Мини-курс по профилактике эмоционального выгорания у преподавателей
план-конспект занятия

Романовская Галина Васильевна

В рамках мини-курса разработаны 5 занятий, при проведении которых психолог помогает продиагностировать сформированность стадий выгорания, а также выбрать для преподавателей различные способы профилактики синдрома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx25.71 КБ
Файл zanyatie_2.docx23.9 КБ
Файл zanyatie_3.docx17.08 КБ
Файл zanyatie_4.docx19.99 КБ
Файл zanyatie_5.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-КУРС ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ ПРНПОДАВАТЕЛЕЙ.

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Данный курс направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников ; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность каждого занятия  – 1 час 30 минут.

Занятие 1.

«Эмоциональное выгорание: причины и симптомы»

Материалы: бумага для записи, листы для рисования, фломастеры, карандаши, пустая пластиковая бутылочка с надписью «НАШИ ОЖИДАНИЯ»

 

1. Комплимент участникам ( самые лучшие, заботящиеся о своем психическом благополучии и личностном росте, интересующиеся психологией,…)

2.Знакомство (психолог говорит о себе, выполняется групповое упражнение  ИМЕНА-КАЧЕСТВА, в котором участники называют своё имя и качество, которое начинается на ту же букву, что и имя, например, Галина - Грандиозная) .

3. Психологу необходимо рассказать о правилах работы в группе ( активность, конфеденциальность, открытость, отсутствие оценочных суждений, правило СТОП).

Затем выполняем упражнение «Бутылочка»:Давайте озвучим ваши ожидания от тренинга, запишем их на небольших листочках бумаги и опустим в бутылочку с надписью «Наши ожидания». Бутылку закроем плотно, а в конце курса вернёмся и оценим, совпали ожидания либо нет.

4. Посмотрим , насколько  тема выгорания  актуальна для каждого(шуточная экспресс-диагностика)

1. Часто ли Вы задумываетесь о смене сферы деятельности? (если да, то напишите букву Д).

2. Часто ли Вы раздражаетесь, когда Вас вызывает руководство? (если да, то напишите букву О).

3. Берете ли Вы работу на дом? (если да, то напишите букву Х).

 4. Чувствуете ли Вы себя уставшим в последние дни отпуска /перед выходом на работу? (если да, то напишите букву Ы).

 5. Получаете ли Вы удовольствие от возможности профессионального саморазвития? (если да, то напишите букву Т).

Давайте посмотрим, получается ли у Вас слово? Сколько букв Вы написали?

Термин “выгорание”(англ. burnout)  впервые ввел американский психолог Герберт Фрейденбергер в далеком 1974 году.  Уже тогда он заметил у своих коллег в медицинском центре набор симптомов, среди которых было эмоциональное истощение.

Дополнительно сотрудники жаловались на головные боли, бессоницу, ограниченность мышления и раздражительность. Лишь пристальное внимание Герберта позволило сделать связь между эмоциональным истощением и постоянным контактом с другими людьми.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

 В 1981 г. психолог Морроу предложил яркий образ, отражающий внутреннее состояние работника, испытывающего синдром профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

  • Основные симптомы – отвращение к общению,
  •  отсутствие чувства удовольствия,
  •  бессонница, хроническая усталость,
  •  проблемы с памятью и концентрацией внимания,
  • вспышки ярости, апатия, напряжение (натянутая струна),
  • нежелание нести ответственность,
  • проблемы со здоровьем (снижение иммунитета, частые простуды и обострение хронических заболеваний, снижение аппетита либо наоборот);
  • Отвращение к работе

 

Удовлетворение от профессиональной деятельности выступает важным фактором, имеющим тесную связь с эмоциональным выгоранием,

Психолог просит поднять руки тех, кто удовлетворен своей профдеятельностью на 100 процентов, 90, 80…Педагогам предлагается ответить на вопрос: «Что мешает Вам получить удовлетворение от профессиональной деятельности?». Перечисляемые барьеры записываются на доске, при этом педагог-психолог предлагает анализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения – к организационным или индивидуальным.

Индивидуальные факторы: возраст, пол (женщины), уровень образования, семейное положение (не состоящие в браке), стаж работы, выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, невротизм (тревожность), коммуникабельность.

Организационные факторы: условия работы, рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, содержание труда, самостоятельность в своей работе, обратная связь.

Далее обращается внимание участников, что по результатам исследований, ведущая роль в возникновении и развитии выгорания принадлежит именно личностным факторам, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека.

