Проект "Мифы, легенды и предания Забайкальского края"
проект

Егор Сергеевич Воронин

Индивидуальный проект на тему: "Мифы, легенды и предания Забайкальского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mify._legendy_i_predaniya_zabaykalskogo_kraya.docx33.22 КБ
Файл proekt_23.05.22.pptx707.74 КБ

Предварительный просмотр:

Петровск-Забайкальский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский политехнический колледж»

Допущен к защите

Заместитель директора по АХ и УПР

_________________ Н.Ю. Штыкина

«___» ____________________2022г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине ОДП.11 Родная литература

специальность Преподавание в начальных классах

ТЕМА: Мифы, легенды и предания Забайкалья

Работу выполнил:

Студент группы _______ ____________ Воронин Егор Сергеевич

(подпись)

Руководитель проекта: __________ Трифонова Елена Викторовна

(подпись)

Оценка:__________

г. Петровск-Забайкальский, 2022

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Мифология, как система миропонимания

Мифология, как система миропонимания………………………………….. 4

Зарождение мифов у разных народов Забайкалья………………………….6

Глава II. Русский фольклор Забайкалья

#1056;усский фольклор Забайкалья……………………………………………..… 7

Представители фольклора…………………………………………………... 8

#1047;абайкальские легенды……………………………………...……………….9

Предания………………...……………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Приложение

Приложение 2……………………………………………………………………13

Приложение 3……………………………………………………………………14

Приложение 4………………………...............................................................15

Введение

Забайкальский край - уникальный не только в плане природных явлений, сочетания климатических зон, разнообразия народонаселения, но и с точки зрения культурного наследия. Познакомившись однажды с несколькими легендами Забайкальского края, человек уже не может не интересоваться мифологией. Узнать о своём крае – крае мифов, легенд и преданий- задача каждого патриота, человека, любящего свою Родину. В начале исследования возникла уверенность, что изучение мифов, легенд и преданий будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия Забайкальского края. [ 7 ]

Цель: познакомиться с историей родного края через содержание мифов, легенд и преданий, выявить роль мифологии в понимании истории и культуры своей малой родины

Предмет: мифы, легенды и предания Забайкальского края.

Объект: процесс формирования знаний о мифологии Забайкальского края.

Задачи:

  • изучить литературные источники по проблеме исследования;
  • определить основные понятия по теме;
  • рассмотреть материалы о собирателях фольклора Забайкалья;
  • определить роль мифологии в развитии культуры Забайкалья

Методы: поисковый, аналитический, систематизация, обобщение.

ГЛАВА I. Мифология, как система миропонимания.

Миф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём.

Классификация мифов.

• Космогонические ( о творении Вселенной).

• Антропологические (о создании человека).

• Этимологические (о происхождении вещей и природных объектов).

• Календарные (связаны с сезонностью работ, обрядами, повериями, приметами).

• Героические (о подвигах героев).

• Тотемические (о животных).

Мифология есть совокупность подобных сказаний о

богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.

В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

«Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа – создание модели, примера, образца.

Так же мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки и искусства.

Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и , во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилась ваевое очеловечивание всей природы, всеобщая культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалось одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешне антропоморфность и, наоборот, мифологическим предам могли быть присвоены черты природных объктов, особенно животных.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом обьяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической модели мира.

В последствии, в эпических памятников мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху единства народа, могучей государственности, великих войн и т.п. В мифологиях, связанных с высшими религиями мифическое время преобразуется в эпоху жизни и деятельности обожествленных пророков, основателей религиозной системы и общины.

Древний человек пробовал объяснить себе мир. Первым шагом формирования мифологического миропонимания стали древнейшие формы религии: анимизм, антропоморфизм, тотемизм. Отголоски древних религий дошли до наших дней. [ 7 ]

Зарождение мифов у разных народов Забайкалья.

Бурятская мифология уходит своими корнями в общемонгольскую, потому что, в мифологии бурят и монголов много общих сюжетов и образов, хотя, конечно, имеются и отличия.

