МДК.02.03 Рабочая программа "Техническое нормирование"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 Организация и управление работой структурного подразделения
МДК.02.03. Техническое нормирование
по специальности
200105 Авиационные приборы и комплексы
(базовая подготовка)
Москва,
2015
ОДОБРЕНА кафедрой технических дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. . | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы по профессиональному модулю ПМ. 02 Организация и управление работой структурного подразделения МДК.02.03. Техническое нормирование |
Заведующий кафедрой технических дисциплин __________ В.М. Левченко | Зам. директора по координации учебных программ и проектов ___________ О.В.Фомина |
Составитель (автор):
Штыкова С.А., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», высшая квалификационная категория
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация и управление работой структурного подразделения и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).
ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке экологов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования и организации работы производственного участка;
уметь:
- организовывать деятельность трудового коллектива;
- оформлять служебную документацию;
- проводить инструктаж и знать отчетность по участку;
- составлять календарные планы работ участка;
знать:
- цели и задачи участка;
- технико-экономические показатели участка;
- рациональные методы планирования;
- основы научной организации труда, технику безопасности и охрану труда.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:
всего – 120 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и управление работой структурного подразделения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка). |
ПК 2.2 | Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества. |
ПК 2.3 | Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке. |
ПК 2.4 | Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг. |
ПК 2.5 | Эффективно использовать вычислительную технику в сфере управления. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план раздела профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||
ПК 2.1 ПК 2.3 | МДК.02.03. Техническое нормирование | 120 | 80 | 48 | - | 40 | - |
3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
ПМ.02 Организация и управление работой структурного подразделения | ||||
МДК.02.03. Техническое нормирование | ||||
Раздел 1. Основы технического нормирования Тема 1.1. Трудовой процесс и классификация затрат рабочего времени. | Содержание | |||
1 | Введение. Содержание и структура дисциплины. Нормирование труда. Основные и вспомогательные производственные процессы. Трудовые элементы операции: трудовое движение, трудовой прием, трудовое действие. Нормируемое и ненормируемое время. | 2 | 2-3 | |
Самостоятельная работа | ||||
Таблица классификации затрат рабочего времени – конспект. | 2 | |||
Тема 1.2. Техническая норма времени и ее структура. | Содержание | |||
1 | Норма времени. Норма длительности. Норма численности. Норма обслуживания. Структура технически обоснованной нормы времени. Норма выработки. | 2 | 2-3 | |
Самостоятельная работа | ||||
Структура нормы времени – конспект. Расчетные формулы штучного времени. | 2 | |||
Тема 1.3. Методы изучения затрат рабочего времени. | Содержание | |||
1 | Классификация методов. Метод нормирования по укрупненным нормативам или сравнение с типовой нормой времени. Аналитический метод. Опытно-статистический метод. Фотография рабочего времени (ФРВ). Классификация ФРВ. | 2 | 2-3 | |
Практические занятия | ||||
Изучение затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего времени. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Конспект – сущность аналитически-исследовательского метода фотографии рабочего времени и хронометража. | 4 | |||
Тема 1.4. Применение технических средств в нормировании труда. | Содержание | |||
1 | Группы технических средств, используемых в нормировании труда. Приборы для измерения затрат рабочего времени. | 2 | 2 | |
Тема 1.5. Сущность и разновидность нормативов. Основные требования к нормативным материалам. | Содержание | |||
1 | Нормативные материалы для нормирования труда. Отраслевые нормативы. Заводские нормативы. Нормативы времени, нормативы обслуживания, нормы численности. | 2 | 1 | |
Тема 1.6. Методические положения по разработке нормативных материалов. | Содержание | |||
1 | Этапы разработки нормативов. График хронометража. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа | ||||
Графики хронометражных данных. Пример графоаналитической обработки влияния числа сопрягаемых деталей на продолжительность сборочной операции. | 4 | |||
Тема 1.7. Организация управления нормированием труда на предприятии. | Содержание | |||
1 | Функции нормирования труда, выполняемые на различных уровнях управления. Централизованная система организации нормирования труда на предприятиях. Аппарат управления нормированием труда. | 2 | 1 | |