Вывод:  как правило, мы ищем причины нашей неудовлетворенности от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании. Исследованию этой роли и будет посвящен наш курс. Хочу обратить ваше внимание на то, что для профилактики СЭВ крайне необходимо соблюдение жизненного баланса!

Упражнение «Карта моей жизни»

Инструкция: Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина – значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию.

Визуализация «Представьте себе, что  вся ваша жизнь на настоящий момент – это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представьте себе, что вы поднимаетесь над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Вы не можете разглядеть мелкие детали и подробности, но зато вам видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют.

Вот, к примеру, вы  пролетаете над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе вашей жизни? Что он в себя включает? Где находится? А вот еще один район – «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного?

Нарисуйте подробно все, что вы видите,  отправляемся дальше – это часть города под названием «Отдых». Где она расположена? Как велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр –нарисуйте, из чего состоит район «Отдых».

Вы отправляешься дальше, и видишь часть города, которая символизирует ваше общение – «Друзья и знакомые». Исследуйте её, как можно подробнее…

Осталось ли еще что-то, что входит в черту вашего города? Как называются эти части? Какие они по размеру? А теперь обратите  внимание, как соединены между собой районы – дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в вашем городе? Может быть здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены?

Итак, вы видите город своей жизни – он лежит как на ладони.  Какие чувства вызывает у вас этот город? Что бы  хотелось изменить в этом городе? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза…»

Участникам предлагается нарисовать карту Города своей жизни. Обратите их внимание, что город рисуется таким, какой он есть в настоящее время. По мере окончания работы дайте возможность участникам побеседовать в парах об образах визуализации и своего рисунка, дать пояснения по карте, которую они изобразили.

Вопросы:

  • Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому?
  • Что меня устраивает и вызывает радость?
  • Что меня не устраивает и почему?
  • Что бы я изменил?
  • Какие пути изменений я вижу?

Если в результате работы возникнет желание что-то поменять в рисунке, это можно сделать, но обязательно осознать – как в реальной жизни можно осуществить это изменение?

Завершение занятия, получение обратной связи, анонс следующей темы



Предварительный просмотр:

МИНИ-КУРС ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ ПРНПОДАВАТЕЛЕЙ.

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Данный курс направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников ; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность каждого занятия  – 1 час 30 минут.

Занятие 2.

Роль самооценки и позитивной «Я – концепции» в процессе профилактики СЭВ. 

Материалы: бумага для записи, листы для рисования, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Поза Наполеона» Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Сегодняшнее занятие по изучению СЭВ мы начинаем с тестирования, работаем с опросником К.Маслач (см. Приложение 1). Тест покажет сформированность уровня ЭВ. В дальнейшем тест рекомендуется применять периодически.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

  • Эмоциональную истощенность  -  чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
  • Деперсонализацию (цинизм)  -  предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
  • Редукцию профессиональных достижений  -  возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Сегодня я хочу остановиться на редукции личных достижений. Эта составная часть  СЭВ очень тесно связана с самооценкой преподавателя, его «Я-концепцией» .

1. Упражнение «Кто я?»

 Инструкция: «Вы должны ответить на  вопрос «Кто я?» десятью разными словами или словосочетаниями».

 Очень важно выстраивать свою Я- концепцию в позитивном ключе! Ведь откуда растут длинные, стройные ножки у ЭВ? Вы не успеваете что-либо сделать по работе – какие мысли возникают у вас - Я плохой специалист! Я - жертва обстоятельств.

 И как важно напомнить себе в этот момент о своих победах и достижениях.

2. Упражнение «Личный герб и девиз»

Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций.

Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы и какими они снабжены девизами?

Настоящим средневековым дворянам было значительно легче, так как  кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его и отображалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.

С помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело.

Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию.

Левая часть – мои главные достижения в жизни.

Средняя – то, как я себя воспринимаю.

Правая часть – моя главная цель в жизни.

Нижняя часть - мой главный девиз в жизни.

Одним из факторов психологического здоровья является психологическая гибкость, а ее фундаментом служит наличие множественного СЭЛФ у личности я  могу быть и хорошим и не очень эффективным преподавателем, но это я и моя базовая самооценка как личности не страдает от этого! Особенно это важно для перфекционистов, ведь у них очень сильный внутренний критик! (Важно уметь строить свой внутренний диалог)

Рефлексия (какие мысли, чувства возникали во время выполнения упражнения), получение обратной связи, анонс следующей темы

Приложение 1.

