Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 4 класс
план-конспект урока

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Природная зона Тундры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 4 класс

Раздел. Природа России. Тема урока: Природная зона тундры

Тип урока: урок изучения нового материала, частично-поисковый

Оборудование: учебные пособия, рабочие тетради, интерактивная доска и презентация «Природная зона тундры»

Цели урока

Планируемые предметные результаты:

  1. формирования образного представления о природной зоне тундры;
  2. освоения учащимися приемов работы с тематической картой «Природные зоны России».

Планируемые результаты формирования метапредметных УУД:

  1. приобретение опыта постановки целей и задач учебной деятельности (регулятивные);
  2. преобразование иллюстративной информации в словесную (познавательные);
  3. участие в групповой работе (коммуникативные);
  4. приобретение опыта публичных выступлений, самооценки результатов учебной деятельности (личностные).

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап – мотивация учащихся к учебной деятельности

Создание благоприятного психологического настроя учащихся, готовности к учебной деятельности

Приветствие. Организация обсуждения темы урока и его целей.

Приветствие, участие в обсуждении темы урока.

Приветствует учащихся. Предлагает обратить внимание на 2 слайд, на котором демонстрируется карта природных зон России, и вспомнить тему прошлого урока.

Учитель предлагает рассмотреть знакомую учащимся по прошлому уроку карту природных зон и высказать предположение о теме текущего урока.

Соглашается с учащимися и предлагает записать тему урока в рабочую тетрадь (одновременно учитель переключает презентацию на 3 слайд).

Приветствуют учителя. Называют тему прошлого урока – природная зона арктических пустынь.

Изучают карту природных зон России и высказывают предположение о том, что на данном уроке они будут изучать природную зону тундр, так как именно эта природная зона показана следующей на карте - южнее зоны арктических пустынь.

  1. Актуализации опорных знаний

Подготовка к осознанному восприятию мировоззренческих, значимых представлений о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе.

Создание проблемной ситуации.

Предлагает сравнить изображения природной зоны арктических пустынь и тундры (слайд 4). Высказать мнение об основных различиях.

Соглашается с основным различием в образе тундры и арктических пустынь. Задает вопрос: «Как вы думаете, почему в арктических пустынях только снег и лед, а в тундре есть растения?».

Соглашаясь и одобряя высказанное предположение о более теплом климате, предлагает ответить на проблемный (и довольно трудный для учащихся) вопрос: «Почему теплее?». В качестве подсказки на слайд выводится схема освещенности Земли солнечными лучами (слайд 5).

Отмечают, что в тундре есть растительность, а в арктических пустынях её нет.

Высказывают предположение о том, что в тундре теплее.

Отвечают, что в природной зоне тундры солнечные лучи падают под большим углом на земную поверхность и лучше её нагревают.

Просматривают текст учебника и высказывают свое мнение по поводу формулировки вывода своими товарищами.

  1. Изучения нового материала

Формирование образного представления природной зоны тундры

Предлагает вспомнить план изучения природной зоны (слайд 6). Сегодня мы будем изучать природную зону по плану.

Предлагает рассказать о природной зоне тундры.

Предлагает работать поэтапно, с учетом пунктов плана характеристики природной зоны.

Предлагает работать в группах, распределив пункты плана между её участниками.

Устанавливает регламент времени.

Предлагает обсудить особенности зимы и лета в тундре (слайд 7).

Предлагает рассмотреть растения тундры и рассказать об их особенностях (слайды 8-9).

Предлагает рассмотреть иллюстрацию с животными тундры, назвать их и рассказать о них.

(слайд 10-11). Обсуждают с детьми характер взаимосвязи между элементами живой природы в тундре (слайд 12). ( Кто чем питается?)

Учитывая выступления учащихся, формулирует вывод об особенностях природы в зоне тундры.

Предлагает изучить особенности жизни человека в тундре и составить список редких животных, внесенных в Красную книгу.

Организует беседу об особенностях жизни человека в тундре, на основе информации, полученной учащимися в процессе смыслового чтения текста учебника и иллюстраций слайдов (слайды 13 - 14).

Много ли людей живет в тундре, чем занимается местное население? Как вы понимаете высказанную в учебнике мысль о том, что природа тундры перед человеком беззащитна»?

Назовите животных, внесенных в Красную книгу России (слайд 15).

Повторяют план изучения природной зоны. Высказывают мнение о необходимости уточнения 2 пункта плана: о погоде; о растениях; о животных.

Высказывают мнение о том, что знаний о тундре у них недостаточно, предлагают учителю выделить время для чтения текста и изучение иллюстраций учебника.

Соглашаются с предложением учителя работать в группах. Работают, изучая текст учебника и обсуждая содержание будущих выступлений..

Выступают с характеристиками зимы и лета.

Обсуждают в группах иллюстрации и выступают с характеристиками растительности.

Называют животных тундры.

Рассказывают об отдельных обитателях.

Называют леммингаи хищных животных, которые на него охотятся.

Читают текст статьи учебника «Тундра и человек», составляют список редких животных, внесенных в Красную книгу России.

Участвуют в организованной учителем беседе.

Отвечают, что в тундре очень суровые условия жизни, поэтому людей мало. Местные жители занимаются оленеводством, живут в чумах, одеваются в меховую одежду., ездят на оленьих и собачьих упряжках.

Тундра осваивается человеком, так как там есть месторождения нефти и газа. При этом жизнь в тундре нарушается и животных становится меньше.

Называют редких животных, внесенных в Красную книгу России, показывают их на слайде.

  1. Домашнее задание

Стимулирование самостоятельной учебной деятельность учащихся.

В качестве домашнего задания предлагает прочтение работу с текстом и вопросами учебника (страницы 59-67). Обращает внимание на то, что наиболее важные особенности тундры приведены на стр. 93. Предлагает учащимся прочитать в учебнике задания для домашней работы на стр. 67.

Записывают домашнее задание. Прочитывают задания для домашней работы. Высказывают свое мнение о том, какое задание они считают наиболее интересным.

  1. Подведение итогов урока.

Создание условий для приобретения учащимися опыта оценки достижения поставленной цели и своего участия в учебной деятельности.

Предлагает высказать мнение о том, достигнута ли цель урока.

Сможете ли вы узнать природную зону тундры по описанию, по картинке? Сможете ли вы рассказать о её особенностях и о жизни человека в тундре?

Чье выступление понравилось вам больше всего? Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?

Обобщает высказывания учеников. Подводит итог урока, объявляет оценки.

Рефлексия. Самооценка своей деятельности и деятельности товарищей по достижению поставленной учебной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 3...