Раздел 2. Нормирование работ на металлорежущих станках Тема 2.1. Основные принципы нормирования труда. | Содержание | |||
1 | Подбор наиболее рациональных режимов работы оборудования. Время машинной и время вспомогательной работы. | 2 | 1 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование токарных работ. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Определить норму времени на обработку втулки на токарном станке 16ВТ20П. | 4 | |||
Тема 2.2. Нормирование обработки отверстий сверлами, зенкерами и развертками. Нормирование фрезерных работ. | Содержание | |||
1 | Сверление, зенкерование и развертывание на сверлильных станках. Исходные данные для расчетов режимов резания и норм времени. Скорость резания. | 1 | 2 | |
2 | Нормирование фрезерных работ. Минутная подача фрезерования. Основное и вспомогательное время операции фрезерования. | 1 | 2 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование сверлильных работ. | 4 | |||
Нормирование фрезерных работ. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Конспект таблицы «Расчет характеристик процесса резания для различных видов обработки отверстий». | 4 | |||
Тема 2.3. Нормирование строгальных и долбежных работ. Нормирование протяжных работ. | Содержание | |||
1. | Величина врезания и перебега в направлении рабочей подачи на строгальных станках. Основное и вспомогательное время строгания. | 1 | 1 | |
2. | Протягивание – особенности процесса. Основное и вспомогательное время. | 1 | 1 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование строгальных и долбежных работ. | 4 | |||
Нормирование протяжных работ. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Определение штучного и штучно-калькуляционного времени на строгание поверхности заготовки. Определение основного времени на обработку отверстия 30Н9 на горизонтально-протяжном станке. | 4 | |||
Тема 2.4. Нормирование зуборезных работ. Нормирование шлифовальных и доводочных работ. | Содержание | |||
1 | Нарезание цилиндрических зубчатых колес фрезами. Виды зубофрезерования. Величина подачи, скорость резания. Нормирование штучного и подготовительно-заключительного времени. | 1 | 1 | |
2 | Режимы резания при шлифовании. Отделочное шлифование, хонингование, суперфиниширование. Пример определения нормы штучного времени на шлифование вала продольной подачей на круглошлифовальном станке. | 1 | 1 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование зубофрезерных работ. | 4 | |||
Нормирование шлифовальных и доводочных работ. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Ознакомиться с таблицами: - значение пробега фрезы для косозубых колес; - скорость резания при зубофрезеровании червячными фрезами; - скорость резания и движение подачи для дисковых модульных фрез. | 2 | |||
Тема 2.5. Нормирование труда при многостаночном обслуживании. Нормирование многоинструментальной обработки. | Содержание | |||
1 | Норма штучного времени при многостаночном обслуживании. Норма выработки для каждого станка, норма выработки рабочего в смену. Оперативное время изготовления одной детали. Время на организационное обслуживание рабочего места. Нормы времени и выработки в условиях поточного производства. | 1 | 1 | |
2 | Особенность установления режимов резания при многоинструментальной обработке. Последовательность определения режимов резания и основного времени при обработке на многорезцовых станках. | 1 | 1 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование многостаночных работ. | 4 | |||
Многоинструментальная обработка. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Определить занятость рабочего при обслуживании четырех станков, выполняющих токарную, сверлильную, фрезерную и зубофрезерную операции соответственно на токарном, сверлильном, фрезерном и зубофрезерном станках с ЧПУ. | 4 | |||
Тема 2.6. Нормирование работ, выполняемых на станках с ЧПУ, робототехнических комплексах и гибких производственных модулях. | Содержание | |||
1 | Станки с ЧПУ. Норма времени на выполнение операций на станках с ЧПУ. Норма цикла автоматической работы станка по программе, вспомогательное время работы. Нормы штучного времени на размерную настройку режущего инструмента вне станка. | 1 | 2 | |
2 | Особенности нормирования труда робототехнических комплексов и гибких производственных модулей. Прямые и косвенные затраты времени. Норма трудоемкости, нормы обслуживания. Пример расчета нормы длительности и трудоемкости операций. | 1 | 1 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование работ, выполняемых на станках с ЧПУ | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Определить штучное и штучно-калькуляционное время на обработку заготовки вала на токарном станке с ЧПУ. | 4 | |||
Раздел 3. Нормирование слесарно-сборочных и электромонтажных работ. Нормирование ремонта оборудования Тема 3.1. Нормирование слесарно-сборочных и электромонтажных работ. | Содержание | |||
1 | Нормирование слесарно-сборочных работ. Технологический процесс слесарно-сборочных работ. Нормирование при индивидуальной и бригадной сборке. Этапы определения технически обоснованных норм времени. | 1 | 1 | |