Диагностика эмоционального выгорания К.Маслач, С.Джексон ( в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

 Инструкция к тесту: Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.

Вопросы

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенной

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

6. После работы мне на некоторое время хочется уединиться

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

8. Я чувствую угнетенность и апатию

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

10. В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

13. Моя работа все больше меня разочаровывает

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

19. Благодаря своей работе я уже сделала в жизни много действительно ценного

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что 8 радовало меня в моей работе

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами

22. В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

 Опросник имеет 3 шкалы: «психоэмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

 Ответы оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Ключ: 

«Психоэмоциональное истощение» – ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы: Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».



Предварительный просмотр:

МИНИ-КУРС ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ ПРНПОДАВАТЕЛЕЙ.

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Данный курс направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников ; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность каждого занятия  – 1 час 30 минут.

Занятие 3.

«Моя жизнь – мои правила»

Материалы: бумага для записи, листы для рисования, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Карусель общения»

 Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Материалы: мягкая игрушка.

Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим. Если другие участники группы чувствуют в этой ситуации, то же самое, то они встают (участники ощущают рядом с собой людей со схожими «проблемами» и радостями).

  1. Я горжусь собой, когда…
  2. Когда я вижу в глазах студентов интерес, ..
  3.  Выходя с работы, я...
  4.  Когда я делюсь с коллегами своим опытом,
  5. Когда я хвалю себя за выполненную работу, ...

Упражнение «Магический узор моего неповторимого Я» 

Условия выполнения задания:  На альбомном листе начертите большую окружность.

Нарисуйте 6 кружков любой величины и цвета:

 кружок № 1 – «Моѐ тело»,

 кружок №2 «Мои мысли»,

кружок № 3 - «Мои отношения»,

кружок № 4 – «Моя пища»,

кружок № 5 «Среда моего обитания»,

 кружок № 6 – «Моя душа»

∙  Кружком какого цвета и какой формы Вы выразили каждую часть вашего «я»?∙  Сравните цвет и форму кружков, например, кружка № 1 (тело) и кружка № 8∙ (душа).  Оцените «Магический узор Вашего неповторимого «я» в целом. Какой вы человек?

∙  Прислушиваетесь ли вы к потребностям своего тела? (кружок № 1) Занимаетесь ли спортом? Проявляете ли вы физическую активность , как часто? Как вы склонны расценивать иногда возникающие у вас болезненные ощущения?  утверждают: боль указывает человеку на то, что он свернул со своего пути

∙  Ищите ли возможность научиться чему-то новому? В состоянии ли анализировать и решать различные проблемы? (кружок № 2)  

∙ Каковы ваши отношения с другими людьми? (кружок № 4)  Показываете ли вы свою власть или предпочитаете быть жертвой? Можете ли вы направить свои силу на гармонизацию отношений с другими людьми? С самим собой? Можете ли объединиться с другими, чтобы действовать сообща?

∙ Чем вы поите и кормите свой организм? (кружок № 4)  Ощущаете ли вы связь между качеством и количеством пищи и самочувствием?

 ∙Какую среду обитания вы вокруг себя создали? В каком цвете, свете и в каких звуках, в какой температуре вы живѐте? (кружок № 5)  

∙Какой вам кажется ваша жизнь? Гордитесь ли вы ею? Присутствует ли в вашей повседневной жизни духовное начало? (кружок № 6)

Итак, я думаю, каждый из вас уже задумался о необходимости внести какие-либо коррективы в свою жизнь. Все изменения требуют желания и времени!

Как часто можно слышать фразы «Я ничего не успеваю, я все время на работе, мне некогда заняться собой…».

 «За кусочек золота не купишь кусочек времени» – так гласит китайская мудрость. Время нельзя ни купить, ни произвести, однако его можно распределить по степени значимости.

Упражнение »Сферы жизни»

Просим  записать, из чего состоит ваш день (работа, домашние дела, забота о теле, о членах своей семьи и т.п. Далее по каждому пункту просим участников указать количество времени , которое он выделяет на этот пункт. Помним, что в сутках 24 часа!  А теперь напишите рядом то количество времени, какое бы лично вам хотелось выделить на те или иные сферы жизни. Обратите внимание, что перераспределение времени возможно за счёт сокращения в одних пунктах и прибавления в других.

