Педагогические технологии преподавания анатомии и физиологии человека для студентов, обучающихся по направлению «Сестринское дело»
статья

Муратова Ирина Шарифовна

 Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки и проведения практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии  преподавания анатомии и физиологии человека для студентов, обучающихся по направлению «Сестринское дело».

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента. Таким образом, педагогическая инновация – это намеренное качественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

. Она включает в себя:

- взаимодействие студентов и педагогических кадров;

- условия материально-технического, информационного, программно-методического обеспечения;

- достижение более эффективных результатов деятельности.

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, это может быть:

научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания);

проектная деятельность,; образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие, на формирование у каждого личного

Инновационное образование сегодня – это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. В современном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Самым распространенным являются.

Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации.

Информационно-коммуникационные технологии это динамично развивающаяся сфера во всем мире, и она затрагивает все стороны медицины и в том числе образовательный процесс.

Перспективным направлением развития медицинского образования является полная информатизация учебного процесса. Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы: недостаточная компьютерная грамотность преподавателя, отсутствие контакта с ним, перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам, недостаточности нужного программного обеспечения, и т.д.

Основная проблема управления учебном процессом и ведения учебных занятий с использованием ИКТ остаётся не решёным, в связи отсутствием и/или дорогивизной программных обеспечений.

Это, прежде всего, применение и использование в учебном процессе любых материалов будь то презентация, видео-материалы и электронные учебно-методические средства. Последние позволяют представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности.

Внедрение “ в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса,  но и дает  возможность контроля над выполением студентами заданий.

Деятельный подход в методике преподавания анатомии и физиологии человека  ИКТ предполагает не только выучивание учебного материала, но и подготовку к его использованию. Студенты должны сознательно подходить к учебному процессу, с четким пониманием цели обучения и этапов работы, направленных на ее достижение. Для выработки навыков и умений использования изученного в учебный процесс вводятся проблемные задания, это могут быть морфо-ситуационные задачи с проблемной составляющей. Применение пассивных приемов обучения не обеспечивает постоянно активного режима работы студентов.

ИКТ даёт возможности самостоятельного обучения и проведение анализа учебного материала, а задача преподавателя – корректировать этот процесс. На этапе аудиторной самостоятельной работы могут быть эффективными микрозадачи с применением знаний, полученных в ходе объяснения нового материала, когда перед студентами стоит задача отобрать соответствующую информацию, оценить ее и классифицировать 1]. Это обеспечивает постоянную тренировку с использованием учебного материала с помощью ИКТ. Подобные задания желательны для всех, но их доля в обучении студентов со слабыми способностями не может быть велика, тогда как наиболее способные студенты не должны тратить много времени на выполнение однотипных заданий. Преподаватель должен способствовать выработке стойких мотиваций для изучения данного предмета.. Студенты должны четко представлять, что без достаточных знаний невозможно приобрести профессиональные навыки.

Уже с первых практических занятий преподаватель начинает формировать интерес к изучаемому предмету путем применения наглядных методов изложения, это может быть использование микроскопических исследований анатомических препаратов, например..

Применения ИКТ при обучение медицинских предметов позволит перевести обучение учащихся на качественно новый уровень.

Как известно, в образовательном процессе медицинских факультетов ведущее место занимает анатомия человека, представляя стержень, на который наслаиваются

                                                            -2-

приобретаемые знания. Любому медицинскому работнику необходимы фундаментальные знания, поэтому перед преподавателем анатомии человека поставлена трудная задача: необходимо не только сформировать у студентов глубокие и прочные знания предмета, но и научить их связывать анатомические знания с потребностями практики, что способствует развитию клинического мышления , которое базируется на фундаментальных знаниях и умениях мыслить вообще

Можно ли представить медицинского работника любого уровня, не знающего или плохо знающего строение тела человека, структуру его органов? Кроме того, не изучив строение тела человека, нельзя изучать другие медицинские дисциплины, начиная с теоретических (физиология, патанатомия и др.), далее - клинические медицинские предметы (терапию, хирургию, нервные и другие болезни). Как можно изучать функции органов (физиологию), не зная в деталях их строение или изменения органов при том или ином заболевании (патологическая анатомия, клинические дисциплины)?

Анатомию, строение тела человека, его органов надо знать хорошо, даже очень хорошо. При слабых знаниях анатомии человека студент не сможет грамотно в полном объеме изучить измененные болезнью органы, не сможет понять все тонкости клинических дисциплин, изменения в органах при том или другом заболевании. При изучении анатомии надо четко усвоить место и положение каждого органа в теле человека, знать все варианты анатомических взаимоотношений с соседними органами. Ведь при поражении, заболевании любого органа болезнь очень легко может перейти на соседний орган, вовлечь его в болевой процесс.

Применение средств ИКТ в системе среднего профессионального образования, прежде всего, направлено на повышения познавательного интереса студентов, создаются условия для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в самостоятельных работах, требует развития критического мышления, на что преподавателям необходимо уделять особое внимание.

Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) предъявляют повышенные требования к новым педагогическим технологиям ведения занятий для подготовки качественных специалистов для здравоохранении.

