Приглашение к диалогу с русской литературой XIX века
план-конспект урока

Игнатова Мария Юрьевна

Урок посвящен ознакомлению учащихся с особенностями литературы 19 века (особенности романтизма и реализма, представители, западники и славянофилы). Является вводным уроком в системе уроков по изучению произведений 19 века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Приглашение к диалогу с русской литературой XIX века

Цель: познакомиться с особенностями литературы XIX века и определить значение диалога с ней современного читателя.

Задачи:

Образовательные:

- изучить понятие «русская классическая литература»;

- выявить основные литературные направления 19 века;

- познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями; западники и славянофилы

Развивающие:

- развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

- развивать умение сравнивать литературные направления;

- расширять кругозор учащихся (эпоха – литература – история);

Воспитательные:

- воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,

поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,

бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них,

возбуждать в их душах стыд,

гнев, мужество, делать все для того,

чтоб люди стали благородно сильными

и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

I. Организационный момент-2 мин

#1055;остановка целей урока («Метод погружения»)-5 мин.

Слово учителя: Ребята, попробуйте представить, что будет происходить в мире через 200 лет…А теперь представьте, что подобный вопрос задали тем, кто встретил новый 1800 год….то есть их спрашивали бы о нас с вами, о нашей современности. Могли ли наши предки предположить, что мы с вами будем летать в космос, общаться с помощью компьютера и сотового телефона, носить другую одежду, слушать другую музыку? Предлагаю нам с вами сегодня отправиться в своеобразное путешествие в XIX и найти, вглядываясь в черты художественного мира живших тогда писателей, возможность ответов на свои вопросы.

III. Актуализация опорных знаний (диалог)-5 мин.

Слово учитель: XIX век в России ознаменовался заметными в истории событиями: в ночь на 12 марта 1801 года был убит заговорщиками император Павел, правивший страной пять лет после смерти матери, Екатерины II; его сын Александр I продолжил дело своей бабушки, издал указ об уничтожении пыток, о запрете продажи крестьян без земли. Это столетие подарило миру много знаменитых имен. Именно поэтому он называется «Золотой век литературы». Давайте вспомним их?

Слово учащихся (примерный ответ): А.С. Пушкин, Л.Н Толстой, А.С. Пушкин, Суриков, Репин, Чайковский и др.

Слово учителя: Война с наполеоновской Францией, восстание декабристов, Крымская война, экспедиция в Антарктику, наводнение в Петербург, открытие железной дороги между Петербургом и Москвой, первая телеграфная линия, марсксистские кружки - все это и многое другое отражает портретные характеристики времени, в котором жили и творили русские писатели, по-своему переживающие проблемы человека.

IV. Восприятие, осмысление и усвоение нового материала-20 мин

Учитель предлагает оформить изучаемый вопрос, используя метод ментальной карты

  1. Понятие о романтизме и реализме.

В начале века сложилось направление в искусстве и литературе, названное романтизмом. Как вы понимаете романтизм вообще? Что характерно для мироощущения романтика? Какие исторические события, какое время наиболее способствует, по-вашему, рождению романтиков и духа романтизма?

Слово учащихся (примерный ответ): в центре изображения – личность с сильными чувствами

Для романтизма характерно:

-отрицание реальности;

- интерес к личности, ее душевному миру и противопоставление ее окружающей действительности;

- проникновение в тайны человеческого «я»;

- создание своего вымышленного мира и изображение своего идеала жизни;

- в центре изображения-исключительная личность, с неповторимо острой реакций на мир, отвергающая общепринятые законы.

Герой интересен писателю – романтику не столько коллизиями судьбы, сколько душевным состоянием, воплощением чувств, определенного отношения к миру. Например, лермонтовская Тамара в «Демоне» помогает воссоздать «дух беспокойный»- дух Демона, герой «Мцыри» - дух свободолюбия

Найдите образ, передающий «дух» вашего миропонимания. Предайте художественно вашу мету мечту о лучшей жизни (использование приема «Рисуем словами»)

Учащиеся создают текст в устной форме, используя художественные изобразительно-выразительные средства.

Слово учителя: Реализм родился из стремления художников к правдивому изображению действительности. Какие черты характерны для этого направления? Предлагаю узнать информацию, прочитав раздаточный материал. Отметить самое важное, пользуясь приемом «маркировка текста» (Приложение 1) (Прием «Маркировка текста»)

Учащиеся называют признаки романтизма и отмечают в ментальной карте.

Слово учащихся (примерный ответ):

- правдивое изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

- изучение закономерностей реальной жизни;

- раскрытие человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами;

- вера в победу добра над злом

Слово учителя: попытайтесь художественно взглянуть на современность. Подберите названия к книгам, которые могли бы родиться в наше время и передать его проблематику, сегодняшние реальные проблемы в жизни человека и общества. (прием «Перенос свойств» или «Метод Л.Н. Толстого» (гимнастика для ума)

  1. Западники и славянофилы (метод «рассказ»)

Слово учителя: В истории России середины 19 века наблюдалась общественная борьба, отразившаяся на развитии литературы. Борьба «западников» и «славянофилов». Одни утверждали: «Россия может легко заимствовать последнее и само передовое в науке и практике Западной Европы и, пересадив его на русскую почву, совершить головокружительный скачок вперед». Другие, отрицая «без-отчетное поклонение прошедшим формам нашей старины», указывали на существенные отличия «русского духа» от западно-европейской культуры. Они говорили, что у нашей страны должно быть свое самобытное развитие, что у России и Запада-разные культурные истоки и исторические условия. Славянофилы ссылались на то, что Запад наследовал древнеримскую культуру и образованность, отличающиеся рассудочностью и преклонением перед буквой закона, а Россия вырастала на почве гармонического и цельной греческой культуры, проповедующей единство духа, святость преданий.

