Классный час, посвященный Дню учителя "Выдающиеся отечественные педагоги"
классный час

Суслова Ольга Ивановна

Роль учителя в жизни каждого человека велика. Это и наставник, который даёт знания, в профессиональном образовательном учреждении помогает приобрести необходимые умения и опыт, в том числе опыт социализации. Учитель помогает подростку раскрыть свои способности, поощряет в стремлении к познанию нового. То есть учитель не только передаёт знания, но и способствует формированию личности. Большой вклад в воспитание, нравственное развитие подрастающего поколения внесли выдающиеся отечественные педагоги. Их деятельности посвящен классный час.

Данный материал могут использовать классные руководители общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_k_dnyu_uchitelya.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ УЧИТЕЛЯ

«ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИ»

Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Их идеи могут быть использованы для решения проблем, стоящих перед современностью.

В честь Дня учителя вспомним о выдающихся учителяхРоссии, в том числе периода СССР, во многом определивших развитие мировой современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский (2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"      

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работ – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности..."

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания.

По его мнению, в организации обучения должен делаться акцент на самовоспитание и саморазвитие. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

6 гениальных открытий Льва Выготского, на которых основана вся современная педагогика

  1. Зона ближайшего развития

Важно не то, что ребёнок уже умеет, а то, чему он может научиться.

Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать — ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого.

Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Например, ребёнок уже понимает буквы — в таком случае зоной ближайшего развития для него будет умение составлять слова. Чтобы научиться этому, ребёнку потребуется помощь взрослого, но затем он сможет перейти к развитию следующего навыка — составлять из слов предложения.

Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей (то есть мотивации) и готовности окружения ему помогать. Задача педагога — определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.  

  1. Важность игры

Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Игры помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру.

Сейчас много говорят о геймификации обучения. Создаются интернет-ресурсы с развивающими играми для детей. В новых школьных программах домашние задания стараются сделать похожими на интерактивный квест. Всё это стало возможным благодаря смелым идеям молодого учёного, высказанным около 100 лет назад.  

  1. Воспитание и обучение неразделимы

Выготский утверждал, что личность — это не врождённое, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека. Он выделял две линии развития:

Первая — саморазвитие: оно происходит естественным путём по мере созревания физиологии и психики.

Вторая — овладение культурой: языком, системой счисления, нормами поведения и морали.

Учась читать и писать, дети учатся мыслить. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребёнок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью.

Ребёнок учится чему-то у каждого человека из своего окружения, и не всегда сознательно. Поэтому очень важно, как в семье общаются с ним и между собой, как относятся к ребёнку учителя, какие ровесники его окружают.

  1. Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди.

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований.

В созданной Выготским экспериментальной Единой трудовой школе. работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. Школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития.

  1. Относительность оценки

Сама по себе двойка есть только отрицательное описание состояния знаний программы у этих детей, но она не говорит, что эти дети вообще получили в школе.

Оценка по 5-балльной шкале остаётся мерилом успешности для большинства из нас. Мы привыкли мыслить категориями двоек и пятёрок, хотя отлично помним разницу между честно заработанной тройкой, натянутым трояком с двумя минусами и тройкой, поставленной по инерции. Приходится признать: оценка отражает не знания, а некий социальный статус ученика.

Выготский иллюстрирует это данными статистического исследования: одна группа детей на момент поступления в школу читала 20 слов в минуту, другая — 5. После года обучения скорость первых увеличилась до 30 слов в минуту, вторых — до 15. У какой группы успехи значительнее? Но какая группа получит оценки лучше?Очевидно, успехи второй группы значительнее, но лучшие оценки получит первая группа. Останется ли у второй мотивация стараться и дальше? Эта проблема стояла уже в начале XX века, но попытки решить её начались лишь недавно.

Создатели лучших школьных программ утверждают: успехи школьников можно сравнивать только с их собственными успехами, а не проводить параллели с другими учениками. У каждого свой потенциал и темп обучения, и это нельзя не учитывать. Поэтому в некоторых системах обучения полностью отказываются от оценок, другие заменяют их рейтинговой шкалой.