Если у вас нет собственного плана распоряжения своим временем, то обязательно найдѐтся некто, кто с радостью впишет вас в число реализующих его план ради достижения его целей! А вы помните о тех целях, которые прописаны на вашем геральдическом знаке! Вы намерены отдавать свою жизнь на прокат? Если в каждый данный момент вы вкладываете свои ресурсы – время и силы в достижение чьих-то целей и в решение чьих-то проблем, то пульт управления вашей жизнью находится вне зоны вашего контроля! ВАМ ЭТО НАДО?

Предлагаем упражнение – визуализацию «Взгляд в будущее»:

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь. Прикройте или опустите глаза. Представьте себя в 70 лет, как можно детальнее, конкретнее. Как одеты? В какой обстановке? Какое настроение? Кто рядом с вами? Чем вы занимаетесь? Подумайте с позиции 70-летнего человека: что для вас самое главное, ради чего стоить жить? Поразмышляйте. Как бы вы могли организовать свою жизнь сейчас, чтобы эти ценности как можно полнее присутствовали в вашей жизни? От чего бы вы сейчас отказались? Что перестроили? На что необходимо нацелиться? В чем сконцентрироваться? Что отбросить? Возможно сейчас вы поняли, что свою жизнь нужно строить так, чтобы ни на минуту не забывать о том, что для вас является самым главным и всегда направлять свои усилия на реализацию именно важного.

А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.

Завершение занятия, получение обратной связи, анонс следующей темы



Предварительный просмотр:

МИНИ-КУРС ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ ПРНПОДАВАТЕЛЕЙ.

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Данный курс направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников ; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность каждого занятия  – 1 час 30 минут.

Занятие 4.

«Контакт с Внутренним ребёнком»

Материалы: бумага для записи, листы для рисования, фломастеры, карандаши.

В начале сихолог говорит: Дома вы проводили работу по распределению времени. Прошу поделиться тем, какие коррективы в своё дневное расписание внес каждый. Какие шаги в реализацию этого плана Вы уже сделали?

Помнили ли Вы о тех целях, которые указаны на ваших геральдических знаках? О своих желаниях?

Сейчас мы будем работать с вашими желаниями . Почему  эта работа так важна в контексте профилактики профессионального выгорания? Потому , что выполняя ежедневно свой профессиональный, родительский, социальный  долг, очень мало времени  и сил мы уделяем своему ХОЧУ .  

Сегодня я хочу совсем коротко рассказать, а кому-то , возможно напомнить о двух замечательных теориях личности

  • СУПЕР_ЭГО  (надо)  - невротик                        1.Теория Фрейда
  • ЭГО-------------------------------------
  • ИД  (хочу) –гедонист

  • РОДИТЕЛЬ (предписания, императивы)       2. Теория Берна
  • ВЗРОСЛЫЙ-------------------------------------
  • РЕБЕНОК (желания)

Предлагаю Вам классический тест «Три Я» для диагностики преобладающей части Вашей личности (см. тест «Три Я» в приложении 1)

Коллеги, возвращаясь в поле нашей профессиональной деятельности, можем ли мы отвечать потребностям нашего внутреннего ребенка? Допустим, у нас 5 пар, а на 3-й он говорит нам – «Я хочу отдохнуть!» Что делать?  

Здесь нам в помощь тайм - менеджмент! Каждый день в целях профилактики ЭВ необходимо планировать исполнение своих желаний, выделять время для удовольствия, наслаждения, иными словами потакать своему ВНУТРЕННЕМУ РЕБЕНКУ! Для того, чтобы компенсировать те моменты, когда вы не в силах повлиять на обстоятельства! Это прием  так называемого отложенного счастья. Таким образом мы развиваем в себе толерантность к фрустрации

Помните, радость, удовольствие, наслаждение – это эмоциональное топливо! Его запас необходимо пополнять! Крайне важно находить для этого время, планировать заранее.

 Коллеги, я хочу подарить Вам два подарка . Первый – это ресурсная медитация.

МЕДИТАЦИЯ "ВСТРЕЧА С РЕБЕНКОМ ВНУТРИ СЕБЯ"

Необходимо принять удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку.

Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет.

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: " Я создаю свой прекрасный мир, наполненный удовольствием, наслаждением, радостью и любовью" ПРОСИМ ПОДЕЛИТЬСЯ 

Второй подарок – это СПИСОК ПРИЯТНОСТЕЙ. В качестве ДЗ необходимо выбрать минимум 7 приятностей на эту неделю и воплотить их в жизнь)

Список приятностей необходимо интегрировать в ежедневное расписание, найти для счастья время. Рассказываем притчу Хорхе Букая.  