Учащиеся оформляют ментальную карту во время рассказа учителя

Слово учителя: Давайте мысленно перенесем этот спор «западников» и «славянофилов» в наше время. Какие фильмы и телепередачи появляются сегодня? Какие книги раскупаются? О чем пишут газеты? Разве не продолжатся сегодня борьба сторонников разных путей развития России? Какой вы видите будущую Россию? В каких писателях она нуждается?

Попробуйте написать заголовки возможных публицистических текстов в «выпускаемых» газетах тех, кто борется за сохранение русских традиций. (прием «нейминг»)

#1055;одведение итогов урока. (5 мин)

Беседа по вопросам:

  1. Почему 19 век литературы называют «Золотым»?
  2. Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?
  3. В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?
  4. Кто такие западники и славянофилы?

Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI .Рефлексия (прием "Три М") -3 мин

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

- письмо странному человеку, позиция которого выражена в словах: «… я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня-слишком подлы» (Арбенин из драмы Лермонтова «Странный человек»)

-написать предисловие к книге о русской литературе

- строки в дневник: «кто я – «западник» или «славянофил»?

Приложение 1

Тема: Приглашение к диалогу с русской литературой XIX века

Западничество.

Основные представители

Российская империя со времен правления Петра I была вестернизированным государством. Многие должности в системе образования и государственного управления занимали выходцы из Европы или их потомки.

Поэтому позиции западников вплоть до 1917 года были прочнее, чем влияние славянофилов. Социалисты и марксисты тоже относились к западничеству.

Среди публицистов и литераторов западниками были:

Петр Чаадаев; Владимир Печерин; Виссарион Белинский; Владимир Соловьев.

К либеральному направлению внутри западничества относились писатель Иван Тургенев и правовед Борис Чичерин.

Среди западников были и знаменитые историки XIX века:

Тимофей Грановский; Петр Кудрявцев; Константин Кавелин; Сергей Соловьев, автор «История России с древнейших времен».

В мировой экономике в XIX веке доминировала Великобритания, поэтому логично, что и среди экономистов были западники — Иван Бабст, Андрей Заблоцкий-Десятовский и Иван Вернадский.

Возникновение западничества

XVIII век прошел в целом в западническом духе. Самое длительное царствование было у Екатерины II, которая родилась в одном из германских княжеств.

В 1836 году публицист Петр Чаадаев издал «Философические письма». Данное произведение не понравилось министра народного просвещения Уварову и вызвало острую полемику среди образованных людей. Суть Европы Чаадаев видел в том, что населяющие ее народы следуют идеалам долга, права, порядка и справедливости.

По его мнению, Европа обрела истину, а затем пришла к благоденствию.

В ходе полемики вокруг рассуждений Чаадаева сложились взгляды славянофилов и западников. Следовательно, 1839 год стал датой возникновения славянофильства, а 1841 год — западничества.

Общественно-политические, исторические и философские идеи западников

По своим взглядам западники были похожи на декабристов и тоже делились на монархистов и республиканцев. Идеал и образец они видели в Европе середины XIX века. Следовательно, одному западнику была ближе консервативная конституционная монархия в Великобритании, а другому — революционная Франция 1848 года. Представители западничества отрицательно относились к крепостному праву и положительно к демократическим свободам и ограничению монархии.

Часть западников негативно относилась к революционным преобразованиям.

Исторический деятель, вокруг которого начался спор западников и славянофилов — Петр I. Западники к петровской эпохе с ее масштабными реформами относились положительно. Следуя такой логике, они должны были симпатизировать Екатерине II, Александру I и Александру II.

Также интересен взгляд западников и славянофилов на «норманнскую теорию». Среди образованных людей XIX века попадались и такие нестандартные, как славянофил Михаил Погодин, который отстаивал взгляды норманистов.

Характеристика движения

Западники имели куда больший, чем славянофилы вес в системе образования и государственного управления. Они считали Россию и Западную Европу нераздельным культурно-историческим явлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Литература 21 века"

Может быть использовано как внеурочное мероприятие, так и в рамках учебного времени при небельшой переработке, как урок. Произведения, использованные на классном часе, были интересны студентам, но, по...

Тесты по русской литературе 19 века:

Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе  19-го века....

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин

Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация....

Контрольная работа по русской литературе ХХ века

Прилагаю контрольную работу по русской литературе ХХ века из 18 вопросов, где охвачены основные вопросы по литературе ХХ века. Прошу выбрать правильные ответы и отправить скриншот в вайбере....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....