Презентация по теме: "Что и как читать детям летом"
консультация

Нечепаева Светлана Анатольевна

Информационно-методические рекомендации для родителей и студентов - будущих учителей начальных классов о пользе внеклассного чтения для обучающихся начальной школы. Как правильно подходить к выбору внеклассной литературы для обучающихся начальной школы, какие возможные ресурсы учитывать, чтобы заинтересовать ребёнка чтением дополнительной литературы; как научить ребёнка критически мыслить, видеть мысли автора произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что и как читать летом младшим школьникам!? Нечепаева Светлана Анатольевна преподаватель ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» г. Воронеж

Слайд 2

Современные направления в обучении чтению Собственно обучение чтению : (три уровня) формирование и совершенствование навыка чтения, обучение смысловому чтению, восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности (умение пользоваться книгой как источником знаний и информации). Получение ребёнком литературного знания, т. е. обеспечении литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста.

Слайд 3

Задачи обучения чтению развивать интерес к чтению , расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность; воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому; сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы ; обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики; научить работать с книгой, как отдельным продуктом, носителем информации.

Слайд 4

Исторические основы урока «внеклассное чтение» С 1971 года в советской школе в расписании был урок внеклассного чтения, который носил обучающий характер, с 90-х годов современное расписание уроков внеклассного чтения не содержит. Организовать занятия по внеклассному чтению можно в рамках внеурочной деятельности. Существует обязательное направление ВД – модуль «функциональная грамотность», который предусматривает работу по изучению: читательской грамотности математической грамотности естественно-научной грамотности финансовой грамотности

Слайд 5

Исторические основы урока «внеклассное чтение» Нельзя ждать от самой лучшей школы, что она даст ребёнку всё, что ему нужно. Как бы не были хороши программы, они дают только крохи. Надо, чтобы ребёнок пополнил чтением те знания, которые даёт ему школа. Н. К. Крупская Н. К. Крупская (1869 – 1939) государственный и политический деятель, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР. Руководила переписью библиотечных фондов и добивалась их открытия для широких слоёв населения, радела за открытие учебных заведений для библиотекарей. Редактировала учебники и журналы, разрабатывала программы для школ

Слайд 6

Принципы отбора детских книг от простых, к все более сложным по содержанию, шрифту, объёму; книга должна воспитывать нравственные качества у ребенка, формировать ценностный подход; жанровое и тематическое разнообразие, чтобы узнать как можно больше хороших книг; художественно-эстетическая ценность книг и произведений; учёт возрастной специфики запоминания (блоковое запоминание, склонность к игре и т.д.); возможность овладевать типом правильной читательской деятельности.

Слайд 7

Принципы отбора детских книг «Книга в ухе» слушаем детские книги «Мишкины книжки» аудио книги для детей (читают известные артисты) https://alushta-cbs.crm.muzkult.ru/media/2023/06/20/1280841876/Spisok-literatury-na-leto_1.pdf списки литературы на лето по классам со ссылками на электронные тексты

Слайд 8

Гигиенические требования к книге для младшего школьника Шрифт (кегль, размер, ёмкость) строгих форм, бумага белая, плотная, не газетная! Качественные в печатном и эстетическом плане иллюстрации Текст на странице должен занимать 50-60 % площади страницы, остальное – поля Текст на каждой странице сопровождается иллюстрациями Не допускаются дефекты, ухудшающие восприятие текста Запрещается смазанные участки текста, залипы и царапины краски СанПин РФ https://legalacts.ru/doc/sanpin-247960-00-247-gigiena-detei-i-podrostkov/

Слайд 9

Приёмы развития читательской мотивации Семейное чтение вслух (мама, бабушка, брат, сестра, папа) Исключить хрестоматии, только книга. Получить о книге информацию: титульный лист, введение, содержание, предисловие, главы, абзацы, оглавление, иллюстрации, введение, рецензии, шрифт Словарная работа – расширение лексического запаса, знакомство со словарями Предварительная беседа перед чтением , чтение-рассматривание Работа над пониманием прочитанного текста «Тихое чтение» Анализ прочитанного через работу с «Читательским дневником»

Слайд 10

Составление кластера к сказке «Каша из топора». Каша из топора Русская народная сказка Бытовая сказка Главные герои: старуха, солдат. Приёмы развития читательской мотивации

Слайд 11

Приёмы развития читательской мотивации https://www.yandex.ru/video/preview/3523686682372730045 буктрейлер к книге «Сказка о ленивом мышонке» https://www.yandex.ru/video/preview/7672157999902705875 буктрейлер «Любимые сказки для малышей» Буктрейлер для самых маленьких, сказка Буктрейлер – это короткий видеоролик для популяризации литературного произведения. Может быть игровым и неигровым, снятым и взрослыми и детьми

Слайд 12

Приёмы развития читательской мотивации Читательский дневник содержит : информацию о названии и авторе книги; имена главных героев произведения; моё отношение к героям или произведению в целом. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/12/04/shablony-chitatelskogo-dnevnika-04122014 скачать бесплатно шаблоны читательского дневника

Слайд 13

Принципы правильной читательской деятельности не побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой, пока ребёнок не усвоил необходимые знания, умения и навыки; важно представить книгу как объект (предмет) особого рода, для того, чтобы дети увидели в ней инструмент общения, собеседника показать как надо действовать с этим объектом, чтобы он заговорил, чтобы отыскать его среди подобных объектов .

