Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов
проект

Арпине Робертовна

1. Определить методику объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

 

2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

 

3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Выполнил : учитель английского языка

МБОУ г. Ивантеевка Городского округа Пушкинский Московской области «Образовательный центр №1»

Аракелян Арпине Робертовна

План проекта

1. Определить методику объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

Содержание

Введение.

  • Фонетические особенности английского языка
  • Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.
  • Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на уроках в общеобразовательных учреждениях.
  • Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп в общеобразовательных учреждениях
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.

Цель проекта: рассказать о фонетических особенностях обучения

фонетике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций.

Рассмотреть методику и основные принципы отработки аспектов фонетики английского языка учащихся образовательных учреждений.

Объект исследования - обучение английскому языку в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования – фонетика английского языка как средство формирования произношения.

Гипотеза – если формировать фонетические навыки, используя коммуникативный метод, с отработкой их в интерактивных видах учебной деятельности с последующим закреплением в упражнениях и контролем с помощью тестов, то формирование произношения будет более эффективным.

Задачи:

- определить методику объяснения и отработки фонетических особенностей иностранного языка.

- написать конкретную методику и план объяснения и отработки фонетических особенностей иностранного языка.

- привести несколько примеров применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

Введение.

Тема проекта актуальна, так как овладение звуковым строем – это обязательное условие общения людей в любой форме.
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. Эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и, следовательно, общей культуры человека. Речь понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками.
Больше того: не зная фонетики учащиеся не смогут понять современное письмо и разобраться в грамматике. Обучение произношению – это важная ступень как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых умений.
Поэтому формировать фонетические навыки важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося, их произношение. А устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.

1 Фонетические особенности английского языка.

В каждом языке существует связь между орфографией и фонетикой. Она определяется орфографической системой языка. Эта система основана на трех основных принципах. Первый принцип – фонетический. Это значит, что письмо полностью отражает звуковой состав слова, то есть как говорим, так и пишем. Второй принцип – морфологический, при котором письмо отражает только часть звукового состава слова, то есть сохраняется единство написания значащих частей слова, тогда как звучание этих частей в разных словах изменяется (русский язык). И, наконец, исторический принцип, когда написание слова объясняется историческими традициями и не совпадает с произношением (английский язык), в котором орфография за последние 4-5 столетий почти не изменилась, а звуковая сторона языка претерпела серьезные изменения.

В русском языке нет деления гласных на долгие и краткие. В английском языке есть.

Замена долгого звука на краткий, и наоборот ведет к смешению значения слов.

В английском языке есть сложные гласные – дифтонги, состоящие из двух звуков, первый элемент которых произносится сильно, второй – слабее.

Английские согласные звуки произносятся более энергично, чем русские.

Английские звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными никогда не оглушаются. Оглушение английских звонких согласных в конце слова может привести к смешению значения слова, так же как замена звонкого согласного звука глухим перед гласным в русском слове. Глухие согласные звуки [p], [t], [k] произносятся с придыханием. В английском языке нет мягких согласных.

Данные правила, которые определяют различное чтение одной и той же буквы или сочетания в начале обучения, кажутся трудными учащимся. Систематические упражнения на правила чтения помогают учащимся освоить этот достаточно сложный раздел английского языка.

  • Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

В методике известны три основных подхода при обучении фонетическому аспекту языка. Современные методы обучения построены на сочетании этих двух методов. Рассмотрим их более подробно.

Артикуляторный подход. Сторонники данного подхода опираются на следующие положения:

а) начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс;

б) каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности;

в) для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука;

г) формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Акустический подход. Суть подхода заключается в акценте не на усвоении артикуляции, а на восприятии речи на слух, ее имитации. Усвоение речи идет в речевом потоке, в основе лежит повторении и имитация речевых структур. Этот метод очень хорош и оправдан в условиях необходимости быстро изучить иностранный язык, погрузиться в разговорную среду и выжить в стране изучаемого языка. Для школьников в чистом виде он малоэффективен, так как не все обучающиеся обладают от природы хорошим фонетическим слухом. Исходя из этого, делаем вывод, что наибольшую пользу при обучении английскому языку в школах принесет дифференцированный подход, основанный на сочетании обоих рассмотренных выше подходов. Дифференцированный подход. В образовательных учреждениях широкое применение получил подход, построенный на сочетании двух подходов – дифференцированный подход.

