Выступление-доклад ШМО педагогических работников
материал
Данный доклад написан мной и прочитан на школьном методическом объединении для педагогических работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shmo.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Дмитровского городского округа Московской области»
Доклад ШМО «Лего»
На тему: «Роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках».
Составитель: учитель
Лачинова Анна Сергеевна
Дмитров, 2024г.
Процесс обучения и воспитания – это организованное взаимодействие педагога и ребенка для достижения образовательных целей. Одним из составляющих процесса обучения является учебно-познавательная деятельность ученика.
«Учебная деятельность – один из видов деятельности, которая заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике» - так определяется этот вид деятельности в психолого-педагогическом словаре . В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности и представляет собой «процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности .
Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во-первых, главным является – недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Дети с ограниченными возможностями здоровья в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. По образному выражению профессора В. А. Гиляровского, «олигофрены смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Эти особенности восприятия и памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.
Во-вторых, своеобразие познавательной деятельности учащихся коррекционной школы состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления . Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Предлагаемый им материал дети понимают упрощенно, многое пропускают, искажают последовательность смысловых звеньев, не могут восстанавливать причинно-следственные связи. Анализ воспринимаемого материала отличается бедностью и фрагментарностью, дети не всегда называют составляющие рассматриваемого ими предмета, не отмечают многие существенные и важные свойства объекта. При проведении сравнения учащиеся обращают внимание на особенности, отличающие один предмет от другого, не замечая, чем эти предметы похожи. Иногда меняют сравнение на анализ одного из предметов. Особенно трудным является обобщение, которое основывается на случайных признаках.
В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность учащихся, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. В специальной (коррекционной) педагогике одним из таких эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их волевую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию, развитию и коррекции учащихся со сниженным интеллектом. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра – могущественный рычаг коррекции умственного развития ребенка. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме. Благодаря активной форме участия в играх достигается более высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре. Дидактическая игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? В дидактической игре все равны – она посильна даже слабым . Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность умственно отсталым учащимся преодолеть стеснительность, неуверенность в себе, что благотворно сказывается на результатах обучения. Дидактическая игра – средство для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогом. Отношения между взрослым и ребенком в игре носят личностный подход, когда педагог ориентируется на личность ребенка в целом.
Дидактическая игра в учебном процессе является средством обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.
Также дидактическая игра является одновременно формой и методом. Дидактические игры имеют огромное значение в обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Если систематизировать все аспекты влияния игры на ребенка, то можно отметить, что дидактические игры развивают познавательный интерес, делают процесс обучения более значимым, усиливают эмоциональную сторону процесса обучения и воспитания, имеют определенное воспитательное воздействие, что, в конечном итоге, способствует повышению качества обучения.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте с ОВЗ определяется рядом причин.
#1054;пора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные особенности детей. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе.
Цель дидактических игр и игровых приёмов - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Функции игровых приемов и дидактических игр:
1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму; младший школьный орфографический игра
2) функция формирования психических новообразований;
3) функция формирования собственно учебной деятельности;
4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Результативность дидактической игры зависит :
1) От систематического их использования.
2) От целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игра всегда эмоционально захватывает ученика, а обучение и воспитание через эмоции – это то, что делает процесс познания личностным, значимым для каждого ребенка, воспитывает мировоззрение. Дидактическая игра связана с различными переживаниями: интересом, волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением и т. д . Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников. Привлекает детей в игре и другая, тоже очень важная ее сторона: простота и доступность способов деятельности. Правила игры просты, посильны и понятны для выполнения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Только систематическое использование дидактических игр на уроках русского языка помогает детям с ОВЗ активизировать мыслительную познавательную деятельность, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.
Играя, дети с ОВЗ стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества, т. д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. У младших школьников широко представлены индивидуальные игры, а также небольшими группами - по 2-3 человека.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим. Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Учащихся младших классов в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника с ОВЗ стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений.
Таким образом, дидактические игры являются хорошим средством для формирования орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках русского языка, они способны привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ими необходимо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.
Дидактические игры в начальной школе. Их разновидности.
Все дидактические игры в начальной школе можно разделить на несколько видов:
#1048;гры с предметами в начальной школе
В них используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, школьники учатся сравнению, устанавливают сходство и различие предметов. Дидактические игры в начальной школе решают задачи на классификацию, установление последовательности. По мере овладения учащимися новым познанием о предметной среде задания усложняются: школьники делают упражнения, определяя предмет по любому из признаков, затем объединяют предмет по этому признаку (форме, цвету, качеству, и др.)
#1057;ловесные игры в начальной школе
Они построены на действиях и словах школьников. Делая ставку на имеющиеся представления о предметах, в таких играх школьники учатся углублять знания о них. Именно в дидактических играх требуется использовать полученные ранее знания в новых обстоятельствах и связях. Эти игры проводят с детьми всех возрастов, но важны они именно в воспитании и обучении учащихся в начальной школе, так как они развивают умение внимательно слушать учителя, быстро находить ответ на вопрос, четко формулировать свои мысли.
#1048;гры-беседы
В основе лежит общение учителя со школьниками, школьников с преподавателем и детей между собой. Это общение имеет уникальный жанр искусного обучения и игровой деятельности школьников. В игре-беседе учитель часто действует не от своего лица, а от близкого персонажа и тем самым не только сохраняет обстановку общения, но и усиливает радость детей, желание повторить задание. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательное значение заключено в содержании сюжета-темы, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание не лежит на поверхности: его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать.