Среди ранних мифологических циклов можно выделить следующие: космогонические — мифы о сотворении вселенной, неба, Земли, первых людей; тотемно-генеалогические — мифы о возникновении племен и родов и их прародителях; этиологические — мифы о происхождении растений, животных, огня, разных вещей и предметов, о культурных героях и т.д.

Мифология тунгусов (северная ветвь) — эвенков, эвенов (ламутов), негидальцев и маньчжуров (южная ветвь) — нанайцев, ульчей, орочей, удэ, ороков, маньчжуров. В Т.-м. м. выделяются два слоя: до шаманский и шаманский. Дошаманский пласт охватывает представления о происхождении вселенной и сотворении земли и всего живого на ней. Древний вариант эвенкийского мифа о сотворении мира рассказывает, что вначале были только вода и два брата (или птицы в более древнем варианте). Младший брат достал со дна немного земли (в варианте — ему принесла в клюве птица) и положил её на поверхность воды. Затем сел и заснул. Старший брат стал вытаскивать из-под него землю и растянул её настолько, что она превратилась в большую современную землю. [ 1 ]

ГЛАВА II. Русский фольклор Забайкалья.

Русский фольклор - это народное и поэтическое творчество.

Не все жанры народного творчества, попадавшие в Забайкалье, «прижились» и утвердились в местном репертуаре. Поэтому в репертуаре забайкальцев представлены почти все основные прозаические и стихотворные жанры традиционного рус. фольклора: сказки, мифологические рассказы (былички, бывальщины), легенды, предания, заговоры, загадки, пословицы, эпические песни (былины, ист. песни), сюжетные песни (баллады, романсы), обрядовые песни (родильно -крестильные, свадебные, календарные), лирические не обрядовые песни, частушки, анекдоты, все разновидности детского фольклора. Их жизнеспособность, устойчивость объясняются тем, что они отвечали потребностям всего рус. населения края или выражали интересы отдельных его социальных, конфессиональных, возрастных групп.

Каждый из них занимал в репертуаре забайкальцев свое, далеко не равноценное место, обусловленное собственной функционально-утилитарной и общественно-эстетической значимостью. Многим произведениям рус. фольклора забайкальцев присущи разнообразные черты локальной (местной) окраски, за исключением произведений отдельных архаических жанров (заговоров, загадок, пословиц), менее всего склонных, в силу своей жанровой специфики, к отражению черт жизни их носителя. [ 2 ]

Представители фольклора Забайкалья.

Валерий Петрович Зиновьев родился в 1942 году в городе Нерчинске Читинской области. В 1969 году окончил филологический факультет Иркутского государственного университета, где впоследствии в 1971—1979 годах преподавал. В 1980—1983 годах на преподавательской работе в Иркутском государственном педагогическом институте. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Быличка как жанр фольклора и её современные судьбы».

Научная деятельность В. П. Зиновьева началась в 1966 году, когда он приступил к собирательской работе в Иркутской области и Забайкалье. Данная работа велась им вплоть до 1982 года. Интерес для В. П. Зиновьева представляли произведения различных жанров фольклора, среди которых особое место занимали бывальщины и былички. Результатом деятельности В. П. Зиновьева стало собрание обширного фольклорного материала, насчитывающее свыше 5 тысяч текстов различных жанров. Уделял значительное внимание вопросам хранения и систематизации собранного фольклорного материал. На основе архива В. П. Зиновьева при его жизни и после смерти издано несколько фольклорных сборников.

Карп Дмитриевич Логиновский - выдающийся исследователь быта и собиратель фольклора русского старожилого населения Забайкалья; богатство его собрания, в число которого входят свыше 150-ти свадебных песен, десятки круговых, плясовых песен и т.д.

Сергей Васильевич Максимов-основоположник собирания поэзии каторги и ссылки в каторжных тюрьмах Забайкалья и устного творчества переселенцев из Забайкалья на Амур. [ 6 ]

Легенда– рассказ о наиболее важных и значительных событиях и свершениях, которые люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение.

Классификация легенд.

1. Космогонические – о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд – о миротворении.

2. Зоогонические – о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.

3. Этногонические – истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.

4. Религиозно – апокрифические – о святых, о боге, о помощи божественных сил простому человеку, как помогают решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.

5. Социально-бытовые – о быте, традициях, родственных отношениях людей.