Он был тщательно разработан Л.В. Щербой, и исходит из следующих теоретических положений: а) комплексное включение различных анализаторов в учебный процесс способствует более эффективному формированию речевых навыков;

б) отработка наиболее сложных для усвоения операций осуществляется изолированно;

в) становление произносительных, лексических и грамматических навыков невозможно без их включения в речь;

г) индивидуальный подход определяет эффективность формирования речевых навыков.

Практическое значение имеет вопрос этапов процесса обучения фонетической стороне речи. В формировании любых речевых навыков, в том числе и фонетических, по С.Ф. Шатилову выделяются три этапа:

1) ориентировочно-подготовительный,

2) стереотипно-ситуативный или стандартизирующий,

3) варьирующее-ситуативный.

В процессе обучения произношению эти этапы реализуются при:

1) подачи в контексте и ознакомления учащихся с новым фонетическим материалом, сопровождающихся отдельными языковыми или речевыми действиями по образцу (чаще всего имитацией)

2) автоматизации действий учеников с новыми фонетическими единицами на уровне звука, звукосочетания, слова, словоформы, словосочетания (для сегментных единиц) и фразы (для сегментных и супрасегментных единиц);

3) автоматизации действий учеников с новыми фонетическими единицами на уровне мини текста и текста.

Итак, неотъемлемой составляющей языковой компетенции является ее фонетический уровень, поскольку все виды речевой деятельности базируются на звуках. Обучение фонетическому материалу предусматривает овладение учащимися всеми звуками и звукосочетаниями иностранного языка, овладение ударением и основными интонационными моделями наиболее распространенных типов простых и сложных предложений.

В плане обучения произношению учитель должен скорректировать те фонетические навыки, что уже есть у учащихся, в соответствии с фонетической системой английского языка и дополнить ее теми элементами произношения, которые отсутствуют в родном языке учащихся начальной школы. В процессе обучения целесообразно использовать аналитикоимитативный метод.

3 Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на уроках в общеобразовательных учреждениях.

Фонетические навыки предусматривают как автоматизированную рецепцию звуков («фонематический слух») и интонем («интонационный слух»), так и их (ре)продукцию – артикуляцию и интонирование. Все навыки произношения должны характеризоваться качествами автоматизированности, гибкости и устойчивости, и формироваться у учащихся поэтапно. Прослушивание готовых языковых штампов является немного скучным и не слишком интересным для детей, которые только начали изучать иностранный язык. Усвоение фонетического материала проходит гораздо легче и интереснее при условии использования фонетических игр, скороговорок, рифмовок, в которых повторяется определенный звук и отрабатывается его артикуляция.

Фонетические игры-упражнения способствуют тренировке произношения английских звуков, установлению правильной артикуляции органов речи при произношении отдельных звуков, орфоэпически правильном и четком чтении.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самые скучное занятие приобретает захватывающую форму. Особенно это касается аспекта обучения фонетики иностранного языка. Среди игр, направленных на лучшее восприятие именно фонетических особенностей иностранного языка различают: - игры на формирование правильной артикуляции звуков английского языка; - игры на формирование навыков фонематического слуха - игры, которые способствуют лучшему усвоению транскрипционных знаков.

Вот примеры некоторых игр. • Сказка о Mr. Tongue

Цель: формировать правильную артикуляцию звуков английского языка. Дети очень любят сказки, и если их познакомить с их английским другом Mr. Tongue, который будет помогать им правильно произносить звуки, к тому же отметить, что урок английского языка – это единственный урок, где учителю можно показать язык (имеются в виду звуки [ð], [и]), дети с удовольствием воспроизводят звуки. Эту сказку можно использовать на уроках английского языка как полностью, так и частично. Дети, Mr. Tongue– это ваш друг, который будет вам помогать. У него очень хорошее произношение, потому что он – англичанин. Давайте попробуем произнести звуки так, как это делает он. Утром Mr. Tongue проснулся, встал, открыл шторы на окне [w] - [w]. Погода была прекрасная, он воскликнул [a:], [ɔ:]. Решил убрать в комнате, выбить ковры [p] - [b]. Немного поработал пылесосом [t] - [d], протер зеркало [h] - [h]. Позавтракал и решил попить чаю, но он был горячий. Mr. Tongue подул [f] - [v]. Пошел на прогулку после завтрака. На дворе увидел птичку, которая звала птенцов: [vi:] - [vi:] - [vi:]. Под деревом сидела мать-свинья с поросятами и звала их: [wi] - [wi] - [wi]. Навстречу ему выбежала злая собака и зарычала: [r] - [rrrr], Mr. Tongue сказал в ответ [brr]. Он топнул ногой, и собака убежала. Вдруг подползла змея и зашипела: [ʃ] - [ʃʃʃ]. она сломала зуб и зашипела: [и] - [ð]. Mr. Tongue улыбнулся и пошел домой, где его ждали дела .