Несколько примеров дидактических игр, которые я рекомендуют для облегчения процесса обучения в младших классах.
Дидактическая игра «Спрячь крышку в бочонок»
Цель: закрепление умения соотносить однородные предметы по цвету.
Материал: крышки разных цветов, коробка с бочонками разных цветов, чудесный мешочек.
Ход игры
Дети садятся за стол. Педагог задает им вопросы, ориентируясь на бочонки:
- Каких цветов цветочки на бочонках?
- Какого цвета крышечки? (и др.)
Дети, ориентируясь на свои знания о цветах, подбирают нужную крышечку к цветочку такого же цвета.
Дидактическая игра "Надень коту сапожки"
Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.
Оборудование: картинка Кота в сапогах, несколько пар сапожек разного цвета.
Ход игры
Ребёнку предлагается обуть кота. При этом педагог сначала предлагает выбрать два одинаковых сапожка. А в дальнейшем, как вариант игры, выбирает сапог одного цвета, а ребёнок должен подобрать пару.
Дидактическая игра «Выложи картинку из пробок»
Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки –схемы, цветные пробки.
Ход игры
Педагог предлагает ребёнку картинку- схему, с выделенными кружочками, местами для выкладывания из пробок. Рассматривает с ребёнком картинку. Затем показывает разноцветные пробки и ребёнок должен выложить пробки на рисунок в соответствии с цветом рисунка.
Многофункциональная игра «Ёжик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления.
Оборудование: ёжик из фетра с разными пуговицами, листья с петельками, дерево с яблоками и листьями, которые крепятся разными способами- крючками, пуговицами, кнопками; полянка с цветочками на липучках.
Ход игры
1 Вариант:
Педагог предлагает закрепить листья на ёжика, яблоки на дерево, цветочки на полянку.
2 Вариант:
Педагог предлагает закрепить определённое количество листьев, яблок и цветочков. Дети должны посчитать и закрепить правильно.
3 Вариант:
Пособие используется для решения арифметических задач.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (с прищепками)
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о диких животных.
Оборудование.
Картинки с животными, у которых нет хвостовой. И картинки хвостов, приклеенные на прищепки.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть диких и домашних животных и задает вопрос: «Чего не хватает?». Предлагает детям подобрать соответствующий хвост, для животного. Дети находят хозяина хвоста, и прикрепляют его на место. Педагог обращает внимание на правильные ответы на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).
Дидактическая игра «Укрась матрёшку»
Цель: развитие мелких движений рук, умения соотносить геометрическую фигуру с контуром.
Оборудование: матрёшки с сарафанами, украшенными разными геометрическими фигурами, соответствующие геометрические фигуры.
Ход игры
Педагог предлагает ребёнку украсить сарафан для матрёшки. Ребёнок должен подобрать соответствующую по контуру и цвету фигуру.
Дидактическая игра «Пицца» (на липучках).
Цель: развитие мелких движений рук, закрепление знаний о продуктах питания.
Оборудование.
Круглое игровое поле (основа под пиццу), вырезанные и заламинированные элементы ингредиентов для приготовления пиццы.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку испечь пиццу. Уточняет, что для этого есть основа из теста и продукты.
Итак, применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала. А игры, в свою очередь, прекрасно стимулируют деятельность школьников и являются одним из главных средств повышения грамотности.
Литература
#1040;рхипова Е.В. Русский язык и развитие речи. - Санкт-Петербург: издательский дом «Литература». - с
Борисова И.Н. Рассказ М.М. Пришвина «Выскочка». Урок чтения в 4-м классе / И. Н. Борисова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2010. - 78 с
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с
Букатов В.М. Режиссура урока, общение и поведение учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 336 с
Ерофеева Т.Н Образование и развитие младших школьников / Т.Н. Ерофеева. - М., 2010. - 304 с.
Ерофеева Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка / Т.Н. Ерофеева, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2010. -285 с.
Захаров М.М. Дидактические игры на уроках русского языка / М.М. Захаров. - М.: Издательство Приор, 2010. - 156 с.
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей под редакцией С.Г. Шевченко - Москва: АРКТИ, 2001.
2. Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 59 с.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей - Ярославль, 1996
4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии – СПб: Речь,2006.
5. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития// Дефектология – М.: Школа-Пресс 1- #8470;3. – 96 с.
6. Ульенкова У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших с задержкой психического развития в условиях диагностико коррекционных групп в дошкольном учреждении /Дефектология, -2001.
7. Харитонова Т.Н. Система коррекционно-развивающих заданий для современной с детьми// Логопед. Научно-методический журнал. – М.: «ТЦ СФЕРА» - 2009. № 2. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогичес...
4. Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, выставок творческих работ по направлению педагогической деятельности, участие в которых осуществлялось под руководством педагогического работника
Дипломы, благодарственные письма, сертификаты обучающихся за участие в конкурсах, фестивалях, выставках творческих работ, олимпиадах....
Выступление / доклад на ШНП в виде презентации на тему: "Профессиональное выгорание педагогов"
Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоров...
Выступление - доклад на семинаре по теме: "Волонтерский отряд "Бумеранг добра"
Выступление - доклад на семинаре по теме: "Волонтерский отряд "Бумеранг добра"...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»
Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий....
19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"
На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...
«Профессиональный стандарт педагога:новые требования к профессиональной компетенции педагогических работников»:материалыВсероссийской педагогической научно-практической конференции.Март2022г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Профессионально важные качества педагога Стр. 18...