Внеурочное мероприятие на тему: "День народного единства"
классный час
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
ДЕНЬ НАРОДНОГО
ЕДИНСТВА
Разработчик: Пономаренко Светлана Леонидовна,
мастер производственного обучения
Луганск
2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Содержание
Введение………………………………………………………………3
- Цель, результативность, оборудование …………………….4
- Ход урока………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………….11
Список используемой литературы …………………………………..12
Интернет – ресурсы …………………………………………………...13
Приложения…………………………………………………………….14
приложение 1. Презентация к уроку
Введение
Урок, посвященный Дню народного единства, проводился в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России.
Урок проводится в форме интеллектуальной экскурсии в прошлое по страницам истории XVII века. Урок сопровождается презентацией и отрывком из фильма «Смутное время».
На завершающем этапе урока, обучающиеся письменно выражают свое отношение к празднику- Дню народного единства, в форме эссе.
Цели:
- познакомить обучающихся с историей происхождения и значимости
Дня народного единства;
- показать единство народов, которое спасло Россию от иностранного порабощения в начале 17 века;
- воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.
- Создать у обучающихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.
- Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.
- Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.
- Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу
Результат урока.
В результате проведения урока, обучающиеся должны знать и уметь:
- историю происхождения праздника, историю своего народа.
- понимать свою гражданскую идентичность
- проявлять патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- презентация;
- видеофрагмент.
Ход урока: 1. Организационный момент
Вступительное слово преподавателя (зачитываю эпиграф.)
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Но я пою и славлю ныне
Не твой ромашковый покой,
Я славлю Русь как героиню,
Как землю гордости людской.
Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.
На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.
4 ноября наша страна отмечала замечательный праздник.
Вопрос: Как называется этот праздник? (День народного единства.)
Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает?
Ответы обучающихся
Верно. Именно этому празднику мы посвящаем свой классный час.
День народного единства появился в нашем календаре 16 декабря 2004 года по решению правительства РФ. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник.
Вопрос: Знаете ли вы с какими событиями связан этот праздник?
Ответ: с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.
Именно в этот день, 4 ноября 1612 г., народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.
Давайте обратимся к истории и вспомним, что такое Смута.
Смута – период в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лже-цари, также с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённой вторжением поляков и шведов, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.
Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.
Об этом нам расскажут _______________________ и _________________________
Выступление обучающихся
1. Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.
В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.
2.Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России
1. Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.
Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.
2.Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
1. Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства. Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.
2.1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.
1.Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.
Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.
2.Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.
На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.
Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.
- 1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.
Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.
Чтение стихотворения: «Единство навсегда».
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Вопрос: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?
Ответ: в Москве на Красной площади перед собором Василия Блаженного в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И.Мартос.
О памятнике подробнее нам расскажут __________ и ____________.
1.Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.
2.Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.
1.Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
2. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
1.Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) - Мартос с сыновьями.
Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшую экскурсию в прошлое, познакомились с историей праздника – Дня народного единства. Давайте посмотрим, насколько Вы были внимательны. Проведем небольшую викторину.
Викторина
Вопрос: К чему призывает нас этот праздник?
Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
Вопрос: В чем состоит суть дня народного единства?
День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
Вопрос: Для чего нам нужно единство?
Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.
Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.
Сегодня мы познакомились с историей праздника. И результатом нашего кл. часа станет стенгазета, посвященная Дню народного единства. Над ее создание мы будем трудиться все вместе. И чтобы работа у нас спорилась, разобьемся на группы.
Слайд 1.
День народного единства — российский национальный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Сегодня вы познакомитесь с историей этого праздника, героями и событиями, положившими начало празднования этого праздника.
Слайд 2.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Слайд 3.
Эти строки отражают историческое время смутного времени. Страшного времени России начала 17 века. Но давайте окунемся в эти события и наглядно увидим то, что пережили наши предки (просмотр отрывка из фильма « Смутное время»).
Слайд 4.
Почему же происходившие исторические события носят название смутного времени? Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца XVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.
В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят…
За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
В стране назревало недовольство. Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве. Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. Но, как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. Правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков.
Слайд 5.
В 1611 году было сформировано народное ополчение. Военное руководство принял князь Д.М. Пожарский, а Кузьма Минин возглавил сбор средств на создание народного ополчения.
Слайд 6.
Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Москва была освобождена. Смутное время подходило к своему завершению.
Слайд 7.
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).(200 летию праздника)
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Слайд 8-9.
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей.
Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Слайд 10.
Современники приписывают освобождение Москвы в 1612 году заступничеству Богородицы. Икона Божией Матери явилась в городе Казани - отсюда ее и название. Эта икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским. Перед боем Дмитрий Пожарский дал обет, что после изгнания врагов построит в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери. Обет был исполнен.
В 1649 году указом Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, связанный с освобождением Москвы от захватчиков, который праздновался до 1917 года.