Рифмовки могут использоваться при введении нового фонетического

материала и при его повторении, а также во время фонетических зарядок. На начальном этапе к рифмовкам можно обращаться для обработки звуковой стороны речи. Урок обычно начинается с фонетической зарядки, куда очень часто включаются рифмовки. Они служат своеобразным отдыхом для детей. Рифмовки помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить классу специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для учащихся. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается.

Можно предложить, например, такие рифмовки для отработки звука [ð]:

This is my mother,

This is my father,

This is my sister,

This is my brother,

This is my uncle,

This is my aunt Lily,

This is my cousin,

And this is me.

Например, рифмовка для работы со звуками [w], [v]:

William always wears a very warm wollen vest in winter, Victor however will never wear wollen underwear even in the wild west.

Рифмовки используются также вместо отдельных слов и словосочетаний, в которых содержится изучаемый фонетический материал:

[ai]

My kite is white;

My kite is light,

And it can fly

High in the sky.

[f], [s]

She sells seashells on the seashore.

The shells she sells are seashells, I am sure.

Итак, рифмовки являются одним из методических приемов лучшего запоминания лексических единиц и грамматических структур. Они хорошо запоминаются детьми, органично входят в речь. Рифмовки помогают младшим школьникам быстро изучить иностранный язык и более глубоко усвоить новый материал.

Современные технологии обучения – это способы реализации учебной программы, которые предусматривают разнообразие форм, методов, средств обучения, благодаря которым наиболее эффективно достигаются ранее поставленные цели, которые соответствуют интенсивно развивающемуся современному обществу.

Сегодня, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы и формы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, свою индивидуальность.

Технические средства обучения (ТСО) применяются в педагогических системах относительно давно. Изначально они представляли собой обыкновенные проекторы с набором прозрачных «слайдов», изображение с которых подавалось на экран из белой ткани. Однако на сегодняшний день технологии шагнули далеко вперед и ТСО прочно вошли в ряд систем обучения, в том числе иностранным языкам. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке, а именно:

- делать занятия более наглядными;

-повышать интенсивность учебного процесса;

- обеспечивать моментальную обратную связь;

- формировать устойчивую мотивацию;

- активизировать мыслительные способности;

- привлекать к работе пассивных учеников;

- формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность;

- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;

- реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению.

Проектная методика так же является одним из инновационных методов, который оказывает положительное влияние на воспитательнообразовательный процесс. Метод проектов направлен на создание условий для развития индивидуальных особенностей и способностей детей, на творческое мышление и интеллектуальное совершенствование обучающихся.

Он ориентирует ребят на самостоятельную, парную или групповую деятельность и активизацию обучения, при которой реализуется творческий подход по решению поставленной задачи. Происходит социализация личности, стимулируется инициативность, растѐт творческий потенциал ученика. Ценным является объединение индивидуальных заданий с элементами коллективного поиска, развитие коммуникативных способностей. Ученик учится самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свои знания и действия.

Выделяют три типа проектов: 1. Групповой проект. Исследование проводит вся группа, а каждый ученик отвечает за изучение определѐнного раздела выбранной темы. 2. Мини-исследование. Проводится индивидуальный социологический опрос с использованием различных видов анкетирования и интервью. 3. Проект на основе изучения литературных источников.