Слайд 14

План отзыва о прочитанной книге Название книги, выходные данные. Краткое содержание книги. Самое интересное место в книге. Впечатления от прочитанной книги. Рекомендуемый список литературы на лето от издательства «Просвещение» Принципы правильной читательской деятельности

Слайд 15

Практическое знакомство с историческим бытом , воплощённым в сказочных сюжетах (посредством экскурсий или чтения сказок) Участие в выступлениях совместно с родителями перед разными социальными группами: классные часы, праздники, тематические утренники, посещение детских театральных представлений по сюжетам книг, мастер-классов музеев Приёмы обучения смысловому чтению 3. Работа по выяснению цели действий персонажей в произведениях, перенос их действий в жизнь: примеры поведения литературных героев для решения проблемы в жизни 4. Пропедевтика работы над текстом – посещение книжных выставок, музеев (в том числе виртуальных), книжных магазинов и т. д.

Слайд 16

Совместные творческие задания . рассказать знакомую сказку по кругу, разыграть сказку, рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить, придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии), оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации), изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага), постановка придуманных сказок. Интерактивные методы и приёмы взаимодействия

Слайд 17

Этапы обучения работе с детской книгой . Подготовительный этап приходится на 1 класс, когда один раз в неделю на уроке обучения грамоте затрачивается 20 – 25 минут на знакомство с книгой. Как правило, учитель читает приготовленную для внеклассного занятия книгу, а затем демонстрирует ее. Учебным материалом являются книги объёмом 8 – 20 страниц, разнообразные по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Ведущий метод изучения книг на этом этапе: чтение-рассматривание. Начальный этап (второй год обучения) Дети приучаются ориентироваться в незнакомых книгах. Посещение книжных магазинов с целью научить ребёнка при рассматривании новой книги прогнозировать её содержание по внешним признакам.

Слайд 18

Журнал «Клёпа» познавательный журнал для детей 6 – 12 лет и родителей. Помогает наладить общение, учит мастерить, рассказывает о путешествиях. Современные детские журналы Журнал «Маша и медведь» для читателей 3 – 7 лет. Увлекает героями мультфильма, предлагает поделки-самоделки Журнал «Миша» познавательный развлекательный журнал для дошкольников и младших школьников. Доступно рассказывает об иностранных языках, о природе, о художниках Журнал «Мурзилка» для читателей 6 – 12 лет. Издаётся с 1924 года. Мурзилка сначала был собачкой, хозяин которой мальчик Петя. Журнал доступно и весело интегрирует детей в учебные предметы. Рубрики: «Школа безопасности», «Прогулки со словами», «Галерея искусств Мурзилки »

Слайд 19

Правила «грамотного читателя» Грамотный читатель – это ребёнок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью. При сформированной читательской самостоятельности необходимы определённые читательские компетенции. Необходимо при общении с книгой научить ребёнка: видеть в книге собеседника, приучить ребёнка к тому, что собеседника себе необходимо выбирать тщательно запоминать, что сообщает тебе твой собеседник осознавать, почему он так говорит почувствовать, каких переживаний ждёт от тебя собеседник оценить собеседника и себя

Слайд 20

Правила «грамотного читателя»: группы читательских компетенций 1 группа: связана с техникой чтения, признаки: беглость; осознанность; выразительность. 2 группа: связана с освоением текста , пониманием литературного произведения: умение воссоздать в своём воображении картины, описанные в литературном произведении; умение сопереживать героям; понимать причины событий, изображённых в тексте. 3 группа: связана с умением пользоваться службами книги : прогнозировать содержание по внешним признакам книги; выбирать объект для чтения; формировать мотивы и цели чтения при встрече с книгой.

Слайд 21

Планируемые результаты курса «Литературное чтение» К концу обучения в начальной школе дети должны уметь: Ставить для себя цель обращения к книгам Пересмотреть как можно больше книг , прежде чем выбрать для чтения одну для прочтения Обращаться к библиотечно-библиографической помощи Выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги Осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности Соблюдать при самостоятельной работе с книгой гигиенические правила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " лечение болезней крови у детей"

Презентация на тему " лечение болезней крови у детей"для проведения теоретических занятий по МДК 02.04. Лечение пациентовм детского возраста...

Презентация нам тему " Лечение заболеваний ССС у детей"

Презентация нам тему " Лечение заболеваний ССС у детей"по МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста...

Какие сказки читать детям

Консультация для родителей...

Рекомендации для родителей "Что и как читать детям дома"

в данном материале представлены совет логопеда, для родителей....

Буклет "Читаем детям книги - развиваем речь "

Буклет рекомендован для родителей...

Буклет "Читаем детям раннего возраста"

Рекомендации родителям детей раннего возраста...