Слайд 11. Собор Казанской божией Матеи на Красной площади.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
В начале 17 века страна была спасена простыми людьми, которые добровольно, бескорыстно, в силу готовности к самопожертвованию, стали на защиту отечества. Именно тогда впервые на политическую арену вышло народное ополчение – удивительный феномен отечественной истории, неповторимое проявление русской души, сыгравшее главную толь в судьбе России, неоднократно заявившее о себе и в период Отечественной войны 1812 г. и в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. ополчение стало символом нашей России, проявлением любви к родине.
Народное единство было восстановлено почти на три века, в течение которых Россия не переживала гражданских смут такого масштаба.
Каждый человек должен внести свою лепту в общее дело – возрождения Великой России. Новый праздник – это день единения россиян, верящих в светлое будущее России, беззаветно служащих его приближению.
Рефлексия
Учащиеся выражают своё отношение к новому празднику – Дню народного единства (письменно в форме эссе).
Заключение
В результате проведенного урока, обучающиеся не только смогли пополнить запасы своих знаний в истории России, но и смогли виртуально совершить экскурсию в прошлое, увидеть исторические события периода смутного времени.
Анализирую творческие работы обучающихся, эссе, можно сделать вывод, что проведенный урок не только был познавательным, интересным, но и заставил многих задуматься о собственном отношении к наследию России, ее богатой истории.
Уроки с подобной тематикой формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность у обучающихся. Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных целей и формировании таких компетенций как:
- организация собственной деятельности,
- определять методы и способы выполнения поставленных задач - принимать ответственные решения;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации.
Следовательно, можно сделать общий вывод по уроку: проведенный урок в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.
Работа в группах.
1 группа – Составляет коллаж из предложенных иллюстраций
2 группа – Подбирает синонимы к слову единство
3 группа – Из предложенного материала выбирает описание праздника.
4группа – Собирает пословицы:
В единении — сила.
Не хлебом единым жив человек.
Если народ един – он непобедим.
Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.
Весь собранный материал помещают в стенгазету.
Выпуск стенгазеты.
Преподаватель: А сейчас давайте поздравим друг друга с этим замечательным праздником – Днем народного единства. Пожелаем всем мира, счастья, доброты. И в знак дружбы и уважения подарим друг другу подарки!
Список используемой литературы
- Алексеев Михаил. Праздник войны и мошны. «Коммерсантъ- Власть». 2005,№ 44 (647).
- Баймухаметов Сергей. Хороший Минин при плохой игре. 4 ноября- День народного единства против кремлёвских бояр.- «Новая газета». 2005, № 82, 03. 11.
- Громов Андрей. Что мы празднуем 4 ноября? Эксперт. 2005, № 42
- Кузьма Минич Минин. Редакционная статья. «Родина». 2005, № 11.
- Межрелигиозный совет России ещё раз разъяснил суть нового праздника- Дня народного единения. Сайт «Мир религий».-
http://www.religio.ru/arch/04Nov2005/news/11548.html
- Новый российский праздник: что празднуем и почему?- Программу «Темы дня» ведёт Владимир Кара- Мурза.- Радио «Свобода», 04. 11. 2005.- http://www.svoboda.org/ll/grani/1105/ll.110405-1.asp
- Широкорад Александр. Тайны нового праздника 4 ноября. Мифы, вновь возрождённые, теснят мифы, вышедшие из употребления. «Независимое военное обозрение». 2005, № 42, 3 ноября.-
http://nvo.ng.ru/printed/history/2005-11-03/1_tainy.html.
Интернет- ресурсы
- Межрелигиозный совет России ещё раз разъяснил суть нового праздника- Дня народного единения. Сайт «Мир религий».-
http://www.religio.ru/arch/04Nov2005/news/11548.html
- Новый российский праздник: что празднуем и почему?- Программу «Темы дня» ведёт Владимир Кара- Мурза.- Радио «Свобода», 04. 11. 2005.- http://www.svoboda.org/ll/grani/1105/ll.110405-1.asp
- Широкорад Александр. Тайны нового праздника 4 ноября. Мифы, вновь возрождённые, теснят мифы, вышедшие из употребления. «Независимое военное обозрение». 2005, № 42, 3 ноября.-
http://nvo.ng.ru/printed/history/2005-11-03/1_tainy.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное руководство Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «День Победы»
Методическая разработка написана в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероприятий» ГОУ СПО Медицинского колледжа имени Клары Цеткин Дан...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «День проявления доброты»
У любого человека есть представление о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято. Существуют правила поведения в обществе. Этих правил не так много, и если умело ими пользо...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «День здоровья»
7 апреля на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему такой день существует? Да потому, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. ...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «День учителя»
День учителя! Вслушайтесь сердцем В эти звуки, что дороги нам… Всем, что связано с юностью, с детством, Мы обязаны учителям. ...
Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия «4 ноября – День народного единства»
Методическая разработка направлена на воспитание культуры мировоззренческого самоопределения молодёжи, гармоничной встроенности личности в окружающий мир.Педагогическое значение праздника Дня народног...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «День народного единства»
Цели: воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. развивать у детей интерес к истории России, к истории ...
Сценарий воспитательного мероприятия по теме : «День победы».
9 мая в России отмечается всенародный праздник - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой советский народ боролся за свободу и незави...