Как практика показывает, еще одним стимулом, который повышает интерес учащихся к изучению английского языка, являются уроки, проводимые в форме дискуссий и соревнований, таких как «КВН», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т.д. Здесь у обучающихся появляется возможность попрактиковаться в устной речи, а также реально оценить уровень своего английского, что подстѐгивает многих к углублению своих знаний языка. Для того чтобы ученики развивались в таком направлении, необходимо научить их самоанализу, самокритике, самовыражению.

Применение инновационных технологий предполагает самостоятельное решение учебных и творческих задач обучающимися через критическое переосмысление и приумножение знаний и умений; позволяет реализовать условия формирования у них познавательных универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении, включение эмоциональной сферы ребенка, личной заинтересованности ученика, совместного поиска истины, самооценивание, самокоррекцию, самодостаточность.

Инновационные технологии являются эффективным средством вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на уроке иностранного языка. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, учатся общаться друг с другом на уроке, слушать собеседника, помогать ему.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование фонетических

навыков в изучении иностранного языка занимает ключевое место.

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий

предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не

от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому

осмыслению через применение.

Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

В ходе нашего проекта мы решили следующие задачи:

-определили методику объяснения и отработки фонетических особенностей

иностранного языка, привели несколько примеров применения технологий

закрепления фонетических навыков с использованием современных

интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

Итак, мы поняли, что обучение фонетике на уроках английского является

непременным условием успешного формирования разных видов речевой

деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и

про себя).

Литература

1. Бурая, Е.А. Фонетика современного английского языка: Теоретический курс: Учебник / Е.А. Бурая. - М.: Академия, 2018. - 256 c.

2. Васильев, В.А. Фонетика английского языка: Практический курс / В.А. Васильев, А.Р. Катанская. - М.: Высшая школа, 2009. - 373 c.
3. Гогина, Н.А. Практическая фонетика английского языка и правила чтения слов в схемах и таблицах вводнокоррективный курс / Н.А. Гогина. - М.: ТрансЛит, 2012. - 64 c.

4. Евстифеева, М.В. Теоретическая фонетика английского языка. Лекции, семинары, упражнения / М.В. Евстифеева. - М.: Флинта, 2012. - 168 c.

5. Кошевая, И.Г. Фонетика английского языка в схемах и диаграммах: Практический курс: Учебное пособие / И.Г. Кошевая. - М.: Ленанд, 2014. - 168 c.
6. Свиридова, Л.К. Фонетика английского языка в схемах и диаграммах: Теоретический курс / Л.К. Свиридова. - М.: Ленанд, 2014. - 168 c.
7 . Хромов, С.С. Фонетика английского языка (IDO PRESS) / С.С. Хромов. - М.: КДУ, 2012. - 56 c.
8 . Шевченко, Т.И. Теоретическая фонетика английского языка / Т.И. Шевченко. - М.: Высшая школа, 2009. - 191 c.

Дополнительная литература

  • Блог одного из ведущих британских лингвистов и фонетистов Дэйвида Кристала. – URL:
  • Блог одного из ведущих британских фонетистов, автора произносительного словаря Дж. Уэллза. – URL:
  • Ресурс с чтением вслух небольших текстов на английском языке. – URL:
  • Ресурс с чтением вслух текстов информационного характера (новости) разных уровней изучения английского языка. – URL: #
  • Ресурс спонтанной английской речи. – URL:
  • Ресурс спонтанной английской речи. – URL:
  • Ресурс спонтанной английской речи. – URL:
  • Чтение вслух и текст книги Voices in the Park, автор – английский детский писатель Anthony Browne. – URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод синквейна как средство итоговой рефлексии при обучении английскому языку в образовательных организациях СПО.

В данной статье дается обзор поэтапного освоения обучающимися приемов написания синквейна - мощного средства рефлексии, самопознания и творческого самовыражения.Статья будет полезна преподавателям...

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме «Фонетика английского языка»

Тест состоит из 20 вопросов. Тема сложная и поэтому целисообразно применять ее и  для тех, кто только нначинает изучать английский язык, и для тех кто уже несколько лет его учит....

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

О роли фонетики в обучении иностранному языку на разных этапах овладения языком, о методах работы над фонетикой, приемах работы, этапах отработки фонетических единиц. Дается краткий анализ работы с фо...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: 21299 «Делопроизводитель»

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имеющих профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: 11695 «Горничная»

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: «Маляр строительный» (2 разряд)

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций

1. Определить методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного язык...