработке. Последовательность определения режимов резания и основного времени при обработке на многорезцовых станках.

1

1

Практические занятия

Нормирование многостаночных работ.

4

Многоинструментальная обработка.

4

Самостоятельная работа

Определить занятость рабочего при обслуживании четырех станков, выполняющих токарную, сверлильную, фрезерную и зубофрезерную операции соответственно на токарном, сверлильном, фрезерном и зубофрезерном станках с ЧПУ.

4

Тема 2.6. Нормирование работ, выполняемых на станках с ЧПУ, робототехнических комплексах и гибких производственных модулях.

Содержание

1

Станки с ЧПУ. Норма времени на выполнение операций на станках с ЧПУ. Норма цикла автоматической работы станка по программе, вспомогательное время работы. Нормы штучного времени на размерную настройку режущего инструмента вне станка.

1

2

2

Особенности нормирования труда робототехнических комплексов и гибких производственных модулей. Прямые и косвенные затраты времени. Норма трудоемкости, нормы обслуживания. Пример расчета нормы длительности и трудоемкости операций.

1

1

Практические занятия

Нормирование работ, выполняемых на станках с ЧПУ

4

Самостоятельная работа

Определить штучное и штучно-калькуляционное время на обработку заготовки вала на токарном станке с ЧПУ.

4

Раздел 3. Нормирование слесарно-сборочных и электромонтажных работ. Нормирование ремонта оборудования

Тема 3.1. Нормирование слесарно-сборочных и электромонтажных работ.

Содержание

1

Нормирование слесарно-сборочных работ. Технологический процесс слесарно-сборочных работ. Нормирование при индивидуальной  и бригадной сборке. Этапы определения технически обоснованных норм времени.

1

1

2

Нормирование электромонтажных работ. Виды электромонтажных работ. Расчет норм на электромонтажные работы.

1

1

Практические занятия

Нормирование слесарно-сборочных работ.

4

Самостоятельная работа

Рассчитать норму времени на сборочную операцию по установке и креплению крышки редуктора. Перечень деталей, входящих в сборочную операцию, приведен в учебнике.

4

Тема 3.2. Нормирование ремонта оборудования и восстановления деталей.

Содержание

1

Нормирование ремонта машин и станков. Типовые нормы времени по ремонту станков. Основные операции маршрутного технологического процесса ремонта станка, машины и т.п. Нормирование ремонтно-восстановительных работ. Нормирование сварочных работ. Нормирование наплавочных работ.

4

2

Самостоятельная работа

Определить норму времени на полуавтоматическую дуговую сварку в среде двуокиси углерода изделия из углеродистой стали.

2

ИТОГО

120


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лаборатории технического оборудования, слесарных и механообрабатывающих мастерских.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска

Технические средства обучения: компьютер, телевидеоаппаратура, интерактивная доска

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: по количеству обучающихся лабораторные столы и стулья

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: аудиовидеоаппаратура, компьютеры, калькуляторы, чертежные принадлежности

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основная литература

        1. Седель О.Я. Техническое нормирование: пособие. – Минск: Новое знание, 2008. – 202 с.

        2. Седель О.Я. Техническое нормирование. Практикум. – Минск: Новое знание, 2008. – 212 с.

Дополнительная литература

        1. Локтев В.Г. Нормирование труда: состояние, проблемы, перспектива. – Минск: БГЭУ, 2000.

        2. Авакумов А.В. Справочник нормировщика. М.: Машиностроение, 1988.

        3. Иконников А.Н. Нормирование труда в машиностроении. М.: машиностроение, 1983.

Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин: математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации, основы технологии производства деталей и узлов авиационных приборов.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.

Мастера: опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения)

Коды формируемых профессиональных компетенций

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).

ПК 2.1

Демонстрация навыков разработки мероприятий , направленных на выявление и использование резервов повышения производительности труда на предприятии.

Зачет по каждому из разделов.

Решение ситуационных задач.

Текущий контроль в форме защиты практических занятий.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Экзамен.

Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.

ПК 2.3

Демонстрация выявления скрытых резервов производства на основе исследования производственных процессов и анализа содержания труда.

Решение ситуационных задач.

Текущий контроль в форме защиты практических занятий.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения)

Коды формируемых общих компетенций

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-1, ОК 2

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области технологий изготовления авиационных приборов;

оценка эффективности и качества выполнения.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 3

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 4, ОК-5

Эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 7

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9

Анализ инноваций в области технологий изготовления авиационных приборов и комплексов.


[1]* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Нормирование труда и сметы» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирован

Нормирование труда и сметы1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

Учебно-тематический план предназначен для начинающих и практикующих инженеров-сметчиков, инженеров ПТО, инженеров сметно-договорных отделов, инженеров-строителей, экономистов, студентов соответствующе...

Рабочая программа ОП 08 Нормирование труда и сметы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки)  в соответст...

Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"

Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве" по  специальности 08.02.01 СЭЗС...

Рабочая программа учебной дисциплины "Нормирование труда и строительные сметы"

Рабочая программа учебной дисциплины "Нормирование труда и строительные сметы" по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Нормирование труда и сметы

Организация-разработчик: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»Разработчик:Паньковский А.В., преподаватель Бахчисарайского...

Техническое нормирование в сварке Рабочая программа

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 22.02....