6. Об исторических событиях или лицах. [ 5 ]

Предания устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого прошлого.

Классификация преданий.

1. О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.

2. О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами – Монголией, Китаем.

3. О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.

4. Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме – первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.

5. О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.

6. О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.

Заключение.

Мифы и легенды. Они окружают нас везде: мы встречаем их отголоски или прямые цитаты в кино, в литературе, в изобразительном искусстве, в театре и даже в рекламе. Они проникли в нашу повседневную речь: каждый раз, когда мы «панически» боимся или применяем «драконовские» меры, за привычными выражениями маячит тень древних героев и богов.

Без знания мифов невозможно представить образованного человека. Именно на базе эпоса выросла вся мировая культура — и человек, не знакомый с мифами, просто не поймет и половины из того, что хотел донести автор. Бессмысленно начинать читать «Улисса» Джеймса Джойса, не освоив мифа об Одиссее, знакомиться с искусством Ренессанса, не понимая античных сюжетов.

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и без преувеличения сегодня стала приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны, так как государство, не имеющее своей идеологии, лишено перспективы.

Перспектива - это будущее, ожидаемое. Но слово “перспектива” в прямом значении - вид чего-либо, открывающийся с какого-либо места. Нельзя забывать и об этом месте, без которого нельзя говорить о перспективе, то есть об истоках, начале развития, а начало - в воспитании любви к родителям, родному дому, школе, к своей малой родине, родному слову.

Слово - основа основ духовной культуры, это волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений. Языковой среды каждого народа присущи уникальность и своеобразие языковых средств. Даже самая крошечная точка на карте Отчизны имеет свою историю, своё значение. И, конечно, ничто не дорого так сердцу, как родной край, малая родина.

Список литературы.

1) Атлас Забайкалья.

2) -Фольклор Забайкалья.

3) Легенды Забайкальского края.

4) Мифы Забайкальского края.

5) #1051;егенды Забайкальского края.

6) Представители фольклора.

7) - Энциклопедия Забайкалья.

8) Картинки к презентации.


Приложение 1.

Миф «Забайкальский подснежник»

Юноша победил змея и освободил Солнце и оно поднялось на небо. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну, так как был смертельно ранен. Его тёплая кровь стекла из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки- подснежники, вестники весны. Последняя капля крови упала на белый снег. Умер мужественный юноша.

С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Они дарят их девушкам, которых любят, или близким и родным.

Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, напоминая цвет крови юноши, а белый цвет символизирует здоровье и чистоту подснежника – первого весеннего цветка.

Приложение 2.

Древнегреческий миф « Дионис и его свита».

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам.

Приложение 3.

Легенда «О рождении Даурии».

С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не пожалел, а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.

Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.

Спустя годы пришли на эту славную землю люди – тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.

Приложение 4.

Предание «Как на Ивана Купалу»

Традиция обливаться водой на Ивана Купалу известна всем с детства. Это мокрый, но весёлый праздник. Работниками СДК села Олекан на протяжении уже нескольких лет проводятся праздники на которых воспроизводятся Купальские обряды. Это очень красивое зрелище видеть молодых девушек в белых одеждах с цветочными венками на головах. Все поют песни, плетут венки, прыгают через костёр, играют в народные игры, собирают лекарственные травы, пускают венки на воду, и финал это поиск цветка папоротника. Это мощные по энергетике мероприятия, которые дарят положительный заряд на целый год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петровск-Забайкальский филиал государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский политехнический колледж » Тема : «Мифы, легенды и предания Забайкальского края» Специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Выполнил: студент группы ПНК-21. Воронин Егор Сергеевич. Руководитель проекта: Трифонова Елена Викторовна.