Поэтому, применение новых инновационных и ИКТ в преподавании медицинских предметов является своевременной и необходимой задачей медицинского образования. Исключением не является  и совершенствование учебного процесса при обучении анатомии и физиологии человека. Образование с использованием классических приемов обучения зачастую не дает необходимых результатов с одной стороны в силу своей инертности и повсеместному применению современных студентов гаджетов  -сдругой. Студент нынче пошел не тот, их мозговой штурм всегда ассоциируется с применением гаджетов. Отнять и заставить их выключить телефоны можно, но почему нельзя направить их бесконечную тягу к ним на благие

-3-

цели?.держать руку на пульсе цифровых технологий. Информационный бум требует синхронного переформатирования преподавания. Иначе мы упустим свой шанс поддержки инноваций. Будущие фельдшера и медицинские сестры учатся визуализировать взаимовлияние органов, ориентироваться в тканях и клетчаточных пространствах. Педагогический процесс состоит из тысячи составляющих, выстраивающихся, в конце концов, в один— компетентность.  Педагоги берут на вооружение ИКТ и используют её для учебно-методических приложений и развивающих проектов. ИКТ аккумулирует новые возможности, не пренебрегая опытом традиционного обучения студентов Понимание противоречий процессов обучения основам анатомии, физиологии человека и познавательной способностью студентов способствовало развитию поиска и внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.

В современных условиях содержание обучения претерпевает постоянное обновление, что требует оперативных средств отбора и структуирования, позволяющие интегрировать актуальные составляющие содержания, дополняя их новыми учебными элементами.

Деятельный подход в методике преподавания анатомии и физиологии человека  ИКТ предполагает не только выучивание учебного материала, но и подготовку к его использованию. Студенты должны сознательно подходить к учебному процессу, с четким пониманием цели обучения и этапов работы, направленных на ее достижение. Для выработки навыков и умений использования изученного в учебный процесс вводятся проблемные задания, это могут быть морфо-ситуационные задачи с проблемной составляющей. Применение пассивных приемов обучения не обеспечивает постоянно активного режима работы студентов.

ИКТ даёт возможности самостоятельного обучения и проведение анализа учебного материала, а задача преподавателя – корректировать этот процесс. На этапе аудиторной самостоятельной работы могут быть эффективными микрозадачи с применением знаний, полученных в ходе объяснения нового материала, когда перед студентами стоит задача отобрать соответствующую информацию, оценить ее и классифицировать 1]. Это обеспечивает постоянную тренировку с использованием учебного материала с помощью ИКТ. Подобные задания желательны для всех, но их доля в обучении студентов со слабыми способностями не может быть велика, тогда как наиболее способные студенты не должны тратить много времени на выполнение однотипных заданий. Преподаватель должен способствовать выработке стойких мотиваций для изучения данного предмета.. Студенты должны четко представлять, что без достаточных знаний невозможно приобрести профессиональные навыки.

-4-

Уже с первых практических занятий преподаватель начинает формировать интерес к изучаемому предмету путем применения наглядных методов изложения, это может быть использование микроскопических исследований анатомических препаратов, например..

Применения ИКТ при обучение медицинских предметов позволит перевести обучение учащихся на качественно новый уровень.

Как известно, в образовательном процессе медицинских факультетов ведущее место занимает анатомия человека, представляя стержень, на который наслаиваются приобретаемые знания. Любому медицинскому работнику необходимы фундаментальные знания, поэтому перед преподавателем анатомии человека поставлена трудная задача: необходимо не только сформировать у студентов глубокие и прочные знания предмета, но и научить их связывать анатомические знания с потребностями практики, что способствует развитию клинического мышления , которое базируется на фундаментальных знаниях и умениях мыслить вообще

Можно ли представить медицинского работника любого уровня, не знающего или плохо знающего строение тела человека, структуру его органов? Кроме того, не изучив строение тела человека, нельзя изучать другие медицинские дисциплины, начиная с теоретических (физиология, патанатомия и др.), далее - клинические медицинские предметы (терапию, хирургию, нервные и другие болезни). Как можно изучать функции органов (физиологию), не зная в деталях их строение или изменения органов при том или ином заболевании (патологическая анатомия, клинические дисциплины)?

Анатомию, строение тела человека, его органов надо знать хорошо, даже очень хорошо. При слабых знаниях анатомии человека студент не сможет грамотно в полном объеме изучить измененные болезнью органы, не сможет понять все тонкости клинических дисциплин, изменения в органах при том или другом заболевании. При изучении анатомии надо четко усвоить место и положение каждого органа в теле человека, знать все варианты анатомических взаимоотношений с соседними органами. Ведь при поражении, заболевании любого органа болезнь очень легко может перейти на соседний орган, вовлечь его в болевой процесс.

Литература

  1. Сапин М.Р. Анатомия человека. - М.: Медицина, 2001-2002 в 2-х томах
  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - М.: Медицина, 1996 в 4-х томах
  3. Гайворонский И.В. Норм. Анатомия человека: В 2т: Учеб. – СПб.: Спец. литр.,2003-2004.
  4. Михайлов С.С. Анатомия человека М. Медицина, 2004 (для студентов стоматологических институтов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС СПО, локально-нормативными актами КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», рабочей программой дисциплины   и содержат переч...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки и про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА по специальности: 34.02.01 Сестринское дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. анатомия и физиология человекапо специальности:              34.02.01 Сестринское  дело...