  1. Коррекционная педагогика

Выготского можно назвать отцом коррекционной педагогики: до него психологи только описывали проблемы особенных детей, не пытаясь решить их.

Выготский предположил, что формирование личности у детей с особенностями происходит так же, как у остальных, а дефекты — не причина аномального развития, а следствие неправильной социализации.

Если поместить ребёнка в принимающее окружение и правильно задействовать его сильные стороны, можно скомпенсировать недостатки. Именно на это направлены все современные коррекционные практики.

Резюме

Миру понадобилось не меньше 30 лет, чтобы осознать вклад Льва Семёновича в науку: с момента смерти учёного до 1960-х годов его труды были почти забыты. Но во второй половине XX века идеи Выготского и его последователей стали так популярны, что определили развитие всей советской психологической школы, а затем распространились за рубежом.

Многие идеи Выготского находят воплощение только в последние десятилетия: геймификация обучения, демократические школы, отмена пятибалльной системы оценок, индивидуализация обучения — всё это и сейчас воспринимается как новаторство, хотя было придумано без малого 100 лет назад.

Антон Семенович Макаренко (1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

"В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры".

В чем было новаторство Макаренко? Автор многочисленных педагогических пособий и произведений, Макаренко видел педагогику не как науку, а как творчество, а главным постулатом его системы стал демократизм в образовательном процессе. Собственно, именно поэтому идеи Макаренко находились под постоянной критикой советских властей.

Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека.

Но за время его педагогической деятельности не всё было гладко. В 1907 году молодой учитель Антон Макаренко провел педагогический эксперимент. По итогам оценок за четверть он расставил всех учеников своего класса по местам — от 1-го до 37-го.

Мальчик, который занял последнее место, проплакал половину урока и ушел домой на первой же перемене. Мальчика звали Дима Примак и он получал плохие оценки не потому, что не хотел или не мог учиться, а потому что болел туберкулезом и часто пропускал занятия.

На следующий день Дима в школе не появился. Не пришел он и через день. И через неделю. А на десятый день, во время урока, который вел Макаренко, в класс зашел отец Димы и сказал:

— Сегодня ночью мой мальчик умер. Я пришел сказать вам об этом и еще спросить: зачем вы поставили его на последнее место? Зачем вы обидели мальчика, которому оставалось всего десять дней жизни? Это вы, Антон Семенович, нехорошо поступили… Я знаю, что он все равно бы умер, но зачем было причинять мальчику ненужные страдания?

Учитель стоял бледный как полотно. Класс молчал. Антону Макаренко было 19 лет. Он второй год преподавал в железнодорожном училище города Крюкова и после этого случая никогда не пытался классифицировать детей по оценкам.

Через 13 лет Макаренко создаст свою собственную педагогическую концепцию, а через 80 его имя включат в список величайших педагогов мира, наравне с Марией Монтессори и Иоганном Песталоцци.

Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной неподалеку от Полтавы (позже в колонии под Харьковом). Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.

Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы (отряды), которым предложил собственноручно обустроить свой быт. При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него.

Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.

Таким образом, Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.

Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля, собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.Бывшие беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства. Все воспитанники талантливого педагога сами зарабатывали себе на жизнь.

Таким образом, одним непременным условием гармоничного роста и развития личности Макаренко считал трудовую деятельность. Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию.

Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники.

Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали Макаренко одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный итогам Отечественной Войны 1812 г

Классный час, подготовленный студентками группы № 22, приуроченный к 200-летию Отечественной войны 1812 г и посвященный ее итогам...

Классный час: "Женщины на Великой Отечественной войне"

Внеклассное мероприятие «Классный час: «Женщины на Великой Отечественной войне».Разработка внеклассного мероприятия  утверждена «24» января 2014г. на ПМО «Информатика и вычислительная техника».Со...

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Чтение авторского сочинения "Судьбы военные"Биография Сергя Гавриловича Волкова...

Открытое мероприятие - Классный час посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне

Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Поклонимся великим тем годам….»...

Классный час о Герое Великой Отечественной войны Д.Е. Комарове

Классные часы, посвящённые военной тематике, играют огромную роль в формировании чувства патриотизма, гражданской ответственности перед страной, развивают кругозор в области военных знаний, помогают п...

Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»

Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...