А теперь представьте, такая книжечка висит у вас на груди…Подумайте, какие эпизоды вашей жизни вы хотели бы записать в такую книгу? Какие эпизоды вашей профессиональной деятельности вы хотели бы записать в такую книгу?

Рефлексия, получение обратной связи, анонс следующей темы.

Приложение 1.

Тест «Три Я»

Инструкция. Прочитайте вопросы и оцепите по шкале в баллах от О до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас: 0 баллов — категорическое несогласие с высказыванием; 10 баллов — безоговорочное согласие.

1. Мне порой не хватает выдержки.

 2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

 3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

 5. Меня провести нелегко.

 6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

 8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не гак, как надо, а так, как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

 12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

 19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

Обработка результатов Подсчитайте сумму баллов отдельно — по трем блокам вопросов.

Вопросы № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д).

 Вопросы № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 — к позиции Взрослого (В).

Вопросы № 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — к позиции Родителя (Р).

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей.

Если вы получили формулу «ВДР» — это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами. Например, если ваша формула имеет вид «РДВ», то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду матку», ни на секунду не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

 «Д» на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.



Предварительный просмотр:

МИНИ-КУРС ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ ПРНПОДАВАТЕЛЕЙ.

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Данный курс направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников ; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность каждого занятия  – 1 час 30 минут.

Занятие № 5.

Подведение итогов, закрепление опыта.

Материалы: бумага для записи, листы для рисования, фломастеры, карандаши, бутылочка с надписью «НАШИ ОЖИДАНИЯ»

Разминка: «Построиться по…»

Хочу отметить тот факт, что вы прекрасно взаимодействуете как единое целое, одна команда. Я очень люблю фразу «Учитель не тот, кто учит тебя, а тот, у кого учишься ты « и я надеюсь, что вы научились у меня на курсе многому. полезному для себя. Но не только я являлась учителем для вас. Вы каждый взаимодействуя друг с другом были взаимными учителями.

        Упражнение «Я учусь у тебя»        

Участники бросают  по кругу мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч,  прежде всего,  подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Три цвета личности»

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый  – «как все», синий  – «как некоторые», желтый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные особенности и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы.

 На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками.

На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.

После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение. Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые».

 Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.

 С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

Прекрасно! Прошу всех участников стать в круг. Вы все такие яркие индивидуальности и в то же время очень похожи. Мы все прекрасные сотрудники( называем образовательную организацию), каждый из нас является частицей замечательной организации, которая несет свет знания человечеству, подобно Прометею.

 Выполняем упражнение « Я люблю свою работу потому, что…» Каждый участник говорит по кругу о том, почему выбрал данное профессиональное направление, какие плюсы приносит ему профессия и т. п.

Помните, что причастность к профессиональному сообществу– мощный ресурс для профилактики эмоционального  выгорания

Подводим итоги работы, обобщаем полученный опыт,  обсуждая памятку о профилактике эмоционального выгорания ( она вручается каждому участнику).

ПАМЯТКА

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания 

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

3. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием 

− стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

− умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой;

− стремление бороться со своими негативными убеждениями;

 −повышение уровня профессионального мастерства;

−участие в профессиональных сообществах.

Качества, помогающие избежать профессионального выгорания

− хорошее здоровье и сознательная и целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, ежедневная релаксация, здоровый образ жизни).

 − высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

− способность свободно выражать свои чувства и эмоции;

− способность выполнять свои желания, т.к. многие специалисты живут в мире, где царит «надо»;

− способность конструктивно меняться в напряженных условиях.

 − способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

В завершении работы  символически возвращаемся к началу курса.

Работа с бутылкой ожиданий. Курс… какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите это слово? Для меня – это корабль, парусник, изящная бригантина под алыми парусами…Мы с вами отправились в странствие к новым берегам и плыли на протяжении 5-ти занятий . Представьте себе , что в конце пути наша группа, наш звездный десант высадился на прекрасном тропическом острове и вместе с нами к берегу морские волны пригнали нашу БУТЫЛОЧКУ С ОЖИДАНИЯМИ…Проводим сравнение, получаем обратную связь от участников курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания

Тематическое планирование по профилактике эмоционального выгорания...

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...

Буклеты на тему: "Профилактика эмоционального выгорания" (рекомендации), "Стимулирование и мотивация кадет в процессе обучения и внеурочной деятельности"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764918","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764930","...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восс...

Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников

Синдром эмоционального выгорания давно привлекает ученых различных стран...

Конспект психологического тренинга "Профилактика эмоционального выгорания"

Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это устано...