2 | Нормирование электромонтажных работ. Виды электромонтажных работ. Расчет норм на электромонтажные работы. | 1 | 1 | |
Практические занятия | ||||
Нормирование слесарно-сборочных работ. | 4 | |||
Самостоятельная работа | ||||
Рассчитать норму времени на сборочную операцию по установке и креплению крышки редуктора. Перечень деталей, входящих в сборочную операцию, приведен в учебнике. | 4 | |||
Тема 3.2. Нормирование ремонта оборудования и восстановления деталей. | Содержание | |||
1 | Нормирование ремонта машин и станков. Типовые нормы времени по ремонту станков. Основные операции маршрутного технологического процесса ремонта станка, машины и т.п. Нормирование ремонтно-восстановительных работ. Нормирование сварочных работ. Нормирование наплавочных работ. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа | ||||
Определить норму времени на полуавтоматическую дуговую сварку в среде двуокиси углерода изделия из углеродистой стали. | 2 | |||
ИТОГО | 120 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лаборатории технического оборудования, слесарных и механообрабатывающих мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска
Технические средства обучения: компьютер, телевидеоаппаратура, интерактивная доска
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: по количеству обучающихся лабораторные столы и стулья
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: аудиовидеоаппаратура, компьютеры, калькуляторы, чертежные принадлежности
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная литература
1. Седель О.Я. Техническое нормирование: пособие. – Минск: Новое знание, 2008. – 202 с.
2. Седель О.Я. Техническое нормирование. Практикум. – Минск: Новое знание, 2008. – 212 с.
Дополнительная литература
1. Локтев В.Г. Нормирование труда: состояние, проблемы, перспектива. – Минск: БГЭУ, 2000.
2. Авакумов А.В. Справочник нормировщика. М.: Машиностроение, 1988.
3. Иконников А.Н. Нормирование труда в машиностроении. М.: машиностроение, 1983.
Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин: математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации, основы технологии производства деталей и узлов авиационных приборов.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Мастера: опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых профессиональных компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка). | ПК 2.1 | Демонстрация навыков разработки мероприятий , направленных на выявление и использование резервов повышения производительности труда на предприятии. | Зачет по каждому из разделов. Решение ситуационных задач. Текущий контроль в форме защиты практических занятий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Экзамен. |
Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке. | ПК 2.3 | Демонстрация выявления скрытых резервов производства на основе исследования производственных процессов и анализа содержания труда. | Решение ситуационных задач. Текущий контроль в форме защиты практических занятий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых общих компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ОК-1, ОК 2 | Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области технологий изготовления авиационных приборов; оценка эффективности и качества выполнения. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | ОК 3 | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин. | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ОК 4, ОК-5 | Эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные. | |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК 6 | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями. | |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ОК 7 | Самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | ОК 9 | Анализ инноваций в области технологий изготовления авиационных приборов и комплексов. |
[1]* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Нормирование труда и сметы» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирован
Нормирование труда и сметы1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
Учебно-тематический план предназначен для начинающих и практикующих инженеров-сметчиков, инженеров ПТО, инженеров сметно-договорных отделов, инженеров-строителей, экономистов, студентов соответствующе...
Рабочая программа ОП 08 Нормирование труда и сметы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответст...
Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"
Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве" по специальности 08.02.01 СЭЗС...
Рабочая программа учебной дисциплины "Нормирование труда и строительные сметы"
Рабочая программа учебной дисциплины "Нормирование труда и строительные сметы" по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Нормирование труда и сметы
Организация-разработчик: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»Разработчик:Паньковский А.В., преподаватель Бахчисарайского...
Техническое нормирование в сварке Рабочая программа
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 22.02....