Слайд 2

Введение Забайкальский край - уникальный не только в плане природных явлений, сочетания климатических зон, разнообразия народонаселения, но и с точки зрения культурного наследия. Познакомившись однажды с несколькими легендами Забайкальского края, человек уже не может не интересоваться мифологией. Узнать о своём крае – крае мифов, легенд и преданий- задача каждого патриота, человека, любящего свою Родину……. Цель : познакомиться с историей родного края через содержание мифов, легенд и преданий, выявить роль мифологии в понимании истории и культуры своей малой родины Предмет : мифы, легенды и предания Забайкальского края. Объект : процесс формирования знаний о мифологии Забайкальского края. Задачи: • изучить литературные источники по проблеме исследования; • определить основные понятия по теме; • рассмотреть материалы о собирателях фольклора Забайкалья ; • определить роль мифологии в развитии культуры Забайкалья

Слайд 3

Мифология, как система миропонимания. МИФ- повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём. Классификация мифов. Космогонические ( о творении Вселенной). Антропологические ( о происхождении вещей и природных объектов). Календарные ( связаны с сезонностью работ, обрядами, повериями, приметами). Героические ( о подвигах героев). Тотемические ( о животных).

Слайд 4

Русский фольклор Забайкалья. Русский фольклор - это народное и поэтическое творчество. Не все жанры народного творчества, попадавшие в Забайкалье, «прижились» и утвердились в местном репертуаре….. Поэтому в репертуаре забайкальцев представлены почти все основные жанры русского фольклора : сказки, мифологические рассказы( былички, бывальщины), легенды, предания и т.д.

Слайд 5

Собиратели фольклора Забайкалья. В.П. Зиновьев. Родился в 1942 году в городе Нерчинске Читинской области. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Быличка как жанр фольклора и её современные судьбы»

Слайд 6

К.П. Логиновский. Выдающийся исследователь быта и собиратель фольклора русского старожилого населения Забайкалья; Богатство его собрания, в число которого входят свыше 150-ти свадебных песен, десятки круговых, плясовых песен и т.д.

Слайд 7

С.В. Максимов. Основоположник собирания поэзии каторги и ссылки в каторжных тюрьмах Забайкалья и устного творчества переселенцев из Забайкалья на Амур.

Слайд 8

Легенда Легенда - это, рассказ о наиболее важных и значительных событиях и свершениях, которые люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Классификация легенд. 1 ) по тематическому принципу: космогонические, зоогонические , этиологические; о загробной жизни; о наказании и вознаграждении ; 2) по героям: легенды о святых, о праведниках, о грешниках, об исторических лицах; 3 ) по источникам происхождения: фольклорные, ветхозаветные, ранне -христианские, средневековые, местные; 4 ) по характеру сюжета: социально-утопические; сказочные.

Слайд 9

Предания Предания - это, устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далёкого прошлого. Классификация преданий. Предания о колдунах. Предания о местных героях, «силачах». Предания о происхождении некоторых видах хозяйственной деятельности. Предания о происхождении названия мест, появление обычаев Предания о происхождении животных, птиц.

Слайд 10

Заключение. Мифы и легенды. Они окружают нас везде: мы встречаем их отголоски или прямые цитаты в кино, в литературе, в изобразительном искусстве, в театре и даже в рекламе. Они проникли в нашу повседневную речь: каждый раз, когда мы «панически» боимся или применяем «драконовские» меры, за привычными выражениями маячит тень древних героев и богов. Без названия мифов невозможно представить образованного человека. Именно на базе эпоса выросла вся мировая культура- и человек, не знакомый с мифами, просто не поймёт и половины из того, что хотел донести автор.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание доброты и гуманности на примере проведения классных часов с изучением русских сказок, чувашских легенд и восточных притч

Воспитываем доброту, гуманность, толерантное отношение к другим народам. Чувашия - республика, где проживают в мире многие национальности....

Воспитательное мероприятие " Легенды,Свечи,Рождество!"

Мероприятие проводится на 7 ноября-Рождество. Возраст участников 14-17 лет....

Классный час "Человек-легенда"

Классный час посвящен человеку-легенде Михаилу Тимофеевичу Калашникову, представлена презентация в сокращенном варианте...

Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»

Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...

Былины на Забайкальский лад .

«Русский народ создал огромнуюизустную литературу: мудрые пословицыи хитрые загадки, веселые песни,торжественные былины – говорившиесянараспев, под звон струн – о славных подвигахбогатырей, защитников...

Истории, мифы и легенды о женской шляпке.

По-моему, даму в шляпе забыть нельзя", - говорила Софи Лорен....